18. Ходовая часть и электрооборудование МТ-ЛБ

 

1. Назначение и устройство гусеничного движетеля, подвески и корпуса

Ходовая часть транспортера состоит из гусеничного движителя и подвески.

Гусеничный движитель служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение транспортера.

Гусеничный движитель состоит (рис.1) из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами и двенадцати опорных катков.

 

18-01.png

Рис.1. Многоцелевой тягач - легкий, бронированный (МТ-ЛБ)

 

Гусеницы с за­крытым шарниром (рис 2). Каждая новая гусеница состоит из 108 звеньев. Звено представляет собой фасонную штамповку. Звенья пятипроушинные, гребневые. Звенья соединяются в гусеницу обрезиненными пальцами. Резиновые кольца пальцев служат для уплотнения шарниров от воздействия внешней среды, что улучшает ходовые качества гусеничных цепей.

18-02.png 

Рис.2. Гусеница с закрытым шарниром :

1 – звено; 2 – обрезиненный палец

Ведущие колеса (рис. 3) служат для перематывания гусеничных лент. Колеса надеваются на шлицы хвостовика водила бортовой передачи. 

 

18-03.png

Рис.3. Ведущее колесо:

1 – венец; 2 – ступица; 3 – болт с гайкой

Ведущее колесо состоит из двух зубчатых венцов и ступицы с приваренными к ней двумя дисками. Венцы ведущего колеса крепятся к дискам болтами  с гайками и шплинтуются.

Направляющие колеса с натяжными устройствами (рис.4) предназначены обеспечить требуемое натяжение гусениц и направление их во время движения транспортера. Они расположены в кормовой части транспортера.

Направляющее колесо состоит из двух сварных ободьев.

В колпаке выполнено отверстие, закрытое пробкой, контроля уровня масла и отверстие, закрытое пробкой, для заправки и слива масла. 

 

18-04.png

Рис.4. Направляющее колесо с натяжным устройством

Натяжение гусеницы осуществляется поворотом коленчатой оси в кронштейне, приваренном к борту корпуса транспортера.

Натяжной винт закреплен в шаровой опоре, установленной в кронштейне, вваренном в днище корпуса.

Натяжной винт фиксируется стопорной планкой, которая крепится к кронштейну шаровой опоры болтом.

Опорные катки (рис.5) служат для восприятия массы машины и распределения его по гусеничным лентам. Каток смонтирован на малой оси балансира на двух шарикоподшипниках.

Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава пустотелыми. Опорный каток состоит из ступицы, дисков и обода. Все детали соединены между собой сваркой. К ободу привулканизирована массивная шина.

В колпаке выполнено отверстие, закрытое пробкой, для контроля уровня масла и отверстие, закрытое пробкой, для заправки и слива масла. 

 

18-05.png

Рис.5. Опорный каток

Подвеска (рис. 6) служит для смягчения толчков и ударов при движении машины. Подвеска - независимая, торсионная, состоит из 12 балансиров, 12 торсионных валов, 4 гидроамортизаторов и 4 пружинных упоров.

 

18-06.png

Рис.6. Подвеска

Стальные балансиры (рис.7) свободно качаются в кронштейнах на текстолитовых втулках.

Торсионные валы (рис.7) являются упругими элементами подвески. Они стальные, невзаимозаменяемые. Правые торсионные валы окрашены в серый цвет, левые валы - в синий цвет. С левой стороны машины устанавливаются пять левых валов и один правый (шестой), с правой - пять правых и один левый (шестой).

С левой стороны транспортера устанавливается пять левых торсионных валов и одни правый (шестой), с правой — пять правых и один левый (шестой) (рис 7).

Пружинные упоры (рис. 7) предназначены для ограничения хода опор­ного катка.

 

18-07.png

Рис.7. Подвеска транспортера-тягача:

1 – гидроамортизатор; 2 – упор; 3 – правый торсионный вал; 4 – левый торсионный вал; 5 – опорный каток; 6 - балансир

Гидроамортизаторы (рис.8) являются дополнительным агрегатом подвески и предназначены для гашения колебаний корпуса, возникающих при движении транспортера по неровностям пути, и повышения плавности хода. Гидроамортизаторами поршневого (телескопического) типа двустороннего действия оборудованы передние и задние балансиры транспортера. 

 

18-08.png

Рис.8. Гидроамортизатор

Корпус МТ-ЛБ (рис.9) из стали цельносварной, водонепроницаемый, обладает водоизмещением, позволяющим транспортеру держаться на плаву при номинальной грузоподъемности. Корпус состоит из носа рамы, днища, кормового листа, лобового листа и крыши. К носу рамы приварены два буксирных крюка (рис.9). К бортам носа рамы приварены накладки для крепления бортовых передач (рис.10).

К днищу носа рамы припарены опоры главной передачи, кронштейны тормозных камер, кронштейны воздушных баллонов. 

