2. Психологическая структура личности
Тема № 2.
Психологическая структура
личности.
Вопрос № 1.
Личность военнослужащего.
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и
развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими
людьми и общающийся с ними, постепенно становится личностью – субъектом
познания и активного преобразования материального мира, общества и самого
себя.
С тезисом о том, что личностью человек не рождается, а
становится, согласны сейчас большинство психологов.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение
только на первый взгляд кажется
истиной, не требующей доказательства, и выглядит банальным. Дело в том, что
здесь утверждается генетическая
предопределенность возникновения природных предпосылок для развития
собственно человеческих признаков и качеств. У появляющихся на свет
младенцев конфигурация тела предполагает возможность прямохождения,
структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки
перспективу использования орудия труда и т. д., и этим младенец – уже
человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного, который
ни при каких обстоятельствах не может обрести подобного качества. Итак, всем сказанным выше
утверждается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется
в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после
рождения на свет и до 'конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид»
воплощена родовая принадлежность человека.
Индивид –
отдельное живое существо, представитель биологического вида. Индивидом можно
считать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и
представителя племени, находящегося на стадии дикости, и
высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Таким образом, сказать о конкретном человеке, что он
индивид, значит сказать очень
немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек. Дальнейшие,
даже самые общие, его характеристики, предполагают описание и объяснение качеств, без которых он остается лишь статистической единицей в
демографическом справочнике, а не реальным человеком, не только не похожим
на других, но и не так, как бы
действующим, мыслящим, страдающим, включенным в социальные связи как член в социальные
связи как член общества, как соучастник исторического процесса. Появляясь на
свет как индивид, человек обретает
особое социальное качество,
становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся
систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее
развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое
формирует его как личность.
В отечественной психологии понятие личность
рассматривается с различных точек зрения.
«Личность» –
субъект и объект общественных отношений» (А.Г.Ковалев)
«Личность» – субъект деятельности» (А. Н.
Леонтьев).
«Личность» – дееспособный член общества, сознающий свою
poль в нем,
(К. К.
Платонов).
«Личность»
совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние
воздействия» (С. Л. Рубинштейн).
Исходя из вышесказанного, можно дать развернутое понятие
личности.
Личностью в психологии обозначается системное социальное
качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении
и характеризующее уровень и качество представленности общественных
отношений в индивиде.
Что же такое личность как особое социальное качество
индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность – это качество
индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и
одновременно отрицаем тождество этих понятий (так, к примеру,
светочувствительность – качество фотопленки, но нельзя сказать, что
фотопленка – это светочувствительность, или что светочувствительность – это
фотопленка). Тождество понятий «личность» и «индивид» отрицается всеми
ведущими психологами Б. Г. Ананьевым, А. И. Леонтьевым, Б. ф. Ломовым, С. Л.
Рубинштейном и др.
«Личность – индивиду; это особое качество, которое
приобретается индивидом в обществе,
в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые
индивид вовлекается сущность личности в «эфире» (Маркс) этих отношений...
личность есть системное и поэтому
«сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является
вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и
приобретенными свойствами».
Утверждение единства, и не тождественности понятий «индивид» и
«личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может
ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или
же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного
носителя? Гипнотически может быть и то и другое если представить себе индивида,
выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не
обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологическое
особи, никаких личностных качеств,
происхождение которых, как было сказано, имеет всегда
общественно-исторический характер, а располагает только природными
предпосылками и для их проявления в том случае, если окружающим людям
удается «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей,
воспитанных животными
свидетельствует об исключительной
сложности осуществления этой
задачи. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность.
Допустимо, при известных оговорках,
и признание возможности личности, за которой не стоит реальный индивид.
Однако это будет квазиличность.
Обращение к ситуации «индивид без личности, или
«личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для
понимания проблемы единства и
нетождественности личности и индивида.
Личность как субъект межиндивидных
отношений.
Как следует из факта несовпадения, нетождественности
понятий « индивид « и «личность», последняя может быть понята только в
системе устойчивых
межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом
совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи
реальны, но по природе своей «сверхчувственны». Они проявляются в
конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в
коллектив, но к ним несводимы. Они образуют особое качество самой групповой
деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления,
определяющие особую позицию каждого индивида в системе межиндивидных связей
и шире – в системе общественных отношений.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе,
внешне выступают в форме общения, или субъект– субъективного отношения,
существующего наряду с субъект–объективным отношением, характерным для
предметной деятельности. Однако факт опосредования остается центральным звеном не только для
предметной деятельности, но и
для общения. При более глубоком рассмотрении выясняются, что непосредственные
субъект–субъективные связи существую не только сами по себе, сколько в
опосредовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит,
что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом
деятельности
(субъект–объект–субъект).
В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт
предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредования, причем опосредствующим
звеном для личности является уже не объект
деятельности, не предметный смысл, а личность другого человека как
соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством,
через которое, он может лучше
воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решать
волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку.
Все сказанное позволяет понять личность в качестве
субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект–объект –
субъектных и субъект–субъект–объектных) отношений, складывающихся в деятельности и
общении.
Личность и
индивидуальность.
Личность
каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность.
Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие,
его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера,
привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов
(восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном
стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей –
личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не
тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но
не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать
большие числа, ловкость и решительность, задумчивость, привычка грызть
ногти, смешливость и другие особенности человека выступают как черты
его индивидуальности, но не входят
с необходимостью в характеристику его
личности хотя бы потому, что они могут быть, и не представлены в формах
деятельности и общения, существенно
важных, для группы, и которую включен индивид, обладающий этими
чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных
отношений, то они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не
получают условий для развития. Как
собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в
наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так,
например, ловкость и решительность,
будучи чертами индивидуальности юноши, не выступали до поры до времени как
характеристика его личности и, пока он не был включен в спортивную команду,
претендовавшую па первенство института. Индивидуальные особенности человека до
известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в
системе межличностных отношений, субъектом которых выступает данный человек
как личность.
Итак, индивидуальность есть только одна из сторон
личности человека.
А сейчас, следует выделить значимую для офицера
задачу осуществления индивидуального подхода к военнослужащему, который
предполагает учет его дифференциально-психологических особенностей (памяти,
внимания, типа темперамента, разновидности тех или иных способностей и т. д.),
т. е. выяснение того, чем этот военнослужащий отличается от своих
сослуживцев и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Вместе с тем и
необходимо понимать, что индивидуальный подход – это всего лишь аспект более
общего, личностного подхода к военнослужащему, который строится на изучении
условий и обстоятельств", включенности в его в систему меж индивидуальных
отношений.
Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается
оторванным от личностного подхода, то
он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности
военнослужащего без должного понимания того, какие выводы можно сделать на
основании составления такой «коллекции».
А. С. Макаренко, который умел использовать личностный
подход в воспитании, писал: «человека изучили, узнавали и записали, что у него воля-
А, эмоция – Б, инстинкт – В, но потом, что дальше делать
с этими величинами, никто не знает».
Личность военнослужащего, включенного в систему
действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения
офицера.
Итак, «Личность – это субъект, который включает в
себя субъект природы, социальный и культурный. (В. В.
Петухов).
– Природный субъект – это субъект активного, гибкого
приспособления к окружающей среде.
– Социальный субъект – это носитель присваиваемых
общественных проявлений.
Культурный субъект – ответственное решение проблем,
проявляющихся на основе нравственных потребностей.
В личности выделяются два аспекта; социально-типическое
(традиции) и индивидуальность.
Таким образом, личность не тождественна индивиду, потому
что:
– индивид – субъект, который присваивает
опыт,
– личность – субъект, который изменяет
опыт.
– Человек – результат биологической и исторической
эволюции. Человека называют субъектом общественного развития, субъектом деятельности.
– Человека называют индивидом, когда говорят о нем как
биологическом существе вида
«Человек разумный».
– Личностью – в психологии обозначает системное
качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и
характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений
в индивиде.
– Индивидуальность – это сочетание психологических
особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от
других людей.
Биологическое и социальное в структуре
личности.
Проблема соотношения биологического (природного) и
социального начал в структуре личности человека является одной из
наиболее сложных и дискуссионных в современной
психологии.
Человек – это,
с одной стороны, «биологическое существо», высокоорганизованное животное
(принадлежащее к классу млекопитающих), отличающееся прямохождением, развитием рук,
обладающее высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек – существо
общественное. Это самый важный
признак, так как общественная жизнь
и общественные отношения, коллективный труд
изменили и подчинили себе его (человека) биологическую, телесную организацию.
Неповторимость ансамбля качеств телесной и психической организации конкретного
человека как представителя вида людей, как было отмечено выше, отражается в
понятии индивид.
Соответственно понята «индивидуальность» отражает не
только психологические особенности
индивида, но и морфофизиологические (рост, телосложение, черты лица и т.д.). Человек как целостная
система включает в себя две подсистемы: организм (с его
морфофизиологической организацией)
и личность (с ее психической организацией). Обе эти системы взаимосвязаны и взаимообуславливают
особенности развития каждой. Развитие организма человека в значительной
степени запрограммировано в генетическом коде, а формирование личности
человека осуществляется, но мере включения и различные виды деятельности в
определенных исторически сложившихся общественных отношениях. Развитие личности
осуществляется с приобретением социального опыта. Вместе с приобретением
социального опыта каждого человека осуществляется и развитие его сознания
как высшей формы отражения
объектов действительности с помощью речи, языка.
Именно развитие сознания отражает становление человека
как личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче
будут проявляться особенности
(черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, принято
называть индивидуальностью личности. Совершенно очевидно, что личностью человек
не рождается, поскольку ему еще предстоит
развить свое сознание, и
личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет
продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку)
при тяжелых психических заболеваниях.
Являясь по своей природе социальным образованием,
личность, тем не менее, несет на себе отпечаток биологической организации
человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки,
необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни
характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг
как биологическое образование является предпосылкой проявлении личности, но все
проявления ее – продукт
общественного бытия человека.
Индивидуальность личности складывается из особенностей
различных черт личности, причем влияние социального и биологического в них
далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врожденного велика
(например, темперамент), нo имеются
качества (мышление, память, воображение и др.), в развитии которых
доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Еще более возрастает
роль обучения в развитии таких
качеств как знания, умения, навыки. Определенную группу составляют качества
направленности личности (интересы,
идеалы, мировоззрения и др.), в
формировании которых роль биологического ничтожна; зато роль социального опыта, в
особенности воспитания исключительная велика.
