10. Педагогическая культура офицера-воспитателя

Тема № 10. Педагогическая культура офицера-воспитателя

 

Вводная часть

Военнослужащие по праву считают, что основой педагогической культуры служит общая культура офицера. Так было всегда. К примеру, известный российский полководец М.И. Кутузов уже в молодости умел говорить с солдатами и убеждать своего начальника А.В. Суворова. Будучи дипломатом, Кутузов был исключительно интересным и талантливым собеседником, пленял своим красноречием крупнейших политических деятелей Турции, изучил турецкий язык. Один из английских парламентариев, узнав об этом, сказал: «Кутузов дурачил турок, говоря по-французски, и можно себе представить, как он будет их дурачить, говоря по-турецки…». Как видим, мудрейший русский полководец умел одинаково успешно и действовать, и говорить. Солдаты любили Кутузова не только благодаря его военному опыту и авторитету, но и за развитый дар слова, его общую культуру.

  

Вопрос № 1. Педагогическая культура. Педагогическая культура офицера

 

Напомним, что слово «культура» латинское по происхождению. Первоначально оно означало «обрабатывать» (землю), а также «совершенствовать» и «почитать». В его позднейшем употреблении сохранились эти оттенки, и параллельно возникла метафора cultura animi, употребляемая Цицероном, «культура (совершенствование) души», «духовная культура».

В настоящее время выделяют культуру общества и культуру личности, между которыми существует диалектическая взаимосвязь. Это объекты, совместно развивающие, творящие, обогащающие друг друга. Культура общества создается трудом народа и одновременно представляет собой необходимое условие его существования. Человек при этом рассматривается и как потребитель, и как создатель материальных и духовных ценностей. Он овладевает уже имеющимися и создает новые, одновременно совершенствуя себя.

В свою очередь, культура личности предполагает профессиональную и социальную зрелость человека, сознательность и активность, умение строить свои отношения с товарищами по работе, поддерживать деловой и доброжелательный климат в коллективе, быть хорошим семьянином и т. д.

 

Успех в обучении, воспитании и подготовке военнослужащих к защите Отечества зависит от многих факторов, среди них – педагогическая культура офицера.

Одна из форм культуры личности офицера – педагогическая культура, основанная на общей культуре, фундаменте личности. Благодаря этому личность имеет определенную ориентацию в мире, оказывается соответствующей требованиям своего времени; человек может развивать глубину суждений, обладать аналитическими способностями и концептуальным мышлением. Значение общей культуры для личности чрезвычайно велико, в том числе и для ее профессиональной деятельности.

Генерал Шарль де Голль, ставший впоследствии президентом Франции, отмечал в своей книге «За профессиональную армию»: Сила ума требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура... Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы, в конце концов, всегда находим Аристотеля.

С давних лет традицией русской армии было воспитание людей не только беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, но и хорошо образованных, думающих, творческих, обладающих высокой культурой.

Только офицер, обогащенный знанием и пониманием общечеловеческих ценностей, глубоко усвоивший отечественные культурные традиции, может стать подлинным воспитателем, авторитетным, заботливым наставником своих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, нельзя воспитать и обучить будущего, по-настоящему высокопрофессионального офицера, если не воспитать в нем культурного человека.

Педагогическая культура офицера – специфическое проявление общей культуры в условиях военно-педагогического процесса. Но нельзя думать, будто офицер с высоким уровнем общей культуры обязательно обладает и педагогической культурой. Она возникает под влиянием педагогической деятельности, будучи необходимым условием ее осуществления. Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности, мера развития личности, и для каждого военнослужащего данные уровень, степень и мера различны. Следовательно, можно говорить о высоком, среднем или низком уровнях развития педагогической культуры того или иного офицера.

Отдельные компоненты педагогической культуры в зависимости от психологических свойств личности (направленность, темперамент, характер, способности) могут получить особую окраску, наиболее выраженное проявление, показывая индивидуальный облик военного педагога. Это означает, что наряду с общими чертами педагогическая культура каждого офицера имеет самобытные, индивидуально неповторимые особенности.

Педагогическая культура офицера имеет сложную структуру. Она включает общую и профессиональную эрудицию; высокий уровень психолого-педагогических знаний; педагогическую направленность; культуру познавательной деятельности; культуру педагогического мышления; культуру речи; культуру педагогических чувств, культуру педагогически направленного общения и поведения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего вида; культуру рабочего места; педагогическое мастерство.

Все указанные компоненты тесно взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в то же время обладают относительной самостоятельностью. Содержание каждого из этих компонентов многогранно.

Профессиональная эрудиция офицера базируется на глубоком знании военного дела. В современную эпоху роль военных знаний в деятельности военнослужащего значительно повысилась. Это вызвано в первую очередь появлением новых видов оружия и боевой техники, новых форм и способов боевых действий, а также высокой интенсивностью развития и обновления современного оружия и техники.

Благодаря глубоким знаниям общих основ военного дела, особенностей боевых действий своего вида Вооруженных Сил и рода войск, а также свойств и возможностей оружия и боевой техники, имеющихся в части, способов их эффективного применения офицер способен на занятиях и учениях создавать реальную картину современного боя. Однако чтобы педагогически грамотно решать задачи обучения и воспитания подчиненных, он должен не просто знать соответствующие научные положения, законы, понятия и определения, но переработать их в собственном сознании в интересах военно-педагогического процесса. Он должен хорошо осознавать, как те или иные положения воспринимаются, понимаются и осознаются военнослужащими.