 

18-09.png

Рис. 9. Корпус транспортера-тягача МТ-ЛБ:

1 – вид спереди; 2 – вид сзади

 К днищу и нижним бортам корпуса приварены кронштейны подвесок (рис.10). К днищу и кронштейнам подвесок приварены торсионные балки. К днищу в кормовой части приварены кронштейны направляющих колес и кронштейны механизма натяжения.

 

18-10.png

Рис. 10. Корпус транспортера-тягача МТ-ЛБ:

1 – накладка бортовой передачи; 2 – буксирный крюк; 3 – кронштейн подвески

В днище корпуса выполнены герметически закрывающиеся люки для слива масла из главной передачи, промежуточного редуктора, двигателя и масляного бака главной передачи и люки для слива топлива из топливных баков. Для слива воды после преодоления водных преград в носовой и кормовой частях днища имеется три кингстона.

В носовой части на верхнем лобовом листе выполнен люк для монтажа и обслуживания главной передачи (рис.9.1). В отделении управления на лобовом листе  имеются смотровые стекла, закрываемые крышками. В крыше отделения управления выполнены: справа - люк командира, слева — люк водителя.

Над отделением двигателя в крыше имеется люк для монтажа и обслуживания двигателя. На кормовом листе корпуса имеется два люка для боеукладки (рис.9.2). Крышки люков открываются с помощью ключа запора, придаваемого в одиночный комплект ЗИП и размещенного в кармане спинки сиденья водителя.

2. Электрооборудование МТ-ЛБ

Электрооборудование обеспечивает подготовку к пуску и пуск двигателя, контроль за его работой, освещение внутри и снаружи машины, сигнализацию и др.

Электрооборудование состоит из источников электрической энергии, потребителей, контрольно-измерительных приборов, вспомогательной аппаратуры и проводов.

Источниками электрической энергии являются две аккумуляторные батареи 6СТ-140 (рис.11), соединенные последовательно с трехфазным синхронным генератором Г-290 (рис.12) переменного тока со встроенным выпрямителем (мощность 3,75 кВт). Генератор установлен на блоке цилиндров, привод осуществляется ременной пе­редачей с натяжным устройством (рис.12). Он работает с реле-регулятором РР-361 (рис.14). 

 

18-11.png

Рис. 11. Аккумуляторная батарея 6СТ-140:

1 – корпус; 2 – отрицательная пластина; 3 – положительная пластина; 4 – пробка заливного отверстия 

 

18-12.png

Рис. 12. Генератор Г-290

К потребителям электрической энергии (рис.14) относятся стартер (рис.13), электродвигатели системы подогрева двигателя, системы отопления и вентиляции, вентиляторы обдува и ФВУ (фильтровентиляционной установки), электромагнитный клапан, свечи подогревателя и отопителя, стеклоочистители, лампы фар и сигнализации.

 

18-13.png

Рис. 13. Стартер

 

18-14.png

Рис. 14. Монтажная схема электрооборудования:

1 – датчик давления воздуха в пневмосистеме; 2 – щиток приборов; 3 – стеклоочиститель; 4 – фара-искатель (прожектор); 5 – регулятор температуры стекол; 6 – электрообогревное стекло; 7 – реле-регулятор; 8 - приемник термометра; 9 – фильтр радиопомех; 10 – электромагнитный клапан с форсункой и электронагревателем топлива; 11 – генератор; 12 - розетка внешнего пуска; 13 – аккумуляторная батарея; 14, 31 – плафоны; 15 – датчик загрязнения фильтра; 16 – фильтр радиопомех; 17 – датчик давления масла в двигателе; 18 – стартер; 19 – электродвигатель подогревателя; 20 – свеча накаливания; 21 – фильтровентиляционная установка; 22 – токосъемник; 23 – переключатель света фар; 24 – передний светильник; 25 – щиток командира; 26 – датчик давления масла в главной передаче; 27 – фара; 28 – выключатель сигнала «СТОП»; 29 – выключатель АКБ; 30 – вентилятор; 31 – дифманометр – тягонапоромер; 33 – звуковой сигнал; 34 – щиток подогревателя; 35 – щиток отопителя; 36 – отопительно-вентиляционная установка; 37 – розетка прицепа; 38 – задний светильник.

В состав контрольно-измерительных приборов входят (рис.15): вольтамперметр для измерения силы тока и напряжения в сети; спидометр для определения скорости движения и пройденного пути; электротермометр для контроля температуры охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя; три электроманометра для измерения давления в системе смазки двигателя, в пневмосистеме и в системе смазки главной передачи. 

 

18-15.png

Рис.15 . Щиток приборов водителя:

1 – вольтамперметр; 2 – спидометр; 3 – термометр для воды; 4 – манометр давления масла в двигателе; 5 – манометр давления воздуха в пневмосистеме; 6 – манометр давления масла в главной передаче.

К вспомогательной аппаратуре относятся выключатель батарей (рис.16), выключатели потребителей электроэнергии, штепсельные розетки, фильтр радиопомех (рис.17) и контактор включения реле стартера.

Электросеть - экранированная, выполнена по однопроводной схеме, «минус» - корпус, подключен через выключатель батарей. По двухпроводной схеме выполнена проводка левой розетки отделения управления и плафонов. Номинальное напряжение сети 24 В.  

