16. Устройство базовой машины ЗРК «Стрела-10»
1. Назначение, ТТХ и состав МТ-ЛБ. Назначение и устройство силовой установки МТ-ЛБ
Многоцелевой
тягач - легкий, бронированный (МТ-ЛБ)
(рис.1), представляет собой плавающую гусеничную машину, входящую в состав
боевой машины 9А35 (9А34), и предназначен для транспортирования на своей
платформе зенитных средств.
Рис.1.
Многоцелевой тягач - легкий, бронированный (МТ-ЛБ)
Тактико-технические характеристики
МТ-ЛБ:
- масса в рабочем состоянии – 9,7 т;
- габаритные размеры:
- длина – 6,9 м;
- ширина (по гусеницам) –
2,9 м;
- высота – 1,9 м;
- колея
(расстояние между серединами гусениц) – 2,5 м;
- дорожный просвет (клиренс) – 4,0–4,2
м;
- максимальная скорость движения - 60
км/час;
- скорость движения на плаву – 5-6
км/час;
- расход топлива:
на час работы двигателя – 43-44 кг;
на 100 км пути – 90-120 кг;
- расход масла - не более 2% расхода
топлива.
- запас хода по топливу - 500 км;
- вместимость топливных баков - 520
л;
- вместимость системы охлаждения - 55
л;
- максимальный угол подъема - 35°;
- максимальный угол крена - 25°.
Машина
состоит из следующих основных частей:
корпуса, силовой установки, силовой передачи, ходовой части,
электрооборудования и специального оборудования.
Корпус
машины - сварной, водонепроницаемый,
закрыт броневой крышей. В носовой части корпуса размещены агрегаты силовой
передачи и отделение управления. В отделении управления размещены механизм
управления и два сиденья. В средней части корпуса в специальном отделении
размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами. В кормовой части корпуса
установлены четыре топливных бака: два - на днище и два - в боковых полостях
корпуса.
Силовая
установка является источником
механической энергии, приводящей гусеничную машину в движение. Она состоит из
двигателя и обслуживающих его систем смазки, охлаждения, подогрева, питания
топливом, питания воздухом и запуска.
2. Назначение и устройство двигателя, систем смазки, охлаждения и подогрева
Двигатель
ЯМЗ-238В - восьмицилиндровый, с
V-образным (под углом 90°) расположением цилиндров, четырехтактный,
безкомпрессорный, быстроходный дизель, жидкостного охлаждения, с
непосредственным впрыском топлива. Двигатель установлен на подмоторной раме,
приваренной к днищу корпуса, расположение - продольное. В состав двигателя
входят кривошипно-шатунный механизм и механизм
газораспределения.
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Состоит из неподвижных и подвижных частей. К неподвижным частям относятся блок цилиндров, головка блока цилиндров и прокладка для уплотнения стыка между ними. К подвижным частям относятся коленчатый вал и восемь шатунных и поршневых групп.
Рис.2.
Двигатель ЯМЗ-238
Механизм
газораспределения предназначен для
впуска воздуха в цилиндры двигателя и для выпуска отработавших газов в
определенные моменты по углу поворота коленчатого вала двигателя. Он
состоит из распределительного вала,
клапанов, толкателей и штанг-коромысел с регулировочными
винтами.
Система
смазки двигателя - циркуляционная,
смешанная, с мокрым картером, емкостью 28 л, предназначена для смазки
трущихся поверхностей, а также отвода от них тепла и продуктов износа
(рис.3).
Система смазки состоит из двухсекционного шестеренного
насоса, фильтра грубой очистки, фильтра тонкой очистки (центробежного
маслоочистителя), масляного радиатора, контрольно-измерительных приборов и
трубопроводов.
Заправка масла осуществляется через заливную горловину
левой головки блока цилиндров. Замер уровня масла в картере производится щупом в
правой половине картера.
Во время работы двигателя циркуляция масла в системе
смазки создается шестеренным масляным насосом.
Рис. 3.
