16. Устройство базовой машины ЗРК «Стрела-10»

 

1. Назначение, ТТХ и состав МТ-ЛБ. Назначение и устройство силовой установки МТ-ЛБ

Многоцелевой тягач - легкий, бронированный (МТ-ЛБ) (рис.1), представляет собой плавающую гусеничную машину, входящую в состав боевой машины 9А35 (9А34), и предназначен для транспортирования на своей платформе зенитных средств. 

 

16-01.png

Рис.1. Многоцелевой тягач - легкий, бронированный (МТ-ЛБ)

Тактико-технические характеристики МТ-ЛБ:

- масса в рабочем состоянии – 9,7 т;

- габаритные размеры:

                - длина – 6,9 м;

                - ширина  (по гусеницам) – 2,9 м;

                - высота – 1,9 м;

- колея  (расстояние между серединами гусениц) – 2,5 м;

- дорожный просвет (клиренс) – 4,0–4,2 м;

- максимальная скорость движения - 60 км/час;

- скорость движения на плаву – 5-6 км/час;

- расход топлива:

                на час работы двигателя – 43-44 кг;

                на 100 км пути – 90-120 кг;

- расход масла - не более 2% расхода топлива.

- запас хода по топливу - 500 км;

- вместимость топливных баков - 520 л;

- вместимость системы охлаждения - 55 л;

- максимальный угол подъема - 35°;

- максимальный угол крена - 25°.

Машина состоит из следующих основных частей: корпуса, силовой установки, силовой передачи, ходовой части, электрообору­дования и специального оборудования.

Корпус машины - сварной, водонепроницаемый, закрыт броневой крышей. В носовой части корпуса размещены агрегаты силовой передачи и отделение управления. В отделении управления размещены механизм управления и два сиденья. В средней части корпуса в специальном отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами. В кормовой части корпуса установлены четыре топливных бака: два - на днище и два - в боковых полостях корпуса.

Силовая установка является источником механической энергии, приводящей гусеничную машину в движение. Она состоит из двигателя и обслуживающих его систем смазки, охлаждения, подогрева, питания топливом, питания воздухом и запуска.

 

2. Назначение и устройство двигателя, систем смазки, охлаждения и подогрева

Двигатель ЯМЗ-238В - восьмицилиндровый, с V-образным (под углом 90°) расположением цилиндров, четырехтактный, безкомпрессорный, быстроходный дизель, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива. Двигатель установлен на подмоторной раме, приваренной к днищу корпуса, расположение - продольное. В состав двигателя входят кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения.

Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Состоит из неподвижных и подвижных частей. К неподвижным частям относятся блок цилиндров, головка блока цилиндров и прокладка для уплотнения стыка между ними. К подвижным частям относятся коленчатый вал и восемь шатунных и поршневых групп.

 

16-02.png

Рис.2. Двигатель ЯМЗ-238

Механизм газораспределения предназначен для впуска возду­ха в цилиндры двигателя и для выпуска отработавших газов в определенные моменты по углу поворота коленчатого вала дви­гателя. Он состоит из  распределительного вала, клапанов, толкателей и штанг-коромысел с регулировочными винтами.

Система смазки двигателя - циркуляционная, сме­шанная, с мокрым картером, емкостью 28 л, предназначена для смазки трущихся поверхностей, а также отвода от них тепла и продуктов износа (рис.3).

Система смазки состоит из двухсекционного шестеренного насоса, фильтра грубой очистки, фильтра тонкой очистки (центробежного маслоочистителя), масляного радиатора, контрольно-измерительных приборов и трубопроводов.

Заправка масла осуществляется через заливную горловину левой головки блока цилиндров. Замер уровня масла в картере производится щупом в правой половине картера.

Во время работы двигателя циркуляция масла в системе смазки создается шестеренным масляным насосом. 

