19. Ходовая часть и электрооборудование ГМ-575

 

1. Назначение и устройство гусеничного движителя, подвески и броневого корпуса

Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и подвески.

Гусеничный движитель служит для сообщения машине поступательного движения за счет крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса, а от них на гусеницы.

Состоит из двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц (рис.1), двух ведущих колес, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катков (рис. 2).

Гусеничная цепь состоит из 93 стальных траков, соединенных пальцами (минимальное количество траков - 87).

Ведущие колеса служат для перематывания гусениц и сообщения корпусу машины поступательного движения. Они насаживаются на шлицы ведомого вала бортовой передачи. Расположение колес - заднее.

19-1.png

Рис. 1. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусениц

Опорные катки (по 6 на каждом борту) служат для восприятия массы машины и передачи ее через гусеницы на грунт. Опорные катки стальные с резиновым бандажом.

19-2.png

Рис. 2. Элементы гусеничного движителя

Направляющие колеса служат для направления гусениц при их перематывании во время движения машины. Размещается в носовой части корпуса на оси кривошипа. При поворачивании кривошипа изменяется расстояние между ведущим и направляющим колесами, и тем самым изменяется натяжение гусеницы.  Нормальным  считается  такое  натяжение,  когда  верхняя ветвь гусеницы лежит на 3-ем и 4-ом опорных катках и не касается остальных катков, провис нижней ветви гусеницы между 6- м катком и ведущим колесом должен быть выбран.

Подвеска связывает корпус машины с движителем и служит для смягчения ударов и толчков при движении машины.

Состоит из 12 балансиров, 9 пружинных упоров, 12 торсионных валов и 4 гидравлических амортизаторов (на первых, пятом левом и шестом правом опорных катках).

Подвеска воспринимает на себя и смягчает все толчки при движении. При наезде на препятствие каток приподнимается, скручивая при этом с помощью балансира торсионный вал. Возникающие при этом колебания машины гасятся амортизаторами.

Броневой корпус предназначен для размещения экипажа, вооружения и аппаратуры ЗСУ-23-4, а также защиты их от осколков и ружейно-пулеметного огня противника.

Корпус разделен на три отделения (рис.3): в носовой части – отделение управления, в средней части – боевое отделение, в кормовой – силовое отделение.

19-3.png

Рис. 3. Броневой корпус ГМ-575

 

В  отделении управления  размещены сиденье механика-водителя, органы управления и контроля ГМ и СЭП. Кроме того, в передней части корпуса имеются аккумуляторный отсек и передний топливный бак.

В боевом отделении корпуса установлена вращающаяся башня с  аппаратурой РПК-2, вооружением и другими системами ЗСУ.

В силовом отделении размещены узлы и механизмы силовой установки, силовой передачи и ходовой части, а в отсеках правого борта установлены агрегаты системы первичного электропитания.

Для монтажа оборудования и доступа к нему во время эксплуатации и ремонта в корпусе машины имеются люки и лючки, закрытые крышками. Крыша над силовым отделением съемная.

2 Назначение и устройство электрооборудования ГМ-575

Электрооборудование гусеничной машины составляют:

- источники электрической энергии: генератор системы первичного электропитания и аккумуляторные батареи;

- потребители электрической энергии: стартер, электродвигатели, электроприборы системы подогрева и освещение;

- вспомогательная аппаратура, обеспечивающая нормальную работу и эксплуатацию электрооборудования: контактор включения стартера, выключатели, предохранители, щиток приборов механика-водителя;

- контрольно-измерительные приборы: вольтметр, термометры, манометр, тахометры, спидометр, счетчики часов и указатель уровня топлива;

- электрическая сеть: электропроводка и электроарматура, соединяющие электрические двигатели, приборы и аппараты.

Номинальное напряжение системы электрооборудования машины 24 В. Схема электрооборудования выполнена по однопроводной системе.