Схема системы смазки двигателя:
1 -
фильтр тонкой очистки масла; 2 - коромысло клапана; 3 - штанга толкателя; 4 -
шатун; 5 - манометр; 6 - центральный масляный канал; 7 - коленчатый вал; 8 -
подвод масла к масляному радиатору; 9 - слив масла из радиатора в поддон; 10 -
масляный насос;
11 -
масляный поддон; 12 - радиатор; 13 - распределительный
вал;
14 -
фильтр грубой очистки
масла
Масло из картера двигателя через маслозаборник
засасывается основной нагнетающей секцией маслонасоса и подается к фильтру
грубой очистки. Из фильтра грубой очистки масло поступает в центральный
масляный канал, а оттуда по каналам в блоке - к подшипникам коленвала и
распределительным валам. Если разность давления масла до и после фильтра при его
загрязнении или большой вязкости достигает 190 - 225 кПа, перепускной клапан
открывается, и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную
магистраль. Под давлением смазываются подшипники верхних головок шатунов, все
пары привода клапанов и подшипник промежуточной шестерни привода маслонасоса.
Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием. После смазки масло
сливается в картер двигателя. Для поддержания давления в центральной масляной
магистрали предусмотрен редукционный клапан основной секции
маслонасоса.
Система
охлаждения двигателя (рис.4) -
жидкостная, принудительная, закрытого типа, обеспечивает нормальный
температурный режим работы двигателя как при низких, так и при высоких
температурах окружающего воздуха (от -45 до +45° С). Вместимость системы 55
л.
Рис. 4.
Схема системы охлаждения двигателя:
1 -
водяной насос; 2 - двигатель
ЯМЗ-238Б; 3 - электротермометр; 4 - термостаты; 5 - расширительный бачок; 6
- паровой клапан; 7 - водяной радиатор; 8 –
трубопроводы
Система охлаждения состоит из водяного насоса (рис.5),
водяного радиатора, расширительного бачка с паровоздушным клапаном (рис.6), двух
термостатов (рис.7), центробежного вентилятора, редуктора вентилятора,
трубопроводов, жалюзи
(рис.8), клиновых ремней и
натяжного устройства
ремней.
Рис.5. Водяной
насос
Рис. 6. Двигатель ЯМЗ-238В
Рис. 7. Термостат
Рис. 8. Жалюзи
Охлаждающая жидкость в системе охлаждения может
циркулировать двумя потоками:
- при температуре охлаждающей жидкости ниже 70° С
основной клапан термостата закрыт и при работающем двигателе водяной поток
направляется от водяного насоса в водяные
рубашки блоков и головок блока цилиндров, минуя радиатор, и снова к
водяному насосу;
- при температуре охлаждающей жидкости 70° С и выше
основной клапан термостата открывается и охлаждающая жидкость будет
циркулировать и через радиатор.
В качестве охлаждающей
жидкости используется: летом - вода с трехкомпонентной присадкой (нитрит
натрия NaN02, тринатрий фосфат Na3PО4, калиевый хромпик К2Сr2О7, по 50 г каждого
на 100 л воды); зимой - антифриз марки 40 или марки 65 в зависимости от
температуры окружающего воздуха.
Система
подогрева служит для обеспечения пуска
двигателя и поддержания его прогретым без пуска в зимних условиях эксплуатации.
Она обеспечивает подогрев жидкости в системе охлаждения, масла в картере
двигателя и масляном баке главной передачи.
Система подогрева состоит из котла подогревателя (рис.9), насосного агрегата, трубопроводов и шлангов.
Рис. 9.
Котел подогревателя
Управление системой подогрева ручное, дистанционное,
обеспечивается электроприборами, установленными на щитке подогревателя
(рис.10), расположенном в отделении управления.
Рис. 10.
Щиток подогревателя, расположенный в отделении управления
3. Назначение и устройство систем питания топливом и
питания воздухом
Система
питания топливом служит для хранения
топлива, его очистки и подачи под давлением в цилиндры двигателя (рис.11).
Рис. 11.
