5. Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению психологического здоровья
Занятие № 1.
Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению
психологического здоровья военнослужащих
Вводная часть
Понятие «нервно-психическая неустойчивость» объединяет явные или скрытые
нарушения эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции.
Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и
физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей,
уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость
подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные
бытовые неудобства, непривычные климатогеографические условия, различные
профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда
(ограниченное пространство, шум, вибрация, температурные нагрузки,
электромагнитное излучение, операторская деятельность, аварийные ситуации и т.
п.) – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и
физического здоровья военнослужащих.
Исходя из вышесказанного исключительно важная роль в практической работе
военных психологов и специалистов по профессиональному психологическому отбору
отводится оценке уровня нервно-психической устойчивости военнослужащих.
Основываясь на изучении военнослужащих, проходящих службу по призыву
установлено, что ее составляет здоровых – 61%, с отдельными признаками
нервно-психической неустойчивости – 25%, с выраженными признаками
нервно-психической неустойчивости –10%, больных – 4%. Становится очевидным, что
всем должностным лицам воинских частей (военным психологам, специалистам
профотбора, врачам-специалистам, офицерам-воспитателям) необходимо глубоко и
всесторонне изучать прибывающее пополнение, чтобы знать его особенности.
Учитывать их и принимать своевременные, необходимые меры организационного и
воспитательного характера в интересах повышения боевой готовности,
организованности и воинской дисциплины
Вопрос № 1.
Нормы психического здоровья военнослужащих
Психическая норма – понимается совокупность возможностей организма,
позволяющих успешно выполнять ему военно-профессиональную
деятельность.
Понятие о психологическом здоровье и его критерии. Исследование
индивидуальных и групповых психологических особенностей военнослужащих - важный,
но в определенном смысле предварительный этап в деятельности психолога,
позволяющий получить объективную информацию для последующего ее учета при
принятии управленческого решения. Исследование индивидуальных психологических
особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными
психологическими трудностями, следовательно, нуждающихся в оказании
психологической помощи.
Психологическая помощь оказывается в целях сохранения
психического здоровья военнослужащих и членов их семей, служащих и гражданского
персонала воинской части. Это связано с тем, что в условиях
военно-профессиональной деятельности человек неминуемо сталкивается с
многочисленными проблемными ситуациями, требующими определенного уровня
психического ресурса человека для их успешного преодоления. Учитывая
чрезвычайное многообразие взаимосвязей конкретного человека с окружающей средой
(социальной, физической), в соответствии с существующими в психологии подходами
(Б.С. Братусь, Л.Н. Собчик, Б.Я. Шведин, А.Ю. Федотов и др.) правомерным
представляется выделить следующие группы субъективной сложности ситуаций и
уровни психического здоровья людей.
1.
Класс ситуаций
на духовный и жизненный смысл деятельности, чему соответствует духовный уровень
психического здоровья.
2.
Класс ситуаций
личностного отношения к окружающему, чему соответствует характерологический
уровень психического здоровья.
3.
Класс ситуаций
на качество психофизического взаимодействия с окружающим, чему соответствует
психофизический уровень психического здоровья.
Чем больше энергетических усилий требует ситуация определенного класса,
тем больше вероятность снижения психического ресурса соответствующего уровня и
разбалансированности психического здоровья человека.
Таким образом, объектом психологической помощи являются
военнослужащие, испытывающие проблемы и трудности личностного роста, преодоления
трудных ситуаций и расстройства психического здоровья. При этом
под психическим здоровьем понимается комплексное многоуровневое
качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и
самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим
усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также
наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики
человека.
Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важны
как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военнослужащим,
так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с
определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у
конкретного человека. Норма в психологии - это принятые в данном
обществе на конкретном этапе его исторического развития определенные правила и
требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.
Различают следующие аспекты в понимании нормы.
а) Норма
как оптимальное состояние объекта. С этой точки зрения норма представляет
наиболее устойчивое состояние объекта, более всего соответствующее определенным
условиям и задачам его функционирования, обеспечивающее соответствие поведения
человека социальным нормам.