Все потребители тока могут работать только при включении блока контакторов системы первичного электропитания, за исключением аварийного освещения, переговорного устройства Р-124, прибора ДП-ЗБ, которые подключены к аккумуляторным батареям отдельно.

На машине установлены четыре свинцовых, сернокислотных стартерных аккумуляторных батареи (рис.4) марки 12СТ-70М. Номинальное напряжение на зажимах каждой аккумуляторной батареи 24 В, емкость батареи 70 А.ч, масса с электролитом 64 кг. Соединение аккумуляторных батарей смешанное: каждая пара батарей образует группу, в группе соединение батарей параллельное, между группами - последовательное (с заземленной средней точкой между ними). Концы проводов, подключаемых к батареям, заделаны в трубки синего (-) и красного (+) цвета.

19-4.png

Рис. 4. Аккумуляторная батарея 12СТ-70М

Потребителями электрической энергии являются: стартер, электродвигатели приводов насосов и вентиляторов, электроприборы системы подогрева, приборы освещения и свето­вой сигнализации, звуковой сигнал, стеклоочистители и другие приборы.

Стартер предназначен для проворачивания коленчатого вала двигателя при его запуске. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, рассчитанный на кратковременную работу.

Стартер включается кнопкой, расположенной на щитке приборов механика-водителя (рис.5).

  

19-5.png

Рис. 5. Щиток приборов механика-водителя

Электродвигатели используются для приведения в действие водяного насоса и вентилятора системы подогрева, маслозакачивающего и топливозакачивающего насосов, вентилятора аккумуляторных батарей, водяного насоса стеклообмыва и стеклоочистителя.

Приборы освещения и световой сигнализации. К приборам наружного освещения относятся фары, к внутреннему освещению – плафоны, лампы освещения щитка приборов механика-водителя, подсветки лимба командирской башенки и переносная лампа; к приборам световой сигнализации относятся передние и задние габа­ритные фонари, а также сигнальные лампы, расположенные на щитке приборов механика-водителя и пульте управления ПАЗ.

Управление приборами освещения и сигнализации осуществляется при помощи централь­ного переключателя света ФАРА на щитке приборов механика-водителя, переключателя ФАРЫ ТВН-СМУ (рис. 6), а также соответствующими выключателями плафонов и ламп освещения.

19-6.png

Рис. 6. Щиток приборов механика-водителя

С левой стороны на кронштейнах лобового листа машины и с правой стороны на кожухе воздухопритока установлены четыре фары. Из них две фары типа ФГ-127 со светомаскировочными насадками и две фары  типа ФГ-125 с линзами-фильтрами (рис.7), которые служат осветителями при применении прибора ТВНО-2.

19-7.png

Рис.7. Фары и передние габаритные фонари  на ГМ-575

На машине с правой стороны на кронштейне скулового листа и с левой стороны на кожухе воздухопритока установлены два передних габаритных фонаря (светильника) с зелеными светофорами (рис.7) и на кронштейнах кормового листа два задних габаритных фонаря с красными светофорами (рис.8).

19-8.png

Рис.8. Задние габаритные фонари  на ГМ-575

Переключатель света ФАРА служит для включения приборов наружного освещения и световой сигнализации.

Внутреннее освещение машины составляют: плафон, установленный в отделении управ­ления (рис.9), два плафона, размещенные на эжекторе в силовом отделении (рис.10), и две штепсельные розетки для переносной лампы. Одна розетка находится на щитке приборов механика-води­теля (рис.11), вторая розетка - в силовом отделении на кормовом листе (рис.12).

19-9.png

Рис.9. Отделение управления ГМ-575

 

19-10.png

Рис.10. Силовое отделения ГМ-575

 

19-11.png

Рис.11. Щиток приборов механика-водителя ГМ-575

 

19-12.png

Рис.12. Силовое отделение ГМ-575

 

Кроме того, в отделении экипажа находятся плафон (рис.13), фонарик на командирской башен­ке (рис.14) и штепсельная розетка на пульте управления ПАЗ (рис.15).