Все это
обуславливает не только различные возможности в коррекции этих качеств,
но и требует создания соответствующих условий для соответствующих условии для их
формирования. Таким образом, вопрос о соотношении биологического и
социального в личности имеет не только теоретическое, но и практическое,
поскольку от решения его, в конечном счете, зависит подход к обучению и воспитанию
личности, к постановке прогнозов относительно возможности развития у
человека тех или иных качеств, потребностей для выполнения конкретных видов деятельности.
Таким образом,
природные органические стороны и черты существуют в структуре
индивидуальности человеческой личности как социально-обусловленные ее
элементы. Природные (анатомические, физиологические и другие качества) и
социальные образуют единство и не могут
быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры
личности.
Итак, признавая роль и природного, биологического и
социального в структуре индивидуальности, нельзя только лишь, на этой
основе отыскивать
биологические
подструктуры в личности
человека, так как они в ней уже существуют и превращенной
форме.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности и в этом смысле
он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и
общественных отношений. Связь личности и общества опосредована, прежде всего,
первичными коллективами, такими как семейными, учебными и т.д. Эта взаимосвязь
отчетливо проявляется в следующем:
– личность складывается духовно и физически благодаря
обществу, оно формирует идеологию и
психологию личности, готовит ее к труду и
общественной деятельности;
– овладения общественно выработанными формами деятельности личностью происходит с помощью
общества;
– форма общения образуют социальные связи, формируя
облик каждого человека;
– через коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества личности;
– он соединяет в единое целое неповторимость
индивидуальности
личности.
Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется
своими членами, то цели этого
формирования задаются ему общество
в целом.
Вот почему в общество заинтересовано в максимальном
развитии всех сил и способностей
личности граждан данного
общества (пример особенности социально-экономического развития Казахстана).
Выдающийся русский ученый-педагог Ушинский отмечал: «Правильно развитый человек и именно
будет находиться в таком истинном отношении к обществу, он не утратит в нем
своей самостоятельности и не оторвется от него своей самостоятельностью.
Общество есть соединение самостоятельности личностей, в котором по принципу
разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества».
Вывод по первому вопросу:
Личность
это сложное целое, имеющее социальную природу, но несет на себе отпечаток
своей биологической организации.
Личность формируется и развивается под влиянием
биологических и социальных факторов деятельности и
воспитания.
Взаимодействие личности и общества представляет собой
постоянное действие. Личность без общества, также как и общество без личности
существовать не могут, они постоянно дополняют друг друга.
Вопрос № 2 .
Чувства и воля военнослужащих в условиях воинской
деятельности.
Структура
личности.
Структура личности человека, в первую очередь,
включает черты и общее строение его индивидуальности,
наиболее полно выраженное в
темпераменте, характере, способностях и т. д., во-вторых, обнаруживается
в группах разного уровня
развития, в межиндивидных отношениях, опосредованных ведущей для этой
группы деятельностью.
Личность –
очень сложное образование, число ее черт, зафиксированных в русском языке,
насчитывает более 1500 слов. Среди них имеются более или менее устойчивые, более
или менее обусловленные биологическим или эмоциональным факторами. Все эти
черты взаимосвязаны в личности как целостном образовании, но их взаимосвязи различны.
Перед человеком, занимающимся воспитанием и обучением,
всегда возникает задача, как привести это огромное множество черт личности в
систему, как выделить какие-то подструктуры личности с тем, чтобы иметь дело с
каким-то обозримым множеством типов личности.
В отечественной психологии существует ряд попыток
представить структуру личности (Л.
Г. Ковалев, В.С. Мерлин, А. И. Щербаков, В. А., Крутецкий К. К. Платонов).
Haи6олее
обоснованную и развернутую структуру личности предложил К.К.
Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности
содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и
субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности и)
принципы построения. Существенно
для практики обучения и
воспитания предложенной К. К. Платоновым структуре личности и то,
что выделение подструктур здесь осуществлено с выходом на виды их
формирования.
Итак, что же представляет собой динамическая
функциональная структура личности?
Па основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в ее
структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся
подструктуры:
1-я – направленность личности;
2-я – опыт;
3-я – индивидуальные особенности психических
процессов:
4-я – включает биопсихические
свойства.
Кроме того, и структуре личности выделены две общие
интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от
иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в
себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В тоже время каждая из
общих подструктур отражает определенный аспект изучения поведения личности:
устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (когда речь
идет о характере личности) или в каком-то конкретном виде деятельности
(когда речь идет способностях личности к данному виду деятельности).
1-я
подструктура личности, названная
«направленность личности», объединяет качества направленности и отношения
личности, проявляющие как се моральные черты. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру в своем
подавляющем большинстве не имеют непосредственных
врожденных задатков (исключая влечения и склонности), а
отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Направленность
личности выключает в себя такие ее формы, как влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения. В этих формах направленности
личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и
различные потребности. Эта подструктура формируется путем
воспитания.
2-я
подструктура личности, названная
«опыт», объединяет знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в
личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и
даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда
называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.
3-я
подструктура личности, названная
«особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности
отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как
формы психического отражения: психических познавательных процессов, эмоции
и чувств,
воли.