б) Норма
как исходное начало для сравнения и оценки. В данном случае формальный
критерий, по которому происходит сравнение людей по определенным аспектам,
выводится на основе статистической обработки результатов и анализа их
распределения, полученных у большого количества людей. Однако чрезвычайно трудно
охарактеризовать положение человека относительно нормы, если взять за основание
для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что "нормальных" людей
будет меньшинство.
в) Норма
как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). В
соответствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в
результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых к
различного рода психическим отклонениям.
г) Норма
как описательная характеристика необходимых положительных качеств
личности (положительный логический критерий).
Укажем наиболее общие критерии, характеризующие норму психического
здоровья:
- соответствие
субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соразмерность
и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных
событий;
- адекватный
возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер
личности;
- способность к
адаптации в микросоциальных отношениях;
- способность к
самоуправлению собственным поведением, его изменению в зависимости от смены
ситуаций, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их
достижении;
- критический
подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за потомство и близких
членов семьи.
Другими словами, “нормальный” человек – это человек, соответствующий в
главных своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного
развития и социальным нормам конкретного общества. Отклонения от этой нормы
могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень
выраженности - от более "заостренных" отдельных черт характера (акцентуация) до
различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные
психологические особенности конкретного человека находят выражение в его
поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с
нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение
характеризуется как девиантное (отклоняющееся). Именно эти военнослужащие
являются объектом наиболее пристального внимания должностных лиц, и в первую
очередь психолога воинской части.
Однако круг лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи, не
ограничивается субъектами отклоняющегося поведения. Очень часто человек, попадая
в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности, не может
самостоятельно найти выход из сложившейся обстановки, правильно определить для
себя наилучшую линию поведения или, проще говоря, не обладает необходимыми
навыками принятия решений, взаимодействия с другими людьми и
т.п.
Целесообразно выделить четыре
группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для
человека:
1. Комфортные,
требующие от человека минимальных энергетических затрат. Объективно необходимы
на ранних половозрастных этапах развития для набора психического ресурса для
взрослой жизни или его восстановления при усталости,
истощении.
2. Проблемные,
повседневно-жизненные. Их разрешение требует избирательной активности человека.
При благоприятном разрешении такие ситуации сопровождаются интеллектуальным и
личностным ростом. В противном случае происходят снижение, истощение
психического ресурса определенного уровня, нарастание усталости, разочарований,
повышение проблемности самой ситуации для человека.
3. Трудные
ситуации, связанные с большими энергетическими нагрузками на фоне проявления
различных факторов трудности: риска, опасности, внезапности события, высокой
интеллектуальной и психофизической сложности выполняемой деятельности, решаемой
задачи; негативного группового воздействия; неблагоприятных
природно-климатических воздействий; смысловой противоречивости или девальвации
ценностей, лежащих в основе прежних смыслов, и т.д.
4.
Экстремальные, связанные с запредельными смысловыми, характерологическими,
психофизическими нагрузками, т.е. превышающими адаптивно-компенсаторные
возможности человека и сопровождающиеся нарушением психического здоровья,
истощением резервов и возможными патологическими нарушениями психики и
организма.
Таким образом, в зависимости от уровня сложности требований,
предъявляемых к психическому ресурсу человека в той или иной ситуации, факторами
нарушения психического здоровья могут являться:
а) несоразмерность нагрузки и внешних воздействий на человека его
психофизиологическим и личностным возможностям;
б) соматические заболевания и дефекты физического
развития;
в) неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам
ситуаций;
г) деформация системы межличностных отношений в ближайшем социальном
окружении;
д) наличие амбивалентных, противоречивых отношений, мотивов и
потребностей, порождающих острый внутренний конфликт и переживания человека
из-за невозможности самостоятельно найти продуктивный выход из сложившейся
ситуации, и др.
Наиболее типична по уровню субъективной трудности для большинства
военнослужащих ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином
«адаптация» понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды,
а с другой - процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обстановке.
Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда,
связанного с отказом от большинства привычек и склонностей, выработанных в
течение многих лет, подчинения своего поведения новым
требованиям.
Процесс адаптации протекает сложнее и чаще сопровождается различными
нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения центральной
нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также слабый
адаптационный потенциал. Затрудненная адаптация может наблюдаться и у лиц,
имеющих какие-либо дефекты строения тела или внешнего вида (избыточная полнота
или чрезмерная худоба, большие нос, уши, кривые ноги, небольшой по размеру
половой член и т.п.). Чаще всего именно эти люди становятся объектом насмешек и
издевательств со стороны других, а названные недостатки – предметом собственных
тягостных переживаний этих воинов.
Усугублять негативные психологические проявления могут не только
индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия
макро- и микросоциальной среды, в которых осуществляется его
жизнедеятельность (отношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей,
неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного
отношения со стороны командиров и т.п.).
Выявлено, что психические ресурсы в ситуациях, связанных с
профессиональной деятельностью, истощаются пропорционально нарастанию усталости,
психической травмированности и обратно пропорционально профессиональной
подготовленности и готовности к выполнению задач за счет сформированности
необходимых психофизических качеств, умения произвольно входить в оптимальное
психологическое состояние и быстро и полно
восстанавливаться.
Вывод по первому
вопросу:
Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и
физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, уставный порядок дня,
регламентированный режим поведения, невозможность уединиться, повышенная
ответственность, непривычные природно-географические условия – все это
предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического
здоровья военнослужащих. Еще более мощные предпосылки для формирования
психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых
действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные
впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с
обязанностями, чувство вины перед погибшими, нарушение режима сна, отдыха и
многое другое являются основными факторами негативного воздействия на психику
военнослужащих.
Вопрос № 2.
Этапы работы по профилактике нервно-психической
неустойчивости
Под нервно-психической неустойчивостью понимается – такие состояния
психической деятельности индивида, которые характеризуются склонностью к срыву
оптимального функционирования и адекватного реагирования в условиях
эмоционального напряжения, вследствие слабости адаптационных и компенсаторных
механизмов организма.
Типы нервно-психической
неустойчивости:
- Инфантильные воины;
- Изоляционисты;
- Конфликтники;
- Больные.
Этапы по выявлению и профилактике лиц с признаками нервно-психической
неустойчивости:
- 1
этап: Организация и проведение отбора кандидатов для призыва на воинскую
службу в ДДО (УДО, ОДО) и на сборных пунктах;
- 2
этап: Выявление военнослужащих с НПН и психическими расстройствами в период
службы непосредственно в воинской части (в том числе с использование анкеты
«Прогноз 2», «НПН-А»;
- 3
этап: Динамическое медицинское и психологическое наблюдение за лицами с НПН
и перенесшими психическое расстройство, профилактика негативных
состоянии.
Фрустрация – это эмоциональное тяжелое переживание человеком своей
неудачи, сопровождающемся чувством безысходности, крушения надежд в достижении
желаемой цели.
Психологическая реабилитация – восстановление психической
деятельности человека после выполнения задач в экстремальных условиях
деятельности в значительно измененном режиме, имеющих выраженный стрессовый
характер или стрессовое жизненное событие.
Основные принципы психореабилитационной работы:
- Принцип своевременности;
- Принцип организации психореабилитации непосредственно в районе
выполнения служебно-боевых задач;
- Принцип
приближенности психореабилитационной работы к личности военнослужащего,
конкретному подразделению;
- Принцип
сохранения состава подразделения, боевых групп;
- Принцип
сохранения всего уклада воинской деятельности;
- Принцип
ориентации в работе с личным составом на признание высокой значимости
выполненных им задач и высокую оценку качества служебно-боевой
деятельности;
- Принцип
создания атмосферы заботы, психологической поддержки
военнослужащих.
Решение задач по профилактике НПН возможно при тесном сотрудничестве
командиров, их заместителей по воспитательной работе, психологов и медицинских
работников. Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками
нервно-психической неустойчивости должна предусматривать плановые мероприятия в
период прибытия пополнения в часть.
