1. Общее устройство ЗРК «Стрела-10»
1. Назначение, состав и тактико-технические характеристики комплекса
Зенитный
ракетный комплекс «Стрела-10»
предназначен для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов,
крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 3500 м, дальностях
от 800 до 5000 м, при курсовых параметрах до 3000 м (рис.
1).
Комплекс обеспечивает уничтожение воздушных целей,
летящих со скоростями до 420 м/с на встречных и до 310 м/с на догонных
курсах.
В состав
комплекса входят:
боевые
средства:
- боевая машина (БМ) 9А34 (9А35);
- зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М37;
Рис. 1.
Боевые машины ЗРК «Стрела-10» на параде.
средства
технического обслуживания:
- контрольно-проверочная машина (КПМ)
9В839;
- машина технического обслуживания (МТО)
9В915;
- система внешнего электропитания
9И111;
учебно-тренировочные средства:
- тренажер 9Ф624;
- аппаратура контроля оператора
9Ф75;
- учебно-действующие ракеты 9Ф918;
- габаритно-весовые макеты ракет
9Ф83.
Тактико –
технические характеристики ЗРК «Стрела-10»:
- комплекс обеспечивает стрельбу с места, с коротких
остановок и в движении со скоростью до 30 км/час по целям на встречном и
догонном курсе;
- дальность поражения целей – от 800 до 5000
м;
- высота поражения цели – от 25 до 3500
м;
- скорость поражаемых целей:
- на встречных курсах – до 420 м/с;
- на догонных курсах – до 310 м/с;
- вероятность поражения цели одной ракетой – 0,5 -
0,6;
- боевой комплект (на пусковой установке) – 4 ракеты
(кроме этого, в кормовой части БМ перевозится еще один боевой комплект – 4
ракеты);
- время перевода ЗРК из походного положения в боевое –
20 с;
- время свертывания ЗРК с готовностью к маршу – 2-3
мин;
- время заряжания БМ четырьмя ракетами – 3
мин;
- максимальная скорость
передвижения:
- по шоссе – 60 км/час;
- по бездорожью – 40 км/час;
- на плаву – 5-6 км/час;
- масса БМ с экипажем и боекомплектом – 12 000
кг;
- экипаж – 3 человека.
2. Краткая характеристика элементов
комплекса
Боевая машина
9А34 (9А35) предназначена для
размещения, подготовки и пуска
ракет (рис. 2).
БМ представляет собой многоцелевой тягач легкий
бронированный (МТ-ЛБ), на котором размещены:
- пусковая установка (ПУ) с четырьмя
направляющими;
- электрический привод пусковой
установки;
- аппаратура запуска (АЗ);
- средства прицеливания (визир грубой наводки и
оптический визир);
- пассивный радиопеленгатор (ПРП);
- аппаратура оценки зоны (АОЗ);
- наземный радиолокационный запросчик
(НРЗ);
- средства связи и целеуказания:
- радиостанция Р-123;
- аппаратура связи;
- аппаратура приема целеуказаний (АПЦ);
- аппаратура реализации целеуказаний (АРЦ);
- танковая навигационная аппаратура ТНА-3;
- указатель азимута;
- электрооборудование.
На вооружении
зенитного ракетного взвода состоят три
БМ 9А34 и одна БМ 9А35 – машина командира взвода.
БМ 9А35 отличается от БМ 9А34 тем, что на ней установлен
пассивный радиопеленгатор. На каждой БМ имеется 7,62-мм пулемет с боекомплектом
1000 патронов.
Рис.2.
Боевая машина 9А34.
Ракета
9М37 предназначена для поражения
воздушных целей. Представляет собой самонаводящуюся на цель твердотопливную
ракету. Наводится с помощью головки самонаведения, которая имеет два канала
наведения - фотоконтрастный и инфракрасный.
Ракета помещена в контейнер, который выполняет функции
направляющей при пуске ракеты, а также защищает ракету от механических
повреждений и атмосферных воздействий (рис. 3).
Рис. 3.
Ракета 9М37 и контейнер.
