6. Социально-психологическая структура воинского коллектива
Занятие № 1. Социально-психологическая структура
воинского коллектива
Вопрос № 1. Основные
социально-психологические понятия группы. Отрицательное лидерство в первичных
воинских коллективах. Основные направления психологического исследования
воинского коллектива
В ходе совместной деятельности люди практически всегда
вступают в социальные общности - группы.
Группой принято называть определенное объединение людей.
Все человеческое общество состоит из множества групп, которые различают по
целому ряду признаков:
• по целям и содержанию деятельности (трудовые, боевые,
учебные и другие группы);
• по способу объединения (группы производственные,
бытовые и т. д.);
• по форме организации и возникновения (группы реальные,
условные, организованные, формальные и неформальные);
• по характеру и контактности общения, отношений к
личности всех других членов группы (первичные - контактные и вторичные -
дистантные).
Кроме того, выделяют большие и малые социальные
группы.
Большие социальные группы – это классы, прослойки, политические группы, партии,
профессиональные союзы, вооруженные силы, нации и другие (возрастные,
образовательные) общности и объединения.
Малые социальные группы – это воинское подразделение, цех, школьный класс,
студенческий курс. Их принято называть первичными. Они отличаются от больших
тем, что в них осуществляются постоянное межличностное общение, контакт,
взаимодействие.
Следует отметить, что группа – более широкое понятие,
чем коллектив. При этом не всякая группа может рассматриваться в качестве
коллектива.
Любая малая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и
высокий.
Низкий уровень
характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе
приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат). Такая группа обычно
называется ассоциацией - группой, имеющей официальную
структуру и общую цель, но не действующей как целое, поэтому в ней не развиты ни
подготовленность, ни организационное единство, ни психологическая
коммуникативность. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от
количества военнослужащих. Известно, что каждый член группы не может находиться
в объективных личностных отношениях более чем с 7-12 другими ее членами.
Отношения, складывающиеся в такой группе, составляют внутреннюю структуру
элементарной группы. Если группа больше, например, состоит из 15 или 20 человек,
то она стремится к разделению на несколько групп.
Многочисленные наблюдения
за поведением призывников указывают на то, что им требуется от 3 до 5 дней,
чтобы познакомиться друг с другом. За это время уменьшается выраженность
депрессивных настроений, устанавливаются эмоциональные контакты. Иногда это
происходит еще раньше, например, в пути следования к месту службы или на
призывном пункте. Среди земляков сразу же можно определить лидера и круг его
общения. Если в команде призывники разделились на несколько групп с активными
лидерами, то между ними могут возникнуть эмоциональные конфликты либо отношения
спортивного соперничества.
Если ассоциация не распадается, то она постепенно
переходит на средний уровень развития, который характеризуется более
осознанной деятельностью и дисциплинированностью военнослужащих. Такую группу
называют кооперацией. В ней, как правило, наблюдаются
прочные служебные и товарищеские отношения. Командные функции выполняют
назначенные лица, имеющие определенную власть. Кроме того, в группах-кооперациях
существуют неофициальные лидеры, которые либо поддерживают младших командиров,
либо затрудняют официальное управление. Здесь имеется подготовленность и
организационное единство. Однако мотивы, побуждающие к достижению общего
результата и цели деятельности, не имеют четкой нравственной направленности. Нет
в такой группе и высокого уровня психологической коммуникативности.
При
благоприятных условиях в подразделении через 10-15 дней образуются 2-3
группы-кооперации, включающие в свой состав от 3 до 7
военнослужащих.
Проходит
некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития –
уровень автономизации.
Автономная группа характеризуется четкой организационной структурой и
дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. В таких группах
возрастает управленческая роль младших командиров и социальная активность
лидеров. При этом в большинстве случаев между командирами и лидерами
существенных противоречий не возникает, хотя отдельные трения и
возможны.
Следует отметить, что от уровня социального развития
воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой
деятельности. В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и
кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и
распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов
деятельности.
Для автономных групп сложные и опасные ситуации
становятся своеобразными катализаторами социальной активности, преодолевая
трудности, военнослужащие еще больше сплачиваются.
Но сплоченность автономных групп может таить в себе
определенную опасность. Это связано с тем, что высокая организация, единство
взглядов, эмоциональная удовлетворенность друг другом при наличии сильного и
авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так
и асоциальной ориентации. Например, если военнослужащие объединяются на основе
общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри
своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа
превращается в воинский коллектив.
