2. Общее устройство ракеты 9М37 ЗРК «Стрела-10»

 

1. Назначение, состав, основные характеристики ЗУР

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М37 предназначена для непосредственного уничтожения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей.

Поражение целей обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных курсах, а ночью – только на догонных курсах.

Ракета представляет собой беспилотный летательный аппарат, на борту которого установлены аппаратура управления, реактивный двигатель и боевая часть.

Тактико-технические характеристики ЗУР 9М37:

- калибр   -120 мм;

- длина ракеты - 2190 мм;

- размах крыльев - 360 мм;

- масса ракеты - 39,2 кг;

- масса ракеты с контейнером -70 кг;

- масса ракеты с контейнером в укупорке - 110 кг;

- масса боевой части - 3 кг;

- масса взрывчатого вещества - 1,1 кг;

- максимальная скорость полета ракеты - 700 м/с;

- средняя скорость полета ракеты - 550 м/с;

- время подготовки ракеты к пуску - 5 с;

- зона ограничения стрельбы в направлении Солнца - 20°;

- условия эксплуатации - в любое время года днем и ночью при температуре от -50°С до +50˚;

- вероятность поражения цели - 0,5 – 0,6.

2. Общее устройство ракеты

Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка», которая наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорционального сближения.

Состав ЗУР 9М37:

- планер;

- головка самонаведения;

- автопилот;

- боевая часть; 

- взрывательное устройство;

- реактивный двигатель;

- блок крена;

- бортовой источник питания.

Планер является несущей конструкцией ракеты и состоит из корпуса и аэродинамических поверхностей (рулей и крыльев). Корпус имеет цилиндрическую форму с конической головной частью и разделен на отсеки, в которых размещается аппаратура ракеты. Рули ракеты расположены в передней части, а крылья - в хвостовой части (схема «утка»).

Реактивный двигатель обеспечивает полет ракеты.

Головка самонаведения служит для автоматического сопровождения цели и выработки команд наведения ракеты на цель.   

Автопилот управляет рулями ракеты в соответствии с командами наведения.

Боевая часть и взрывательное устройство осуществляют непосредственное поражение воздушной цели.

Блок крена предназначен для ограничения угловой скорости вращения ракеты вокруг продольной оси.

Бортовой источник питания обеспечивает электрической энергией работу аппаратуры ракеты в полете.

Все вышеперечисленные элементы ракеты размещены в 5 отсеках:

- отсек 1 – головка самонаведения;

- отсек 2 – автопилот и контактный датчик цели взрывательного устройства;

- отсек 3 – боевая часть, предохранительно-исполнительный механизм взрывательного устройства и бортовой источник питания;

- отсек 4 – неконтактный датчик цели взрывательного устройства;

- отсек 5 – двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.

Собранная ракета помещается в металлический контейнер (рис. 1). 

 

2-1.png

Рис. 1. Компоновка ЗУР 9М37.

3. Принцип действия ракеты при подготовке к пуску, пуске, в полете и при встрече с целью

При подготовке к пуску с аппаратуры запуска БМ на ракету последовательно выдаются питающие напряжения и сигналы для запуска и работы необходимых систем и узлов.

После наведения оператором пусковой установки с ракетами на цель, выдается команда на открывание передней крышки контейнера первой ракеты.

Головка самонаведения захватывает цель и осуществляет слежение за ней. Аппаратура запуска вырабатывает и выдает в автопилот ракеты сигналы, обеспечивающие при необходимости стрельбу на встречном или догонном курсе, по малоскоростной и низколетящей цели.

Для пуска ракеты при устойчивом слежении ГСН за целью оператором с аппаратуры запуска выдается команда ПУСК.

По этой коман­де начинает работу блок питания ракеты и газогенератор канала крена. После выхода блока питания на рабочий режим через 1,1 с, подается сигнал на запуск двигательной установки ракеты. За счет давления газов, образующихся при ее работе и истекающих через сопло, выключается  ме­ханизм стопорения ракеты в контейнере.

Под действием тяги двигателя ракета движется по контейнеру, при этом отрезными устройствами перерезаются переходной трубопро­вод, подводящий азот к ГСН для охлаждения, и жгут электрических проводов, соединяющий ра­кету с контейнером.

