17. Устройство гусеничной машины ГМ-575
1. Назначение, состав и характеристики ГМ-575.
Силовая установка
Гусеничная
машина ГМ-575 предназначена для
размещения и транспортировки экипажа, вооружения и аппаратуры ЗСУ-23-4 «Шилка»
(рис. 1).
Состав
ГМ-575:
- броневой корпус;
- силовая установка;
- силовая передача;
- ходовая часть;
- система первичного
электропитания.
Технические
характеристики:
- корпус – легкобронированный;
- тип и марка двигателя - быстроходный шестицилиндровый
дизель В-6;
- движитель - гусеничный;
- подвеска - независимая,
торсионная;
- преодолеваемые препятствия:
- максимальный угол подъема и спуска - до
30°;
- боковой крен - до 20°;
- глубина брода - до
- высота стенки - до 1м;
- ширина рва -
- ширина колеи (расстояние между серединами гусениц) -
- дорожный просвет -
Силовая
установка является источником
механической энергии, приводящим машину в движение, а также обеспечивающим
работу генератора СЭП при неработающем газотурбинном
двигателе.
Силовая установка состоит из двигателя В-6 и
обслуживающих его систем: питания топливом, питания воздухом, смазки,
охлаждения, подогрева и воздушного пуска.
Все элементы силовой установки, за исключением части
оборудования системы питания топливом, размещены в силовом
отделении.
Рис. 1.
Размещение элементов ГМ-575
2. Назначение и устройство двигателя, систем питания
топливом и воздухом
Двигатель
В-6 предназначен для преобразования
энергии сгорания топлива в механическую энергию. Это шестицилиндровый,
четырехтактный, бескомпрессорный дизель, с воспламенением от сжатия, жидкостного
охлаждения. Двигатель размещен перпендикулярно к продольной оси ГМ, передней
частью направлен к левому борту.
В состав двигателя входят кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения и механизм передачи (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Схема двигателя ГМ-575
Рис. 3.
Схема цилиндра с поршнем
Кривошипно -
шатунный механизм предназначен для
преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное
движение коленчатого вала и состоит из картера, блока цилиндров, коленчатого
вала и шатунно-поршневой группы.
Механизм
газораспределения с верхним
расположением клапанов предназначен для впуска воздуха в цилиндры двигателя и
для выпуска отработанных газов в определенные моменты поворота коленчатого вала.
Размещен в головке блока цилиндров и состоит из распределительных валов впуска и
выпуска, 12 клапанных механизмов впуска и 12 клапанных механизмов
выпуска.
Механизм
передач предназначен для передачи
вращения от коленчатого вала двигателя к механизму газораспределения, к
топливному, масляному и водяному насосам, к воздухораспределителю, к датчику
тахометра, к топливоподкачивающему насосу. Состоит из валиков и шестерен,
размещенных в передней части двигателя.
Принцип
работы двигателя состоит в следующем.
Основная часть двигателя – 6 цилиндров, внутри которых происходит сжигание
топлива.
Внутри цилиндра под действием образующихся при сжигании
газов движется поршень. Поршень соединен с шатуном (пальцем), который поступательное
движение поршня преобразует во вращательное движение коленчатого
вала.
Рабочий цикл двигателя (рис. 4), повторяющийся через
каждые два оборота коленчатого вала, состоит из 4-х последовательных тактов:
впуска, сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска.
1 такт (впуск) - открывается впускной клапан, поршень
движется вниз, засасывая при этом горючую смесь, состоящую из топлива и
воздуха.
2 такт (сжатие) - впускной клапан закрывается, поршень
движется вверх, сжимая горючую смесь, которая при сжатии
нагревается.
3 такт (расширение или рабочий ход) - поршень достигает
крайнего верхнего положения, сжатая смесь воспламеняется, образуются раскаленные
газы, и повышается давление, под действием которого поршень движется вниз и
вращает коленчатый вал.
4 такт (выпуск) - открывается выпускной клапан, поршень движется вверх и вытесняет продукты горения в атмосферу.
Рис. 4.
Рабочий цикл двигателя
В дальнейшем процесс повторяется. Поскольку только один из четырех тактов является
рабочим, для придания плавности вращения коленчатого вала в двигателе
используется 6 цилиндров. Их рабочие такты смещены относительно друг друга.
Порядок работы цилиндров следующий: 1 - 5 - 3 - 6 - 4 - 2.
Система
питания топливом предназначена для
очистки и подачи топлива в цилиндры двигателя.
Основные
элементы системы питания топливом:
- передний (вместимостью 410 литров) и задний (110 л)
топливные баки;
- фильтр грубой очистки;
- фильтр тонкой очистки;
- топливоподкачивающий насос;
- топливный насос высокого
давления;
- 6 форсунок.
Применяемое
топливо:
- дизельное летнее (ДЛ) - при температуре воздуха от
+5°С и выше;
- дизельное зимнее (ДЗ) - при температуре от +5 до
-30°С;
- дизельное арктическое (ДА) - при температуре от -30°С
и ниже.
При работе
двигателя топливоподкачивающий насос
забирает топливо из бака через фильтр грубой очистки и подает его под давлением
через фильтр тонкой очистки к насосу высокого давления. В нем топливо дозируется
и под высоким давлением в нужный момент через форсунки впрыскивается в цилиндры
двигателя, где происходит его самовоспламенение и полное
сгорание.
Система питания воздухом предназначена для очистки воздуха от пыли и подачи его в
цилиндры двигателя.
Основным элементом системы является воздухоочиститель с двумя ступенями очистки воздуха - инерционной
и фильтрующей.