19-13.png 

Рис.13. Боевое отделение ЗСУ-23-4

19-14.png

Рис.14. Командирская башенка ЗСУ-23-4

  

19-15.png

Рис.15. Пульт управления ПАЗ

Вспомогательная аппаратура.

Щиток приборов механика-водителя установлен в отделении управления слева от механика-водителя, в нише корпуса машины.

На передней панели щитка приборов слева от разделительной полосы  (рис.16)  расположены приборы контроля и управления системой первичного электропитания (СЭП), а справа - приборы контроля и управления двигателем машины, освещением и сигнализацией. Сверху крепится щиток с сигнальными лампами системы ПАЗ.

19-16.png

Рис.16. Щиток приборов механика-водителя ГМ-575

 

С левой стороны щитка расположены автоматы защиты сети (АЗС) с надписями (рис.17), указывающие цепи, которые они защищают.

 

19-17.png

Рис.17. Щиток приборов механика-водителя ГМ-575 (вид слева)

Термобиметаллический предохранитель типа ПР2-Б, защищающий платформы силового отделения, приборы и провода, подключенные к штепсельной розетке силового отделения, от коротких замыканий и перегрузок, установлен на розетке внешнего питания в силовом отделении на кормовом листе (рис18).

Розетка внешнего питания служит для подключения внешнего источника электропитания постоянного тока при запуске тягового двигателя, работе гидроприводов.

Розетка внешнего питания (рис.18) установлена в силовом отделении машины на кормовом листе между люками под контактором включения стартеров. Для доступа к розетке необходимо открыть дверку левого люка.

19-18.png

Рис.18. Силовое отделение ГМ-575

Штепсельный разъем внешнего питания ШРВП, установленный в отсеке преобразовательного блока (рис.19) предназначен для питания РПК от внешнего источника переменного тока.

19-19.png

Рис.19. Отсек преобразовательного блока ГМ-575

Контрольно – измерительные приборы.

На машине установлены следующие контрольно – измерительные электрические приборы (рис.20): манометры, термометры, указатель уровня топлива, спидометр, термоэлектрические термометры, тахометры и счетчик часов.

 

19-20.png

Рис.20. Контрольно-измерительные приборы на щитке приборов механика-водителя

 

Электрический манометр предназначен для дистанционного измерения давления масла в системе смазки двигателя в пределах от 0 до 15 кг/см2.

Электрический термометр предназначен для дистанционного измерения температуры масла или охлаждающей жидкости в пределах от –700 до +1500С.

Указатель уровня топлива показывает количество топлива в заднем баке.

Электрический спидометр предназначен для определения скорости движения машины и суммарного пройденного пути. Спидометр состоит из указателя, который установлен на щитке приборов механика - водителя и датчика, который установлен на коробке передач.

Электрический тахометр предназначен для непрерывного измерения числа оборотов в минуту вала двигателя при его работе в пределах до 4000 об/мин. Тахометр состоит из датчика и измерителя. Датчик установлен на нижней половине картера двигателя, а измеритель на щитке приборов механика - водителя.

Счетчик часов служит для автоматического отсчета времени работы механизмов. На щитке приборов механика – водителя имеются три счетчика, которые подсчитывают часы работы двигателя машины, двигателя СЭП и преобразователя.

zvezda.png

Тестовое задание

Количество опорных катков на каждом борту ГМ-575:
по 6 на каждом борту
по 8 на каждом борту
по 4 на каждом борту
по 10 на каждом борту
Количество стальных траков в гусеничной цепи ГМ-575:
93
95
97
99
Источники электрической энергии ГМ-575
стартер, электродвигатели, электроприборы системы подогрева и освещение
генератор системы первичного электропитания и аккумуляторные батареи
вольтметр, термометры, манометр, тахометры, спидометр, счетчики часов и указатель уровня топлива
электропроводка и электроарматура, соединяющие электрические двигатели, приборы и аппараты
Номинальное напряжение системы электрооборудования ГМ-575:
48 В
12 В
24 В
56 В