14. Вспомогательные системы ЗСУ-23-4

 

1. Аппаратура внутренней и внешней связи

К аппаратуре внутренней и внешней связи ЗСУ-23-4 относятся (рис. 1):

- танковое переговорное устройство ТПУ Р-124;

- радиостанция Р-123.

14-1.png

Рис. 1. Схема системы связи ЗСУ-23-4

ТПУ Р-124 предназначено для связи между членами экипажа внутри машины, а также для выхода на внешнюю связь через радиостанцию Р-123 командира ЗСУ и оператора поиска-наводчика.

В комплект Р-124 входят (рис. 2):

- четыре шлемофона с телефонами и ларингофонами;

- пять шнуров с нагрудными переключателями;

- коммутирующие аппараты А-1, А-2, А-3 (2 ед.), А-4.

Шлемофон обеспечивает ведение радиосвязи, защиту слуха от воздействия внешних шумов и защищает голову от случайных ударов при движении ЗСУ. Сумки для шлемофонов укреплены около мест экипажа.

Шнуры с нагрудными переключателями обеспечивают соединение шлемофонов с аппаратами ТПУ. Тангента переключателя имеет одно фиксированное положение ПРМ и два нефиксированных положения: ПРД, при котором осуществляется передача, и ВЫЗ., при котором каждый из номеров экипажа может послать циркуляционный вызов.

 

14-2.png

Рис. 2. Комплект танкового переговорного устройства ТПУ-124

Аппарат А-1 - предназначен для командира ЗСУ, обеспечивает выход на внешнюю связь через радиостанцию Р-123, внутреннюю связь для всех номеров, циркуляционную внутреннюю связь (рис. 3). Размещен справа от сиденья командира ЗСУ под визирным устройством.

 

14-3.png

Рис. 3. Аппарат А-1

Аппарат А-2 - для оператора поиска-наводчика, обеспечивает ему ведение внутренней связи и выход на внешнюю связь, размещен справа от его сиденья (рис. 4).  

14-4.png

Рис. 4. Аппарат А-2

Аппараты А-3 - обеспечивают выход только на внутреннюю связь оператора дальности (размещен слева от его сиденья) и механика-водителя (размещен сзади его сиденья).

Аппарат А-4 - для связи  с номером экипажа, находящимся вне машины, расположен под крышкой первого люка левого борта ЗСУ (рис. 5).

14-5.png

Рис. 5. Аппарат А-3 и А-4

Радиостанция Р-123 приемопередающая, ультракоротковолновая, телефонная, с частотной модуляцией; обеспечивает двухстороннюю связь на стоянке и в движении (рис. 6).

14-6.png

Рис. 6. Радиостанция Р-123

Дальность радиосвязи не менее 20 км. Радиостанция имеет 1261 рабочую частоту в диапазоне от 20 до 51,5 мГц с разносом частот 25 кГц и четыре заранее подготовленные частоты. Работает на четырехметровую штыревую антенну. Радиостанция с  блоком питания (рис.7) расположены слева от сидения командира.

14-7.png

Рис.  7. Блок питания радиостанции Р-123

2. Система вентиляции и противоатомной защиты

Система вентиляции предназначена для обеспечения условий жизнедеятельности экипажа при высокой температуре окружающего воздуха.

Вентиляция боевого отделения и отделения управления осуществляется самостоятельно для каждого отделения.

Вентиляция отделения управления осуществляется при работающем базовом двигателе за счет разрежения, создаваемого в канале воздухозаборника системы питания двигателя воздухом. Для этого имеются лючки, соединяющие отделение управления с каналом воздухозаборника и атмосферой.

Система вентиляции боевого отделения состоит из нагнетающего вентилятора с фильтром и вытяжного вентилятора, которые создают поток воздуха. Нагнетающий вентилятор и фильтр установлены на крыше башни с правой стороны (рис.8). Вытяжной вентилятор (рис.9) размещен в левом переднем отсеке башни. Система включается  тумблером ВЕНТИЛЯЦИЯ на пульте ПАЗ (рис.11).

 

14-8.png

Рис.  8. Нагнетающий вентилятор с фильтром

14-9.png

Рис.  9. Вытяжной вентилятор боевого отделения

Система противоатомной защиты (ПАЗ) предназначена для снижения воздействия поражающих факторов ядерного оружия и защиты экипажа от радиоактивной пыли при движении по участку заражения.