С другой
стороны, если военнослужащие скрывают свои намерения, преследуют свои
эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в
корпорацию и становится лжеколлективом.
Корпорации –
внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей
деятельностью, цели которой определяются как «личные через
групповые».
Корпорация
характеризуется высокой степенью подготовленности, организационного единства и
психологической коммуникативности, но отличается по нравственной направленности
групповым эгоизмом и индивидуализмом. Именно корпоративный дух, или групповой
эгоизм, создает условия для неуставных взаимоотношений, националистических
проявлений, грубых нарушений воинской дисциплины, поскольку деятельность
корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1-2
негативных лидеров.
Лидерство в
коллективе
Взаимодействие военнослужащих различных периодов службы
в первичных воинских коллективах – естественный процесс, развивающийся с учетом
индивидуальных и групповых различий воинов. Межличностные взаимоотношения
военнослужащих осуществляется в военно-профессиональной, общественной и бытовой
сфере воинской деятельности.
Уровень развития личностных качеств, степень
адаптированности и сплоченности военнослужащих существенно их различает. Одни
воины и группы военнослужащих занимает лидирующее, ведущее положение в воинских
коллективах, другие - ведомое. Это существенное различие воинов приводит к
формированию неофициальной структуры первичного коллектива, как правило, в
рамках роты, батареи и им равных подразделений. Степень проявления действенности
данной структуры различна. Наиболее эффективно ее воздействие на вновь
прибывающих военнослужащих, а также тех воинов, которые противодействуют, «не
вписываются» в принятые межличностные отношения конкретного воинского
коллектива.
Неформальные лидеры – это члены коллектива которые,
официально не имеют руководящей должности, но занимают благодаря набору
профессиональных качеств жизненному опыту и определенному поведению особое
положение. Неформальное лидерство зарождается внутри коллектива, чаще всего
стихийно и является своеобразным символом общности сотрудников. Оно основывается
на компетенции, личных симпатиях и ряде психологических свойств, например:
умение человека найти эффективный выход из сложных ситуаций. Неформальный лидер
обычно пользуется очень большим влиянием в коллективе.
Какие
последствия для руководителя может иметь появление в коллективе неформального
лидера? Стоит ли в такой ситуации
волноваться за свой авторитет? Что делать с этим человеком: взять его в свои
официальные замы, дискредитировать в глазах общественности» или вообще
уволить?
Неформальный лидер может стать руководителю
командиру, как серьезной помехой,
так и надежной опорой. А значит, особым талантом неформального лидера необходимо
управлять. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАЧАЛЬНИКА – направить действия лидера в нужное
русло. Если это, конечно, возможно.
В условиях армейской жизни отношения между
военнослужащими регламентируется уставами, приказами, директивами, инструкциями
командиров и начальников. Такие отношения принято называть
официальными.
Наиболее полное их проявление осуществляется в
военно-профессиональной сфере воинской деятельности. Здесь ярко проявляется
организационно-штатная структура подразделения с иерархией отношений по
вертикали, т.е. отношений между начальниками и подчиненными, старшими и
младшими. В роли старших, начальников выступают не только офицеры, но и
сержанты, а также наиболее опытные и подготовленные военнослужащие в
межличностных отношениях с вновь прибывшими, неподготовленными
воинами.
Существенное отличие воинов старших призывов в уровне
профессиональной подготовленности, организованности приводит к их доминированию
и в бытовой сфере. Межличностные и межгрупповые отношения воинов в этой сфере в
меньшей степени регламентированы и подвержены контролю со стороны старших
начальников. Именно в этой сфере, включающей прием пищи, порядка в казарме, на
закрепленной территории и т.п., наиболее ярко происходит ущемление прав и
личного достоинства одних воинов со стороны других.
Под отрицательным лидерством в первичных воинских
коллективах понимается процесс доминирования, ведущего положения отдельных
воинов и групп военнослужащих ущемляющих права военнослужащих, как правило,
младшего призыва, формирующих традиции, обычаи, нормы поведения негативной
направленности.
Данный подход поэтапного изучения и предупреждения
отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах подготовлен на основе
изучения передового опыта борьбы с неуставными отношениями военнослужащих
срочной службы и выводов проведенного исследования. Целенаправленное и
творческое применение соответствующей методики офицерами подразделений поможет в
решении задач сплочения воинских коллективов, в конечном счете, обеспечит
повышение боевой способности воинских частей.