Воинская служба – это особый род человеческой деятельности, связанной с постоянным напряжением духовных и физических сил, с экстремальными ситуациями, с тяготами, лишениями, риском, а при выполнении задач в боевой обстановке – с угрозой для жизни военнослужащих. Поэтому для эффективного и качественного обучения и воспитания воинов офицеру необходимо хорошо владеть психолого- педагогическими знаниями. Именно они в совокупности с педагогическими умениями и навыками определяют профессиональный облик военного педагога и выступают важнейшими средствами воспитательного воздействия.

Об этом писал еще в начале XX в. П. И. Изместьев, полковник Генерального штаба, участник русско-японской войны:

В наш век, век крайней нервозности как масс, так и отдельного человека, приходится более чем прежде считаться со слабостями человеческой природы. Современная тактика требует не только от начальника, но и от рядового бойца знания, инициативы и умения воздействовать на других – словом, тактика тоже сделалась более психологической. С этой точки зрения и приходится нам воспитывать солдата.

В педагогической культуре особая роль принадлежит военно-педагогической направленности. Это каркас, на который нанизываются основные профессионально-значимые свойства офицера-педагога. Военно-педагогическая направленность включает интерес к профессии военного, стремление и призвание трудиться в выбранной сфере, что становится постоянной жизненной потребностью, образом жизни.

Конкретным выражением педагогической направленности в военной деятельности служат практические дела офицера, его отношение к людям, которыми ему доверено руководить, чувство ответственности перед ними. Стержнем здесь становятся педагогические убеждения офицера. Именно они побуждают быть последовательным, логичным и целеустремленным в делах и в общении с подчиненными. Как показывает жизнь, офицеры, обладающие педагогической направленностью, в воинской службе добиваются высоких результатов.

В структуре педагогической культуры выделяют культуру познавательной деятельности, которая характеризуется высоким развитием познавательных процессов личности, постоянным, систематическим, целенаправленным стремлением к самообразованию, самосовершенствованию. Практика показывает, что наиболее авторитетные офицеры обычно отличаются постоянным творческим поиском, неудовлетворенностью своего общекультурного и профессионального развития. Культура познавательной деятельности офицера тесно связана с культурой педагогического мышления.

Культура педагогического мышления – это развитие:

♦ способности к педагогическому анализу, синтезу;

♦ таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота;

♦ наблюдательности, педагогической памяти, творческого воображения.

Культура мышления неразрывно связана с мировоззрением офицера. Именно оно определяет помыслы и чувства, нравственные качества и гражданскую ответственность за результаты своего труда. В мировоззренческой культуре становятся очевидны процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения офицером своих интересов, предпочтений, ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Офицер выступает проводником политики государства в армии и на флоте, и успешность ее проведения во многом зависит от уровня его педагогической культуры мышления. Личным примером, взглядами и убеждениями он способствует формированию мировоззрения подчиненных, воспитывает у них чувства патриотизма, гражданственности и государственности.

Культура мышления связана также с культурой речи. Если офицер слабо владеет словом, то не сможет точно, ясно и кратко излагать свои мысли. Помимо этого, речь офицера во многом оказывается образцом для подчиненных, формирует их речевую культуру.

В армии и на флоте литературный язык принят как норма. Он требует обязательного соблюдения правил употребления слов, грамматических форм, произношения и ударения, действующих на данный момент. Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяют качественно решать разнообразные профессионально-педагогические задачи командира. Известный педагог В. А. Сухомлинский называл речевую культуру человека зеркалом его духовной культуры.

Тесно взаимосвязаны с культурой речи культура педагогических чувств и педагогического общения. Культура педагогических чувств офицера выражается в доброжелательном отношении к подчиненным, в умении чувствовать настроение, в понимании психологии военнослужащих. Она ярко проявляется в таких неотъемлемых качествах педагога, как педагогический такт, педагогическая наблюдательность и т. д.

Педагогический такт – это одновременно чувство меры, сознательная дозировка действия, способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств офицера, его кругозора, общей культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства; подсказывает военному педагогу меру проявления эмоций при применении средств педагогического воздействия. С ним связаны и такие качества личности, как выдержка, терпение, самообладание.

Развитие культуры чувств – задача более сложная, чем обогащение себя знаниями и развитие своего интеллекта.

В структуре педагогической культуры офицера очень важное место занимает культура педагогически направленного общения и поведения. Она проявляется в умении слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, в умении видеть и правильно интерпретировать реакцию подчиненных, проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Выдающийся военачальник маршал К. К. Рокоссовский отмечал, что военному руководителю важно умение «слушать солдата».

Основу культуры педагогически направленного общения и поведения составляют личностные качества: доброжелательность, наблюдательность, справедливая требовательность, отзывчивость, интеллигентность.

Военно-педагогическая деятельность офицера реализуется в повседневном общении с подчиненными, и эффективность учебно-воспитательного процесса в огромной степени зависит от педагогической направленности общения и поведения руководителя.

