3. Требования психологической подготовки личного состава и проблемы адаптации военнослужащих к воинской службе

Тема № 3.  Требования психологической подготовки личного состава и проблемы адаптации военнослужащих к воинской службе.

 

Вводная часть

Боевое мастерство военнослужащих зависит, прежде всего, от их убеждений; способности не растеряться в экстремальных ситуациях, эмоционального настроя в данный момент времени, состояния здоровья и т.д. Совокупность всех этих факторов называется психологической готовностью.

Психологическая готовность военнослужащего к выполнению поставленных задач – это своеобразный фундамент его активных действий в предстоящем бою. Знание военнослужащим своих психологических особенностей позволяет ему управлять собственной психикой и эффективно действовать в сложных боевых ситуациях.

Готовность – это психическое состояние, а значит, оно может возникать и исчезать. Жизнь человека есть смена состояний.

Состояние готовности обеспечивает реализацию профессионального уровня подготовки в новых условиях с наименьшими психологическими потерями. 

Психологическая подготовка

Общая

 

Специальная

 

Целевая

формирование психологической готовности военнослужащих действовать в условиях психотравмирующих факторов современного общевойскового боя в период подготовки и ведения боевых действий

 

обеспечение психологической готовности и устойчивости личного состава к конкретным видам боевых действий с учетом особенностей боевой деятельности конкретных специалистов в особых природно-климатических условиях

 

формирование психологической готовности военнослужащих выполнить конкретную боевую задачу в период ведения боевых действий

 

Вопрос № 1 . Социально-психологический анализ различных видов служебно-боевой деятельности и влияния их условий на морально-психологическое состояние личного состава.

 

Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Служебно-боевая деятельность  представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения целей по защите государственных интересов, основанных на реальном или потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, других средств.

Служебно-боевая деятельность специфична по своим:

Целям;

Задачам;

Условиям (опасность, внезапность, напряженность, динамичность и т.д.);

Средствам (оружие, боевая техника);

Трудностям;

Психологическому содержанию.

Исследование служебно-боевой деятельности (СБД) предполагает:

- выявление ее внешних условий, предмета, средств и характера;

- влияния на психику военнослужащих;

- анализ ее внутренних условий, целей, мотивов, способов;

- изучение возможностей управления деятельностью.

Специфика служебно-боевой деятельности войск имеет свои особенности:

Боевая учеба составляет значительную часть воинской службы. Воин овладевает специальными, военно-техническими, тактическими знаниями, изучает уставы, инструкции, познает армейскую жизнь. Возрастает роль такого вида военной службы, как боевое дежурство.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Оно является выполнением боевой задачи и осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав этих сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных. Для обеспечения необходимой степени боевой готовности военнослужащих при несении боевого дежурства запрещается: передавать кому-либо исполнение своих обязанностей; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Наиболее важными психологическими особенностями боевого дежурства являются: его государственная значимость, высокая ответственность, напряженность. Боевая работа на последующих боевых дежурствах как разновидность практической деятельности способствует росту сознательности воина, формированию у них дисциплинированности, исполнительности, находчивости, внимательности и других качеств.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

Огневая подготовка (изучение оружия, учебные и боевые стрельбы, пуски ракет) составляет большой раздел боевой подготовки и службы воинов. Овладение оружием начинается с его изучения. И уже здесь открываются возможности для воспитания воинов на основе пропаганды соответствующих идей и понятий, у воинов развиваются чувства ответственности, уверенности в себе, в своих товарищах и боевом коллективе.

Строевая подготовка составляет важный раздел обучения и воспитания войск. Строй – это форма организации людей для выполнения воинской деятельности. В процессе строевой подготовки воины приобретают умение понимать и выполнять команды, навыки согласованных действий в составе подразделений, у них формируется ряд важных морально-психологических, личностных качеств.

Изучение личным составом боевой техники, работа по ее обслуживанию и эксплуатации проводятся во всех частях. Успешное владение техникой вызывает у воинов обоснованную веру в ее надежность, возможность использования ее для достижения победы. Это создает чувство личного превосходства над противником, уверенности в победе над врагом, в непобедимости нашей армии.

Тактическая подготовка – это вид обучения войск, наиболее приближенный к боевой деятельности. Тактические занятия воспитывают у воинов такие волевые качества, как настойчивость, решительность, самостоятельность, упорство в преодолении трудностей и т.д. Параллельно у них развиваются такие интеллектуальные качества, как сообразительность, расчетливость, находчивость, военная хитрость и в целом – тактическое мышление. Для воспитания всех этих качеств у воинов тактическая подготовка имеет объективные психологические предпосылки. Во-первых, завершая боевую учебу, она как бы объединяет весь комплекс военных знаний, навыков у умений, необходимых военнослужащему. Во-вторых, действия по выполнению тактической задачи захватывают всего воина, его ум, чувства, волю, создают высокое напряжение, порождают высокую активность, возбуждают интерес. Охрана и оборона военного имущества, боевой техники, военных объектов и военнослужащих в местах их расквартирования является обязательным компонентом служебной деятельности каждого военнослужащего.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав караула обычно входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые. Караульные назначаются из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу

Караульная служба представляет собой необычный вид деятельности. Даже в мирное время несение караульной службы является выполнением боевой задачи. Это создает у воинов определенный внутренний настрой, напряжение, что является психологическим фактором, способствующим развитию личности бойца.

Специфика служебно-боевой деятельности войск.

1. Ярко выраженный боевой характер:

а) «модельно-игровой» момент сведен к минимуму;

б) постоянная готовность применения оружия;

в) комплексный характер служебно-боевых задач переплетается с военно-боевыми.

2. Повышенную моральную, психологическую и физическую нагрузку, требующую особой моральной и эмоционально-волевой устойчивости, способности к самостоятельным инициативным действиям:

а) решение служебно-боевых задач на удалении от подразделений, небольшими по численности караулами;

б) несение службы в различных климатических условиях;

в) режим жизнедеятельности определяется нуждами боевой службы, нарушение суточного ритма, сна и т.д.;

г) режим слежения и ожидания, монотония, ограничение подвижности, однообразие впечатлений;

д) непосредственный контакт с оружием и боевой техникой;

е) специфические санитарно-гигиенические условия, микроклимат, особенности организации питания и отдыха в полевых условиях.

3. Использование современных инженерно-технических средств.

Служебно-боевая деятельность военнослужащих, по сути, является экстремальной. Под экстремальными условиями жизнедеятельности человека понимаются измененные, непривычные условия существования человека, характеризующиеся воздействием ряда психогенных факторов. К ним относятся: монотония; измененные пространственные и временные структуры; ограничения личностно-значимой информации; одиночество; групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению); постоянная публичность и угроза для жизни).

Важнейшими составными частями анализа служебно-боевой деятельности (СБД) являются:

а) изучение влияния условий СБД на психику воинов, на надежность и эффективность выполнения боевых задач;

б) раскрытие проявлений психики в процессе выполнения служебно-боевых задач, динамики психических состоянии военнослужащих.

Данный анализ призван решить основную проблему - выявление факторов негативного влияния на психику и психические состояния военнослужащих, снижающих качество и надежность выполнения ими служебно-боевых задач. Цели СБД определяются не лично военнослужащим и им же мотивируются их достижения, а лежат в плоскости интересов государства и общества.

