14. Вспомогательные системы ЗСУ-23-4
1. Аппаратура внутренней и внешней
связи
К аппаратуре
внутренней и внешней связи ЗСУ-23-4
относятся (рис. 1):
- танковое переговорное устройство ТПУ
Р-124;
- радиостанция Р-123.
Рис. 1.
Схема системы связи ЗСУ-23-4
ТПУ
Р-124 предназначено для связи между
членами экипажа внутри машины, а также для выхода на внешнюю связь через
радиостанцию Р-123 командира ЗСУ и оператора
поиска-наводчика.
В комплект
Р-124 входят (рис. 2):
- четыре шлемофона с телефонами и ларингофонами;
- пять шнуров с нагрудными
переключателями;
- коммутирующие аппараты А-1, А-2, А-3 (2 ед.), А-4.
Шлемофон
обеспечивает ведение радиосвязи, защиту слуха от воздействия внешних шумов и
защищает голову от случайных ударов при движении ЗСУ. Сумки для шлемофонов
укреплены около мест экипажа.
Шнуры с
нагрудными переключателями обеспечивают
соединение шлемофонов с аппаратами ТПУ. Тангента переключателя имеет одно
фиксированное положение ПРМ и два
нефиксированных положения: ПРД, при котором осуществляется передача, и ВЫЗ., при котором каждый из номеров
экипажа может послать циркуляционный вызов.
Аппарат А-1 - предназначен для командира ЗСУ,
обеспечивает выход на внешнюю связь через радиостанцию Р-123, внутреннюю связь
для всех номеров, циркуляционную внутреннюю связь (рис. 3). Размещен справа от
сиденья командира ЗСУ под визирным устройством.
Рис. 3. Аппарат
А-1
Аппарат
А-2 - для оператора поиска-наводчика,
обеспечивает ему ведение внутренней связи и выход на внешнюю связь, размещен
справа от его сиденья (рис. 4).
Рис. 4.
Аппарат А-2
Аппараты
А-3 - обеспечивают выход только на
внутреннюю связь оператора дальности (размещен слева от его сиденья) и
механика-водителя (размещен сзади его сиденья).
Аппарат
А-4 - для связи с номером экипажа, находящимся вне
машины, расположен под крышкой первого люка левого борта ЗСУ (рис. 5).
Рис. 5.
Аппарат А-3 и А-4
Радиостанция Р-123 приемопередающая,
ультракоротковолновая, телефонная, с частотной модуляцией; обеспечивает
двухстороннюю связь на стоянке и в движении (рис. 6).
Рис. 6.
Радиостанция Р-123
Дальность радиосвязи не менее
Рис. 7. Блок питания радиостанции
Р-123
2. Система вентиляции и противоатомной
защиты
Система
вентиляции предназначена для
обеспечения условий жизнедеятельности экипажа при высокой температуре
окружающего воздуха.
Вентиляция боевого отделения и отделения управления
осуществляется самостоятельно для каждого отделения.
Вентиляция
отделения управления осуществляется при
работающем базовом двигателе за счет разрежения, создаваемого в канале
воздухозаборника системы питания двигателя воздухом. Для этого имеются лючки,
соединяющие отделение управления с каналом воздухозаборника и
атмосферой.
Система
вентиляции боевого отделения состоит из
нагнетающего вентилятора с фильтром и вытяжного вентилятора, которые создают
поток воздуха. Нагнетающий вентилятор и фильтр установлены на крыше башни с
правой стороны (рис.8). Вытяжной вентилятор (рис.9) размещен в левом переднем
отсеке башни. Система включается
тумблером ВЕНТИЛЯЦИЯ на пульте ПАЗ (рис.11).
Рис. 8. Нагнетающий вентилятор с
фильтром
Рис. 9. Вытяжной вентилятор боевого
отделения
Система
противоатомной защиты (ПАЗ)
предназначена для снижения воздействия поражающих факторов ядерного оружия и
защиты экипажа от радиоактивной пыли при движении по участку заражения.