Специфика военной службы вносит определенную сложность в общение офицера с подчиненными. С одной стороны, контакты между ними облегчаются, поскольку офицер, особенно младший, с личным составом проводит большую часть служебного времени. С другой стороны, их общение строго регламентируется требованиями воинских уставов, необходимостью соблюдения субординации между начальниками и подчиненными. Если в этих отношениях возникают элементы панибратства, это негативно отражается на воинской дисциплине. Но чрезмерно подчеркнутая официальная дистанция затрудняет взаимопонимание, также негативно сказывается на дисциплине. Как свидетельствует войсковая практика, только соблюдение уставных норм и овладение требованиями педагогического такта способно установить необходимую меру в этих отношениях.

Вместе с тем педагогически направленное общение и поведение офицера становятся также формами проявления многих других компонентов психологической культуры.

Культура педагогически направленного общения и поведения офицера неразрывно связана с его профессионально-этической культурой. Под ней понимается нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень нравственных чувств. Она отражает статусные связи и отношение к выполнению должностных обязанностей. В основе профессионально-этической культуры лежат принципы и нормы морали, требования военной присяги и уставов.

В лучших традициях российской армии – забота о чести мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались специальные своды правил, в которых четко излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались «Правила учтивости офицера», у драгун – «Чести напоминание», у улан – «Чести наставление». В «Учении и хитрости ратного строения пехотных людей» 1647 г. подчеркивалось, что «ратному человеку надобно быть зерцалу учтивости, чести и чувства».

Для офицера высокой профессионально-этической культуры характерны активная жизненная позиция, единство слова и дела, дисциплинированность, организованность, честность, скромность, достойное поведение и другие нравственные качества.

Культура общения и поведения, культура внешнего вида и культура рабочего места офицера в известной мере есть внешний показатель глубинных составляющих.

Культура внешнего вида офицера проявляется в его аккуратности, подтянутости и собранности, сдержанности, эстетической выразительности, умении двигаться и уверенно держаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой. Всем своим внешним видом, манерой разговаривать, держать себя, обращаться к окружающим офицер утверждает уставные нравственные отношения. Поведение человека в военной форме, по сути, есть та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии.

Культура рабочего места офицера предполагает умение организовать служебное и личное время, работать с документами, литературными источниками, умение фиксировать и обрабатывать необходимую информацию, отбирать ее и хранить, вести картотеки.

Важнейший компонент педагогической культуры – педагогическое мастерство. Интегративную характеристику педагогического мастерства и его места в педагогической культуре дает замечательный военный педагог А. В. Барабанщиков. По его мнению, педагогическое мастерство — это синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Структура педагогического мастерства офицера сложна, многогранна и определяется содержанием военно-педагогической деятельности, характером профессионально-творческих задач в воинской службе.

Центральным компонентом педагогического мастерства считается развитое психолого-педагогическое мышление, обусловливающее творчество в педагогической деятельности. Мышление военного педагога-мастера характеризуется самостоятельностью, гибкостью и быстротой. Оно опирается на развитую педагогическую наблюдательность и творческое воображение как основы предвидения, без которого невозможно педагогическое творчество. У командира оно проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в военно-педагогическом процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в сознании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи.

Войсковая практика свидетельствует: для того чтобы быть успешным в военно-педагогической деятельности, офицеру необходимо обладать таким высокоразвитым качеством, как педагогический оптимизм. Это вера в свои силы и способности как военного педагога, а также вера в способности и возможности своих подчиненных достичь высоких личных и профессиональных результатов.

В педагогическое мастерство входят педагогические знания, педагогическая интуиция, умения и навыки в области педагогической техники, позволяющие военному педагогу с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. В таком мастерстве можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

♦ мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности военнослужащих;

♦ мастерство убеждения;

♦ мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

♦ мастерство владения педагогической техникой.

На практике эти элементы тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства. Это та совокупность умений и навыков офицера как военного педагога, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных военнослужащих и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с подчиненными, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки демонстрации своего отношения к поступкам подчиненных и др.

Педагогическое мастерство непосредственно зависит от авторитета офицера. «Совершенно понятно, – писал А. С. Макаренко, – что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем».

Между компонентами педагогической культуры существуют сложные связи и зависимости. Во многом они обусловливаются психическими свойствами личности офицера и условиями, в которых он формировался как человек и как специалист, в которых проходит его служба. Вот почему при общности основных компонентов педагогическая культура офицера всегда индивидуально неповторима.

 

Вывод по первому вопросу:

Педагогическая культура – это сложное образование, проявляющееся в степени овладения офицером военно-педагогическим опытом, степени его совершенства в военно-педагогической деятельности, уровне развития его личности как военного педагога.

В современных условиях роль педагогической культуры как важнейшего показателя профессиональной деятельности офицера значительно возросла из-за повышения требований к личности офицера как военного педагога.

 

Вопрос № 2 . Нравственно-психологический образ педагога в современных условиях. Пути формирования педагогической культуры офицера

 

Военная педагогика тесно связана с психологией, изучающей закономерности развития психики военнослужащего в условиях военной деятельности. Офицер Вооруженных Сил РК должен обладать определенной группой психологических знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности. Сегодня служба в Вооруженных Силах невозможна без психологической подготовки. Психологические особенности военнослужащего представляют собой совокупность общих психологических свойств личности. Они обусловливают необходимость сформированности, наряду с общими качествами, которые позволяют успешно выполнять офицеру воспитательные, инженерные и другие функции и обязанности.

Психологические качества позволяют военнослужащему реализовать знания, умения, позиции в воинском труде и достигать намеченных целей и задач.