Источником формирования необходимых для боевой деятельности целей является приказ на выполнение боевой задачи, который воспринимается личным составом как безоговорочный, необходимый к исполнению.

Приказ - это как бы извне поставленная цель, которая должна, безусловно, приниматься военнослужащим. Решение задач социально-психологического анализа СБД осуществляется воспитателем на основе глубокого изучения им всех особенностей выполнения той или иной конкретной задачи (караульной службы, службы застав, контрольно-пропускных пунктов, боевой службы в условиях чрезвычайного положения и т. п.).

Для практической работы командира по осуществлению психологической подготовки наиболее важным является не перечень формируемых качеств (смелость, находчивость, решительность, инициативность, выносливость и т. д.), которых может быть сотни, а понимание механизмов их формирования и критериев, по которым можно определить наличие у военнослужащих нужных качеств.

Бой – величайшая драма в жизни воина. Угроза жизни и здоровью, быстрое изменение боевой обстановки, нередко запредельные нагрузки, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии, противоборство внутренних побуждений – все это сопровождается сильным напряжением физических и духовных сил. В боевой обстановке психика воина подвергается множеству разнообразных воздействий. Анализ психологических исследований боевых действий позволил выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск – внешняя и внутренняя.

Различают группу внешних факторов.

А. Социальные факторы – служат основой для формирования общих социальных мотивов поведения воинов и боевых установок.

1. Макросоциальный фактор – отношение народа к войне, которое формируется благодаря работе механизмов психологического заражения, внушения, подражания для формирования у воинов установок и мотивов боевого поведения, солдаты заражаются эмоциональным отношением народа к противнику. Боевая готовность определяется в большей степени отношением народа к своей армии;

2. Микросоциальный фактор:

а) сплоченность воинского подразделения – создание в подразделении «системы товарищеской поддержки», когда члены воинских групп, наблюдают за появлением у сослуживцев нервного напряжения и оказывают друг другу неотложную психологическую помощь;

б) доверие к своим командирам.

Б. Боевые факторы – широкий спектр переменных, определяющих реакции, состояния, поведение воина в бою.

1. Внешние факторы: - объем потерь; - изоляция; - интенсивность боевых действий; - нарушение ритмов жизнедеятельности и т.д.

2. Группа внутренних факторов – психофизиологические и психологические:

а) тип нервной системы: - сильный (15%); - средний (70%); - слабый (15%);

б) психические явления личности – направленность; особенности характера, темперамента; проявление воли, эмоций; способности и др.;

в) стресс (психологическое напряжение) – широкий круг состояний человека, являющихся ответом на разнообразные неблагоприятные воздействия – стрессоры;

г) страх – занимает главное место среди негативных переживаний воина в состоянии стресса;

д) испуг – мгновенная реакция врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действий угрожающих раздражителей;

е) тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации недостаточно определенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий;

ж) ужас (аффективный страх) – самая сильная степень страха;

з) групповая паника – состояние страха, овладевающего одновременно группой военнослужащих, распространяющегося и нарастающего в процессе взаимного заражения и сопровождающегося потерей способности к рациональной оценке обстановки, и мобилизации внутренних резервов;

и) усталость (утомление, нервное истощение) – состояние, сигнализирующее о значительном расходовании энергетических запасов организма и неспособности их восполнения.

Таким образом, боевая обстановка неизбежно вызывает у воинов психическое напряжение, которое оказывает существенное влияние на протекание психических процессов и эффективность боевой деятельности.

Психологические особенности боевых действий в различных видах и условиях боя. Наступление имеет целью разгром (уничтожение) противника и овладение важными районами (рубежами, объектами) местности. Солдатская мудрость гласит: «Лучшая оборона – это наступление». Вместе с тем, наступление имеет ряд сложностей.

Во-первых, т.к. наступление ведется на территории противника, то большое значение имеет фактор неизвестности, воспринимаемый как источник опасности.

Во-вторых, исследования показали, что лишь 20-25% воинов проявляют необходимую активность, тогда как остальные предпочитают безопасные места. При этом, большая психологическая нагрузка ложится на командиров подразделений: им приходится не только посылать людей навстречу опасности, но и побуждать их к активным боевым действиям. Во время боевых действий целесообразно разбивать подразделения на «тройки» и «пятерки», во главе с наиболее опытными, волевыми воинами.

В-третьих, перед атакой практически все воины испытывают повышенную нервозность, озабоченность, тревогу. Настроение, внешнее проявление воинов в это время неустойчиво (суетливость, ослабление внимания, неспособность сосредоточится, стресс и т. д.)

Оборона в современной войне может носить позиционный и маневренный характер, осуществляться преднамеренно и вынуждено, готовиться заблаговременно и в ходе боя, в условиях соприкосновения с противником. На конгнетивном уровне оборонительные действия оцениваются л/с как момент потери боевой инициативы, достижение противником боевой инициативы (при этом возможности противника к.п. преувеличиваются). Ответственность, как правило, возлагается на командование, снижение его авторитета, что еще более усугубляет неуверенность в результатах боя. Создаются условия для повышения эффективности психологических диверсий противника. При отступлении возникает чувство вины перед населением. Психическое состояние зависит от многих факторов: инженерное оборудование позиций, снабжение боеприпасами, средствами индивидуальной защиты, питание, предоставление отдыха, недопущение безделья, пьянства, расхлябанности и т.д. Особое внимание следует обратить на преодоление таких явлений, как танкобоязнь, самолетобоязнь, минобоязнь.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, боевая обстановка неизбежно вызывает у воинов психическое напряжение, которое оказывает существенное влияние на протекание психических процессов и эффективность боевой деятельности.

Для практической работы командира по осуществлению психологической подготовки наиболее важным является не перечень формируемых качеств (смелость, находчивость, решительность, инициативность, выносливость и т. д.), которых может быть сотни, а понимание механизмов их формирования и критериев, по которым можно определить наличие у военнослужащих нужных качеств.

 

Вопрос № 2 . Этапы адаптации военнослужащих к военной службе

Пути адаптации к военной службе

Призыв на военную службу – это всегда стресс для молодого человека. Только одни достаточно легко и относительно быстро приспосабливаются к новым условиям жизнедеятельности, а другие так и не могут выдержать этот экзамен (и таких около 20 процентов, то есть каждый пятый).

Какие трудности ожидают молодого человека по прибытии к месту службы?

Призывной возраст сам по себе является трудным. Это возраст первой любви, первых разочарований и первых конфликтов. Молодые люди еще не имеют опыта жизни. Они крайне чувствительны к несправедливости, обидам, грубости, в том числе и к собственным неудачам в процессе боевой службы и учебы. Их реакции всегда ярки, чувства глубоки и часто не соответствуют вызываемому их поводу. Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода к военнослужащим, знание особенностей характера для оценки их поступков, на первый взгляд кажущихся странными, особенностей и сущности процесса адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву.

Среди факторов, затрудняющих адаптацию, различают:

а) объективные (внешние).

- трудности военной службы: новый ритм жизни, строгий распорядок дня, ограничение личной свободы, необходимость подчиняться и т.д.;

- разлука с домом, семьей, привычным окружением;

- неудачи по службе, конфликты, особенно со старослужащими;

- грубое, неуважительное отношение;

- чрезмерная строгость, завышенные требования, несправедливость;

- указания на повышенных тонах, с подчеркиванием превосходства.