Это обеспечивается: броневой защитой установки, герметизацией отделений экипажа, созданием избыточного давления в них, очисткой воздуха, подаваемого в боевое отделение и отделение управления.

В состав системы противоатомной защиты входят:

- рентгенометр ДП-ЗБ;

- нагнетатель;

- заслонки с механизмами закрывания;

- уплотнение погона башни;

- электрооборудование.

Рентгенометр ДП-ЗБ предназначен для измерения уровня гамма-излучения. Пульт прибора размещен внутри башни справа от командира установки, выносной блок - в правой части основания АЗП.

Нагнетатель предназначен для подачи в боевое отделение очищенного воздуха и создания в нем избыточного давления. Нагнетатель установлен в башне справа. Степень очистки воздуха при запыленности 2,5 г/м3  составляет 98%.

Заслонки с механизмами закрывания обеспечивают перекрытие воздушного потока в воздуховходах и воздуховыходах с целью герметизации отделений экипажа в режиме ПАЗ с одновременным уплотнением погона башни. Имеются 11 заслонок боевого отделения и 2 крышки приточной и вытяжной вентиляции отделения управления.

Заслонки имеют механизмы закрывания и открывания, работающие при помощи электромеханизмов или вручную (рис.10). Все заслонки снабжены выключателями, которые при открывании заслонок срабатывают и обеспечивают загорание соответствующих ламп на пульте ПАЗ.

14-10.png

Рис. 10. Заслонка воздуховыхода шкафа Т-42

Уплотнение погона башни затягивается специальным рычагом, установленным в задней части башни между сиденьями 1-го и 2-го номеров расчета, и сблокировано со стопором башни.

Для управления системой ПАЗ и вентиляцией отсеков экипажа предназначен пульт ПАЗ, который установлен за спиной оператора поиска-наводчика (рис. 11).

14-11.png

Рис. 11. Пульт ПАЗ

В исходном положении на пульте ПАЗ тумблер ЗАСЛОНКИ ЗАКРЫТЫ находится в положении АВТОМАТ, все заслонки открыты, транспаранты ЗАСЛОНКИ ЗАКРЫТЫ горят вполнакала. При включении тумблера ПАЗ загорается транспарант ПАЗ на пульте ПАЗ и на щитке сигнализации в отделении управления (рис. 12), срабатывают механизмы закрывания заслонок, транспаранты на пульте ПАЗ и на щитке сигнализации загораются полным накалом, включается электродвигатель нагнетателя системы. Оператор поиска-наводчик затягивает вручную уплотнение погона башни. Расчет ЗСУ закрывает крышки люков. В отделениях экипажа создается избыточное давление, препятствующее проникновению в них зараженного воздуха.

 

14-12.png

Рис. 12. Щиток приборов механика-водителя

3. Противопожарное оборудование

Противопожарное оборудование (ППО) служит для тушения пожара в отсеке переднего топливно­го бака, у преобразователя и в силовом отделении.

Система унифицированная, автоматическая. Применяе­мая смесь - состав «3,5» (70% бромистого этила и 30% углекислоты), масса состава в баллоне составляет 1,45-1,6  кг, давление в баллоне - 50 кгс/см2.

Противопожарное оборудование состоит из:

- трех двухлитровых баллонов с составом «3,5»;

- секции обратных клапанов;

- трубопроводов;

- 10 распылите­лей;

- электрооборудования.

В состав электрооборудования входят:

- 7 термодатчиков (ТД);

- автомат системы (АС-2);

- релейно-распределительная коробка (КРР-2);

- кнопка РОСА на пульте командира (рис.13).

14-13.png 

Рис. 13. Пульт командира

Баллоны с составом «3,5» (рис. 14) размещаются в силовом отделении (слева) и соединяются трубо­проводами через секцию обратных клапанов с распылите­лями, семь из которых размещены в силовом отделении, два - в отсеке переднего топливного бака и один - в от­секе преобразователя. Автомат системы АС-2 размещен перед механиком-водителем (рис. 15). Релейно-распределительная коробка КРР-2 крепится под башней в бое­вом отделении. Термодатчики размещены: четыре - в си­ловом отделении, два - в отсеке переднего топливного бака, один - у преобразователя (рис. 16).