 

16-03.png

Рис. 3. Схема системы смазки двигателя:

1 - фильтр тонкой очистки масла; 2 - коромысло клапана; 3 - штанга толкателя; 4 - шатун; 5 - манометр; 6 - центральный масляный канал; 7 - коленчатый вал; 8 - подвод масла к масляному радиатору; 9 - слив масла из радиатора в поддон; 10 - масляный насос;

11 - масляный поддон; 12 - радиатор; 13 - распределительный вал;

14 - фильтр грубой очистки  масла

Масло из картера двигателя через маслозаборник засасывается основной нагнетающей секцией маслонасоса и подается к фильтру грубой очистки. Из фильтра грубой очистки масло по­ступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке - к подшипникам коленвала и распределительным валам. Если разность давления масла до и после фильтра при его загрязнении или большой вязкости достигает 190 - 225 кПа, перепускной клапан открывается, и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. Под давлением смазываются подшипники верхних головок шатунов, все пары привода клапанов и подшипник промежуточной шестерни привода маслонасоса. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием. После смазки масло сливается в картер двигателя. Для поддержания давления в центральной масляной магистрали предусмотрен редукционный клапан основной секции маслонасоса.

Система охлаждения двигателя (рис.4) - жидкостная, принудительная, закрытого типа, обеспечивает нормальный температурный режим работы двигателя как при низких, так и при высоких температурах окружающего воздуха (от -45 до +45° С). Вместимость системы 55 л.

 

16-08.png

Рис. 4. Схема системы охлаждения двигателя:

1 - водяной   насос; 2 - двигатель ЯМЗ-238Б; 3 - электротермометр; 4 - тер­мостаты; 5 - расширительный бачок; 6 - паровой клапан; 7 - водяной ра­диатор; 8 – трубопроводы

 

Система охлаждения состоит из водяного насоса (рис.5), водяного радиатора, расширительного бачка с паровоздушным клапаном (рис.6), двух термостатов (рис.7), центробежного вентилятора, редуктора вентилятора, трубопроводов,   жалюзи (рис.8),  клиновых  ремней  и  натяжного  устройства ремней. 

 

16-06.png

Рис.5. Водяной насос

 

16-04.png

Рис. 6. Двигатель ЯМЗ-238В

 

16-05.png

Рис. 7. Термостат

16-07.png

Рис. 8. Жалюзи

 

Охлаждающая жидкость в системе охлаждения может циркулировать двумя потоками:

- при температуре охлаждающей жидкости ниже 70° С основной клапан термостата закрыт и при работающем двигателе водяной поток направляется от водяного насоса в водяные рубашки блоков и головок блока цилиндров, минуя радиатор, и снова к водя­ному насосу;

- при температуре охлаждающей жидкости 70° С и выше основной клапан термостата открывается и охлаждающая жидкость будет циркулировать и через радиатор. 

В качестве охлаждающей жидкости используется: летом - во­да с трехкомпонентной присадкой (нитрит натрия NaN02, тринатрий фосфат Na3PО4, калиевый хромпик К2Сr2О7, по 50 г каждого на 100 л воды); зимой - антифриз марки 40 или марки 65 в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Система подогрева служит для обеспечения пуска двигателя и поддержания его прогретым без пуска в зимних условиях эксплуатации. Она обеспечивает подогрев жидкости в системе охлаждения, масла в картере двигателя и масляном баке главной передачи.

Система подогрева состоит из котла подогревателя (рис.9), насосного агрегата, трубопроводов и шлангов.

 

16-09.png

Рис. 9. Котел подогревателя

Управление системой подогрева ручное, дистанционное, обеспечивается электроприборами, установленными на щитке подогревателя (рис.10), расположенном в отделении управления. 

 

16-10.png

Рис. 10. Щиток подогревателя, расположенный в отделении управления

3. Назначение и устройство систем питания топливом и питания воздухом

Система питания топливом служит для хранения топлива, его очистки и подачи под давлением в цилиндры двигателя (рис.11).

 

16-11.png

Рис. 11. Схема топливной системы:

1 - баки; 2 - топливопроводы; 3 - топливораспределительный кран; 4 - топливомер; 5 - ручной подкачивающий насос; 6 - фильтр грубой очистки; 7 - насос топливоподкачивающий; 8 - фильтр тонкой очистки; 9 - жиклер; 10 - бачок подогревателя; 11 - форсунка; 12 - топлив­ный насос

высокого давления; 13 - клапан перепускной

 

Общая вместимость системы 520 л. Применяются дизельные топлива марки ДЛ (дизельное летнее - при температуре окружающего воздуха от +5° С и выше), ДЗ (дизельное зимнее - от +5 до -30° С) и ДА (дизельное арктическое - от -30° С и ниже).