б) субъективные (присущие самому военнослужащему):

- недостаточное образование;

- национальные особенности (бурное проявление национальных чувств, черт характера), неуважительное отношение к другим народам и т.п.;

- наличие своей семьи и детей;

- наличие старых или больных родителей;

- призыв на действительную военную службу в более позднем возрасте;

- воспитание в неблагоприятных семьях, без родителей, в детских домах;

- моральная распущенность;

- физическая слабость;

- недостаточно крепкое здоровье;

- нервно-психическая неустойчивость и др.

Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и изменением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным попыткам (поступкам), срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Как известно, личность каждого военнослужащего наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Этапы психической адаптации, общие для всех военнослужащих, будут зависеть в смысле успешности их протекания от личностных качеств каждого из них. И на этапе переадаптации успех также будет обусловлен набором определенных качеств и свойств личности, которые являются главным условием, определяющим развитие процесса адаптации по одному из двух возможных путей. То есть, индивидуальные возможности каждого человека к успешной адаптации различны, от весьма высокой способности к быстрой и успешной реализации своего адаптационного потенциала до полной невозможности адаптироваться к данной среде (потенциальная склонность к дезадаптивным состояниям).

Исходя из этого, основным звеном и начальным этапом работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих срочной службы является диагностика или оценка адаптивной способности личного состава. Она основана на изучении индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, уровне его мотивации к военной службе, биографических данных, социального окружения до службы и т.д.

Использование на этапе диагностики тестовых методик позволяет распределить всех испытуемых на следующие группы: лица, склонных к дезадаптивным состояниям; военнослужащие с удовлетворительными адаптационными способностями; военнослужащих с высокими адаптационными способностями.

Адаптация к военной службе сопряжена с перестройкой всего уклада жизни и обычно сопровождается выраженным эмоциональным напряжением. К новым факторам, воздействующим на молодого воина, относятся: другой ритм жизни, строгий уставной распорядок дня, требования воинской дисциплины, соблюдение субординации, значительные физические и психические нагрузки, необходимость приобретения специальных военных знаний и навыков, освоение нового круга обязанностей, определенные бытовые неудобства, иногда смена временного пояса, непривычные климатические условия, географическое местоположение и т.д.

Таким образом, процесс адаптации к военной службе является нагрузкой, проверяющей приспособительные и компенсаторные возможности организма молодого воина, надежность его психической деятельности.

Исходя из вышесказанного, теоретическая модель исследования адаптации военнослужащих по призыву может быть представлена следующим образом:   

1. Изучение обстановки, в которой находился военнослужащий до призыва: взаимоотношения родителей, методы воспитания в семье, взаимоотношения в школе и т.п.

2. Анализ характера отношения к окружающему; степени удовлетворенности, разочарования жизнью; ощущений и взглядов; протекания психических процессов.

3. Выявление особенностей организма: биологическая полноценность, измененная реактивность, от которых зависит надежность адаптационных и компенсаторных механизмов.

4. Определение характера отношения к службе.

5. Изучение особенностей личностных свойств.

6. Анализ динамики происходящих изменения.

Таким образом, из составленной модели исследования адаптации военнослужащих по призыву видно, что спектр изучения проблемы достаточно широкий и в формате дипломной работы, по понятным причинам исследовать в практическом аспекте все указанные компоненты не подставляется возможным. Поэтому нами был выбран лишь ряд из них, которые обуславливают адаптацию военнослужащих по призыву.

Это изучение личностных особенностей военнослужащих по призыву, особенностей их темперамента, а также изучение фрустрации военнослужащих.

Изучение личностных особенностей военнослужащих по призыву будет проведено с помощью психологической методики "Личностный вопросник Р. Кеттела. Исследование особенностей темперамента военнослужащих будет, проводится по вопроснику формально-динамических свойств индивидуальности (методика В.М. Русалова). Изучение фрустрации - по рисуночному тесту Розенцвейга. Изучение специфики формирования субъектности личности военнослужащих по комплексу методик Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, Т.А. Антопольской, М. Рокича, А.М. Пригожина, Дж. Морено, А.С. Силаковой.

Призыв на военную службу, новизна обстановки, для восприятия которой у молодого человека не выработана реакция приспособления, ломка привычной и хорошо знакомой деятельности – всё это создаёт поистине экстремальные условия. Процесс приспособления человека к этим условиям или особенностям воинской службы называется военно-профессиональной адаптацией. Она может продолжаться до 5 месяцев и проходит в три этапа.

Первый этап (начальный), или этап острой адаптации, занимает до 30 дней службы. Его сущность – знакомство с новой средой. Впервые месяцы службы трудно удовлетворить даже самые элементарные физиологические потребности (постоянное чувство голода, недосыпание, неудовлетворённая сексуальность, отсутствие безопасности и социальных связей, любви, самоидентификации и т.д.), не реализована потребность самоуважения: нет успеха, признания, одобрения.

В новых условиях у человека происходит резкая смена образа «Я». Меняется всё: внешность (новая стрижка, одежда); имя заменяется званием и наименованием подразделения; меняются быт и распорядок дня и т.д. Но самые сильные переживания – от осознания того, что он не может распоряжаться собой в полной мере, вдруг перестаёт быть личностью, принимающей решения. Его никто здесь не знает, а главное – у него нет возможности восстановить свою индивидуальность, даже на уровне совершения элементарных поступков (время регламентировано от повседневных задач боевой подготовки до приёма пищи и просмотра телепередач). Всё подчинено заведённому распорядку, и ему необходимо следовать, чтобы избежать санкции за неповиновение – главный «грех» военнослужащего. Цель такой социально-психологической организации – подчинить человека, приучить его к выполнению приказов: солдат должен думать, но должен и мгновенно подчиняться требованиям командиров. Конечно, такая ситуация своей радикальной новизной вызывает стресс.

Выходом из него является то, что многие солдаты пытаются найти смысл не в самих действиях, а в их точном, безукоризненном выполнении. 
Для этого этапа адаптации характерны дисциплинированность, старательность, исполнительность, высокий уровень интереса, полное доверие к внешней информации, стремление ориентироваться на принятые в среде нормы поведения.

Это самый трудный период, при котором деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей, когда используется весь имеющийся физиологический резерв организма. И поэтому, чем лучше организм человека будет подготовлен заранее, чем будет больше этот физиологический резерв, тем легче и быстрее сработают резервные механизмы и появится возможность жизни в новых условиях. При отсутствии достаточной подготовки организму просто неоткуда черпать силы, что в свою очередь может приводить к возникновению различных заболеваний.

Что же понимается под физиологическим резервом?
В первую очередь это уровень физического развития организма. Ещё 5–7 лет назад была очень актуальной проблема недостаточной массы тела солдат срочной службы, на сегодняшний день приходится часто сталкиваться с проблемой избыточной массы. Как в первом, так и во втором случае призывникам приходится постоянно терпеть насмешки со стороны сослуживцев, так как они не способны справиться с повышенными физическими нагрузками – у них отсутствует достаточно развитая мышечная масса. А ведь они должны укладываться в определённые возрастные нормативы по физической подготовке: подтягиваться на перекладине 7–10 раз, отжиматься от пола 15–20 раз, уметь преодолеть дистанцию 100 м, 3 км, марш-бросок на 10 км... И всё это не в спортивной форме одежды, а в полевой и со снаряжением!