1 этап. Самоопределение военнослужащих
в первичных воинских коллективах.
В большинстве воинских частях и подразделений пополнение
рядов личного состава срочной службы происходит через учебные части.
Следовательно, в подобной ситуации, самоопределение
военнослужащих осуществляется дважды: в учебных и боевых
частях.
Самоопределение военнослужащих срочной службы, впервые
переступивших порог воинской части, проявляется в межличностных взаимодействиях,
пронизывающих все стороны воинской деятельности. Впервые дни и недели обучения
воинской специальности формируются отношения в эмоциональной, интеллектуальной,
организационной сферах межличностного взаимодействия
воинов.
Эмоциональная сфера межличностного взаимодействия
характеризуется взаимными симпатиями и антипатиями. Эмоциональные качества
военнослужащего проявляются чаще внешне. Это черты лица, рост, физические
способности, умение общаться, носить форму одежды, проявление желания помочь,
понять, придти на помощь и т.п.
Эмоциональное превосходство того или иного
военнослужащего заметно сразу. Эмоциональный лидер воспринимается не только
ближайшим окружением, но и людьми впервые увидевшими его
Эмоциональный лидер является наиболее адекватным
выразителем оценок личности военнослужащего. Чувственно воспринимаемые качества
воина на начальном этапе службы, основываются на ранее сформированных образах.
Чтобы иметь негативную направленность в межличностных отношениях, эмоционального
превосходства недостаточно. Однако командиру подразделения важно знать, что
эмоциональный лидер, проявляющий организаторские способности, способен
возглавить группу как положительной, так и отрицательной
направленности.
Интеллектуальное превосходство отдельных военнослужащих
проявляется в большем развитии психических познавательных процессов, в
накопленных знаниях, способностях выполнить определенные творческие
задачи.
Интеллектуальное лидерство в воинских коллективах
определяется более высокими успехами в боевой и политической подготовке, в
специальной подготовке, в проявлении кругозора и общего
развития.
Превосходство в интеллектуальной сфере взаимодействия
военнослужащих не обеспечивает проявление отрицательного лидерства. Но и
психологическое единства в группе военнослужащих с участием интеллектуального
лидера часто не достигается.
Предметом особой заботы командиров и начальников
являются военнослужащие, проявляющие высокие способности в организаторской
деятельности. Лидер-организатор обладает такими личностными качествами, которые
позволяют ему навязывать свою волю, свои подходы, идеи другим военнослужащим.
Незамеченные своевременно, невовлеченный в официальную, организационно-штатную
структуру подразделения такой лидер создает неофициальную структуру, в виде
группы различной направленности.
Важным факторов выявления такого военнослужащего для
командира является то, что его необходимо определить за 2-3 месяца совместной
службы, а узнать о лидере-практике впервые дни, недели. В противном случае,
такой военнослужащий может реализовать себя с негативной
стороны.
На этапе самоопределения воинов важно выявить
лидера-практика, отличающегося организаторскими способностями. Отрицательная
направленность на этом этапе со стороны лидера не находит поддержки и со стороны
воинов со своего призыва, и со стороны военнослужащих старших призывов.
Командирам важно знать, кто этот лидер и стремиться включить его в официальную,
организационно-штатную структуру подразделения в составе актива, младших
командиров и т.п.
Таким образом, на этапе самоопределения военнослужащих в
первичных воинских коллективах осуществляется проявление их первичного
межличностного взаимодействия. Этот этап тесно связан с адаптацией воинов и
занимает временной интервал от 2 до 6 недель.
Исследования
в воинских коллективах
В воинских коллективах (подразделениях, боевых расчетах,
экипажах, караулах) воспитатель, психолог решает задачи исследования, коррекции
и формирования их социально-психологических характеристик. Главная цель их работы – оптимизация совместной воинской
деятельности, межличностных взаимоотношений, а также морально-психологического
состояния отдельных военнослужащих.