Система питания двигателя топливом состоит из четырех топливных баков (рис.14), топливораспределительного крана, фильтров грубой и тонкой очистки (рис.12), ручного подкачивающего насоса, насоса высокого давления с регулятором автоматической муфты опережения впрыска (рис.13), топливоподкачивающего насоса, форсунок (рис.12), топливомера (рис.16), топливопроводов высокого и низкого давления.

При работе двигателя топливо под влиянием разрежения, создаваемого топливоподкачивающим насосом, закачивается из баков и подается через фильтры грубой и тонкой очистки к насосу высокого давления.

Из насоса высокого давления топливо по топливопроводам высокого давления подается к форсункам. Излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему воздух отводятся через перепускной клапан топливного насоса, жиклер фильтра тонкой очистки и сливные топливопроводы в топливный бачок системы подогрева (рис.12) и оттуда в топливный бак. 

 

 

16-12.png

Рис. 12. Двигатель ЯМЗ-238В

 

16-13.png

Рис. 13. Топливный насос высокого давления с регулятором автоматической муфты опережения впрыска.

 

16-14.png

Рис. 14. Топливные баки и заправочная горловина

 

16-15.png

Рис. 15. Топливомер

Система питания воздухом служит для забора воздуха, очистки его от пыли и подачи в цилиндры двигателя. Она состоит (рис.16) из  воздухоочистителя, воздухозаборной трубы, привода переключения забора воздуха и соединительного патрубка впускных коллекторов. Воздухоочиститель имеет две ступени очистки: первая ступень - сухая, инерционная, с автоматическим удалением пыли; вторая ступень - фильтрующие кассеты с проволоч­ной набивкой, смоченные в масле (рис.17). 

 

16-16.png

Рис. 16. Двигатель ЯМЗ-238В

 

16-17.png

Рис. 17. Фильтрующие кассеты с проволочной набивкой

 

Под действием центробежной силы находящиеся в воздухе более крупные частицы пыли отбрасываются к стенкам циклонов, оттуда через патрубок и систему отсоса пыли удаляются в атмосферу вместе с отработавшими газами. Очищенный в первой ступени воздух попадает в кассеты. Мелкие частицы пыли, не задержанные в первой ступени, улавливаются поверхностью проволочной набивки кассет, смоченной маслом. Пройдя кассеты, чистый воздух поступает в цилиндры двигателя.

В холодное время года для сокращения времени разогрева двигателя забор воздуха производится из моторного отсека. Переключение осуществляется с помощью троса и фиксатора с места механика-водителя.

При эксплуатации МТ-ЛБ на плаву или в сильно запыленных условиях на воздухозаборник ставится удлинитель.

 

zvezda.png

Тестовое задание

Состав МТ-ЛБ:
Броневой корпус, силовой привод, силовая передача, гусеничный движитель, система первичного электропитания, специальное оборудование
Корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование и специальное оборудование.
Корпус, силовая установка, изделие 9А35, ходовая часть, специальное оборудование
Корпус, силовой привод, трансмиссия, гусеничный движитель, специальное оборудование
Состав силовой установки МТ-ЛБ:
Главная передача, кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм.
Двигатель и обслуживающие его системы: смазки, охлаждения, подогрева, питания топливом, питания воздухом и запуска.
Главный фрикцион, торсионный вал, главная передача, газотурбинный двигатель.
Все вышеперечисленные пункты.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя МТ-ЛБ предназначен для:
Передачи крутящего момента от двигателя на ведущие шестерни ходовой части.
Впуска возду¬ха в цилиндры двигателя и для выпуска отработавших газов в определенные моменты по углу поворота коленчатого вала дви-гателя.
Преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Смазки трущихся поверхностей, а также отвода от них тепла и продуктов износа.
Механизм газораспределения двигателя МТ-ЛБ предназначен для:
Обеспечения пуска двигателя и поддержания его прогретым без пуска в зимних условиях эксплуатации.
Впуска возду¬ха в цилиндры двигателя и для выпуска отработавших газов в определенные моменты по углу поворота коленчатого вала дви-гателя.
Преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Забора воздуха, очистки его от пыли и подачи в цилиндры двигателя.
Емкость топливных баков МТ-ЛБ
620 литров
420 литров
320 литров
520 литров