Для успешной службы в армии важна не только физическая подготовка. На высоте также должен быть интеллектуальный уровень: современная военная техника сложна в обращении. Поэтому чем лучше развиты у призывника такие познавательные психические процессы, как память, внимание, мышление, воображение, тем быстрее и успешнее он сможет приобрести уровень подготовки, который ранее достигался за два года службы.

Помимо вышеперечисленного, немаловажное значение для успешной адаптации призывника имеют такие личностные характеристики, как эмоциональная устойчивость, открытость и общительность.

Второй этап адаптации (критический) приходится на 4-7 месяцы. К этому моменту теряет значимость эффект новизны обстановки, военнослужащий уже непосредственно приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей и способен адекватно оценивать свои возможности в новой среде. Происходит возобновление отдельных привычек и стереотипов поведения, нежелательных в воинском коллективе, а потому скрываемых в начале службы. 

Этот этап является наиболее напряжённым в общей динамике психической жизни военнослужащих.

Зачастую на морально-психологическое состояние в процессе адаптации оказывают влияние изменённые ценностные ориентиры молодых людей до их призыва в армию. Так, сформированное в обществе негативное отношение к военной службе, возможность уклониться от неё, безнаказанность за данные проступки значительно усиливаются в период привыкания к новым условиям жизни. А встреча даже с незначительными трудностями может перерастать в конфликты.

В этот период растёт число проявлений вспыльчивости, недисциплинированности, конфликтности, что в основном связано с желанием перекладывать свои обязанности на сослуживцев.
В это время общая заболеваемость достигает своего максимума за всё время службы.

Третий этап (завершающий), или этап устойчивой адаптации, приходится с 7 по 12 месяцы. Индивидуальная продолжительность этого этапа и особенности психического состояния в это время во многом зависят от успешности разрешения внутренних противоречий на предыдущем этапе.

Меняется роль и место военнослужащего в коллективе: овладел специальностью, поставлен на должность, пришло молодое пополнение, изменение положения воина в структуре межличностных отношений. Основное содержание третьего этапа – закрепление в самостоятельной практической деятельности тех навыков, умений, личностных качеств, которые сложились в процессе разрешения противоречий второго этапа.

Этот этап характеризуется низкой заболеваемостью, высокой работоспособностью и устойчивостью к действию факторов военного труда, способностью к полному и быстрому восстановлению организма после различных нагрузок. 

Развитие процесса адаптации неоднозначно по своему конечному результату и значению с точки зрения успешности его завершения.
В ходе адаптации военнослужащих срочной службы происходит перестройка их психологических свойств и качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми новой деятельностью в воинской части.
Успешность адаптации военнослужащих к непривычным, изменённым условиям жизнедеятельности во многом детерминирована их адаптационными способностями и напрямую зависит от их личностных и индивидуальных психологических особенностей.

Армия – это хорошая школа жизни, она учит взаимовыручке, формирует волю к победе, уважение к товарищам по оружию.

При срывах в протекании процесса адаптации может возникнуть процесс дезадаптации .

Дезадаптация - стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности, вызванные невозможностью реализовать цель деятельности.

Под этим определением подразумевается невозможность адекватного профессионального воинского обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия военнослужащего с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.

В основе возникновения воинской дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.

Чтобы процесс адаптации прошел наименее болезненно, необходимо следовать приведенным ниже рекомендациям. Они проверены жизненным опытом многих поколений призывников.

Умей общаться

Будь наблюдателен. Осмысливай увиденное и услышанное. Отделяй главные явления от второстепенных. Делай правильные выводы. Не замыкайся. Будь общителен. Умей общаться. Установи с сослуживцами добрые отношения. Помни, что установлению хороших взаимоотношений способствуют: культура речи, умение слушать и слышать собеседника, выдержка, тактичность, терпимость к мнению других, умение управлять своим психическим состоянием.

Не нагнетай напряженность. Все злое и агрессивное, даже и не направленное непосредственно на другого, создает неприятное ощущение у говорящего с вами. Задавай в разговоре корректный и уважительный тон. Береги, щади неприкосновенность и ранимость другого человека.

Поинтересуйся судьбами тех, с кем свела служба. Проявляй как можно больше доброжелательности, внимания, уважения к товарищам. Уважай себя.

Избегай крайних, жестких, категоричных и безапелляционных оценок поведения и деятельности товарищей и командиров. Категоричность и безоговорочность не способствуют решению проблемы, а лишь осложняют отношения. Умей спокойно отстоять свою точку зрения. Аргументы в споре должны быть весомыми, а не увесистыми. Когда эмоции берут верх, то возможности разума ограничиваются.

Не открывай душу всем подряд. Разбирайся в людях. Правильно выбирай друзей. Не будь наивен и излишне доверчив.

«Живи по уставу — завоюешь честь и славу»

Сразу же постарайся хорошо изучить уставы ВС РК, Уголовный кодекс РК, свои функциональные обязанности. Их глубокое знание высоко оценивается командованием и товарищами. Помни старинную мудрость – «Живи по уставу – завоюешь честь и славу». Знай свои права, льготы и социальные гарантии.

Будь дисциплинирован сам и удерживай от дурных поступков других. В соблюдении дисциплины нет мелочей. Будь дисциплинирован, даже если этого никто не видит в данный момент. Умей отказаться от «соблазнов», идущих вразрез с требованиями законов, Военной присяги и уставов. Научись говорить себе (и если потребуется, то и сослуживцам) «нет».

Если нарушение совершено, то умей отвечать за свои действия. Знай, что правонарушения, грубые нарушения воинской дисциплины (особенно – притеснение воинов младших призывов, «самоволки», употребление спиртного, наркотических и токсических средств, хищения, и т. д.) могут испортить не только службу, но и всю дальнейшую жизнь. Эмоциональные переживания, нервно-психические напряжения снимай физическими упражнениями, специальными комплексами упражнений, музыкой...

Приказ командира — закон

В каждом воинском коллективе есть командиры и начальники: сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры. Они поставлены во главе подразделений, частей. Очень важно, чтобы с ними у тебя с самого начала службы сложились правильные отношения.

Начальники имеют право отдавать подчиненным приказания и должны проверять их выполнение. Приказ командира имеет силу закона. Подчиненные обязаны беспрекословно подчиняться начальникам. На этом держится армия и флот.

Не забывай, что отношения между старшими и младшими, начальниками и подчиненными регулируются уставными положениями.

Стань профессионалом в своей воинской специальности

Профессионализм — это степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи. А это предполагает качественное освоение штатного оружия и техники, эффективных приемов их использования с целью успешного выполнения учебно-боевых задач своего подразделения и части. Только так можно стать мастером в своей воинской специальности. Недостаток знаний и навыков, профессионализма и мастерства в военном деле может привести к самым тяжелым последствиям.

Поэтому с первых дней службы добросовестно изучай вверенные оружие и технику. Твои действия должны быть доведены до автоматизма – без этого невозможен профессионализм. Строго соблюдай технологическую дисциплину, правила эксплуатации и обслуживания. Поддерживай технику и оружие всегда в исправном состоянии, и они не подведут. Береги военное имущество.

Будь коллективистом

В воинском коллективе ты всегда будешь окружен своими товарищами – и днем и ночью. Без помощи товарищей, без их поддержки служить особенно нелегко. Известная суворовская заповедь гласит: «Сам погибай, а товарища выручай». Не бросай сослуживцев и друзей в беде.