 

18-16.1.png

Рис.16 . Выключатель батарей 

 

18-16.2.png

Рис.17 . Фильтр радиопомех

 

3. Специальное оборудование

К специальному оборудованию относятся пневмосистема, система обогрева кабины, фильтровентиляционная установка (ФВУ) и оборудование для плава.

Пневмосистема (рис.18) обеспечивает работу пневматического привода остановочных тормозов и обмыв стекол. 

 

18-17.png

Рис. 18. Расположение пневмосистемы в передней части МТ-ЛБ

В пневматическую систему входят компрессор (рис.19), регулятор давления, два воздушных баллона, тормозной кран, тормозные камеры, кран отбора воздуха, разобщительный кран, предохранительный клапан, соединительная головка, датчик манометра, манометр, трубопроводы.

Кроме того, к пневмосистеме относится устройство для обмыва стекол, состоящее из бачка стеклоомывателя с ввертным краном и двух кранов, к которым прикреплены конечные трубы для смыва стекол. Для заправки бачка водой имеется заливная горловина, закрытая пробкой. 

 

18-18.png

Рис. 19. Расположение компрессора с регулятором давления на двигателе МТ-ЛБ

Система обогрева предназначена для обогрева внутреннего объема корпуса машины отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 (рис.20), работающей независимо от работы двигателя и установленной в левой боковой полости машины. Управление ею осуществляется электроприборами, находящимися на щитке отопителя, расположенного на задней стенке отделения управления. 

 

18-19.png

Рис. 20. Отопительно-вентиляционная установка ОВ-65 и щиток отопителя

Фильтровентиляционная установка (рис.21) предназначена для создания избыточного давления внутри корпуса машины и очистки забираемого снаружи воздуха в условиях применения противником оружия массового поражения и отравляющих веществ. ФВУ размещена на подкрылке в правой боковой полости корпуса. Воздух может подаваться внутрь машины и неочищенный, в этом случае нагнетатель ФВУ подает воздух, минуя фильтр (режим вентиляции). Необходимый режим работы устанавливается с помощью рукоятки привода управления.

18-20.png

Рис. 21. Фильтровентиляционная установка

Оборудование для плава обеспечивает преодоление водных преград на МТ-ЛБ. Движение машины на плаву осуществляется за счет перематывания гусеничных лент. Оборудование для плава включает (рис.23) гидродинамические щитки, дополнительные щитки, кормовую решетку (рис.22), волноотражательный щит (рис.24), удлинитель воздухозаборной трубы и ограждение радиатора. Оборудование для плава в походном положении укладывается в кормовой части МТ-ЛБ. 

 

18-21.png

Рис. 22. Кормовая решетка, обеспечивающая движение на плаву за счет перемотки гусениц

Удаление воды из корпуса машины осуществляется водооткачивающим насосом. Насос приводится во вращение от редуктора отбора мощности. 

 

18-22.png

Рис. 23. Оборудование для плава:

1 – кормовая решетка; 2 – гидродинамические щитки; 3 – волноотражательный щит; 4 – удлинитель воздухозаборной трубы; 5 – ограждение радиатора

 

18-23.png

Рис. 24. Оборудование для плава

Для слива воды из корпуса машины на суше в днище МТ-ЛБ есть три клапана (кингстоны): первый - расположен в кормовой части, второй - в отделении управления, третий - в силовом отделении. После слива воды из корпуса машины клапаны должны быть надежно закрыты.

 

zvezda.png

Тестовое задание

Состав ходовой части МТ-ЛБ:
Корпус машины и тяговый двигатель.
Гусеничный движитель и подвеска.
Ведущие колеса, главный фрикцион, аккумуляторные батареи.
Все вышеперечисленные пункты.
Источники электрической энергии МТ-ЛБ:
Четыре аккумуляторные батареи 4СТ-90.
Четыре аккумуляторные батареи 24СТ-180.
Две аккумуляторные батареи 6СТ-140.
Две аккумуляторные батареи 12СТ-75.
К потребителям электрической энергии МТ-ЛБ относятся:
Выключатель батарей, выключатели потребителей электроэнергии, штепсельные розетки, фильтр радиопомех и контактор включения реле стартера.
Пневмосистема, система обогрева кабины, фильтровентиляционная установка (ФВУ) и оборудование для плава машины.
Стартер, электродвигатели системы подогрева двигателя, системы отопления и вентиляции, вентиляторы обдува и ФВУ (фильтровентиляционной установки), электромагнитный клапан, свечи подогревателя и отопителя, стеклоочистители, лампы фар и сигнализации.
Аккумуляторные батареи.
К специальному оборудованию МТ-ЛБ относятся:
Пневмосистема, система обогрева кабины, фильтровентиляционная установка (ФВУ) и оборудование для плава.
Система смазки двигателя, система охлаждения двигателя, система питания топливом двигателя.
Гидроамортизаторы, торсионные валы, подвеска, опорные катки, направляющее колесо, ведущее колесо.
Все вышеперечисленные пункты.