Офицер Вооруженных Сил Республики Казахстан очень ответственная профессия. Жизнь требует, чтобы военнослужащий умел мыслить масштабно, творчески, новаторски, обобщать опыт, постоянно совершенствовать навыки работы с людьми, самообразовываться, оперативно действовать. Подводя итог вышесказанному, хочется вспомнить мысль В. Г. Белинского: «Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, есть мертвый капитал.».. [В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Статья первая. С. 281]. Для современного офицера постоянная работа по накоплению военно-педагогических знаний, творческое осмысление их особенно важны. В любой отрасли недостаточная подготовленность руководителя вредит делу, а для офицера слабая подготовленность совершенно недопустима, ибо от его деятельности, особенно в боевой обстановке, зависит жизнь других людей, которыми ему надо разумно распорядиться и вместе с тем при любых обстоятельствах выполнить поставленную боевую задачу. Давно известно, война для военного человека – это экзамен, который неизвестно когда состоится, во к которому надо готовиться всю жизнь. Важнейшей задачей остается совершенствование методики обучения военнослужащих, боевого слаживания военного коллектива, начиная с планирования обучения личного состава, создания исходной обстановки и заканчивая розыгрышем боевых действий. Таким образом, формы и методы воинского обучения и воспитания должны совершенствоваться непрерывно в соответствии с общим процессом развития военного дела.

Высокая педагогическая культура офицера залог здорового нравственного климат в коллективе.

В педагогической культуре можно выделить две большие группы компонентов. К первой из них относятся личностные качества офицера: его педагогическая направленность, высокая эрудиция, гармония интеллектуальных и нравственных качеств, оптимизм. Ко второй - компоненты практической деятельности офицера: педагогическое мастерство, опора на научные данные и передовой опыт, чувство нового и творческий поиск, устремленность к самосовершенствованию. Все эти компоненты тесно связаны между собой и образуют сложную цепь взаимодействия. Выделим те из них, которые активнее других воздействуют на укрепление воинской дисциплины.

Искренняя заинтересованность в судьбах своих подчиненных, уважение чувства человеческого достоинства, проявление педагогической наблюдательности и прозорливости, уравновешенность при выборе решения, чувство меры воздействия – эти и другие слагаемые суммируются в педагогическом такте. Тактичный офицер владеет большим разнообразием способов влияния на воинов. Здесь и доверительное общение, в основе которого лежит уважительное отношение к людям, глубокое знание дум, запросов, чаяний каждого человека; личный нравственный пример; сдержанность и последовательность в беседе, аргументированность ее, оттенки и интонации голоса и т. д. В зависимости от обстановки общения с подчиненными происходят в разной тональности: на занятиях и учениях – это твердость, четкость, сдержанность; в ходе индивидуальной беседы – внимательность, чуткость, доброжелательность.

Обращаясь к дисциплине, морали, другим проблемам, такой офицер не ограничивается случайными новациями, не повторяет избитые истины, а стремится убедить своих собеседников. Известный советский писатель И. Стаднюк в своей книге Сокровенное обращается к офицерам и сержантам с такими словами:

В каждой груди бьется сердце – трепетное, горячее, способное любить и ненавидеть, испытывать счастье, радость и страдания. Каждый человек, будь он солдат или генерал, рабочий или академик, одинаково способен испытывать самые сложные душевные переживания. Подобно скрипке, которая звучит от малейшего прикосновения к ее струнам, человек откликается звучанием своих чувств на прикосновение к ним жизни. И откликается по-разному. От грубых ударов по струнам скрипка издает раздражающие звуки, и наоборот, в умелых руках она рождает пленительную музыку. Точно также и человек: малейшее нарушение в обращении с ним этических норм рождает в его душе протест и негодование; на искренность же и уважение к себе он отвечает всеми своими добрыми качествами. Хотя сказанное выше - аксиома, помнить о ней, понимать ее не только разумом, но и сердцем необходимо каждому, и в особенности сержантам и офицерам...

Писатель назвал аксиомой вдумчивое и душевное прикосновение к личности, сравнивая его с прикосновением к струнам Скрипки. Но далеко не все, кому доверены сердца людей, владеют этим тонким инструментом, а порою не знают, образно говоря, даже нотных знаков. Несмотря на остроту, положение это отнюдь не безвыходное: существует масса и научной, и популярной литературы по воспитательной работе. Ныне люди всех профессий и возрастов ощущают особую роль знания психологии коллектива и личности в организации и управлении любой деятельностью, в общении с окружающими людьми.

Современный офицер – это воспитатель с новым типом педагогического мышления. В его основе не авторитарная педагогика, а педагогика демократическая, педагогика сотрудничества. Ее составляющие: идеи личной ответственности каждого за себя и за всех, идеи уважения. Уважением к воину мы научим его уважать самого себя – тогда он будет уважать и других. Педагогическая культура в первую голову связана с уровнем человеческих взаимоотношений. И лишь тот имеет право на звание офицера высокой педагогической культуры, кто умеет раскрыть в общении с войнами свою, как говорил А.С. Макаренко, прекрасную личность. Сегодня, в ходе переориентации нашего общества, эти качества становятся все более разнообразными по содержанию и интенсивными по силе воздействия, отражая новые явления в жизни, особые требования к личности руководителя.