При работе двигателя воздух через воздухозаборник
поступает в воздухоочиститель. За счет разрежения, возникающего в цилиндрах при
такте всасывания, воздух с большой скоростью входит в циклоны, проходит через
специальные лопатки и приобретает вращательное движение. Частички пыли под
действием центробежной силы отбрасываются к стенкам циклонов и подаются в
пылесборник, откуда выбрасываются в атмосферу. После циклонов воздух
последовательно проходит через три фильтрующие кассеты (с набивкой, смоченной в
масле) и далее поступает в цилиндры двигателя.
В зимнее время осуществляется подогрев воздуха
специальным радиатором, установленным перед воздухоочистителем и включенным в
систему охлаждения двигателя.
3. Назначение и устройство систем смазки, охлаждения и
подогрева
Система
смазки двигателя предназначена для
подачи масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения трения и износа
деталей, а также для отвода от них тепла.
Состав:
масляный бак, трехсекционный масляный
насос, масляный фильтр, центробежный маслоочиститель, масляный радиатор,
маслозакачивающий насос, манометр, термометр и трубопроводы (рис.
5).
Рис. 5.
Система смазки двигателя
Емкость система смазки - 63 л, емкость масляного бака -
43л, минимально допустимое количество масла в баке - 18 л, применяемое масло -
МТ-16П. Рекомендуемая рабочая температура - 70-90°, кратковременно максимально
допустимая - 110°С. Давление масла
на входе в двигатель при 1600-1800 об/мин - 6-9 кгс/см2.
Из бака нагнетающая секция масляного насоса подает масло
под давлением в масляный фильтр. Там масло очищается и поступает в крышку
центрального подвода масла, откуда оно направляется ко всем трущимся деталям
двигателя. После этого масло стекает в картер двигателя. Оттуда две откачивающие
секции масляного насоса подают масло через масляный радиатор в бак. Часть масла
подается к центробежному маслоочистителю, откуда очищенное масло
сливается в картер двигателя.
Перед пуском двигателя масло закачивающим насосом
создается давление в системе не менее 3 кгс/см2 путем нажатия кнопки НАСОС МАСЛА на
щитке приборов механика -
водителя.
Система
охлаждения двигателя предназначена для
отвода тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, и
поддержания температуры этих деталей в допустимых пределах, а также для
охлаждения силового редуктора, коробки передач и подогрева воздуха, подаваемого
в двигатель.
Система охлаждения жидкостная, принудительная, закрытого
типа.
В состав
системы входят: водяной насос, водяной радиатор, расширительный бачок, коробка
термостатов с четырьмя термостатами, эжектор, жалюзи, а также радиатор обогрева
воздуха, поступающего в двигатель (рис. 6).
Для заправки системы применяются: при температуре +5°С и выше - вода с трехкомпонентной присадкой, уменьшающей коррозию и снижающей образование накипи; при температуре ниже +5°С - низкозамерзающая охлаждающая жидкость марки М-40 (до -30°С) и М-65 (ниже -30°С). Заправочная вместимость системы - 72 л. Нормальная температура охлаждающей жидкости - 70-90°С, минимальная - 65°С, максимальная - 105°С.
Рис. 6.
Система охлаждения двигателя
Водяной насос подает охлаждающую жидкость (ОЖ) в блок
цилиндров, откуда она после охлаждения цилиндров поступает в головку
блока.
Далее поток жидкости разветвляется на три параллельных
потока.
1-й (основной) поток жидкости направляется по пути:
головка блока - коробка термостатов - водяной насос - блок цилиндров (при
температуре ОЖ ниже 70°С).
При нагреве ОЖ до температуры 70°С клапаны термостатов
приоткрываются и жидкость, продолжая циркулировать по вышеуказанному пути,
частично поступает в водяной радиатор, где охлаждается.
При дальнейшем нагреве ОЖ до 83°С клапаны термостатов
открываются полностью, и жидкость циркулирует только через
радиатор.
2-й поток жидкости: головка блока - силовой редуктор -
коробка передач - водяной насос нагнетателя - котел подогревателя - картер
двигателя - водяной насос - блок цилиндров.
3-й поток: головка блока - радиатор обогрева воздуха -
водяной насос - блок цилиндров.
Эжектор создает поток воздуха для охлаждения водяного и
масляного радиаторов за счет использования отработанных газов
двигателя.
Жалюзи служат для регулирования воздушного потока,
проходящего через масляный и водяной радиаторы при работающем
двигателе.
Система
подогрева служит для подготовки
двигателя к запуску в зимнее время путем подогрева охлаждающей жидкости и масла,
а также для подогрева редуктора и коробки передач.
Состоит из
форсуночного подогревателя, нагнетателя, обогревателя, установленного внутри
масляного бака, и трубопроводов. Система используется при температуре воздуха
ниже +5°С и только на месте. При работе охлаждающая жидкость разогревается до
температуры 80 - 90°С.
При работе подогревателя топливо через форсунку
впрыскивается в камеру сгорания подогревателя. Здесь оно воспламеняется от двух
свечей подогрева. За счет тепла, полученного при сгорании топлива, охлаждающая
жидкость нагревается, а водяной
насос нагнетателя направляет ее в
блок цилиндров, редуктор и коробку передач. Газы, образующие при сгорании
топлива, по патрубку поступают для разогрева масляного бака и заборного
масляного трубопровода.
Тестовое
задание
передний 310 литров и задний 120 л
передний 410 литров и задний 110 л
передний 510 литров и задний 110 л
применяемое масло МТ-16П, емкость системы смазки 43 л
применяемое масло МГЕ-10А, емкость системы смазки 53 л
применяемое масло МТ-16П, емкость системы смазки 63 л
62 л
52 л
72 л
ниже +10°С
ниже -5°С
ниже -10°С