Контрольно-проверочная машина (КПМ)
9В839 на базе автомобиляГАЗ-66служит
для контроля основных параметров ракет 9М37 (рис. 4).
Рис. 4.
Контрольно-проверочная машина 9В839.
Машина
технического обслуживания (МТО) 9В915
на базе ГАЗ-66предназначена для обслуживания, ремонта и проверки аппаратуры
БМ.
Система
внешнего электропитания 9И111 (рис. 5)
служит для обеспечения электроэнергией БМ при обслуживании и боевой работе. К
9И111 одновременно подключаются 4 БМ.
Рис. 5.
Система внешнего электропитания 9И111.
Тренажер
9Ф624 служит для обучения операторов
боевой работе и их тренировки (рис. 6).
Аппаратура
контроля оператора 9Ф75 предназначена
для контроля за действиями оператора при проведении боевых и учебных
стрельб.
Рис. 6.
Тренажер 9Ф624
Учебно-действующие ракеты 9Ф918 служат для тренировки расчетов по реальным и
имитируемым целям. Отличаются от боевых ракет отсутствием боевых частей,
двигательных установок и запальных цепей.
Габаритно-весовые макеты ракет 9Ф83 применяются при тренировке заряжания и разряжания БМ и
выполнения других нормативов боевой работы.
3. Принцип действия комплекса «Стрела-10». Боевой
расчет
В ЗРК «Стрела-10» реализован принцип «выстрелил – забыл» и применена
пассивная система самонаведения. Основным элементом комплекса является головка самонаведения (ГСН) ракеты.
Двухканальная ГСН принимает лучистую энергию от контрастной на фоне неба цели
или ее инфракрасную энергию. По этим сигналам в ракете определяются
характеристики и параметры движения цели и вырабатываются команды наведения, по
которым ракета наводится на цель.
Работа комплекса заключается в следующем (рис. 7).
Рис. 7.
Принцип работы ЗРК «Стрела-10».
При получении целеуказания или самостоятельном
визуальном обнаружении воздушной цели оператор наводит пусковую установку с
ракетами на цель, используя электрические приводы наведения в вертикальной и
горизонтальной плоскостях.
Одновременно подается питание на первую
ракету и открывается передняя крышка контейнера. ГСН ракеты захватывает
воздушную цель, пусковая установка осуществляет ее автоматическое сопровождение.
НРЗ производит запрос государственной принадлежности
цели. Аппаратура оценки зоны оценивает параметры движения цели. В момент входа
цели в зону пуска в оптическом визире оператора загорается лампочка ЗОНА, что
является разрешением на пуск ракеты.
Оператор пускает ракету.
В полете обеспечивается автономное наведение ракеты на
цель. При попадании ракеты в цель или промахе до 4 м срабатывает взрывательное
устройство, подрывается боевая часть, цель поражается осколками и ударной
волной. При промахе более 4 м через 16 секунд полета взрывательное устройство
блокируется, и ракета падает на землю.
Боевой расчет
БМ «Стрела-10»состоит из трех человек:
командира БМ, оператора и механика-водителя.
Обязанности расчета определены Правилами стрельбы и
боевой работы подразделений, вооруженных зенитными ракетными комплексами
«Стрела-10».
Командир
боевой машины обязан:
- поддерживать постоянную боевую готовность расчета и
принимать меры к восстановлению боевой готовности;
- руководить работой расчета по подготовке БМ к
стрельбе;
- оценивать готовность БМ к стрельбе и докладывать
командиру подразделения;
- организовать непрерывное наблюдение за воздушной и
наземной обстановкой;
- в совершенстве знать огневые возможности,
материальную часть БМ и правила ее эксплуатации;
- знать основные характеристики самолетов (вертолетов)
противника и своей авиации;
- знать правила стрельбы и принимать своевременное
решение на уничтожение воздушных целей в любых условиях боевой
обстановки;
- принимать целеуказание с командирского пункта, а при
его отсутствии самостоятельно выбирать цели для обстрела;
- назначать расход ракет и вид
огня;
- докладывать командиру подразделения об
обнаруженных целях, их характеристиках, о результатах стрельбы и расходе
ракет;
- при боевой работе в случае необходимости заменять
оператора и выполнять его обязанности;
- руководить перемещением и маневром БМ в соответствии с
указаниями командира подразделения;
- обеспечивать своевременное заряжание БМ
ракетами.