Для понимания особенностей социально-психологических
явлений, возникающих в воинских коллективах, командир должен получить достоверную,
т.е. обоснованную, надежную и качественную информацию, отвечающую запросам
практики. Единственный способ получения такой информации – это проведение
полноценного психологического исследования. Оно включает, как
правило:
·
предварительный анализ
проблемной ситуации;
·
целенаправленное выделение,
наблюдение и описание значимых явлений;
·
более тонкую групповую
психодиагностику;
·
проведение необходимых
экспериментов - естественного или лабораторного, констатирующего или
формирующего;
·
обработку, обобщение
полученной социально-психологической информации.
Следующим моментом является объяснение полученных фактов
и закономерностей, т.е. интерпретация исследовательских данных, построение
концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления – его структуру,
факторы (условия и причины) возникновения и динамики, зависимости между
различными параметрами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или
нормативного состояния психологических характеристик.
Такое объяснение фактически представляет собой
обоснованное описание, позволяющее психологу сформулировать практические
рекомендации военным руководителям, а также учесть его в рамках собственной
социально-психологической работы по развитию воинского коллектива.
Такое объяснение фактически
представляет собой обоснованное описание, позволяющее психологу сформулировать
практические рекомендации военным руководителям, а также учесть его в рамках
собственной социально-психологической работы по развитию воинского
коллектива.
Компоненты социально-психологической структуры воинского
коллектива
Психологом совместно с офицером воспитателем изучаются следующие основные компоненты
социально-психологической структуры коллектива:
1. Композиция (количественно-качественный состав).
2. Динамика групповой жизни (групповые
социально-психологические процессы деятельности, общения и внутриколлективного
поведения отдельных членов коллектива):
|
Совместная |
Общение |
Внутригрупповое
поведение личности |
|
ü
мотивационно-ценностные
ориентации; ü
процессы
группового целеполагания; ü
совместные
исполнительные действия (операции); ü
срабатывание
и совмещение в деятельности; ü
руководство
групповой деятельностью |
ü
информационно-коммуникативные
процессы; ü
социально-перцептивные процессы (межличностное
восприятие; ü
процессы межличностного ролевого
взаимодействия; ü
процессы групповой динамики; ü
группообразование; ü
ролевая, микрогрупповая дифференциация
группы; ü
групповое сплочение; ü
конфликты; ü
образование, реализация групповых норм и
санкций |
ü
социально-психологическая
адаптация; ü
внутригрупповое самоутверждение; ü
ролевая идентификация; ü
лидерство; ü
конформное и отклоняющееся
поведение; ü
коллективистское самоопределение
личности |
3. Динамическая структура группы
(коллектива):
структура функционально-ролевых взаимосвязей
(деятельностное измерение): формально-статусный уровень организационно-штатных
ролей;
уровень реального взаимодействия;
структура коммуникаций (коммуникативное измерение);
структура эмоциональных межличностных предпочтений
(социометрическое измерение): внутригрупповые и межличностные роли.
4.
Групповые социально-психологические образования:
- групповые потребности, интересы,
цели;
- нормы и ценности;
- групповые ролевые ожидания
("экспектации");
- внутригрупповые роли;
- микрогруппы;
- традиции;
- групповые санкции, формы группового социального
контроля;
- морально-психологический климат;
- межличностные отношения (поведенческий компонент
климата);
- групповое мнение (познавательный
компонент);
- групповое настроение (эмоциональный
компонент).
Социально-психологическая структура воинского коллектива
включает те же компоненты, что и любая форма общности людей, занятых совместной
деятельностью.
Вывод по первому вопросу.
Психология жизни и деятельности воинского коллектива
может быть понята только при условии исследования особенностей всей системы
компонентов его социально-психологической структуры.
На этапе самоопределения военнослужащих в первичных воинских коллективах осуществляется проявление их первичного межличностного взаимодействия. Этот этап тесно связан с адаптацией воинов и занимает временной интервал от 2 до 6 недель.
Вопрос №
2. Основные признаки и виды групп. Влияние групп разного
уровня на развитие личности. Понятие о коллективе. Воинские подразделение как
коллектив. Особенности воинского коллектива
Выделяют следующие разновидности социальных
групп:
1. В зависимости от характера взаимодействия – первичные
и вторичные Первичной группой, по определению Ч. Кули, является
группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный,
межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья,
школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида,
первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и
обществом.
Вторичная группа – это более многочисленная группа, в который
взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный,
безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не
личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять
определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации
(производственные, политические, религиозные и т.д.).