В каждом воинском коллективе люди разные. Одни прибыли из города, другие из сельской местности. У всех разный уровень образования, воспитания, физической подготовки, характеры и вкусы тоже заметно разнятся. Рядом с тобой будут служить воины различных национальностей. Не забывай, что ты в солдатском строю равный среди равных.

Прибыв в коллектив, постарайся сразу же правильно оценить характер взаимоотношений, учесть особенности общественного мнения, настроений и традиций. Любое подразделение, любой воинский коллектив – это не только совокупность военнослужащих, разделенных на группы согласно организационно-штатной структуре. В нем существует множество микрогрупп, сложившихся на основе симпатий и антипатий, общих взглядов, взаимных интересов, психологической совместимости, землячества, по национальному признаку и т. д.

Выясни наличие микрогрупп, характер их направленности и лидеров. Лидеры задают тон в коллективе. Это поможет тебе самоутвердиться, определить свое место в коллективе. Считайся с общественным мнением, но не всегда иди у него «на поводу» (оно может быть и ошибочным). Всегда имей свое собственное, обоснованное мнение. Будь способен, при необходимости, противостоять коллективному психологическому давлению или принуждению (словесные оскорбления, унизительные клички, насмешки, унижение, бойкот, запугивание и т. п.). Будь сильной личностью, способной не «сломаться».

Твои личные отношения с кем-либо не должны отрицательно влиять на служебные дела. Умей правильно строить отношения с воинами других национальностей. Умей дружить. Помни – настоящий друг не будет льстить. Он искренен, принципиален и всегда укажет тебе на ошибки.

Если в коллективе не одобряют твой поступок или решение, не спеши обижаться, подумай: может, ты в чем-то не прав. Общественное мнение редко ошибается: коллективу виднее, какой ты есть. Критически взгляни на себя и свое поведение и, если надо, измени его. Не реагируй болезненно на клички и подколки (за исключением унижающих) – старайся быть адекватным в своих реакциях. Понимай юмор. Умей сказать слова поддержки, благодарности и извиниться за свои неправильные действия. В первое время у тебя многое будет не получаться. Не опускай рук при неудачах. Будь настойчив и трудолюбив.

Будь опрятен и подтянут. Следи за своей формой, соблюдай гигиену. Многие приходят в армию не умея пришить даже пуговицу, не зная как заворачивать ногу в портянку, не приученные мыть ноги на ночь и т. д. Вот и появляются замечания от командиров, ухмылки сослуживцев, грибковые заболевания...

Будь организован и дисциплинирован. Помни: неряхи и неумехи, «рохли» и «тряпки», «хлюпики» и «нытики», «маменькины сынки» и «заторможенные», обидчивые и «психованные», хвастливые и высокомерные, жадные и лживые, ленивые и трусливые и т. д., в коллективе подвергаются осуждению и неприязненному отношению. В коллективе не прощается и жестоко наказывается воровство.

Не уклоняйся от выполнения любых поставленных задач, даже если их выполнение тебе кажется глупым и неправильным. Не пытайся перекладывать свои обязанности на плечи другого, искать легкие пути. Не «сачкуй» и от общей работы. Это особенно отрицательно будет воспринято сослуживцами.

Не бойся хозяйственных работ, уборок, самой грязной работы. Ты – мужчина, и значит должен все уметь делать сам. Не только человек испытывает трудности, они тоже его испытывают. Безвыходных ситуаций практически не бывает. Встречающиеся еще порой факты самоубийств, свидетельствуют о ничтожности силы духа и высшей степени эгоизма. Легче всего уйти из жизни, оставив своих родных и близких наедине с горем и многочисленными проблемами. Самоуничтожение допустимо лишь в схватке с врагом или в экстремальной ситуации, требующей этого во имя общественного блага.

Правильно веди себя в конфликтных ситуациях

Исследования военных психологов показывают: в подразделениях, насчитывающих 50 – 70 военнослужащих, ежедневно происходит до 10 конфликтов. Они возникают по различным причинам и протекают по-разному. Из них более 38 % кратковременные, около 40 % продолжаются несколько недель. Каждый четвертый может длиться месяц и более.

Для разрешения конфликта может быть рекомендована технология открытого разговора с оппонентом:

– сделай искреннее заявление о том, что этот конфликт тебе не выгоден, как не выгоден он и второй стороне;

– предложи оппоненту этот конфликт прекратить;

– признай допущенные ошибки или упущения в поведении;

– объясни, что с твоей стороны примирительные шаги будут сделаны обязательно;

– уступи оппоненту в чем-то важном для него;

– выскажи пожелания относительно уступок, которые мог бы сделать твой оппонент;

– побуждай оппонента к обмену уступками и предложениями;

– обсуди уступки и предложения и при необходимости откорректируй их;

– прими взаимоприемлемое решение проблемы.

Помни народную мудрость: «Слабые мстят, сильные – прощают».

Умей постоять за себя

В воинском коллективе никто не имеет права устанавливать порядки, противоречащие уставным. Помни твердо, что приказывать имеет право только командир, старший начальник. Тем не менее, в той или иной форме в Вооруженных Силах проявляются неуставные взаимоотношения («дедовщина»). Наиболее распространенными являются: рукоприкладство, моральное и физическое подавление более слабых и позже призванных; принуждение к выполнению различных прихотей, перекладывание обязанностей по службе и в быту; вымогательство денег, вещей, продуктов, предметов обмундирования и т. п. Одним словом - стремление одних военнослужащих (как правило, старшего призыва) получить привилегии за счет других, занимающих более низкое положение в неформальной иерархии.

Встретившись с «дедовщиной», а как показывают опросы, этого явления боятся около 70 % призывников, умей правильно повести себя. При невозможности самому справиться с ситуацией принимающей острый характер, обратись за советом и помощью к товарищам и командирам. Помни, что правонарушители больше всего боятся открытой огласки и грамотных с правовой точки зрения действий. На многих «дедов» отрезвляюще действует предупреждение открыто (это особо важно, т. к. даже законное обращение к командиру порой расценивается как «стукачество») написать рапорт, обо всем сообщить командиру, в прокуратуру, и т. п.

Уясни, что никто не имеет права применять к тебе физическую силу. В случае угрозы жизни и здоровью ты имеешь законное право на необходимую оборону. Причем, это не просто право, но и твой моральный долг. Умей постоять за себя. Не забывай, что насилию чаще всего подвергаются слабые — им вменяется роль «козлов отпущения». Если несколько раз дашь слабину, сядут на шею. При противодействии «дедовщине», сила твоего духа важнее физической силы.

Успех — в самосовершенствовании

Человек в отличие от животных – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать. С первых дней пребывания в подразделении займись самосовершенствованием. Познай самого себя. Оцени себя, положа руку на сердце. Нужно, как учил Николай Островский, чаще производить суровый, беспристрастный суд над собой. Важно научиться систематически, тщательно анализировать свои поступки, поведение и действия сослуживцев. Перед тем как заснуть, осмысли: как прошел день, сделай выводы, обдумай завтрашние задачи. Самооценка должна быть не завышенная и не заниженная, а объективная.

Развивай себя физически и духовно. Самообразование и самовоспитание – это основные факторы твоего жизненного успеха. Имей позитивные цели в жизни и службе. Настойчиво их добивайся.

Вывод по второму вопросу:

Адаптация – это один из самых важных процессов происходящих с молодым человеком, поступившим на военную службу. От этого процесса будет во многом зависеть в дальнейшем деятельность военнослужащего, его желание и стремление служить и выполнять поставленные перед ним задачи.