Схема топливной системы:
1 - баки;
2 - топливопроводы; 3 - топливораспределительный кран; 4 - топливомер; 5 - ручной подкачивающий
насос; 6 - фильтр грубой очистки; 7 - насос топливоподкачивающий; 8 - фильтр
тонкой очистки; 9 - жиклер; 10 - бачок подогревателя; 11
- форсунка; 12 - топливный насос
высокого давления; 13 - клапан перепускной
Общая вместимость системы 520 л. Применяются дизельные
топлива марки ДЛ (дизельное летнее - при температуре окружающего воздуха от +5°
С и выше), ДЗ (дизельное зимнее - от +5 до -30° С) и ДА (дизельное арктическое -
от -30° С и ниже).
Система питания двигателя топливом состоит из четырех
топливных баков (рис.14), топливораспределительного крана, фильтров грубой и
тонкой очистки (рис.12), ручного подкачивающего насоса, насоса высокого давления
с регулятором автоматической муфты опережения впрыска (рис.13),
топливоподкачивающего насоса, форсунок (рис.12), топливомера (рис.16),
топливопроводов высокого и низкого давления.
При работе двигателя топливо под влиянием разрежения,
создаваемого топливоподкачивающим насосом, закачивается из баков и подается
через фильтры грубой и тонкой очистки к насосу высокого
давления.
Из насоса высокого давления топливо по топливопроводам
высокого давления подается к форсункам. Излишки топлива, а вместе с ними и
попавший в систему воздух отводятся через перепускной клапан топливного насоса,
жиклер фильтра тонкой очистки и сливные топливопроводы в топливный бачок системы
подогрева (рис.12) и оттуда в топливный бак.
Рис. 12. Двигатель ЯМЗ-238В
Рис. 13. Топливный насос высокого давления с регулятором автоматической муфты опережения впрыска.
Рис. 14. Топливные баки и заправочная горловина
Рис. 15.
Топливомер
Система
питания воздухом служит для забора
воздуха, очистки его от пыли и подачи в цилиндры двигателя. Она состоит (рис.16)
из воздухоочистителя,
воздухозаборной трубы, привода переключения забора воздуха и соединительного
патрубка впускных коллекторов. Воздухоочиститель имеет две ступени очистки:
первая ступень - сухая, инерционная, с автоматическим удалением пыли; вторая
ступень - фильтрующие кассеты с проволочной набивкой, смоченные в масле
(рис.17).
Рис. 16. Двигатель ЯМЗ-238В
Рис. 17. Фильтрующие кассеты
с проволочной набивкой
Под действием центробежной силы находящиеся в воздухе
более крупные частицы пыли отбрасываются к стенкам циклонов, оттуда через
патрубок и систему отсоса пыли удаляются в атмосферу вместе с отработавшими
газами. Очищенный в первой ступени воздух попадает в кассеты. Мелкие частицы
пыли, не задержанные в первой ступени, улавливаются поверхностью проволочной
набивки кассет, смоченной маслом. Пройдя кассеты, чистый воздух поступает в
цилиндры двигателя.
В холодное время года для сокращения времени разогрева
двигателя забор воздуха производится из моторного отсека. Переключение
осуществляется с помощью троса и фиксатора с места
механика-водителя.
При эксплуатации МТ-ЛБ на плаву или в сильно запыленных условиях на воздухозаборник ставится удлинитель.
Тестовое задание
Корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование и специальное оборудование.
Корпус, силовая установка, изделие 9А35, ходовая часть, специальное оборудование
Корпус, силовой привод, трансмиссия, гусеничный движитель, специальное оборудование
Двигатель и обслуживающие его системы: смазки, охлаждения, подогрева, питания топливом, питания воздухом и запуска.
Главный фрикцион, торсионный вал, главная передача, газотурбинный двигатель.
Все вышеперечисленные пункты.
Впуска возду¬ха в цилиндры двигателя и для выпуска отработавших газов в определенные моменты по углу поворота коленчатого вала дви-гателя.
Преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Смазки трущихся поверхностей, а также отвода от них тепла и продуктов износа.
Впуска возду¬ха в цилиндры двигателя и для выпуска отработавших газов в определенные моменты по углу поворота коленчатого вала дви-гателя.
Преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Забора воздуха, очистки его от пыли и подачи в цилиндры двигателя.
420 литров
320 литров
520 литров