Любой командир, которому поручается воспитание людей, успешно решает эту задачу при условии всесторонней к ней подготовленности. Военные социологи пришли к интересным выводам: оказывается, существует устойчивая зависимость между работой командира над своим самосовершенствованием и динамикой развития коллектива, во главе которого он поставлен. Пока офицер трудится над собственным воспитанием и образованием, он способен по-настоящему учить и воспитывать других. Точно так же: если офицер отличается высокой дисциплинированностью и организованностью, он имеет моральное право требовать этого и от других.

Особую заботу представляет педагогическое развитие офицера: оно должно опережать воспитательную практику. Когда мы говорим, что без педагогических данных офицеру трудно обучать и воспитывать личный состав, то без них еще труднее управлять внутри коллективными процессами, крепить дисциплину. Тут надо быть и тоньше, и прозорливее, и даже талантливее. Овладение высотами педагогической культуры – процесс сложный и длительный, требующий не кратковременного, а постоянного напряжения интеллектуальных, нравственных и волевых сил человека. И тем не менее он доступен каждому целеустремленному офицеру. Доступен и необходим - таков социальный наказ нашего времени.

Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта - важнейший компонент педагогической культуры офицера

В военной педагогике под передовым педагогическим опытом понимается обобщенная практика успешного использования командирами совокупности методов, форм и средств обучения, воспитания, развития и психологической подготовки личного состава. Это творческий поиск мастеров воспитания и обучения, открывающий новые или существенно совершенствующий общепризнанные методы и формы учебно-воспитательной работы, обеспечивающий стабильные высокие результаты, свидетельствующий о развитой педагогической культуре офицеров.

Основными критериями передового опыта являются:

- высокая эффективность воспитания и обучения;

- преимущество предлагаемых методов и средств по сравнению с теми, которые используются в повседневной учебно-воспитательной практике, возможность широкого их распространения и применения.

Опыт учебно-воспитательной работы может содержать теоретическое осмысление педагогических проблем, осмысление передовой педагогической практики, педагогический анализ отдельных фактов. Он может быть индивидуальным и коллективным (опыт отдельных командиров; опыт подразделений, застав, экипажей, боевых групп).

Выделяют опыт современный и исторический. Первый занимает ведущее место, так как он выявляет тенденции развития военно-педагогического процесса в наши дни, что является особо актуальным.

Военно-педагогический опыт может быть личным, т. е. накопленным в результате непосредственного участия офицера в процессе обучения и воспитания воинов, и опосредованным, полученным при изучении работы других командиров.

Главной целью изучения опыта учебно-воспитательной работы в войсках является повышение эффективности военно-педагогического процесса, боеготовности подразделений.

К числу ведущих проблем изучения передового педагогического опыта относятся:

- повышение роли человеческого фактора в решении задач боевой готовности, укрепления воинской дисциплины, поддержания в подразделении строгого уставного порядка;

- формирование у личного состава высокой нравственности; комплексный подход к постановке дела воспитания воинов;

 -практика успешного применений системы методов воспитания;

- проведение индивидуально-воспитательной работы;

 -повышение воспитательной эффективности учебных занятий, дежурств, боевых стрельб, караульной и внутренней службы;

- использование общественного мнения, традиций коллектива в воспитании личного состава;

- применение различных средств и приемов приближения обстановки учебных занятий к боевым условиям;

 - использование в процессе обучения технических средств, тренажеров, компьютеров, учебных центров и полей;

- индивидуализация обучения и формирование у воинов групповых навыков боевой деятельности;

- активизация познавательной и интенсификация служебной деятельности обучаемых;

- организация самостоятельной работы различных категорий личного состава;

- руководство учебно-воспитательной деятельностью офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин), самовоспитанием всех категорий военнослужащих в подразделении.

Основная задача изучения военно-педагогического опыта заключается в том, чтобы правильно осуществлять эту работу. Изучая опыт учебно-воспитательной работы, командиры используют различные методы, которые в совокупности образуют методику изучения опыта. Чаще других применяются в определенной последовательности и сочетании методы наблюдения, беседы, экспертных опросов, экспериментов и др. В целях теоретического обобщения материала используются теоретический анализ, логическое объяснение педагогических явлений, прогнозирование и др. Для выявления тенденций развития военно-педагогического процесса применяются методы изучения научных источников, военно-исторических документов. Используются также количественные методы статической выборки, шкалирования, парного сравнения, математического моделирования и др.

Система изучения и внедрения передового опыта учебно-воспитательной работы в подразделении включает:

- определение цели и задач изучения военно-педагогического опыта;

- сбор, анализ, систематизацию и обобщение фактического материала;

- выдвижение обоснованной гипотезы о путях совершенствований учебно-воспитательной работы;

- опытно-экспериментальную работу;

- анализ, обобщение экспериментального материала, разработку выводов и рекомендаций;

- внедрение результатов работы в практику воспитания и обучения воинов.

Исходным этапом выступает определение цели и задач изучения педагогической практики. Важнейшими задачами, как правило, являются: обобщение передового опыта обучения и воспитания, морально-психологической подготовки личного состава; разработка путей реализации качественно новых педагогических задач, вытекающих из руководящих документов; выявление причин недостатков и определение путей их устранения.

Сбор и анализ фактического материала проводятся путем анализа документов, изучения результатов практической деятельности воинов, педагогического наблюдения, использования технических средств для фиксации процесса и результатов учебно-воспитательной работы, проведения бесед, педагогического эксперимента.