4-я
подструктура личности, названная
«биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, половые и
возрастные свойства личности и се патологические, так называемые органические
изменения. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо
больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния
их только субординируют и
компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной
системы.
Эти подструктуры, находясь в иерархической взаимосвязи,
одновременно являются и уровнями личности, на которые накладываются
способности и характер.
Чувства и воля военнослужащих в условиях воинской
деятельности.
Чувства и
эмоции – взаимосвязанные, но
различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более
простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с
удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на
предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями.
Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является
непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его
особенности.
Чувство – это
более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому,
что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются
устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.
Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют
собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга,
собственного достоинства, стыд, гордость – исключительно человеческие чувства.
Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у
животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного
развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными
нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более
высоким, специфически человеческим духовным потребностям.
Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны,
отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой – наши
потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим
потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных
чувств.
Эмоции это
процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для
жизнедеятельности человека.
Чувства обычно классифицируют по содержанию.
Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и
эстетические.
Моральные чувства испытывает человек при восприятии
явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций,
выработанных обществом. Это представления о долге, потребность соответствовать
нравственным требованиям общества, чувство долга - ответственность за свое
поведение перед другими людьми. Предметом моральных чувств является сам человек.
К ним относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе,
другим, сочувствие (сорадость, согоре), доверие и расположение к людям,
товарищество, дружба, любовь. Это также и национальная гордость, любовь к Родине
и людям, представляющим другие культуры и традиции.
Моральные чувства переживаются индивидуально каждым
человеком, но при такого рода переживаниях, при совпадениях нравственных
ценностей объединяют людей и дают им «ощущение локтя», солидарности - единое
нравственное «мы».
Эстетические чувства человек испытывает при восприятии
явлений действительности и многообразия национального и художественного
творчества. Человечество ввело в свой обиход понятие прекрасного и оно, как
ценность, создает соответствующие ориентации людей.
Предметом эстетических чувств могут быть явления
социальной жизни, природа, произведения искусства (картины, литература, музыка и
др.) и сам человек.
Люди в своей культуре вырабатывают эстетические эталоны
поведения, общения друг с другом, его внешнего облика и выражения
чувств.
Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда
направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти
чувства связаны с решением проблемных познавательных и жизненных ситуаций и
задач. Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями:
простым любопытством, интересом к возникшей проблеме, сомнением или уверенностью
и радостью по достижении ожидаемого результата.
Предметом интеллектуальных чувств является процесс
мышления человека, а точнее, продукт мышления (вывод, идея, новая проблема и
т.д.), удовлетворение от процесса мышления и его результата, разделенное с
другими людьми.
Чувства
наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер.
Это всегда чувство к чему-то, к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями,
поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого
порядка.
Настроение – это эмоциональное состояние, которое
отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное
настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное
переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее
состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания
человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и
поведении.
Страсть же является длительным и устойчивым
эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется
сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к
определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому
достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной
деятельности человека. Страсть – это длительное, устойчивое и глубокое чувство,
ставшее характеристикой личности.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро
возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты
отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде
"взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в
беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности
движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но
неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека,
резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может
наблюдаться временная потеря волевого контроля над своим поведением, он может
совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной
форме.
Аффект – это
уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а
ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями
несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в
различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и
устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех
случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом
как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное,
при этом, чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это
чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее
ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей.
Воодушевление – это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил
человека.
Стресс (англ.
stress – нагрузка, напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и
длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его
нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс"
употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907–1982). Он же ввел понятие "фазы
стресса", выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности
(приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного
воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности
условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут
вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные
перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном
стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление,
возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени
дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты,
сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении
внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует
деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и
длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое
здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая
собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли,
сообразительность.
Фрустрация –
(от лат.frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое
состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных
потребностей. Проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся
возможностям. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними
преградами, так и при внутриличном конфликте. В состоянии фрустрации человек
переживает полный комплекс отрицательных эмоций: гнев, отчаяние, тревогу,
раздражение, разочарование и т.д. Длительное пребывание в таком состоянии может
привести к полной дезорганизации деятельности человека. Частые состояния
фрустрации способны влиять на характер: повышать агрессивность, провоцировать
появление комплекса неполноценности.
Произвольные действия предполагают осознание цели,
предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить их
достижение, их очередность. Все произвольные действия, совершаемые сознательно и
имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует значительных
усилий (например, цель написать письмо знакомому, когда в жизни произошли
какие-то важные события и имеется время для написания). Но чаще всего достижение
цели связано с определением каких-то трудностей и препятствий. Такие действия
называются подлинно волевыми.
Воля
– способность человека сознательно
контролировать свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая
препятствия и подчиняя ее сознательно поставленной цели. В этом определении
выделяются в качестве важнейших признаков воли:
Осознание цели;
Действие;
Преодоление трудностей;
Достижение цели.
Важнейшим признаком волевых действий является
преодоление трудностей. Трудности и препятствия на пути к достижению цели бывают
двух видов: внешние (физические и социальные) и внутренние (нравственные,
психологические).