Ракета теряет связь с контейнером, переходит на бортовое электропитание от блока питания и начинает самостоятельный полет.

В полете происходит автоматическое наведение ракеты на цель по сигна­лам ГСН, по которым автопилот вырабатывает команды управления рулями.

В полете последовательно снимаются три ступени предохра­нения взрывательного устройства, и на удалении 250 м от БМ оно перево­дится в боевое положение.

Вращение ракеты относительно продольной оси ограничивается блоком крена.

При встрече ракеты с целью по сигналу, выдаваемому контактным датчиком цели, а при промахе до 4 м - по сигналу неконтактного датчика цели, срабатыва­ет боевая часть и осуществляется поражение цели.

В случае промаха более 4 м по истечении 16 секунд полета взрывательное устройство переводится в безопасное положение, и ракета падает на землю, не взрываясь.

В полете ракета наводится на цель по методу пропорционального сближения (рис. 2.2). Рассмотрим его более подробно. 

 

2-2.png

Рис. 2.2. Метод пропорционального сближения

При этом методе во все время наведения ракеты на цель угловая скорость поворота вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ. Проще говоря, угол поворота ракеты пропорционален углу поворота направления на цель - отсюда и название метода.

На рис. 2.3 показано понятие угловой скорости вращения линии ракета-цель. Эта линия соединяет две точки – ракету и цель и в момент времени t1 имеет определенное направление. Через 5 секунд цель перемещается в другую точку t2, и соответственно вращается линия РАКЕТА-ЦЕЛЬ. В нашем примере она переместилась на угол 40°. Таким образом, угловая скорость вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ Vуц будет равна 8°/с.

 

2-3.png

Рис. 2.3. Понятие угловой скорости линии ракета-цель

 

2-4.png

Рис. 2.4. Понятие угловой скорости поворота вектора скорости ракеты

Понятие угловой скорости поворота вектора скорости ракеты изображено на рис. 2.4. В момент времени t1 вектор скорости ракеты имеет угол поворота относительно горизонта 60°. Через 5 секунд полета в момент t2 за счет действия рулей вектор скорости ракеты развернулся уже на угол 40°. Таким образом, угловая скорость поворота вектора скорости ракеты Vур составила 4°/с.  

В приведенном примере соотношение угловых скоростей составило 0,5 (4°/сек / 8°/сек = 0,5). Этот коэффициент К постоянен во время всего наведения ракеты на цель, т.е. угловая скорость поворота вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ:

Vур = К · Vуц.

Таким образом, на какую угловую величину переместится цель в пространстве, на аналогичную величину развернется ракета в направлении цели.

Если в момент пуска правильно введено угловое упреждение и ракета будет направлена не в цель, а в точку встречи, то траектория полета будет практически прямолинейная, что увеличивает вероятность поражения цели. В этих условиях большую роль играет умение операторов комплекса вводить рекомендованные углы упреждения при пуске ракет.

4. Назначение, состав, основные характеристики и принцип действия ЗУР 9М31

Зенитная управляемая ракета 9М31 предназначена для непосредственного уничтожения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей.

Как и ЗУР 9М37, ракета 9М31 - одноступенчатая, малогабаритная, твердотопливная, выполнена по аэродинамической схеме «утка», наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорционального сближения.

В состав ракеты 9М31 входят те же элементы, что и в ракете 9М37, однако отсутствует блок крена.

Сравнительные характеристики ЗУР 9М37 и 9М31

 

Характеристика

9М37

9М31

Вес ракеты 

39,2 кг

30,5 кг

Вес ракеты в контейнере

70 кг

55 кг

Вес ракеты в контейнере в укупорке

110 кг

95 кг

Калибр ракеты

0,12

0,12 м

Размах крыльев

0,36 м

0,36 м

Длина ракеты

2,2 м

1,8 м

Макс. скорость полета ракеты

700 м/с

530 м/с

Скорость полета ракеты

550 м/с

420 м/с

Масса боевой части ракеты

3 кг

2,75 кг

Масса взрывчатого вещества

1,1 кг

1 кг

Зона ограничения стрельбы в направлении Солнца

20°

25°

 

Устройство ракеты.