 Высокие адаптационные способности личности воина (адаптивность) находятся в зависимости от: настроя личности; степени нервно-психической устойчивости; развитости таких черт характера, как сердечность, доброта, открытость, социальная смелость, покладистость, терпимость, уверенность в себе и т. п.

Организация процесса адаптации молодого воина есть неотъемлемая часть работы командира. Быстрая адаптация будет способствовать повышению уровня сплоченности военнослужащих, коллективизма среди воинов, формированию здоровой, дружеской обстановки в подразделении.

 

Вопрос № 3 . Проблемы адаптации воинов с нервно-психической неустойчивостью.

Психическая норма – понимается совокупность возможностей организма, позволяющих успешно выполнять ему военно-профессиональную деятельность.

Под нервно-психической неустойчивостью понимается – такие состояния психической деятельности индивида, которые характеризуются склонностью к срыву оптимального функционирования и адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения, вследствие слабости адаптационных и компенсаторных механизмов организма.

К факторам, затрудняющим адаптацию, относится целый набор отклонений в домашнем воспитании; различные биологические причины: частые и длительные лечения в медицинских учреждениях и другие, поэтому эффективное выполнение военнослужащим своих служебных обязанностей возможно лишь при наличии у них здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Те или иные изменения в психике могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, травм головного мозга. Разрушить прочный стереотип поведения или предупредить психическое расстройство в процессе адаптации молодого солдата можно только при правильном индивидуальном подходе и кропотливой работе с каждым подчиненным. Следует помнить, что затрудненная адаптация необязательно ведет к неблагоприятному прохождению дальнейшей службы. Чуткое отношение к военнослужащим, ознакомление с историей его жизни, индивидуальными способностями в сочетании с правильным проведением психопрофилактической работы в тесном контакте командира с психологом и работниками медицинской службы помогут преодолеть трудности адаптационного процесса и впоследствии успешно выполнять служебные обязанности.

В наборе психических свойств и сторон личности молодого солдата особую значимость имеет степень психической напряженности, которая может меняться от полной уравновешенности и эмоциональной устойчивости до нервных психических срывов с острой аффективной окраской.

Возникновение тревожных и депрессивных состояний отрицательно сказывается на последовательности, сосредоточенности и целенаправленности процесса  адаптации. Особенно существенное влияние эти состояния оказывают на эффективность деятельности в экстремальных ситуациях под воздействием отрицательных психогенных, социогенных и стрессогенных факторов.

В настоящее время, в условиях  военной службы значительно усилились социальные и психогенные факторы негативной направленности, существенно возрос потенциал возникновения нервно-психических расстройств и отклоняющегося поведения в процессе адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву. Именно поэтому в войсковом обиходе появилось понятие «Группы риска», куда попадают военнослужащие, заранее предрасположенные к этому: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, и т.п. Практика показывает, что в этот разряд людей, которые испытывают трудности в адаптации, могут попасть и совершенно здоровые люди, которые оказываются в депрессивном или тревожно состоянии (крайние проявления которых являются предвестниками нервно-психического срыва или психического расстройства) под воздействием неблагоприятных факторов, предельных и запретных физических и психических нагрузках, особенно в период адаптации, психического дискомфорта из-за неблагоприятного морально-психологического климата в подразделении.

Нервно-психическая неустойчивость накладывает особый отпечаток на процесс адаптации военнослужащих по призыву, она не равнозначна психическому заболеванию, а является временным, обратимым явлением. На протяжении жизни каждого человека степень переносимости психических нагрузок колеблется подобно тому, как изменяется способность переносить физические нагрузки. Психотравмирующие факторы, в том числе и трудности привыкания к условиям военной службы, могут уменьшать и «запас прочности» психики, создавая тем самым предрасположенность к нервному срыву. В благоприятных условиях процесса адаптации такие состояния нервно-психической неустойчивости бесследно проходят, при соответствующем внимании и помощи со стороны командиров, психологов, офицеров медицинской службы и структур по воспитательной работе, естественно при наличии у них знаний о сущности, особенностях протекания процесса адаптации военнослужащих по призыву.

Призывной возраст сам по себе является трудным. Это возраст первой любви, первых разочарований и первых конфликтов. Молодые люди еще не имеют опыта жизни. Они крайне чувствительны к несправедливости, обидам, грубости, в том числе и к собственным неудачам в процессе боевой службы и учебы. Их реакции всегда ярки, чувства глубоки и часто не соответствуют вызываемому их поводу. Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода к военнослужащим, знание особенностей характера для оценки их поступков, на первый взгляд кажущихся странными, особенностей и сущности процесса адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву.

Как показывает практика, главной проблемой обеспечение опти­мальной адаптации молодых воинов является создание в подразделени­ях атмосферы дружбы и добрых взаимоотношений, правильный педагогический подход к новобранцам, постепенное увеличение служебных нагрузок. Оптимальный психологический климат особенно благоприя­тен для воинов группы риска НПП, так как психическая устойчивость таких воинов ослаблена.

Решение этой проблемы (или задачи) достигается комплексом пси­хопрофилактических мероприятий, к числу которых относятся:

-  всестороннее знание каждым офицером и сержантом индивиду­ально-психологических особенностей каждого подчиненного новобран­ца и умение учитывать эти особенности в воспитательной работе. В от­ношении же воинов с НПП индивидуальный подход вообще необходим обязательно;

-  умение офицеров получать правдивую информацию о психологи­ческом климате в подчиненном коллективе, о реальной работе сержан­тов по предупреждению неуставных взаимоотношений в подразделении, о возникающих конфликтных ситуациях;

-  использование специальных анкет по изучению мнения солдат о психологическом климате в подразделении. Обобщение результатов та­кого анкетирования позволяет сделать правильные выводы и глубже изучить психологическую обстановку другими методами;

- решительное пресечение попыток сержантов действовать неустав­ными методами при воспитании солдат, а также наказание сержантов за бездеятельность (и отсутствие информации офицерам) в случаях не­уставных отношений между солдатами; совершенно правильно поступа­ют те офицеры, которые отстраняют таких сержантов от работы с лю­дьми;

-  своевременное проведение мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций в подразделении.

Самым же главным остается глубокое знание положение дел в под­разделении, знание людей.

2. Второй проблемой процесса обеспечения адаптации воинов груп­пы риска НПН является правильное проведение правовых и профилак­тических мероприятий, строго индивидуально с учетом особенностей со­матического здоровья и психологических характеристик таких воинов.

После уточнения врачом медико-социальных особенностей каждого солдата группы НПН учебно-воспитательные действия в отношении этих воинов со стороны офицеров и сержантов должны учитывать ре­комендации медицины по снижению служебных нагрузок, по рацио­нальному трудоустройству и т. п.