Под внешними трудностями и препятствиями, которые
преодолевает человек, подразумеваются объективные трудности самого дела,
его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжелые условия
для работы и т. п. Например, особенности бытовой среды, климатические условия,
условия местности - это физические трудности. Внешние трудности могут быть
связаны с ответственностью службы, ее объемом, темпом, сложностью и т.д. Сюда же
входят трудности, связанные с общением, взаимоотношениями, социальным
окружением.
Внутренние
трудности и препятствия – это
субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда человеку
трудно заставить, себя работать, преодолеть лень, усталость, желание заниматься
чем-то другим, не имеющим отношения к задаче, которую надо выполнить. К
внутренним препятствиям относятся вредные привычки, влечения, желания, от
которых следует воздерживаться. Человек преодолевает их благодаря волевым
усилиям. «Большая воля, – писал А. С. Макаренко, – это не только умение чего-то
пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то,
когда это нужно. Воля-это не просто желание и его удовлетворение, а это
желание, и остановка, и желание, и отказ, одновременно»
Воля, как и
все психические явления, – одна из форм отражения.
В проявлении воли всегда присутствует своеобразное
психическое волевое усилие, направляемое на преодоление препятствий,
стоящих на пути к достижению поставленных целей. Эти препятствия в одних случаях
могут быть ничтожными, в других – требовать больших
усилий.
Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего
внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.),
создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или
недостаточны, и переживаемого как состояния значительного напряжения. В
результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно
усилить действие других мотивов.
Под
мотивацией в психологии понимают три относительно самостоятельных вида
психологических явлении, тесно между собой связанных, но не полностью
совпадающих. Это, во-первых, мотивация как мотив, выступающий в качестве
побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей индивида. В
этом случае мотивация поясняет, почему вообще возникает состояние активности,
какие потребности побуждают субъекта к деятельности. Во-вторых, мотивация
объясняет, на что направлена активность, ради чего выбрано именно такое, а
не какое-либо другое поведение. Мотивы здесь – это причины, определяющие выбор
направленности поведения, в своей совокупности они образуют направленность
личности. Наконец, в-третьих, мотивация является средством саморегуляции
поведения и деятельности человека. К этим средствам относятся эмоции, желания,
влечения и т. п. Так, в эмоции
оценивается личностный смысл того или иного акта поведения и в случае
несоответствия его конечной цели деятельности эмоции изменяют ее общую
направленность, перестраивают поведение, привносят дополнительные побуждения,
усиливающие исходное и т. д. Исходя из вышесказанного, можно выделить основные
функции воли:
1. Регулирования (организация воинской деятельности в
соответствии с поставленными целями).
2. Торможении (сдерживание воинской деятельности, не
соответствующей его целям и убеждедениям).
3. Контроля (постоянная проверка соответствия своей
деятельности и характеру стоящих перед ним целей и
убеждений).
4. Стимулирования (успех в выполнении предыдущего
волевого акта стимулирует выполнение нового действия).
Физиологические основы воли волевые
действия, как и вся психическая деятельность, являются функцией мозга. По своему
физиологическому механизму это рефлекторные акты. Причина их возникновения лежит
вовне, в окружающем мире. Еще И. М. Сеченов отмечал, что «все сознательные
движения... называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле
отраженные», т. е. рефлексы. Произвольные движения происходят на основе
образовавшихся сложных систем нервных связей двигательной области коры
(расположенной в ее теменной части) с корковыми концами анализаторов, лобными
долями коры и ретикулярной формацией подкорки.
Двигательная область находится под постоянным
«обстрелом» информации с корковых концов анализаторов, информация из
анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым
механизмом двигательной ре акции.
Решающую роль в организации волевых действий играет
вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Второсигнальные
связи, являются как бы
промежуточными звеньями между концами анализаторов и двигательной областью
мозга. Раздражители второй сигнальной системы, исходящие от других людей,
произносимые вслух или во внутренней речи самим человеком, служат «пусковыми
сигналами» волевого действия, регуляторами волевого акта.
Важную роль при этом выполняют лобные доли, в которых,
как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый момент
результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей
приводит к абулии (болезненному безволию). Ретикулярная формация обеспечивает
поддержание очага оптимальной возбудимости в той области коры головного
мозга, которая связана с выполнением данного конкретного вида произвольного
движения.
Воля объединяет в себе все три основные свойства
сознания: познание, отношение и переживание.
Цель волевого действия всегда познается человеком в
форме желаемого образа; познание значения ее достижения и существующих
препятствий осознается как отношение к ней и к препятствиям; само целевое усилие
переживается. При этом переживание волевого усилия наиболее сложно по своей
психологической структуре и является высшей из четырех основных форм переживания
личности.
Воля проявляется в тех случаях, когда человек заставляет
себя сделать что-то, несмотря на препятствия. Но тот, же человек благодаря воле
может и удерживаться от выполнения действия или совершения проступков. Зачастую
волевой тормоз не менее сложное действие, чем активизация деятельности. Воля
проявляется и во всей сложной деятельности человека, и в отдельных его
действиях. Поэтому и цели, поставленные человеком перед собой, могут быть
далекими, для достижения которых понадобится вся жизнь, и близкими, достигаемыми
за несколько секунд.
В зависимости от преодолеваемых препятствий выделяют три
уровня волевого саморегулирования, которым соответствуют:
- простое
волевое действие;
- сложное
волевое действие.