Это
обеспечивается: броневой защитой
установки, герметизацией отделений экипажа, созданием избыточного давления в
них, очисткой воздуха, подаваемого в боевое отделение и отделение
управления.
В состав
системы противоатомной защиты входят:
- рентгенометр ДП-ЗБ;
- нагнетатель;
- заслонки с механизмами закрывания;
- уплотнение погона башни;
- электрооборудование.
Рентгенометр
ДП-ЗБ предназначен для измерения уровня
гамма-излучения. Пульт прибора размещен внутри башни справа от командира
установки, выносной блок - в правой части основания АЗП.
Нагнетатель
предназначен для подачи в боевое отделение очищенного воздуха и создания в нем
избыточного давления. Нагнетатель установлен в башне справа. Степень очистки
воздуха при запыленности 2,5 г/м3
составляет 98%.
Заслонки с
механизмами закрывания обеспечивают
перекрытие воздушного потока в воздуховходах и воздуховыходах с целью
герметизации отделений экипажа в режиме ПАЗ с одновременным уплотнением погона
башни. Имеются 11 заслонок боевого отделения и 2 крышки приточной и вытяжной
вентиляции отделения управления.
Заслонки имеют механизмы закрывания и открывания,
работающие при помощи электромеханизмов или вручную (рис.10). Все заслонки
снабжены выключателями, которые при открывании заслонок срабатывают и
обеспечивают загорание соответствующих ламп на пульте ПАЗ.
Рис. 10.
Заслонка воздуховыхода шкафа Т-42
Уплотнение
погона башни затягивается специальным
рычагом, установленным в задней части башни между сиденьями 1-го и 2-го номеров
расчета, и сблокировано со стопором башни.
Для управления системой ПАЗ и вентиляцией отсеков
экипажа предназначен пульт ПАЗ,
который установлен за спиной оператора поиска-наводчика (рис.
11).
Рис. 11.
Пульт ПАЗ
В исходном положении на пульте ПАЗ тумблер ЗАСЛОНКИ ЗАКРЫТЫ находится в положении АВТОМАТ, все заслонки открыты, транспаранты ЗАСЛОНКИ ЗАКРЫТЫ горят вполнакала. При включении тумблера ПАЗ загорается транспарант ПАЗ на пульте ПАЗ и на щитке сигнализации в отделении управления (рис. 12), срабатывают механизмы закрывания заслонок, транспаранты на пульте ПАЗ и на щитке сигнализации загораются полным накалом, включается электродвигатель нагнетателя системы. Оператор поиска-наводчик затягивает вручную уплотнение погона башни. Расчет ЗСУ закрывает крышки люков. В отделениях экипажа создается избыточное давление, препятствующее проникновению в них зараженного воздуха.
Рис. 12.
Щиток приборов механика-водителя
3. Противопожарное
оборудование
Противопожарное оборудование (ППО) служит для тушения пожара в отсеке переднего
топливного бака, у преобразователя и в силовом
отделении.
Система унифицированная, автоматическая.
Применяемая смесь - состав «3,5» (70% бромистого этила и 30% углекислоты),
масса состава в баллоне составляет 1,45-1,6 кг, давление в баллоне - 50
кгс/см2.
Противопожарное оборудование состоит из:
- трех двухлитровых баллонов с составом «3,5»;
- секции обратных клапанов;
- трубопроводов;
- 10 распылителей;
- электрооборудования.
В состав
электрооборудования входят:
- 7 термодатчиков (ТД);
- автомат системы (АС-2);
- релейно-распределительная коробка (КРР-2);
- кнопка РОСА на пульте командира (рис.13).
Рис. 13.
