17. Устройство ЗРК ближнего действия

 

1. Назначение и устройство сцепления

Силовая передача (трансмиссия) служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам машины.

Силовая передача состоит из главного фрикциона (сцепления), промежуточного редуктора, центральной карданной передачи, главной передачи и бортовых передач.

Главный фрикцион (сцепление) (рис.1) - двухдисковый, сухого трения, постоянно замкнутый, предназначен:

для отключения двигателя от главной передачи во время пере­ключения передач, при резком торможении машины и при пуске двигателя;

для плавной передачи нагрузки на двигатель при трогании с места машины;

для предохранения деталей двигателя и силовой передачи от поломок при резком изменении числа оборотов коленчатого вала двигателя или резком изменении нагрузки на ведущих колесах гусеничных движителей. 

 

17-01.png

Рис. 1. Сцепление:

1 - картер маховика; 2 - маховик; 3 - средний ведущий диск; 4 - диск нажимной; 5 - пружина; 6 - валик выключения с рычагом; 7 - вилка включения; 8 - муфта; 9 - подшипник; 10 - кольцо упорное; 11 - рычаг оттяжной; 12 - болт регулировочный с контргайкой; 13 - диски ведомые; 14 - пружина отжимная

Выключается главный фрикцион с места механика-водителя с помощью привода управления (рис. 2).

При нажатии на педаль сцепления вал педали поворачивается и через рычаг перемещает тягу (рис. 3). Тяга через рычаг выключения сцепления поворачивает валик и вилку выключения. Муфта выключения с подшипником перемещает упорное кольцо и оттяжные рычаги в сторону маховика двигателя. Рычаги отводят нажимной диск. Под действием пружин ведущий диск отходит, освобождая ведомые диски, и главный фрикцион выключается. 

 

17-02.png

Рис. 2. Место механика-водителя

 

17-03.png

Рис. 3. Привод управления сцеплением:

1 – педаль сцепления; 2 – вал педали; 3 – рычаг; 4 – двуплечие рычаги; 5 – тяги; 6 – вилка; 7 – тяга сцепления.

Механизм выключения должен обеспечить величину полного хода муфты выключения не менее 18,2 мм с учетом свободного хода 3,2-4 мм.

Промежуточный редуктор служит для отбора мощности на водооткачивающий насос. Включение осуществляется с помощью рычага на редукторе.

Центральная карданная передача (рис. 4) служит для передачи крутящего момента от вала промежуточного редуктора к первичному валу главной передачи без нарушения равномерности вращения вала главной передачи. 

 

17-04.png

Рис. 4. Центральный карданный вал

2. Назначение и устройство главной и бортовой передачи

Главная передача (рис.5) - двухпоточная, предназначена:

для изменения тягового усилия на ведущих колесах при постоянном крутящем моменте на коленчатом валу двигателя;

для изменения скорости движения при постоянном числе оборотов коленчатого вала двигателя;

для разъединения двигателя с силовой передачей при пуске двигателя и работе его на остановках;

для обеспечения поворота машины.

 

17-05.png

Рис. 5. Главная передача

Главная передача установлена в носовой части машины на опорах, приваренных к днищу. Она состоит из конической пары, коробки передач, двух планетарно-фрикционных механизмов поворота (ПФМП), правого и левого, смонтированных в одном картере.

Коробка передач - механическая, шестиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен. В ней имеется шесть передач для движения вперед и одна передача для движения назад.

Система смазки главной передачи

Смазка главной передачи комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются подшипники сателлитов планетарных механизмов поворота, опоры постоянно вращающихся ведомых шестерен III, IV, V и VI передач, подшипники ведомых шестерен фрикциона, подшипники конических шестерен и сухари переключения синхронизированных передач. Все остальные трущиеся элементы смазываются путем разбрызгивания масла.

Система смазки главной передачи состоит из масляного насоса  (рис. 6) с перепускным и редукционным клапанами, масляного бака, масляного радиатора, масляного фильтра  грубой очистки с перепускным клапаном, манометра, распределителя  и маслопроводов.

Масляный насос шестеренчатый трехсекционный: две секции— откачивающие, одна — нагнетающая. Он установлен в картере главной передачи.

Масляный бак расположен слева от двигателя. Верхняя часть бака соединена дренажным трубопроводом 14 с полостью картера главной передачи.

 

17-06.png

Рис. 6. Схема масляной системы главной передачи:

1 - масляный насос; 2 – масляный бак; 3 – масляный радиатор; 4 – фильтр грубой очистки масла; 5 – манометр; 6 – распределитель. 

 

17-07.png

Рис. 7. Масляный бак

Уровень масла в баке определяется зиговками на заливной горловине. Верхняя зиговка соответствует полностью заправленному баку, нижняя — минимальному уровню масла.

Масляный радиатор пластинчато-трубчатый, изготовлен заодно с масляным радиатором системы смазки двигателя и отделен от последнего перегородками в коллекторах. Он установлен над водяным радиатором и крепится теми же стяжными лентами, что и водяной радиатор.

Масляный фильтр грубой очистки (рис.8) пластинчато-щелевой. Фильтр состоит из фильтрующего элемента и перепускного клапана. Фильтр устанавливается в специальном приливе в крышке главной передачи. 

 

17-08.png

Рис.8. Масляный фильтр грубой очистки:

1 – фильтрующие пластины; 2 – перепускной клапан

Привод управления главной передачей (рис.9) служит для переключения передач. Он состоит из колонки переключения передач, тяг и рычагов.