2. В зависимости от способа организации и регулирования
взаимодействия – формальные и неформальные.
Формальная группа – это обладающая юридическим статусом группа,
взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил,
законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно
закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно
установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих
взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического
статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут
служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители
рок-музыки и т.д.
3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов –
ингруппы и аутгруппы.
Ингруппа – это
группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и
идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя
компания» и т.д.).
Аутгруппа – это
группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как
«чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и
т.д.).
4. В зависимости от количественного состава и формы
осуществления связей – малые и большие.
Малая
группа – это
непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для
осуществления совместной деятельности.
Малая группа может принимать множество форм, но
исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами
малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне
непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три
человека, она более стабильна.
Характерными чертами малой группы
являются:
·
малочисленный и стабильный
состав (как правило, от 2 до 30 человек);
·
пространственная близость
членов группы;
·
устойчивость и длительность
существования:
·
высокая степень совпадения
групповых ценностей, норм и образцов поведения;
·
интенсивность межличностных
отношений;
·
развитое чувство
принадлежности к группе;
·
неформальный контроль и
информационная насыщенность в группе.
Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая
создается для определенной цели и взаимодействие, в которой носит главным
образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и
т.д.). Сюда же относятся многочисленные
совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в
социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные,
политические и другие организации.
Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в
которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно
важные цели.
Характерные черты коллектива:
·
сочетание интересов индивида
и общества;
·
общность целей и принципов,
которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы
деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
·
предметную
- решение той задачи, ради которой он
создается;
·
социально-воспитательную
- сочетание интересов индивида и
общества.
5. В зависимости от социально значимых признаков – реальные и
номинальные.
Реальные
группы – это группы, выделяемые по
социально значимым критериям:
·
пол – мужчины и женщины;
·
возраст – дети, молодежь, взрослые,
пожилые;
·
доход – богатые, бедные, зажиточные;
·
национальность
– казахи, русские, французы,
американцы;
·
семейное положение
– женатые, холостые,
разведенные;
·
профессия (род занятий)
– врачи, экономисты,
управленцы;
·
место жительства
– горожане, сельские
жители.
Номинальные
(условные) группы, иногда их называют социальными категориями, – выделяют с
целью проведения социологического исследования или статистического учета
населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек,
студентов, получающих именные стипендии и т.д.).
Принято
выделять следующие виды групп.
Неорганизованная и случайно организованная
группа (номинальная группа,
конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.)
характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства
интересов или общности пространства.
Ассоциация –
группа, в которой взаимоотношения опосредуются
только личностно значимыми целями (группа друзей,
приятелей).
Кооперация –
группа, отличающаяся реально
действующей организационной структурой.
Межличностные отношения в такой группе носят деловой
характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде
деятельности.
Корпорация
– группа, объединенная только
внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои
групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда
корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа
приобретает черты группового эгоизма.
Коллектив –
устойчивая во времени организационная
группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно
полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных
взаимоотношений.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе
является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов
коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам
коллектива; к руководителю.
Любая
значимая группа может оказывать как
положительное, так и отрицательное воздействие на развитие
личности.
Положительное
влияние:
1) члены группы выступают для индивида источниками
духовной культуры;
2) в группе происходит усвоение положительных
ценностей и социальных норм;
3) в результате внутригруппового общения
совершенствуются коммуникативные способности;
4) от членов группы индивид получает объективную
информацию о себе, что способствует формированию адекватной
самооценки;
5) члены группы поддерживают индивида в его
деятельности и начинаниях.
Отрицательное
влияние:
1) потеря личностью своей индивидуальности, отказ
от собственных взглядов – «обезличивание»; Причины
обезличивания:
а) анонимность;
б) высокий уровень эмоциональной
возбужденности;
в) сосредоточенность внимания не на собственном
поведении, а на том, что происходит вокруг;
г) высокая сплоченность группы ведет к
конформизму;
д) сниженный уровень самосознания и самоконтроль
индивида;
2) группа может снижать уровень творческого
потенциала высокоодаренных личностей.
Коллективное творчество иногда более низкого качества,
чем результат творчества одаренной личности.
Преобладание того или иного эмоционального
состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным
состоянием личности в группе.
Во многом эмоциональное состояние личности определяется
психологическим климатом группы.