В зависимости от характера проявлений НПН и степени адаптации к военной службе оздоровительные мероприятия могут быть постоянны­ми или ограничительными во времени. Опытные командиры применяют различные средства и способы облегчения условий службы для воинов группы риска НПН:

-  это могут быть освобождения от дежурств   в ночное   время на 1 - 1,5 месяца;

-  снижение служебной нагрузки (например, назначение на дежур­ство не более 2 раз в неделю, служба только во внутреннем наряде и т. п.);

-  рациональное трудоустройство (например, на хозяйственные дол­жности санитаров, каптеров, писарей и т. п.);

-  обеспечение дополнительным комплектом нательного и постель­ного белья военнослужащих с ночным недержанием мочи (клеенкой на матрац); можно уменьшить временно   физические   нагрузки   (напри­мер, освобождать от кроссов и марш-бросков). Но ни в коем случае нельзя полностью освобождать от физической подготовки. Дозирован­ная физическая подготовка практически незаменима, как главное средство укрепления нервной системы лиц с НПН. Психологами давно за­мечено, что без физической разрядки человек становится раздражи­тельным, быстрее устает, хуже учится (у него даже «портится харак­тер»). Воинам с НПН для этих целей можно и нужно рекомендовать спортивные игры, разъяснить, что спорт поможет им «преодолеть себя»; — в зависимости от конкретных условий службы можно осуществ­лять и другие, облегчающие адаптацию мероприятия (не назначать старшими групп в суточных и кухонных нарядах, проводить психоте­рапевтические беседы и т. п.).

Вместе с тем необходимо проводить воспитательную работу среди сослуживцев каждого воина группы риска НПН.

Если сослуживцам солдата, страдающего энурезом, известно о его болезни, то надо уточнить, как они относятся к этому, не подвергался ли он обидам и насмешкам. Разъяснять воинам недопустимость такого поведения и отношения к больному товарищу.

Аналогичные меры нужно проводить в коллективе и в отношении солдат, страдающих заиканием, снохождением, имеющим странности в поведении.

Особое значение для адаптации имеет контроль и обеспечение вы­полнения медицинских рекомендаций для воинов с НПН, перенесших во время адаптационного периода какие-либо заболевания.

Перенесенные респираторные инфекции, грипп, хронические сомати­ческие заболевания даже в нередко выраженной форме ослабляют об­щую сопротивляемость организма, снижают тонус мозга и адаптацион­ные резервы нервной системы. Нередко воины продолжают жаловаться даже тогда, когда соматические заболевания практически излечены.

После этих заболеваний любой солдат обычно нуждается в посте­пенном втягивании в службу. Тем более это относится к воинам с НПН. Поэтому рекомендации, данные при выписке из госпиталя, должны знать все ближайшие его начальники. Сержанты должны обеспечить их выполнение, в том числе действительную постепенность увеличения фи­зических и умственных нагрузок. Надо быть внимательным к воинам, часто обращающимся в мед­пункт части с различными жалобами на плохое самочувствие и здоро­вье. Даже если эти жалобы кажутся необоснованными, таких солдат нельзя обвинять в симуляции, ограждать их от «приклеивания» оскор­бительных кличек наподобие - «сачек», «филон» и т. п.

В составе пополнения к нам в армию приходит немало молодых во­инов с так называемыми пограничными состояниями, с последствиями неврозов, возникающих на фоне каких-либо соматических заболеваний (протекающих подчас в легкой форме).

Все такие воины подлежат направлению на консультацию к тера­певту, а при незначительности болезненных проявлений со стороны внутренних органов — их надо обязательно направлять к невропато­логу и даже психиатру. И все такие поездки солдат группы НПН па консультации не должны вызывать негативной реакции со стороны командиров. Ведь гораздо больше пользы для коллектива и для вас лично принесут эти консультации и какое-то назначенное специалиста­ми лечение солдата с НПН, нежели будет просмотрено соответствую­щее заболевание или невротическая реакция, которые без своевремен­ного лечения при неблагоприятных ситуациях могут закончиться чрез­вычайным происшествием.

Поэтому внимание к таким воинам, проявление доброжелательного интереса к результатам обследования и лечения воинов с НПН будут только способствовать ускорению их адаптации к военной службе.

3. Следующую группу задач (проблем) профилактики срывов адап­тации молодых солдат составляют мероприятия, обеспечивающие опти­мальные санитарно-гигиенические условия учебного процесса и быта ваших подчиненных, четкое выполнение распорядка дня.

Своевременность и плановость осуществления этих мероприятий со­здает обстановку, облегчающую выработку у солдат стереотипа воен­ной службы  привычки к четкости и последовательности в организа­ции быта и учебы.

Соблюдение распорядка дня, своевременным прием пищи, своевре­менное просушивание одежды, обуви, помывка в бане, предоставление отдыха в период длительной физической или умственной нагрузки, а также достаточность ночного сна - все это оздоровляет организм и яв­ляется одним из важных факторов адаптации и системы психопрофи­лактики в целом.

Вместе с тем надо уделять внимание и улучшению бытовых усло­вий солдат части:

-  повысить освещенность учебных классов (в норме на 1 кв. м пло­щади в классах должен быть 1 электропатрон с 200-ваттной лампоч­кой);

-  добиваться оборудования горячего водоснабжения в умывальни­ках и в парке боевой техники. Нужно учитывать, что очень многие но­вобранцы жили в благоустроенных квартирах и переход к военному бы­ту части (когда умываться приходится только холодной водой) небла­гоприятно сказывается па общем отношении к военной службе;

- нужно обеспечить и оптимальный температурный режим в спаль­ных помещениях казармы и в учебных классах.

Конечно, решение этих проблем совершенствования быта подчинен­ных нередко бывает связано с преодолением, трудностей в материаль­ном снабжении, но многое зависит и от инициативы самих офицеров к подразделении части. Забота о быте солдата будет способствовать не только решению проблем адаптации молодых воинов, но и будет спо­собствовать и повышению авторитета командиров, воспитателей среди  личного состава подчиненных подразделений.

4. Еще одним направлением работы офицеров по обеспечению адап­тации новобранцев является формирование у воинов группы НПН положительной установки на дальнейшую военную службу. С этой целью рекомендуется чаще проводить с состоящими на учете солдата­ми индивидуальные беседы об их самочувствии и трудностях в привы­кании к военной службе. В таких беседах нужно обязательно подчер­кивать положительные моменты в военной службе воина, выражать уважение воину за какие-либо его достоинства, за старание в овладе­нии военными знаниями.

Вместе с тем таких воинов нужно и гласно поощрять за (пусть не­большие) успехи в службе. Надо всегда учитывать, что для очень мно­гих людей похвала является совершенно необходимым стимулом в ра­боте и службе.

Следует создавать у воинов группы риска НПН установку на бла­гожелательное восприятие воинских порядков и дисциплины. Разъяс­нять, что направленность действий воина на сознательное привыкание к воинским порядкам только облегчат его адаптацию, и затем обеспе­чит действия по стереотипу. Одновременно нужно формировать у во­инов группы НПН уверенность в постоянном внимании к ним, к их делам. При этом обязательно поздравлять воинов с днем рождения, а воинов группы НПН — и с днями рождения родителей. Пусть чувство благодарности воина к офицерам за знание их биографии, за внимание и заботу послужит возрастанию его чувства ответственности за свою судьбу.