Старший
оператор обязан:
- знать огневые возможности, материальную часть БМ и
правила ее эксплуатации;
- знать основные характеристики самолетов (вертолетов)
противника и своей авиации;
- непрерывно вести наблюдение за воздушным
противником в назначенном секторе, своевременно обнаруживать и опознавать
воздушные цели;
- определять данные для стрельбы;
- правильно выбирать канал работы ГСН и способ
сопровождения цели;
- проверять качество захвата ГСН цели и определять
момент пуска ракеты;
- знать правила стрельбы, размеры зон пуска и уничтожать
обнаруженные цели в любых условиях боевой обстановки;
- точно выполнять указания по ведению
огня;
- наблюдать за результатами стрельбы и учитывать опыт
предшествовавших стрельб;
- следить за расходом ракет и своевременно докладывать
командиру БМ.
Механик-водитель обязан:
- выдерживать установленное место в походных и боевых
порядках подразделения, умело преодолевать заграждения, естественные
препятствия, а также водные преграды на плаву;
- вести БМ в соответствии с указаниями командира БМ и
условиями местности, обеспечивать при движении наилучшие условия для
ведения огня;
- осуществлять выход из колонны для обеспечения стрельбы
с короткой остановки;
- проводить техническое обслуживание машины и системы
электропитания;
- своевременно производить заправку машины горючим и
охлаждающей жидкостью;
- своевременно обнаруживать и устранять неисправности
машины и системы электропитания;
- по указанию командира БМ вести наблюдение за воздушным
противником и докладывать об обнаруженных целях;
- докладывать командиру БМ о наличии горючего, смазочных
материалов и неисправностях.
Весь личный состав боевого расчета должен знать
тактико-технические характеристики СВН вероятного противника, а также своей
авиации и уметь пользоваться средствами внутренней и внешней связи,
приборами наблюдения, аппаратурой противоатомной защиты и навигационной
аппаратурой.
Номера расчета БМ должны знать правила обращения с
ракетами в контейнерах, умело производить заряжание и разряжание
БМ.
4. Меры безопасности при работе на
комплексе
Меры
безопасности при боевом использовании
ЗРК БД «Стрела-10».
1. К эксплуатации ЗРК «Стрела-10» допускаются только
лица, твердо знающие устройство, правила эксплуатации и меры безопасности при
работе на комплексе.
2. ЗРК БД «Стрела-10» обеспечивает пуск ракет с суши.
Стрельба на плаву запрещается.
3. При всех работах с заряженной БМ не допускается
нахождение посторонних людей, боеприпасов, взрывчатых и горючих веществ в
радиусе 25 м от БМ.
4. Не допускается проведение работ без штатных
противопожарных средств.
5. Следить за тем, чтобы крышки люков командира и
механика-водителя находились в одном из фиксированных положений - закрытом (рис.
1) или открытом (рис. 2).
Рис. 1. Крышки люков командира БМ и механика-водителя в закрытом фиксированном положении.
Рис. 2. Крышки люков
командира БМ и механика-водителя в открытом фиксированном
положении.
6. При переводе ПУ из походного положения в боевое не
разрешается нахождение людей на крыше и в непосредственной близости от
люльки.
7. Заряжание и разряжение БМ следует производить в
походном положении ПУ, при этом необходимо проявить особую осторожность в дождь
и снегопад. Открытые крышки кормовых люков фиксировать
тягами.
8. При обледенении крыши заряжание следует проводить
только в походном положении.
9. Перед заряжанием и разряжением БМ убедится в том, что тумблеры 24 В и
28 В на пульте оператора выключены (рис. 3).
Рис. 3.
Пульт оператора.