Если преобладает нездоровая атмосфера, то налицо частые
конфликты – как между отдельными членами группы, так и между отдельными
группировками внутри группы.
Внутригрупповые конфликты опасны своими последствиями.
Так, экспериментально доказано, что время, потраченное на сам конфликт, примерно
в два раза меньше, чем время послеконфликтных переживаний (разница составляла
примерно 12—20 минут).
Отрицательные взаимоотношения в группе способствуют
формированию у личности повышенной тревожности, провоцируют межличностные
конфликты.
Тревожность проявляется в повышенной склонности индивида
к отрицательным переживаниям, к ожиданию неблагоприятного развития
событий.
Различают личностную и ситуативную
тревожность.
Личностная
тревожность – это свойство личности
индивида.
Ситуативная
тревожность – состояние тревожности
возникает при временных неблагоприятных ситуациях.
Коллектив – это
организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими
целями, совместной социально полезной деятельностью. Коллектив – понятие
латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность,
сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно
смыслу старого русского слова «кружок». В основе того и другого – связь,
соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество»,
«воинское братство».
«Нельзя
представить себе коллектив, если взять по простому сумму отдельных лиц, -
говорил АС. Макаренко. - Коллектив - это социальный, живой организм, который
потому и организм, что он имеет органы, что там есть
полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а
если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или
сборище».
Воинский коллектив –
организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и
морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной
и др.) деятельности под руководством единоначальника.
Воинский коллектив
имеет ряд характерных признаков, степень выраженности которых дает возможность
судить об уровне его зрелости (см. схему).
|
Организованность. Жесткие рамки организационно-штатной структуры
подразделения и воинской части; наличие органов управления командных
кадров, штабов и т.п. |
|
Направленность. Общественно значимая цель деятельности - защита
Отечества, объединяющая военнослужащих и направляющая их волю на
достижение целей. | ||
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ
ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА | ||||
|
|
|
|
|
|
|
Совместимость. Готовность к принятию и реализации коллективных
целей, бесконфликтное общение и согласованность действий в совместной
деятельности. |
|
Сплоченность. Взаимность симпатий в межличностных отношениях.
Привлекательность группы (экипажа, взвода, роты) для ее членов, единство
отношений. | ||
В своем развитии воинский коллектив
проходит определенные стадии. Чаще всего из них выделяют три основные:
социального единства, войскового товарищества и социальной
зрелости.
Первая, начальная стадия развития
воинского коллектива (стадия социального единства) характеризуется тем, что,
находясь на ней, военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые
необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Эта стадия
проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в
сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка
безнравственных военнослужащих становится источником неуставных взаимоотношений
и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского
коллектива.
На второй стадии (стадии войскового
товарищества), обычно завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются
позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная
структура коллектива, которая не мыслима без коллективного мнения и настроения,
взаимоотношений и сплоченности, дисциплинированности и коллективных
привычек.
На третьей стадии социальной и боевой
зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и
ценностных ориентации воинского коллектива. Отношения между военнослужащими
характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и
бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает
здоровый морально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее
развитие личности воина.
Для обеспечения процессов взаимодействия,
общения, оказания помощи и поддержим, согласования совместных усилий при решении
общих задач, успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны
прежде всего следующие социально-психологические условия:
а)
наличие общих, согласованных позиций членов коллектива по главным вопросам
общественной жизни и военной службы, формирующихся на основе морального единства
военнослужащих, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных
принципов;
б) навыки взаимодействия и общения, как в
процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой
распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и
способами регуляции совместной жизни и деятельности;
в) войсковое товарищество и боевая дружба,
то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного
доверия, уважения и ответственности друг за Друга.
Независимо от вида общественно полезной
деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из
коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов
общественно полезную задачу, определенную организационную структуру,
своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный
стиль взаимоотношений. Не является исключением и воинский
коллектив.
Воинское подразделение как определенная
социальная общность возникает на базе организационной структуры части (корабля)
и включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально-психологические
особенности. Среди таких подсистем есть как формальные, так и неформальные
группы. К первым относятся строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы,
ко вторым - группы земляков, друзей, любителей музыки, спорта и т. п. Кроме
того, в подразделении существуют ранговые группы, связанные с функциями
управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые
группы сержантов, офицеров, которые управляют людьми согласно своим
функциональным или общественным обязанностям, но возможно формирование и
неофициальных ранговых групп военнослужащих, которые руководят воинами в
соответствии со своими эгоистическими интересами.