1. Простое волевое действие – в нем устанавливаются две
стадии: побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную
цель, и непосредственное (зачастую привычное) действие, осуществляемое
немедленно, как только дан импульс. Простой волевой акт не сложен борьбой
мотивов, не вызывает внутренних раздумий и противоречий (например, поворот
солдата кругом по команде руководителя занятия).
2. Сложное
волевое действие имеет следующие этапы:
этап – осознание цели и стремление достичь
ее;
этап – осознание ряда возможностей достижения
цели;
этап – появление мотивов, утверждающих или отрицающих
эти возможности
этап – борьба мотивов и выбор;
этап – принятие одной из возможностей в качестве
решения;
этап – осуществление решения;
этап – оценка сделанного, формирование установок на
совершение волевых действий в будущем.
Хотя волевое действие начинается с осознания цели, его
центральным этапом является борьба мотивов. При этом преобладание одного или
совокупности направленных к одной цели мотивов определяют выбор, и превращает
одну из возможностей в волевое решение, а весь процесс в волевой акт. Ведь
решение без борьбы может быть и этапом мыслительного действия. Если преобладают
мотивы, не соответствующие общей цели деятельности, сознательно поставленной
перед собой человеком, то такой процесс оказывается проявлением не воли, а
безволия. Безволие проявляется всегда, когда предпочтение отдается мотиву
«хочется» (или «не хочется»), а не мотиву «надо». Цель отвечает на вопрос: «Что
я должен сделать?» Цель всегда ясно осознанна, мотив не может быть осознанным,
ясным.
Когда человек находится в бодрствующем состоянии, от
него постоянно требуются волевые действия. Зная этапы волевого действия, и
учитывая систематическое проявление его особенностей, командир может лучше
судить о волевых качествах подчиненного, а, следовательно, и более
целенаправленно формировать у него недостаточно развитые качества
воли.
Социальное значение общей цели, ради которой совершается
волевой акт, говорит о его ценности, а степень необходимого усилия – о силе
воли, проявленной в совершенном акте. Каждое волевое действие представляет собой
лишь звено, отдельное проявление волевой деятельности человека. Поэтому
различают волевые действия, при которых цель достигается однократным решением, и
волевую деятельность, требующую многих волевых актов, в которых проявляется
стойкость воли.
Отдельные волевые качества и волевая активность в целом
оцениваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и
направленность
Обыденное сознание фиксирует огромный спектр
индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих
проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на других как слабость
воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности,
встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает
такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и
т.д. Слабые люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности,
настойчивости, не имеют сдерживать себя, подавляя сиюминутные побуждения во имя
более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и
деятельности.
Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и
характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью
нормы психики. Сюда относятся, к примеру, - абулия и
апраксия.
Вопрос № 3.
Методы психодиагностики исследования личности.
Основное
средство психодиагностики –
психологические тесты (пробы) – серия кратких однотипных стандартизированных
испытаний предполагаемого носителя определенных психических свойств. Суммарный
итог этих испытаний позволяет судить об уровне измеряемого психического качества
у данного индивида (посредством подсчета тестового балла). Наряду с тестовым
обследованием в психодиагностике широко используется и клиническое обследование.
Формализация психодиагностического обследования основана на психометрике –
математизированной технологии измерительных методик.
Тест должен обладать определенными психометрическими
свойствами – надежностью, вапидностью и репрезентативностью. Психодиагностика не
сводится к эпизодическому тестированию, она имеет развернутый комплексный
характер. Так, высокий уровень развития интеллекта может сочетаться с такими
негативными психическими свойствами, как пониженный уровень концентрации
внимания и ослабленность непосредственной («механической») памяти. Различные
параметры психических свойств индивида в психодиагностике должны быть
структурированы – сгруппированы по уровню значимости. Эти свойства могут быть
синергетичными и конфликтными. Систематизированный итог психодиагностики
отображается в психодиагностическом профиле, в котором повышенные значения одних
психических свойств отображаются на ломаной линии-графике подъемами, а
пониженные значения – спадами.
Возвышения и спады определяются в отношении осевой линии
среднего уровня. При этом различаются статистическая и социокультурная нормы.
Значимые отклонения от нормы называются акцентуацией. Резко выраженные
Компетентное использование психодиагностических методик возможно лишь на основе
знаний по дифференциальной психологии, знаний о структуре психологических
свойств личности, системных особенностей ее поведения.
В структуре психических свойств личности
системообразующими факторами являются ее направленность и способности
(психофизиологические возможности). Стилевые же особенности поведения
обусловлены темпераментом и характером личности. Природное обусловленная
нервно-психическая конституция индивида – темперамент, который проявляется в
динамических особенностях протекания психической деятельности, энергетических
характеристиках поведения индивида. В характере индивида интегрируются все
свойства и психические черты личности, проявляются обобщенные способы ее
поведения, образующие поведенческий тип личности.
Концептуально разработанные методики психодиагностики
ориентированы на выявление психических свойств и черт личности определенных
уровней, диагностические данные подвергаются системно-структурному анализу. Так,
в характере индивида следует различать глобальные и парциальные качества.
Глобальные
качества характера – нравственно
волевые особенности психической саморегуляции личности. Среди глобальных свойств
характера на передний план в современных характер - риологических классификациях
выдвигаются следующие пять системообразующих свойств:
интеллектуальная
гибкость/ригидность;
сознательность/импульсивность;
эмоциональная
устойчивость/тревожность;
уверенность/неуверенность;
дружелюбие/агрессивность.