10. Тумблер УЧЕБНЫЙ - БОЕВОЙ на пульте оператора должен
находиться в положении УЧЕБНЫЙ и переводиться в положение БОЕВОЙ только по
команде старшего начальника перед пуском ракеты
11. В случае появления неприятного запаха или дыма
внутри БМ после пуска ракеты, включить на 2-3 минуты ФВУ или
вентиляторы.
Запрещается:
- устанавливать тумблер БОЕВОЙ - ДЕЖУРНЫИ на пульте
оперативного управления в положение БОЕВОЙ
в походном положении ПУ (рис. 4);
Рис. 4.
Пульт оперативного управления.
- держать ракету на занятиях в режиме БОРТ более 10
минут, а при температуре воздуха выше + 30°С - более 5 минут;
- касаться штыревой антенны (рис. 5) и производить ее
замену при включенной радиостанции Р-123М;
- при работе аппаратуры оценки зоны на излучение держать
люки БМ открытыми и находиться ближе 100 м в направлении
излучения;
- производить замену отдельных блоков аппаратуры БМ,
извлекать блоки из корпусов, отсоединять электрические разъемы, шланги и при
включенном общем питании или на отдельной включенной
аппаратуре;
- при работе на излучение держать люки командира БМ и
механика-водителя в открытом состоянии;
- находиться в зоне ближе 100 м в направлении излучения
(при работе АОЗ);
- производить ремонт блоков аппаратуры БМ внутри машины
(кроме замены предохранителей и ламп);
- производить замену предохранителей, осветительных и
сигнальных ламп при включенном питании, ставить предохранители, превышающие их
указанный номинал, или пользоваться самодельными
предохранителями;
- нарушать предусмотренные режимы работы аппаратуры
запуска, радиопеленгатора и ракеты;
- включать напряжение питания при снятых крышках
приборов;
Рис. 5.
Боевая машина 9А34М.
- подстраивать элементы схем приборов отвертками с
неизолированными ручками.
- производить резкие удары по корпусу и сильные толчки
снаряженного контейнера;
- поднимать и переносить ракету одному
человеку;
- устанавливать на люльку ракеты в контейнерах после их
падения и ударов. Такие ракеты подлежат перепроверке согласно инструкции по
эксплуатации ракеты.
- производить любые электромонтажные и ремонтные работы
при наличии боевых ракет на направляющих;
- включать и выключать аппаратуру без указаний командира
подразделения;
- производить работы с боевой ракетой при неисправной
аппаратуре запуска, блокировок пусковой установки или системе
электропитания;
- во время движения машины механику-водителю необходимо
учитывать габариты комплекса и осторожно преодолевать места, имеющие ограничения
по высоте. При возможности такие места надо объезжать или переводить ПУ в
походное положение.
Действия экипажа в аварийных
ситуациях:
Аварийными
ситуациями являются:
- возникновение пожара на машине;
- несход ракеты после нажатия кнопки СЛЕЖЕНИЕ-ПУСК до
второго упора;
- отказ приборов наведения;
- отказ источников питания боевой
машины;
- отказ одного из блоков аппаратуры
запуска;
- отказ одного из блоков аппаратуры оценки
зоны.
В аварийных ситуациях действия подчинены приказам
командира БМ.
В случае
возникновения пожара на машине
необходимо произвести аварийный сброс ракет, так как они могут угрожать
безопасности экипажа. Если боевая машина находится в походном положении,
решается вопрос о переводе ее в боевое положение в зависимости от места очага,
пожара и возможности быстрого снятия контейнеров с пусковой установки и
машины.
Боевые ракеты внутри машины эвакуируются в зависимости
от обстановки, если же очаг пожара не удается ликвидировать, необходимо срочно
покинуть машину и укрыться в безопасном месте.
В случае
несхода ракеты после нажатия кнопки
СЛЕЖЕНИЕ-ПУСК до первого упора необходимо выключить аппаратуру и находиться на
рабочих местах не менее 15 мин. По истечении 15 мин. перевести пусковую
установку в походное положение и снять неисправную ракету в контейнере с
направляющих.