По общему устройству, компоновке и принципу действия ракета 9М31 аналогична ракете 9М37, но имеется ряд существенных отличий:

- ГСН имеет только один канал наведения – фотоконтрастный, поэтому в ракете отсутствуют устройства и элементы, обеспечивающие работу ИК-канала (фотоприемник ИК-канала, система азотного охлаждения ИК-канала ГСН, на контейнере отсутствует металлический нож для среза трубопровода подвода азота при старте ракеты);

- отсутствует канал крена; вращение ЗУР по крену ограничивается  роллеронами - небольшими рулями на крыльях, внутри которых вмонтированы диски; на диск намотан тросик, закрепленный на контейнере; при старте роллероны раскручиваются тросиком аналогично пуску лодочных моторов; в полете быстровращающиеся диски разворачивают роллероны таким образом, что возникающая аэродинамическая сила затормаживает креновое вращение ракеты;

- в автопилоте отсутствует блок астатизма и селекции помех (обеспечение сопровождения ГСН цели при кратковременном ее пропадании и  автоматической отстройки ГСН от тепловых помех);

- боевая часть осколочного типа, вес осколков – 2,6 г (в ЗУР 9М37 – стержневого типа с весом стержней 9 г).

Принцип действия ракеты при подготовке к пуску, пуске, в полете и при встрече с целью.

Принцип действия ракет 9М31 и 9М37 аналогичен.

При подготовке к пуску с аппаратуры запуска БМ на ракету последовательно выдаются питающие напряжения и сигналы для запуска и работы необходимых систем и узлов.

После наведения оператором пусковой установки с ракетами на цель, выдается команда на открывание передней крышки контейнера первой ракеты.

Головка самонаведения захватывает цель и осуществляет слежение за ней.

Для пуска ракеты при устойчивом слежении ГСН за целью оператором с аппаратуры запуска выдается команда ПУСК.

По этой коман­де начинает работу блок питания ракеты. После выхода блока питания на рабочий режим через 1,1 секунды, подается сигнал на запуск двигательной установки ракеты. За счет давления газов, образующихся при ее работе и истекающих через сопло, выключается  ме­ханизм стопорения ракеты в контейнере.

Под действием тяги двигателя ракета движется по контейнеру, при этом отрезным устройством перерезается жгут электрических проводов, соединяющий ра­кету с контейнером.

Ракета теряет связь с контейнером, переходит на бортовое электропитание от блока питания и начинает самостоятельный полет.

В полете происходит автоматическое наведение ракеты на цель по сигна­лам с ГСН, по которым автопилот вырабатывает команды управления рулями.

В полете последовательно снимаются три ступени предохра­нения взрывательного устройства, и на удалении 250 м от БМ оно перево­дится в боевое положение.

При встрече ракеты с целью по сигналу, выдаваемому контактным датчиком цели, а при промахе до 4 метров - по сигналу с неконтактного датчика цели, срабатыва­ет боевая часть и осуществляется поражение цели.

В случае промаха более 4 метров по истечении 16 секунд полета взрывательное устройство переводится в безопасное положение, и ракета падает на землю, не взрываясь.

zvezda.png

Тестовое задание

Калибр ракеты 9М37 составляет:
110 мм.
115 мм.
120 мм.
130 мм.
Максимальная скорость полета ракеты 9М37 составляет:
500 м/с;
600 м/с;
700 м/с;
800 м/с.
Средняя скорость полета ракеты 9М37 составляет:
500 м/с;
550 м/с;
600 м/с;
650 м/с.
Масса ракеты 9М37 составляет:
36,5 кг.
37,2 кг.
38,5 кг.
39,2 кг.
Отсек №2 ракеты 9М37 это:
Головка самонаведения ракеты.
Боевая часть, предохранительно-исполнительный механизм взрывательного устройства и бортовой источник питания.
Автопилот и контактный датчик цели.
Неконтактный датчик цели взрывательного устройства.
Отсек №4 ракеты 9М37 это:
Двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.
Неконтактный датчик цели взрывательного устройства.
Головка самонаведения.
Боевая часть, предохранительно-исполнительный механизм взрывательного устройства и бортовой источник питания.