Парциальными, ситуативное (в узком спектре поведенческих
ситуаций) значимыми чертами характера являются: общительность, доминантность,
впечатлительность, толерантность, смелость, осторожность, доверчивость,
практицизм, самостоятельность, конформизм, деятельная активность, честолюбие,
непритязательность и др.
Следует также учитывать, что поведение индивида
полидетерминировано – обусловлено рядом внешних и внутренних причин. Для
психодиагностики существенно выявление стратегических особенностей психической
саморегуляции индивида. Психодиагностика психических качеств личности нередко
маскируется текущими психическими состояниями личности – временным своеобразием
протекания ее психической деятельности. Одно и то же по внешнему проявлению
психическое состояние может быть обусловлено различными психическими качествами
личности. В каждом психическом состоянии проявляется комплекс
эмоционально-волевых и функциональных текущих психорегуляционных особенностей.
Радость и грусть, страх и гнев могут сочетаться с импульсивностью или
толерантностью, экспрессивностью и импрессивностью. Следует четко различать
диагностику устойчивых психических свойств, качеств личности и диагностику
текущих функциональных состояний индивида.
Особую сферу психики индивида образуют категориальные
(семантические) структуры сознания и самосознания личности. Диагностика этой
системообразующей сферы психики индивида осуществляется сложными методиками и
процедурами – на основе данных семантического дифференциала Ч. Остуда и
личностных конструктов Дж. Келли и др. Обедненный образ мира обусловливает
примитивную схему поведения индивида, стимулируемую мотивационными импульсами
низшего уровня, стратегической дезинтеграцией психической регуляции. Уровень
категориальной системы индивида обусловливает репертуар его поведенческих форм.
Личностные качества индивида формируются и проявляются в его межличностных
отношениях, во взаимодействии с социальными группами. Отдельные поведенческие
особенности личности обусловлены се социальной самоидентификацией,
персонализацией и общими способами социальной адаптации. В личностной
диагностике существенно выявление неформальных отношений индивида, особенностей
его неформально-ролевого поведения. Существенно также выявление компенсаторных
особенностей психики индивида, особенно в ситуациях несоответствия требований
среды и индивидуально-психических возможностей человека. Методы социометрии при
этом должны сочетаться с другими методами социально-психологических
исследований. Научная психодиагностика невозможна вне системно-структурного
анализа психических свойств личности.
Только высококвалифицированные профессиональные
психологи могут получать научно достоверные результаты психодиагностических
исследований. Их деятельность подчиняется строгим этическим требованиям и
стандартам. Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны иметь на это право –
обладать лицензиями. Используемые ими методики должны соответствовать
необходимым профессиональным стандартам. Сертифицированными
психодиагностическими методиками обладают только аттестованные психодиагносты.
Никто не может быть подвержен принудительному психологическому тестированию.
Каждый гражданин имеет право на соблюдение тайны его психодиагностического
обследования. Испытуемый имеет право настаивать на применении эквивалентной
методики выявления его психических свойств. Сообщение результатов
психодиагностического обследования не должно вызывать негативных психических
реакций у обследуемого лица.
Методы и методики
психодиагностики.
Практическая психодиагностика направлена, как правило,
на выявление психических свойств личности, существенных для определенных видов
социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных
показателей в критериальном поведении. Например, критериальным показателем
определенного вида труда является его производительность. Для этого необходимо
установление причинных связей между различными критериями деятельности и
психическими свойствами индивида. Чем выше диагностическая ценность используемых
методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод
направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика – на
решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими
процедурами.
По операциональной классификации диагностических методик
различаются методики объективные и субъективные. Объективные методики в
минимальной мере зависят от индивидуальных качеств их исполнителя. Субъективные
методики почти полностью зависят от опыта и мастерства психодиагноста. К
объективным психодиагностическим методикам относятся приборные
психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики, объективные тесты с
выбором ответа и тесты - вопросники. К субъективным методикам относятся
различные способы субъективного шкалирования испытуемым, исследователь же
оценивает и интерпретирует его результаты, делаются выводы о ценностных
ориентациях испытуемого. Все проективные методики (ТАТ, тест цветовых
предпочтений Люшера, тесты Роршаха и др.) являются субъективными. Методы
психодиагностики не сводятся к психологическому тестированию. К ним относятся
также методы стандартизированного аналитического наблюдения, включенное
наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, контент-анализ (анализ
содержания текста с выявлением частоты появления определенных высказываний,
фактов – единиц анализа), психодиагностическая беседа, анкетные опросы, ролевые
игры, метод экспертных оценок и др.
