1. Общее устройство ЗСУ-23-4 «Шилка»
1. Назначение и ТТХ ЗСУ-23-4
Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов,
способных поражать воздушные цели
на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и
бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные
объекты с малых до
Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30
с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали.
Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью
автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками
принялись работать и советские конструкторы.
Так в 1968 году в Советской Армии был принят на вооружение зенитный артиллерийский комплекс ЗСУ-23-4 «Шилка». Сравнительные испытания различных зениток показали, что «Шилка» не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в которой входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 60 солдат и офицеров.
23-миллиметровая счетверенная зенитная самоходная
установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (рис. 1) предназначена для прикрытия войск во всех
видах боя и на марше от ударов самолетов, вертолетов, крылатых ракет,
действующих на предельно малых, малых и средних высотах в любое время года и
суток, а также может использоваться для поражения наземных и надводных
целей.
Рис.1. ЗСУ-23-4
«Шилка»
Тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4
Боевые
характеристики: | |
стрельба по воздушным целям |
|
на дальности |
до |
на высотах |
до |
при скоростях полета целей |
до 450 м/сек |
стрельбу по наземным и надводным целям на дальности |
до 2000 м |
темп стрельбы (из 4-х автоматов) |
не менее 3400-3600 выстрелов в
минуту |
боевой комплект |
2000 выстрелов |
дальность обнаружения воздушной цели |
до |
дальность автосопровождения цели |
до 17 км |
Маневренные
характеристики: | |
скорость движения ЗСУ: |
|
по шоссе
|
до 65 км/час |
по грунтовой дороге |
до 40 км/час |
преодоление ЗСУ препятствия: |
|
максимальный угол подъема и спуска |
до 30˚ |
боковой крен
|
до 20˚ |
глубина брода |
до |
высота стенки
|
до |
ширина рва
|
до |
время перевода ЗСУ из походного положения в боевое и обратно |
5 мин |
Эксплуатационные
характеристики: | |
время непрерывной работы |
8 часов |
запас хода (с учетом запаса топлива на 1,5-2 часа работы ГТД): |
|
при движении по шоссе |
|
при движении по грунтовой дороге |
|
средний расход топлива на |
|
при движении по шоссе |
|
при движении по грунтовой дороге |
130 л |
Весовые и габаритные
характеристики: | |
боевой вес (без боеприпасов) |
19 т |
длина |
|
ширина |
|
высота в походном положении |
|
высота в боевом положении |
|
Технические
характеристики: | |
количество автоматов |
4 шт |
калибр автомата |
|
начальная скорость снаряда |
950 - 1000 м/сек |
углы наведения: |
|
по вертикали |
от - 4° до + 85° |
по горизонту |
360° |
скорость наведения: |
|
по азимуту |
70°/ сек |
по углу возвышения |
60°
/сек |
2. Состав, назначение и размещение элементов
установки
В состав
ЗСУ-23-4 входят:
- 23-х миллиметровая счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23;
- силовые приводы наведения 2Э2;
- радиолокационно-приборный комплекс
РПК-2;
- система первичного
электропитания;
- гусеничная машина ГМ-575;
- танковая навигационная аппаратура
ТНА-2;
- дневные, ночные приборы наблюдения и командирский
прибор наблюдения;
- аппаратура внутренней и внешней связи (радиостанция
Р-123 и переговорное устройство Р-124);
- аппаратура противоатомной защиты и противопожарного
оборудования (ПАЗ и ППО);
- система вентиляции и обогрева.
23-мм
счетверенная автоматическая зенитная пушка (А3П-23)
предназначена для поражения воздушных и наземных
целей.
Силовые
электрогидравлические приводы наведения 2Э2 предназначены для наведения пушки АЗП-23 по азимуту и
углу возвышения.
Радиолокационно-приборный комплекс
РПК-2М предназначен для управления
огнем АЗП-23.
Система
первичного электропитания (СЭП)
предназначена для питания систем и узлов ЗСУ постоянным и
переменным током (27,5, 55В и 220 В 400 Гц).
Гусеничная
машина ГМ-575 предназначена для
установки и транспортировки вооружения, аппаратуры ЗСУ и размещения
экипажа.
Танковая
навигационная аппаратура ТНА-2
предназначена для определения местоположения ЗСУ-23-4 при её движении в условиях
затрудненного ориентирования.
Дневные и
ночные приборы наблюдения предназначены
для наблюдения за окружающей обстановкой в любое время
суток.