В случае
отказа приводов наведения необходимо
включить на ПО тумблеры 24 В, 28 В (рис.3) и выключатель массы АКБ ПУ, выявить
неисправность и устранить ее.
Аварийный сброс ракет.
В случае необходимости аварийного сброса (пуска) ракет,
находящихся на люльке ПУ, следует производить его в ручном режиме переключения
постов, в боевом положении ПУ, в безопасном направлении и при угле возвышения ПУ
не более 3-50 путем последовательного пуска ракет с проведением нижеследующих
операций:
- закрыть входные люки;
- включить выключатель массы АКБ
ПУ;
- установить на пульте оператора (рис. 6) переключатель РОД РАБОТЫ в одно
из положений 1,2,3,4 в зависимости от номера поста с которого производят
сброс;
- снять на ПО пломбу с крышки тумблера РЕЖИМ и
установить его в положение БОЕВОЙ;
- включить на ПО тумблеры 24 В, 28 В, переключить ФОН
установить в положение 3, должны загореться транспарант БОЕВОЙ, транспарант с
номером включенного поста, лампа подсветки шкалы вольтметра и лампы КОНТР.ПЗ.
ОХЛ. I, II;
- установить на ПО переключатель ПРИВОД - ВЫКЛ.- РУЧНОЕ
в положение ПРИВОД, нажать гашетку включения привода и навести ПУ по направлению
пуска;
Рис. 6.
Пульт оператора.
- отпустить гашетку включения привода на пульте
наведения (рис. 7,8), ПУ должна затормозиться.
Рис. 7. Пульт наведения ПН.
Рис. 8. Пульт наведения ПН
(вид сбоку).
- снять пломбу и открыть крышку на ПО с надписью СБРОС
нажатием на рычаг. Должна открыться передняя крышка контейнера с ракетой
включенного поста;
- нажать на ПО кнопку СБРОС. Произойдет сброс ракеты и
погаснет транспарант с номером включенного поста, а также лампы
КОНТР.ПЗ.ОХЛ.1,П
В случае падения ракеты в контейнере на крышу машины, необходимо принять меры для ее сбрасывания на землю. Для чего, не открывая люков и стекла оператора, сделать несколько рывков машиной из стороны в сторону или придать ей крен не более 25°.
Тестовое задание
для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 4500 м, дальностях от 800 до 5000 м, при курсовых параметрах до 3000 м
для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 4500 м, дальностях от 800 до 6000 м, при курсовых параметрах до 3000 м
для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 3500 м, дальностях от 800 до 6000 м, при курсовых параметрах до 3000 м
боевые; материального обеспечения; учебно-тренировочные
боевые; технического обслуживания; учебно-действующие
боевые; технического обслуживания; учебно-тренировочные
командира БМ, оператора, механика
командира БМ, оператора поиска дальности, механика-водителя
командира БМ, оператора поиска дальности, механика
до 310 м/с
до 810 м/с
до 520 м/с
боевая машина; аппаратура контроля оператора;
боевая машина; габаритно-весовые макеты ракет
боевая машина; контрольно-проверочная машина
до 310 м/с
до 810 м/с
до 520 м/с
0,6 - 0,7
0,8 - 0,9
0,9 – 1,0
зенитная управляемая ракета; машина технического обслуживания; аппаратура контроля оператора
контрольно-проверочная машина; машина технического обслуживания; система внешнего электропитания
контрольно-проверочная машина; машина технического обслуживания; аппаратура контроля оператора
80 км/час
60 км/час
40 км/час
80 км/час
60 км/час
40 км/час
тренажер; зенитная управляемая ракета; учебно-действующие ракеты; габаритно-весовые макеты ракет
тренажер; аппаратура контроля оператора; учебно-действующие ракеты; система внешнего электропитания
тренажер; аппаратура контроля оператора; учебно-действующие ракеты; зенитная управляемая ракета
5-6 км/час
6-7 км/час
7-8 км/час
Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ)
Гусеничная машина ГМ-575
Урал-375
6 ракет
8 ракет
4 ракеты
6 ракет
10 ракет
4 ракеты