В процессе реализации всех психодиагностических методов
существенное значение имеет принятие нормативных решений: сравнение выявленного
уровня психического свойства с социокультурным нормативом. Однако ведущим
методом психодиагностики является метод тестов. Этот метод позволяет
стандартизировать условия и результаты диагностического обследования,
обеспечивает его надежность, оперативность и экономичность, возможность
компьютеризации. Хорошо проработанные тесты обеспечивают их психологическую
адекватность, оптимальный уровень сложности, индивидуальную
дифференцированность. Однако внешняя легкость тестового обследования нередко
сопровождается его профанацией. Модные тесты начинают использоваться на все
случаи жизни, из результатов их применения делаются всеобщие категоричные
выводы, игнорируются надежность, валидность и репрезентативность применяемого
теста. Надежность теста – его помехоустойчивость, независимость его результатов
от воздействия случайных факторов: информационно-социальных обстоятельств,
психического состояния обследуемого лица на текущий момент, физических условий
обследования. Даже высоконадежные тесты подвержены некоторому влиянию этих
факторов, имеют определенную «стандартную ошибку измерения» (Se), которая
выявляется специальными корреляционными методами, сравнением результата
применения теста при первом и последующем тестировании. Показатель надежности
теста (R) должен быть достаточно высоким (0,8-0,9). Сам показатель надежности
теста применим только к стабильным психическим свойствам индивида. Такие
динамические характеристики, как установки личности, исследуются более сложными
методами.
Валидность
теста – его соответствие измеряемому
психическому свойству, независимость получаемых результатов от других
психических свойств данного индивида. При выявлении валидности используется
критерий валидности – независимый от теста внешний источник информации о наличии
определенного свойства и его развитости у индивида (данные наблюдения,
экспертных оценок и др.). Валидность теста выявляется в лабораторных условиях
системой сложных статистически достоверных методов. Величина выборки
стандартизации теста называется репрезентативностью теста, она определяет
возможность использования этого теста применительно к данной популяции
испытуемых (определенной категории обследуемых лиц). Тест, стандартизированный
на студентах, а тем более на специалистах, будет не репрезентативным в отношении
учащихся средней школы. Валидность теста связана как с его репрезентативностью,
так и с его достоверностью - защищенностью теста от мотивационных искажений
(особенно при использовании выборочных тестов).
В
тестах-опросниках предусматриваются
специальные «шкалы лжи». Используются и другие «ловушки» недостоверности. В
аттестационной ситуации, когда тестирование проводится администрацией,
использование тестовых вопросников, не снабженных шкалами лжи, нецелесообразно.
Психометрические характеристики теста разрабатываются высококвалифицированными
психодиагностами в специальных исследовательских учреждениях. Только
высококвалифицированный психолог-тестолог способен пересчитать тестовые нормы и
психометрические индексы надежности и валидности теста применительно к
собственной выборке с учетом национально-культурной и социальной специфики
обследуемой популяции, выяснить, как тест работает в данной конкретной ситуации.
И здесь на помощь ему приходит компьютерная техника. Так, в нашей стране
разработан пакет программ ТЕСТЛН (научная фирма «Гуманитарные технологии») для
психометрического анализа тестов.
Тестовые
методики.
При методике шкалирования испытуемому предлагается дать
ранговую оценку какому-либо событию, явлению или своим личностным качествам.
Разновидностями этих методик являются «Семантический дифференциал» (Остуда),
«Тест конструктов» (Келли), «Тест цветовых предпочтений» (Люшера), методика КИСС
(Соловьева-Федотова). В методике КИСС используются схематические изображения
разных лиц, испытуемому дается задание: «Проранжируйте эти изображения лиц по
степени их сходства с отцом, матерью, учителем и т. п.». Полученная ранговая
решетка конструктов может быть обработана на компьютере. Методика сравнений по
сходству (методика сортировки) показывает дифференцированность системы понятий
испытуемого, уровень сформированности этих понятий (когнитивная диагностика).
Разновидностью этой методики является «Каузометрия» (Головахи-Кроника).
Называя наиболее важные события из своей жизни и
устанавливая причинные связи между ними, испытуемый даст материал для
выстраивания линии его жизни. При наличии компьютерной программы «Life Line»
испытуемому предъявляются для оценки пары событий, и компьютер выстраивает
каузальный график. Все методики шкалирования относятся к субъективному способу
тестирования и требуют высокого профессионализма их пользователей.
Личность требует от специалиста-психолога бережного
отношения. Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов приводят требования к
специалисту-пользователю психодиагностической методики:
Предварительно проконсультироваться с психологами,
работающими в области исследования личности, о том, какие именно методики могут
быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик
пользователь должен воспользоваться именно ими;
Если психологи предупреждают о том, что правильное
использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной
подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую
методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению
психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики
вообще;
Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим
методикам личности, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех
требований профессиональной тайны;
Пользователь следует всем этическим нормативам в
проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так
же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием, и обязан
предупреждать испытуемого о том, как будет использована
информация;
Методики, не обеспеченные однозначной стандартной
инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие
параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут
быть использованы специалистами-не психологами;
Любой пользователь методик (тестов) содействует
психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры
для предотвращения некорректного использования методик;
Пользователи, не являющиеся профессиональными
психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую
деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии
Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень, как
самих разработок, так и их автора.
Личность – категория человека, вокруг которого строятся правила и законы, рассматриваются свойства личности в процессе общения
Личность – центральная базовая категория, вокруг которой строятся правила и законы, рассматриваются психические свойства личности, процесс общения, межпредметные связи
Личность – человек, вокруг которого строятся правила и законы
психические процессы, психические состояния, психические свойства личности
психические явления, психические положения
психические процессы, психические состояния, психические выпадки
общественно-полезная деятельность, моральный фактор, самосознание
биологический фактор, общественно-полезная деятельность, общение, воспитание, социальный фактор, самосознание
биологический фактор, общение, воспитание, самосознание
темперамент, характер, навыки
возможности, характер, привычки
темперамент, свойства, способности