Наиболее тесно и непрерывно контактируемый
коллектив называется первичным. Первичными коллективами в армии являются
отделение, расчет, экипаж, взвод, рота (батарея) и им равные. Узкая группа
военнослужащих, насчитывающая два-три и более человека, называется
микрогруппой.
Таким образом, воинский коллектив как
высшая форма объединения людей характеризуется организованностью, сплоченностью,
совместимостью, общественно значимой целью деятельности, относительной
устойчивостью и продолжительностью совместного
функционирования.
Одной из важнейших
социально-психологических характеристик воинского коллектива является
морально-психологический климат, под которым понимают преобладающий и
относительно устойчивый психический настрой коллектива, проявляющийся как в
отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Отношения
друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском
коллективе между рядовыми, сержантами, и отношения по вертикали в системе
руководства и подчинения.
Служебные отношения - важнейшая основа
взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и
военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений
предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей
и ролей. Они официально закреплены в организационной структуре воинского
коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах,
приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее
взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому
нельзя отрывать служебные отношения от личностных так же, как нельзя
отождествлять личностные и неслужебные отношения.
Морально-психологический климат коллектива
всегда проникнут сложной гаммой эмоций и чувств, которые существенно влияют на
его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название
коллективного настроения.
Коллективное настроение - это
эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в
определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью,
импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или
сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и
межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива -это
взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную
окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От
них зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает,
что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает
безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо
поддающимся рациональному управлению.
Коллективные потребности - это
психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в
материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под
воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на
функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования
содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные
интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного
решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся
реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в личностную потребность
большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей
военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в
целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам,
сослуживцам и др.
Коллективное мнение - совокупное оценочное
суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в
жизни общества, Вооруженных Сил, к поведению и деятельности, как всего воинского
коллектива, так и каждого входящего в него военнослужащего. Коллективное мнение
может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и
т.п. Оно как бы информирует военнослужащего о реакции на его действия и поступки
со стороны других членов коллектива и тем самым способствует принятию адекватных
решений, выбору образа поведения и действий.
Коллективные традиции - относительно
устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (боевой,
вахтенной) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и
общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или
большинства членов коллектива. К их числу относятся служебные (вахтенные,
боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд
других.
Важной обобщенной характеристикой любого
воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая
представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей
перспективы. Именно в целеустремленности отражаются обобщенное социально
значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы,
запросы, устремления.
Характер и содержание направленности
воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой,
которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой
способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои
действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект
сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень
удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной
деятельности.
Результатом оптимальной коллективной
совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского
подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой
характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий
военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и
результативность совместной групповой деятельности.
В свою очередь коллективная сплоченность
отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая
представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее
сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который
отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при
минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности
совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия
военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов,
несении вахтенной или боевой службы и др.).
Вывод по 2-му вопросу: Таким образом, рассмотренные социально-психологические характеристики воинского коллектива в совокупности дают возможность оценить морально-психологический климат, в котором живут и выполняют свои задачи военнослужащие подразделения, воинской части.
группой принято называть человеческое общество
группой принято называть воинские подразделения
группой принято называть людей
по целям и содержанию деятельности; по форме организации и возникновения; по характеру и контактности общения
по целям и содержанию деятельности; по способу объединения ; по форме организации и возникновения; по характеру и контактности общения
по целям и содержанию деятельности; по способу объединения; по форме организации и возникновения
Лидер – это гражданин, активация качеств личности которого повторяется в неординарных ситуациях
Лидер – это человек, групповое воздействие на качества которого с определенной частотой повторяется в экстримальных ситуациях
Лидер – это субъект группового воздействия, на положительные качества личности
организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций
организационное объединение военнослужащих под руководством единоначальника
организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой деятельности под руководством единоначальника
1) социальной и боевой зрелости,2) самоуправления
1) начальная стадия развития воинского коллектива,2) самоуправления
1) начальная стадия развития воинского коллектива, 2) стадия войскового товарищества, 3) социальной и боевой зрелости, 4) самоуправления