Комплекс этих методов дает возможность проанализировать состояние боевой учебы, воинской дисциплины, несения боевой, караульной и внутренней службы, методической работы и т. д., сравнить сегодняшние результаты с итогами прошлой деятельности подразделения и на этой основе выявить особенности и тенденции развития. Он позволяет в известной мере оценить накопленный в подразделении опыт проведения учений, занятий, различных работ, эффективность их методики и организации, наличие системы в работе офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) по обучению и воспитанию личного состава.

Основное назначение опытно-экспериментальной работы состоит в опытной проверке выдвинутой гипотезы. Сущность ее заключается в преднамеренном введении новых факторов, условий в военно-педагогический процесс и выяснении их влияния на него. Примером эксперимента может служить проведенное в одном подразделении исследование путей оптимизации процесса воспитания. В экспериментальной группе был осуществлен специально спланированный комплекс мероприятий, который включал: теоретические и практические занятия с личным составом внедрение экспериментальной методики определения целей и задач воспитания, педагогизацию воздействия факторов социальной среды; изучение личного состава; подбор и расстановку актива; оптимизацию планирования воспитательной работы; выбор эффективных методов и форм ее проведения; реализацию требований комплексного подхода к воспитанию личного состава, совершенствованию подготовки воспитателей. В результате значительно повысились целенаправленность и действенность воспитательных воздействий, укрепились политико-моральное состояние и воинская дисциплина личного состава.

Важную роль в работе по изучению передового военно-педагогического опыта играют теоретическое обобщение экспериментального материала, разработка выводов и рекомендаций. Обобщение опыта не сводится к его описанию, а нуждается в анализе, выявлении внутренних связей, тенденций, закономерностей. Это обобщение обеспечивается строгой классификацией и четкой систематизацией собственных материалов. Например, обобщение опыта работы по укреплению воинской дисциплины предполагает классификацию проступков по их причинам, видам, характеру, тяжести; систематизацию основных направлений работы по категориям военнослужащих, целям, задачам и т., д.

На основе обобщений, выводов разрабатываются рекомендации, имеющие, как правило, научно-практический характер, определяющие конкретные условия и пути повышения эффективности учебно-воспитательной работы.

Заключительным этапом исследовательской работы является внедрение достигнутых результатов в педагогическую практику. Процесс внедрения включает решение ряда вопросов:

а) ознакомление командиров с выводами и рекомендациями путем докладов, обсуждения на совещаниях и семинарах, методическом совете, собраниях личного состава, оформления наглядной агитации;

б) практическое обучение воспитателей умению применять новые методы и приемы в повседневной педагогической деятельности. Оно проводится в ходе показательных и инструкторско-методических занятий, открытых уроков, групповых упражнений, тренировок. Важную роль при этом играет индивидуальная работа (инструктирование, оказание помощи командирам всех звеньев при подготовке и проведении по новой методике учебных занятий и воспитательных мероприятий и т. п.);

в) осуществление контроля и стимулирование деятельности командиров по применению новых приемов и средств обучения и воспитания: оказание им помощи на месте, систематический анализ и подведение итогов их работы, заслушивание их на заседаниях партийных и комсомольских бюро.

Основными условиями эффективности изучения и внедрения передового опыта учебно-воспитательной работы в подразделении являются:

- высокая идейно-теоретическая и практическая подготовка командного состава, его принципиальность и партийность в оценке состояния дисциплины, службы и боевой учебы воинов;

- творческое отношение к изучению педагогической практики, тщательное изучение ростков нового;

- согласованная работа командиров организаций по комплексному изучению боевой подготовки, политико-воспитательной работы с учетом решения задач повышения боеготовности, укрепления воинской дисциплины, выполнения обязательств, умелое использование методов, приемов и средств военно-педагогического исследования.

Творчество составная часть педагогической культуры офицера

Педагогическая деятельность в отличие от многих других не может развиваться вне творческого отношения к ней. Творчество - это кислород настоящей, а не формальной педагогики. Беда в том, что в наших военно-учебных заведениях этот предмет пока преподается большей частью в канонизированном ключе. Изучаются принципы, формы, методы, приемы обучения и воспитания. Не обходится иногда и без призывов к творчеству. А вот что это такое, как им овладевать и реализовывать новаторские замыслы – все это, как говорят, остается за кадром, не находит ответа.

В условиях ускорения научно-технического прогресса творчество не есть привилегия талантливых одиночек. Оно обретает силу социального ориентира, который дает возможность определить каждому командиру, свой индивидуальный почерк, новаторский подход к делу. Однако годами сложилась такая практика, которую некоторые офицеры не без грустной иронии называют не высовываться. Далеко не каждому предоставляются права и возможности совершенствовать учебно-воспитательный процесс, внедрять в практику новаторские находки. Вот тут-то и зарыт механизм торможения, сопротивления новому педагогическому мышлению.

А ведь право на творчество – это не что иное, как неотъемлемое следствие права на труд, деятельность. Не исключено, конечно, что офицер, особенно молодой, может встретиться и с иной, рутинной ситуацией. Но ему не пристало быть простым исполнителем, забывать о своей авангардной роли. Нужно смелее отстаивать свои права работать по-новому, быть искателем нестандартных решений тех задач, которые выдвигают время, жизнь. Ясно одно: однотонность и безынициативность тут же передается коллективу, сказывается на его моральной атмосфере. Однако встречаются еще офицеры, и их, к сожалению, немало, которые склонны не утруждать себя педагогическими раздумьями, выполнять свои обязанности формально, не выходить за рамки положенного. Не решаются они и вступить в открытый диалог с устаревшими подходами, поспорить с привычным, поэкспериментировать. В этом особенно видна разница двух типов людей.