14-14.png

Рис. 14. Двухлитровый баллон с составом «3,5»

14-15.png

Рис. 15. Автомат системы ППО АС-2

Аппаратура ППО может работать в автоматичес­ком и полуавтоматическом режимах только при включен­ном электропитании.

При работе в автоматическом режиме сигнальные лам­пы АС-2 светятся вполнакала, сигна­лизируя о готовности аппаратуры к работе. При пожаре сигнал от термодатчиков поступает в КРР-2, откуда подается полное напряжение на сигналь­ные лампы АС-2, которые загораются  ярким красным светом (рис. 15).

Одновременно подается напряжение на реле, которые обеспечивают остановку ГТД, преобразовате­ля, вентилятора отсека АКБ, закрытие заслонки механика-водите­ля. Через 4-7 секунд автомат АС-2 подает напряжение на пиропатрон первого баллона. В окне указателя остатка за­ряженных баллонов на АС-2 цифра 3 сменится на цифру 2. Состав из первого баллона поступает по трубопро­водам через распылители к очагу пожара, вытесняет воз­дух из отсека и локализует пожар. Если пожар не был потушен первым баллоном, то АС-2 через 35-55 секунд при­водит в действие второй баллон и т. д.

14-16.png

Рис. 16. Схема системы противопожарного оборудования ЗСУ-23-4

В полуавтоматическом режиме аппаратура обеспечи­вает сигнализацию о пожаре. Переключатель рода работы на АС-2 ставится в положение РУЧ­НОЕ. При пожаре механик-водитель нажимает на кнопку, и аппаратура срабатывает так же, как в автоматическом режиме, но состав из баллонов поступает к очагу пожара без 4-7-секундной задержки. Ввод очередного баллона происходит при повторном нажатии кнопки.

При включении кнопки РОСА на пульте командира ЗСУ система срабатывает так же, как в режиме автоматической работы.

4. Система обогрева экипажа

Система обогрева предназначена для улучшения условий экипажа в башне при низкой температуре воздуха.

В ее состав входят (рис.17):

- шесть поликов для обогрева ног;

- четыре поручня для обогрева рук;

- пульт управления.

 

14-17.png

Рис. 17. Полики для обогрева ног и поручни для обгрева рук экипажа ЗСУ-23-4

Питание обогревателей осуществляется напряжением -27,5 В при работающем генераторе СЭП. Включение системы производится тумблером на пульте, при этом загорается сигнальная лампа.

Обогрев механика-водителя осуществляется обогревателем ЭО-1010, который представляет собой электропечь с вентилятором подачи воздуха (рис. 18).

 

14-18.png

Рис. 18. Обогреватель ЭО-1010 для обогрева механика-водителя

zvezda.png

Тестовое задание

В состав аппаратуры внутренней и внешней связи ЗСУ-23-4 входят:
радиостанция Р-123 и комплект сигнальных флажков
радиостанция Р-123 и радиолиния 2А5
радиостанция Р-123 и танковое переговорное устройство ТПУ Р-124
радиостанция Р-109 и танковое переговорное устройство ТПУ Р-124
Автоматическая система пожаротушения ЗСУ-23-4 служит для тушения пожара:
в силовом отделении, отсеке переднего топливного бака, отсеке преобразователя
в силовом отделении, отсеке заднего топливного бака, отсеке преобразователя
в боевом отделении, отсеке переднего топливного бака, отсеке преобразователя;
в силовом отделении, отсеке переднего топливного бака, отсеках системы питания автоматов АЗП-23 патронами
Дальность радиосвязи радиостанции Р-123:
не менее 5 км
не менее 10 км
не менее 15 км
не менее 20 км
Вентиляция отделения управления ЗСУ-23-4 осуществляется:
за счет разрежения, создаваемого в канале воздухозаборника системы питания двигателя воздухом
за счет нагнетающего вентилятора с фильтром и вытяжного вентилятора, которые создают поток воздуха
за счет открытого люка механика-водителя
за счет уплотнения погона башни
Вентиляция боевого отделения ЗСУ-23-4 осуществляется:
за счет открыто люка операторов и командира установки
за счет разрежения, создаваемого в канале воздухозаборника системы питания двигателя воздухом
за счет нагнетающего вентилятора с фильтром и вытяжного вентилятора, которые создают поток воздуха
за счет движения ЗСУ-23-4