Пульт командира
Баллоны с составом «3,5» (рис. 14) размещаются в силовом отделении (слева) и соединяются трубопроводами через секцию обратных клапанов с распылителями, семь из которых размещены в силовом отделении, два - в отсеке переднего топливного бака и один - в отсеке преобразователя. Автомат системы АС-2 размещен перед механиком-водителем (рис. 15). Релейно-распределительная коробка КРР-2 крепится под башней в боевом отделении. Термодатчики размещены: четыре - в силовом отделении, два - в отсеке переднего топливного бака, один - у преобразователя (рис. 16).
Рис. 14.
Двухлитровый баллон с составом «3,5»
Рис. 15.
Автомат системы ППО АС-2
Аппаратура ППО может работать в автоматическом и
полуавтоматическом режимах только при включенном
электропитании.
При работе в
автоматическом режиме сигнальные
лампы АС-2 светятся вполнакала, сигнализируя о готовности аппаратуры к
работе. При пожаре сигнал от термодатчиков поступает в КРР-2, откуда подается
полное напряжение на сигнальные лампы АС-2, которые загораются ярким красным светом (рис.
15).
Одновременно подается напряжение на реле, которые
обеспечивают остановку ГТД, преобразователя, вентилятора отсека АКБ,
закрытие заслонки механика-водителя. Через 4-7 секунд автомат АС-2 подает
напряжение на пиропатрон первого баллона. В окне указателя остатка
заряженных баллонов на АС-2 цифра 3 сменится на цифру 2. Состав из первого
баллона поступает по трубопроводам через распылители к очагу пожара,
вытесняет воздух из отсека и локализует пожар. Если пожар не был потушен
первым баллоном, то АС-2 через 35-55 секунд приводит в действие второй
баллон и т. д.
Рис. 16.
Схема системы противопожарного оборудования ЗСУ-23-4
В
полуавтоматическом режиме аппаратура
обеспечивает сигнализацию о пожаре. Переключатель рода работы на АС-2
ставится в положение РУЧНОЕ.
При пожаре механик-водитель нажимает на кнопку, и аппаратура срабатывает так же,
как в автоматическом режиме, но состав из баллонов поступает к очагу пожара без
4-7-секундной задержки. Ввод очередного баллона происходит при повторном нажатии
кнопки.
При включении кнопки РОСА на пульте командира ЗСУ
система срабатывает так же, как в режиме автоматической
работы.
4. Система обогрева экипажа
Система обогрева предназначена для
улучшения условий экипажа в башне при низкой температуре
воздуха.
В ее состав входят (рис.17):
- шесть поликов для обогрева ног;
- четыре поручня для обогрева рук;
- пульт управления.
Рис. 17.
Полики для обогрева ног и поручни для обгрева рук экипажа
ЗСУ-23-4
Питание обогревателей осуществляется напряжением -27,5 В
при работающем генераторе СЭП. Включение системы производится тумблером на
пульте, при этом загорается сигнальная лампа.
Обогрев механика-водителя осуществляется обогревателем
ЭО-1010, который представляет собой электропечь с вентилятором подачи воздуха
(рис. 18).
Рис. 18. Обогреватель ЭО-1010 для обогрева механика-водителя
Тестовое задание
радиостанция Р-123 и радиолиния 2А5
радиостанция Р-123 и танковое переговорное устройство ТПУ Р-124
радиостанция Р-109 и танковое переговорное устройство ТПУ Р-124
в силовом отделении, отсеке заднего топливного бака, отсеке преобразователя
в боевом отделении, отсеке переднего топливного бака, отсеке преобразователя;
в силовом отделении, отсеке переднего топливного бака, отсеках системы питания автоматов АЗП-23 патронами
не менее 10 км
не менее 15 км
не менее 20 км
за счет нагнетающего вентилятора с фильтром и вытяжного вентилятора, которые создают поток воздуха
за счет открытого люка механика-водителя
за счет уплотнения погона башни
за счет разрежения, создаваемого в канале воздухозаборника системы питания двигателя воздухом
за счет нагнетающего вентилятора с фильтром и вытяжного вентилятора, которые создают поток воздуха
за счет движения ЗСУ-23-4