По мнению психологов очень многие люди буквально жаждут сочув­ствия в связи со своими неудачами, болезнями, переживаниями и т. п. Огромную воспитательную и психопрофилактическую роль играет в та­ких случаях ваше, господа командиры, сочувствие к неудачам и непри­ятностям у подчиненных солдат, тем более у солдат группы НПП. Но в таких беседах надо правильно определять время и место прове­дения их, нужно учиться создавать при этом обстановку открытости и взаимного доверия. Однако нельзя при таких беседах ограничиваться только сочувствием. Всегда надо подсказывать воину возможности ре­шения возникшей проблемы, пути выхода из неприятной ситуации, а также ободрить его. При возможности — нужно активно оказать необ­ходимую помощь. В том числе это может быть и какая-либо помощь семье солдата (родителям) через райвоенкомат, это может быть пред­ложение воину заняться спортом (если он чувствует отставание от со­служивцев в физическом развитии и это угнетает его). Это могут быть и другие варианты помощи вплоть до перевода в другое подразделение, более желанное для волна с учетом его профессии и т. п. В таких слу­чаях целесообразной переориентации в воинской специальности отдель­ных солдат можно опираться на помощь и врача части с целью медико-психологического обоснования перераспределения. Наконец, в целях ускорения адаптации воинов группы НПП полезно бывает обу­чать их некоторым элементам аутогенной тренировки, навыкам контро­ля над своим эмоциональным состоянием, особенно в ситуациях, близ­ких к конфликтным, умению устанавливать и поддерживать дружеские отношения с сослуживцами.

Вторую подгруппу воинов с НПН, как уже говорилось, составляют лица, имеющие различные индивидуально-психологические особенности личности и неболезненные формы отклоняющегося поведения.

При работе с ними надо считаться с тем, что немало молодых лю­ден, приходят в армию с целым комплексом последствий от упущении в воспитании и укреплении психического здоровья подростков в школе и дома. В их числе большое значение для тактики воспитательной ра­боты имеет правильное представление командиров о различиях между уровнями интеллектуального развития и социального опыта новобран­цев. Особенностью молодых воинов с НПН является неумение пра­вильно разрешить конфликты, возникающие в среде сверстников, а также распространенная склонность критиковать дела и позиции стар­ших при недостаточной самостоятельности в своих поступках.

Основные типы поведения воинов с НПН:

Несколько типов поведения молодых воинов:

- Военнослужащие с «неустойчивым» типом поведения;

- Военнослужащие с «конфликтно-возбудимым» типом поведения;

- Военнослужащие с «эгоцентрическим» типом поведения;

- Военнослужащие с «астеническим» типом поведения;

- Военнослужащие с «мнительным» типом поведения (астено-невротическим).

Типы нервно-психической неустойчивости:

- Инфантильные воины;

- Изоляционисты;

- Конфликтники;

- Больные.

Этапы по выявлению и профилактике лиц с признаками нервно-психической неустойчивости:

1 этап: Организация и проведение отбора кандидатов для призыва на воинскую службу в ДДО (УДО, ОДО) и на сборных пунктах;

2 этап: Выявление военнослужащих с НПН и психическими расстройствами в период службы непосредственно в воинской части (в том числе с использование анкеты «Прогноз 2», «НПН-А»);

3 этап: Динамическое медицинское и психологическое наблюдение за лицами с НПН и перенесшими психическое расстройство, профилактика негативных состоянии.

4. Фрустрация – это эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающемся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.

5. Психологическая реабилитация – восстановление психической деятельности человека после выполнения задач в экстремальных условиях деятельности в значительно измененном режиме, имеющих выраженный стрессовый характер или стрессовое жизненное событие.

Основные принципы психореабилитационной работы:

- Принцип своевременности;

- Принцип организации психореабилитации непосредственно в районе выполнения служебно-боевых задач;

- Принцип приближенности психореабилитационной работы к личности военнослужащего, конкретному подразделению;

- Принцип сохранения состава подразделения, боевых групп;

- Принцип сохранения всего уклада воинской деятельности;

- Принцип ориентации в работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных им задач и высокую оценку качества служебно-боевой деятельности;

- Принцип создания атмосферы заботы, психологической поддержки военнослужащих.

Вывод по третьему вопросу:

Следует учитывать, что в общеобразовательных школах опыт само­управления, на котором строится система неформальных отношении между подростками, развит еще недостаточно, а отношения в трудовых коллективах к молодежи (если новобранцы до призыва в армию уже работали) бывают неправильными, строятся на системе превосходства над молодыми рабочими.

Поэтому немало молодых воинов приходит в армию с представлени­ем о допустимости и неизбежности подобных методов взаимоотношении и в армейской среде.

У новобранцев, имеющих индивидуально-психологические отклоне­ния или отстающие в развитии, навыки в общении бывают, развиты го­раздо меньше и нередко несут на себе серьезные отрицательные по­следствия педагогической запущенности. Таким солдатам еще труднее устанавливать правильные взаимоотношения с сослуживцами, т. к. им свойственно обострять конфликтные ситуации, в которых они сами бы­стро истощаются, теряют чувство меры и даже ценности-жизни, быва­ют, склонны к совершению импульсивных поступков и попыткам раз­решить конфликт с помощью силы.

Таким образом,   важно для офицера воспитателя, как можно бы­стрее определить типы возможного поведения каждого новобранца, чтобы предвидеть варианты его поведения и предусматривать адекватные воспитательные профилактические действия. При изучении личности молодых воинов группы риска НПН (в данном случае — воинов с от­клонениями в поведении) могут быть выявлены несколько типов пове­дения, в зависимости от особенностей которого проводится и профи­лактика мероприятий воспитательного характера.

 

 

Вопрос 1. Основными видами воинской деятельности являются?
боевая подготовка, служебно-боевая деятельность, реальные боевые действия
учебная подготовка, служебная деятельность, реальные боевые действия
учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность, реальные боевые действия
учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность
Вопрос 2. Виды психологической подготовки?
общая, специальная, целевая
групповая, специальная, целевая
общая, специальная, целостная
общая, вероятная, целевая
Вопрос 3. Служебно-боевая деятельность?
представляет собой систему взаимосвязанных действий, основанных на реальном или потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, других средств
представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения целей по защите государственных интересов, основанных на реальном или потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, других средств
представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения целей по защите государственных интересов
осуществляется для достижения целей по защите государственных интересов, основанных на реальном или потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, других средств
Вопрос 4. Этапы адаптации
Начальный, до 10 дней; Основной этап, период длится 5—6 месяцев; последний этап с 7-го по 12-й месяц
Начальный, до 30 дней; Основной этап, период длится 4—6 месяцев; последний этап с 7-го по 12-й месяц
Начальный, до 30 дней; Основной этап, период длится 4—6 месяцев; последний этап с 5-го по 10-й месяц
Начальный, до 30 дней; Основной этап, период длится 4—6 месяцев
Вопрос 5. Боевое дежурство это?
это содержание специально выделенных сил и средств в готовности к выполнению поставленных боевых задач по предназначению
это служба предназначеная для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами
это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях, предназначеная для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РК
это служебная деятельность в воинских частях и подразделениях, предназначеная для поддержания в воинских частях внутреннего порядка
Вопрос 6. Караульная служба это?
это служба предназначеная для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами
это содержание специально выделенных сил и средств в готовности к выполнению поставленных боевых задач по предназначению
это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях, предназначеная для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РК
это служебная деятельность в воинских частях и подразделениях, предназначеная для поддержания в воинских частях внутреннего порядка
Вопрос 7. Внутренняя служба это?
это служба предназначеная для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами
это содержание специально выделенных сил и средств в готовности к выполнению поставленных боевых задач по предназначению
это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях, предназначеная для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РК
это служебная деятельность в воинских частях и подразделениях, предназначеная для поддержания в воинских частях внутреннего порядка