Если первые говорят о трудностях: «Так больше продолжаться не может…», то вторые: «С этим ничего не поделаешь…».

Область творчества, особенно педагогического, представляет в известном смысле самостоятельный раздел, и недаром в последнее время все настойчивее ставится вопрос о введении в вузах спецкурса Основы педагогического творчества. Здесь есть и свои подходы к работе, и иные требования к творческой личности.

Итак, с чего начинается творчество? Просто – взял да сотворил?.. Нет. Творческие шаги в обучении и воспитании начинаются с новаторских педагогических убеждений самих воспитателей. Прогрессивные убеждения формируются в процессе усвоения психолого-педагогических знаний, приходят вместе с опытом в боевой подготовке, когда на практике проверяется эффективность тех или иных теорий, взглядов и определяется личное отношение к ним. Еще русский революционер-демократ Д. И. Писарев справедливо говорил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке, их надо вырабатывать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове.

Молодому офицеру для начала необходимо обязательно обратиться к педагогической литературе, причем не к канонизированной, а именно к новаторской. Кое-какие книги и статьи могут показаться на первый взгляд малоинтересными - пусть это не смущает. Вскоре, вне всякого сомнения, найдется такая работа, которая будет созвучна мыслям и внутреннему миру самого воспитателя. Тогда он скажет: вот мой союзник.

Если командир собирается лишь копировать то, что есть хорошего у других, он еще не творец, а только подражатель. Это, конечно, тоже не мало, но не все. Нужно, опираясь на изученный новаторский опыт, идти дальше, развивать и приумножать передовые мысли и идеи с учетом своей конкретной обстановки.

Педагогические убеждения не могут существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности. Неспроста говорят: человек надежен сплавом убеждений и практических действий. Не только о наличии убеждений, но и об их содержании можно судить, исходя из практической деятельности офицера. Если же нет твердых убеждений, ради которых офицер готов с кем угодно поспорить, доказать свою правоту, то нет и дороги к смелым экспериментам, оригинальным поискам.

Однако убежденность в чем-либо не всегда является гарантией претворения идеи в дело. Причин здесь много, в том числе и нравственных: слабость воли, неспособность преодолеть самого себя и т. д. Видя, например, у других факты упрощенчества, условностей в боевой учебе, формализм в организации соревнования, стремление приукрасить положение дел, скрыть дисциплинарные проступки подчиненных, офицер порою отходит от прежних убеждений и становится на ложный путь.

Констатируя тот факт, что педагогическое творчество многих офицеров пока еще явный дефицит, вместе с тем важно заметить, что право на серьезный эксперимент, затрагивающий некоторые в корне устоявшиеся нормы, надо завоевать всей своей предшествующей творческой работой.

Поэтому-то путь к большому творчеству начинайте с малого. А оно должно всемерно стимулироваться, если в части налажено постоянное творческое соревнование талантливых воспитателей. Когда командование не отмечает автора той или иной воспитательной идеи, находки, прячет его, приписывая эти нововведения всему коллективу, то это в конечном счете приводит к негативным последствиям, лишает подлинного автора моральных стимулов продолжать начатое дело.

В работе над педагогическим самообразованием на одно из первых мест следует поставить личную не успокоенность офицера, осознание того, что недовольство собой намного продуктивнее самодовольства, которое вообще заводит человека в тупик. Вместе с тем надо иметь целую систему общественных и служебных требований, которая бы ставила в невыгодное положение людей, живущих старым багажом знаний. Важным стимулом, поощряющим Педагогическое самообразование, является еще малоизвестное явление: педагогическая литература необычайно заразительна, чтение ее быстро превращается в систему, и, более того, она оказывает сильное дисциплинирующее влияние на саму личность воспитателя.

Ораторское мастерство офицера – залог успеха в работе с людьми

Как уже отмечалось, что успех в работе с людьми во многом зависит от наличия у офицера высокоразвитых педагогических качеств, одним из которых являются особые качества речи офицера. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и, в том числе, – военные педагоги. Педагогу необходимо, чтобы его услышали, правильно поняли и исполнили то, о чем говорилось. Достижению этой цели во многом будет способствовать готовность офицера к публичным выступлениям. Для педагога публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная;

Две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей.

Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства. Резюмируя вопрос ораторского искусства, можно подытожить, что в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.

Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.

Овладение педагогической культурой — процесс сложный и длительный. Ее элементы закладываются еще в школе и в семье. Но активное овладение педагогической культурой как составным компонентом общей культуры начинается во время обучения в военно-учебном заведении, где ее формированию способствуют быт курсантов, организация их жизни и деятельности, отношения в коллективе и в первую очередь целенаправленный педагогический процесс.

Основные компоненты педагогического процесса в военно-учебном заведении – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность командования, профессорско-преподавательского состава кафедр, самостоятельная работа курсантов над усвоением содержания учебного материала, общественная работа курсантов и др.

Дальнейшее формирование и совершенствование педагогической культуры офицера продолжается в течение всего времени службы в трех направлениях.