Колонка переключения передач состоит из корпуса, рычага переключения передач, поводков, фиксирующего, замкового и блокирующего устройств.

17-09.png

Рис. 9. Привод управления главной передачей

Планетарно-фрикционные механизмы поворота (рис.10) обеспечивают поворот машины с фиксированными ра­диусами поворота на каждой передаче и получение дополнительно (при установке рычагов управления в первое положение) пяти замедленных передач вперед и одной ускоренной назад. 

 

17-10.png

Рис. 10. Планетарно-фрикционные механизмы поворота и рычаги управления

Планетарно-фрикционные механизмы поворота состоят из планетарных рядов, фрикционов и тормозов. Они предназначены для поворота транспортера, обеспечивают фиксированные радиусы поворота на каждой передаче. Управление планетарно-фрикционными механизмами поворота осуществляется при помощи рычагов управления (рис.5).

Фрикционы механизмов поворота сухие многодисковые, постоянно замкнутые. Фрикцион состоит из ведущей и ведомой частей и выключающего устройства.

Бортовая передача  (рис.11) служит для передачи крутящего момента от ПФМП к ведущим колесам и представляет собой одноступенчатый планетарный редуктор, понижающий частоту вращения ведущего колеса ходовой части в шесть раз по сравнению с частотой вращения водила ПФМП. Бортовые передачи размещены в передней части машины. 

 

17-11.png

Рис. 11. Расположение бортовой передачи на МТ-ЛБ

В картере верхнее отверстие (рис.12) служит для заправки и контроля уровня масла, нижнее - для слива масла. 

 

17-12.png

Рис. 12. Бортовая передача в сборе

3. Назначение и устройство тормозной системы

Назначение и устройство остановочных тормозов

Остановочные тормоза служат для торможения и остановки транспортера, для удержания его на подъемах и спусках, а также для торможения одной из гусениц при крутых поворотах.

Остановочные тормоза (правый и левый) ленточные, плава­ющего типа. По устройству оба тормоза одинаковы.

Тормоз состоит (рис.13) из тормозной ленты, кронштейна, двуплечих рычагов, пружины и двух тяг. 

 

17-13.png

Рис. 13. Остановочный тормоз:

1 – тормозная лента; 2 – кронштейн; 3 – тяга; 4 – двуплечий рычаг; 5 - пружина

Управление остановочными тормозами осуществляется двумя независимыми приводами: пневматическим приводом (рис.2), управляемым от ножной педали, и механическим приводом, управляемым рычагами управления.

Привод управления остановочными тормозами ножной педалью служит для торможения и остановки транспортера.

 

17-14.png

Рис. 14. Пневматический привод остановочных тормозов:

1 – тормозная камера; 2 – вилка тормозной камеры; 3 – рычаг; 4 – тормозной кран; 5 – педаль тормоза

Для каждого остановочного тормоза (левого и правого) имеется свой индивидуальный привод, который состоит из тормозной камеры  (рис. 14) и вилки. Вилка  тормозной камеры соединяется с рычагом валика.

Для подачи сжатого воздуха из баллонов в тормозные камеры служит тормозной кран. Управление тормозным краном осуществляется от педали.

Тормоз механизма поворота предназначен для затормаживания солнечной шестерни планетарного редуктора механизма поворота в целях осуществления поворота транспортера и получения замедленного ряда передач. Тормозной барабан тормоза крепится к ведомому барабану фрикциона механизма поворота.

Тормоза механизма поворота плавающего типа, ленточные, с механическим приводом.

Конструкция их аналогична конструкции остановочных тормозов. 

 

17-15.png

Рис. 15. Тормоз механизма поворота:

1 – тормозная лента; 2 – двуплечий рычаг с пальцами; 3 – траверс; 4 – серьга с пружиной; 5 – регулировочная тяга с гайкой; 6 – кронштейн с оттяжными пружинами; 7 – регулировочные болты

Тормоз состоит из тормозной ленты  (рис. 15) с накладками, двуплечих рычагов с пальцами, траверса, серьги  с пружиной, регулировочной тяги  с гайкой, кронштейнов с оттяжными пружинами  и регулировочных болтов.

 

zvezda.png

Тестовое задание

Силовая передача (трансмиссия) МТ-ЛБ служит для:
Отбора мощности на водооткачивающий насос.
Передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам машины.
Разъединения двигателя с силовой передачей при пуске двигателя и работе его на остановках.
Переключения передач.
Назначение главного фрикциона сцепления МТ-ЛБ:
Для отключения двигателя от главной передачи во время переключения передач, при резком торможении машины и при пуске двигателя.
Для плавной передачи нагрузки на двигатель при трогании с места машины.
Для предохранения деталей двигателя и силовой передачи от поломок при резком изменении числа оборотов коленчатого вала двигателя или резком изменении нагрузки на ведущих колесах гусеничных движителей.
Все вышеперечисленные пункты.
Назначение главой передачи МТ-ЛБ:
Для изменения тягового усилия на ведущих колесах при постоянном крутящем моменте на коленчатом валу двигателя.
Для изменения скорости движения при постоянном числе оборотов коленчатого вала двигателя и обеспечения поворота машины.
Для разъединения двигателя с силовой передачей при пуске двигателя и работе его на остановках.
Все вышеперечисленные пункты.