Командирский прибор наблюдения
КНП служит для полуавтоматического
наведения радиолокатора РПК-2 по
азимуту и углу места на цель.
Аппаратура
внутренней и внешней связи обеспечивает
внешнюю связь и связь между номерами расчетов.
Аппаратура
противоатомной защиты обеспечивает
снижение действия на экипаж поражающих факторов оружия массового поражения.
Противопожарное оборудование служит для тушения пожара в ЗСУ.
Система
вентиляции предназначена для
поддержания нормального температурного режима аппаратуры и улучшения условий
обитаемости.
Система
обогрева предназначена для обогрева
членов экипажа в зимнее время.
Конструктивно ЗСУ выполнена в виде отдельных узлов и
блоков, размещенных в шкафах и отсеках.
Отсеки имеют специальное предназначение и конструктивно
выполнены для размещения в них агрегатов и узлов. Шкафы представляют собой
каркасы, в которых по направляющим располагаются блоки РЛС. Монтаж выполнен в
виде жгутов из провода и волноводных соединений.
3. Экипаж установки, обязанности номеров
экипажа
Расчет
ЗСУ-23-4 (рис. 2) состоит из четырех
человек:
- командир установки;
- оператор поиска – наводчик (начальник
РПК);
- оператор дальности;
- механик - водитель.
Рис.2. Экипаж ЗСУ-23-4 «Шилка»
Командир
установки:
отвечает за правильную подготовку ЗСУ к боевой
работе;
руководит работой экипажа и подает необходимые команды
для выполнения боевых задач;
поддерживает двухстороннюю внешнюю радиосвязь, управляет
боевой работой экипажа по ТПУ;
ведет наблюдения за обстановкой визуально и при помощи
смотровых приборов;
выполняет пневмоперезарядку автоматов
пушки;
выбирает необходимый режим боевой работы вооружения и
аппаратуры ЗСУ;
выключает и включает приводы
наведения;
открывает стрельбу при помощи спускового
крючка;
руководит
действиями экипажа,
направленными на поддержание постоянной боевой готовности ЗСУ, на
соблюдение указаний по
технике безопасности и противопожарных требований;
руководит экипажем и лично участвует в осмотре и
техническом обслуживании ЗСУ;
отвечает за правильное и регулярное ведение
формуляра;
систематически контролирует расход топлива и смазочных
материалов и организовывает своевременное пополнение их до
нормы.
Оператор
поиска-наводчик:
проводит поиск, обнаружение, сопровождение и опознавание
воздушных целей;
по команде командира ЗСУ ведет огонь по воздушным и
наземным целям;
выполняет техническое обслуживание РПК, находит и
устраняет неисправность.
Оператор
дальности:
управляет работой РЛС во всех
режимах;
осуществляет контроль за работой
РЛС;
выполняет техническое обслуживание РЛС и пушки, находит
и устраняет неисправности.
Механик-водитель:
водит ЗСУ в любых метеорологических условиях, в любое
время суток и года, используя местность для создания наиболее благоприятных
условий работы ЗСУ;
обнаруживает и устраняет неисправности в гусеничной
машине и системе первичного электропитания.
Каждый номер экипажа должен уметь пользоваться
переговорным устройством, радиостанцией и смотровыми приборами, аппаратурой и
оборудованием системы ПАЗ и УАППО, знать правила обращения с боеприпасами.
Каждый номер экипажа должен уметь выполнять все операции других номеров экипажа
ЗСУ, связанные с боевой работой, уметь водить ЗСУ, запускать и останавливать
газотурбинный двигатель.
Тестовое
задание
Самолетов, вертолетов, баллистических ракет
Самолетов, вертолетов
Самолетов, крылатых ракет
на дальности до 3500 м, на высотах до 2500 м, при скоростях полета целей до 650 м/сек
на дальности до 2500 м, на высотах до 1500 м, при скоростях полета целей до 450 м/с
на дальности до 4000 м, на высотах до 2000 м, при скоростях полета целей 500 м/с
до 10 км
до 40 км
до 30 км
до 2000 м
до 3000 м
до 3050 м
командир установки, прицельный, правый заряжающий, левый заряжающий
командир установки, наводчик по дальности, наводчик по азимуту, механик-водитель
командир установки, оператор поиска-наводчик, оператор дальности, механик-водитель
радиолокационной станции
визирного устройства
системы стабилизации
по запомненным координатам воздушной цели в РЛС
по ракурсным кольцам в визирном устройстве
по дистанционной шкале в визирном устройстве