1. Психолого-педагогическая подготовка: командирская подготовка (изучение вопросов военной педагогики и психологии); общественно-государственная подготовка офицерского состава; научно-теоретические семинары и конференции по проблемам военного образования и воспитания, лектории и военно-педагогические чтения; изучение и внедрение у себя в подразделении передового военно-педагогического опыта учебно-воспитательной работы и другие формы. Данное направление находится в прямой зависимости от системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива подразделения.

2. Самостоятельная военно-педагогическая деятельность офицера с подчиненными военнослужащими с целью решения поставленных педагогических задач. Она контролируется вышестоящими начальниками, но планируется, осмысливается, осуществляется и анализируется самим офицером. Именно в этом направлении огромное влияние на военно-педагогическое становление офицера, на совершенствование его общей и профессиональной культуры оказывает морально-психологический климат, который сложился в части. Здесь большое значение имеют организация жизни в воинском коллективе, организация труда и службы офицеров, господствующее коллективное мнение и настроение, соблюдение системы уставных взаимоотношений, наличие традиций и т. д.

3. Постоянная работа над собой, самообразование и самовоспитание: подготовка и анализ каждого своего учебного занятия; изучение военной, педагогической и психологической литературы; ознакомление с последними исследованиями в этих областях; изучение передового и новаторского педагогического опыта в военном учебно- воспитательном процессе. Кроме того, совершенствованию педагогической, а в целом и общей культуры, способствует изучение военно-исторической и мемуарной литературы. Просмотр и обсуждение лучших отечественных и зарубежных кинофильмов на армейские темы помогают не только рационально понять, но и эмоционально пережить различные нравственные ситуации, возникающие в жизни военнослужащих и требующие от офицеров того или иного командирского и педагогического решения.

Формирование и совершенствование педагогической культуры – процесс сложный и длительный, требующий не кратковременного, а непрерывного, в течение всей жизни напряжения интеллектуальных, нравственных и волевых сил человека, постоянного самообразования и самовоспитания. Тем не менее высокая педагогическая культура может и должна стать достоянием каждого целеустремленного офицера.

Необходимость овладения высокой педагогической культурой современным офицером – социальный наказ нашего времени.

Педагогическую культуру офицера можно оценить по таким критериям, как деятельностный, личностный и аксиологический (ценностный).

1. Показатели деятельностного критерия: навыки и умения офицера ставить и решать педагогические задачи, активность в их решении, уровень развития педагогической техники, результативность военно-педагогической деятельности.

2. Показатели личностного критерия: уровень развития интеллектуальных и нравственных качеств офицера, степень развития его психолого-педагогических качеств, педагогических способностей, авторитет.

3. Показатели аксиологического критерия: принятие и овладение педагогическими ценностями — знаниями, идеями, концепциями, имеющими в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы.

 

Вывод по второму вопросу:

В условиях бурного развития общества повышение качества и эффективности любой деятельности во многом обусловливается уровнем культуры работников. Культура, пронизывая все сферы жизни и деятельности людей, является важным средством овладения социальным опытом и рациональным «способом труда». Вот почему потенциальные возможности производства, любой общественно полезной деятельности могут быть реализованы полностью при условии образовательного и культурного подъема.

Культура является оплодотворяющим фактором всякой общественно значимой работы, и чем сложнее, квалифицированнее работа, тем большая требуется культурность.

При этом в широком смысле слова педагогическая культура понимается как определенная степень овладения офицерским составом педагогическим опытом человечества. В структурном плане она рассматривается как синтез педагогического мастерства и профессионально-педагогических качеств, педагогических убеждений и этики, отношения офицера к учебно-воспитательной работе и стиля его педагогической деятельности.

В узком смысле слова педагогическая культура командира (начальника) представляет собой степень его совершенства как военного педагога, характеризующегося определенным уровнем развития его педагогического мастерства, связанных с ним личностных качеств и проявляющуюся в отношении офицера к учебно-воспитательной деятельности, в её результативности, поведении и общении с подчиненными, товарищами по службе начальниками.

 

Вопрос 1. Педагогическая культура — это?
степень овладения офицером педагогическим опытом, степени его совершенства в педагогической деятельности, уровне развития его личности как педагога
образование, проявляющееся в степени овладения офицером военно-педагогическим опытом
комплексное образование, проявляющееся в степени овладения офицером военно-педагогическим опытом
сложное образование, проявляющееся в степени овладения офицером военно-педагогическим опытом, степени его совершенства в военно-педагогической деятельности, уровне развития его личности как военного педагога
Вопрос 2. В педагогической культуре можно выделить две большие группы компонентов:?
личностные качества офицера; компоненты практической деятельности офицера
характер офицера; компоненты практической деятельности офицера
личностные качества офицера; темперамент офицера
внешние качества офицера; компоненты практической деятельности офицера
Вопрос 3. Формирование и совершенствование педагогической культуры офицера продолжается в течение всего времени службы в трех направлениях?
психологическая подготовка; педагогическая подготовка; физическая подготовка
психолого-педагогическая подготовка; самостоятельная военно-педагогическая деятельность офицера; постоянная работа над собой, самообразование и самовоспитание
самостоятельная военная деятельность офицера; самостоятельная педагогическая деятельность офицера; самообразование
психолого-педагогическая подготовка; самостоятельная военная деятельность офицера; постоянная работа над собой
Вопрос 4. Педагогическую культуру офицера можно оценить по таким критериям:?
деятельностный, личностный
деятельностный, аксиологический (ценностный)
деятельностный, личностный и аксиологический (ценностный)
личностный и аксиологический (ценностный)