Кроме этого, до должностных лиц доводятся основные меры по профилактике
нервно-психической неустойчивости:
– внимательное,
чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям,
предложениям и т. д., недопущения в их адрес резких оскорбительных высказываний,
несправедливости и т. п.;
– создание
здорового морально-психологического климата в воинских коллективах - атмосферы
уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;
– создание
здорового быта, борьба против пьянства, токсикомании и
наркомании;
– предупреждение
конфликтных и исключение других психотравмирующих
ситуаций;
– ограничение
физической нагрузки для ослабленных военнослужащих;
– временное,
полное или частичное освобождение от несения службы, перевод в подразделения,
занимающиеся выполнением хозяйственных работ;
– разъяснение
военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных
проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и
коррекции (проводит лично психолог);
– знание
наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками
нервно-психической неустойчивости может быть неадекватным.
Особо подчеркивается недопущение случаев использования полученной
информации во вред военнослужащим.
Данные наблюдения анализируются психологом, уточняются в процессе беседы
и дополняются результатами тестирования. Ход адаптации к условиям военной службы
удается оценить с помощью многоуровнего личностного вопросника "Адаптивность".
Обобщенные данные изучения служат базой для выработки конкретных предложений
командованию о мерах индивидуально-воспитательного характера, рационального
использования того или иного военнослужащего, психопрофилактических и
психокоррекционных мероприятий.
Все перечисленные мероприятия должны быть отражены в плане работы
психолога с военнослужащими, у которых выявлены признаки НПН.
В период последующего прохождения воинской службы осуществляется
динамическое наблюдение за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости
(в соответствии с планом работы) с целью контроля их текущего состояния,
изучения системы отношений наблюдаемого военнослужащего в коллективе, оценки его
эмоционального и делового статуса и своевременного проведения
психопрофилактических и коррекционных мероприятий.
Наиболее информативной в этом плане является социометрическая методика.
Кроме того могут быть использованы и другие методы изучения личности –
независимых характеристик, экспертный опрос, наблюдение.
Методами профилактики нервно-психической неустойчивости могут
быть:
-
собеседование;
-
психотренинг;
-
аутотренинг;
- поддержка,
подбадривание;
- режим
труда;
-
профессиональная ориентация и рациональное распределение;
-
отдых;
-
психологическая
реабилитация;
-
социальная
реабилитация;
-
индивидуальный
подход;
-
эмоциональная
разрядка;
-
психологическая
релаксация;
-
медицинская
помощь;
-
административные
меры;
-
постоянный
контроль;
-
периодическое
тестирование.
Указанные методы профилактики НПН проводятся на всех этапах прохождения
военной службы и зависят как от организации службы в целом, так и от уровня
профессиональной подготовки всех должностных лиц отвечающих за сохранение
психического здоровья военнослужащих.
|
Вопрос № 3
. Выявление лиц, склонных к наркомании и токсикомании. Предупреждение
наркомании в
подразделении |
Профилактика наркомании – это важнейшая практическая задача военных
руководителей и специалистов всех уровней, и в первую очередь социальных
работников.
Для успешной борьбы с наркоманией в войсках необходимо, чтобы командиры,
социономы, медицинские работники владели большими знаниями этой проблемы, чем
сами злоупотребляющие. Это даст возможность предупреждать и своевременно
разрешать социальные проблемы военнослужащих, выявлять и перекрывать пути
поступления наркосодержащих веществ в подразделения, своевременно обнаруживать
лиц, склонных к употреблению дурманящих веществ и употребляющих их, вести
профилактическую и коррекционную работу с ними. Поэтому весьма важным является
знание социальным работником основных наркосодержащих
веществ.
Важнейшим моментом профилактической работы является выявление
военнослужащих, отличающихся высоким риском
наркоманизации.
Специалисты считают, что в «группу риска» целесообразно включать:
- выходцев из регионов с повышенным уровнем употребления наркотиков;
- лиц с наркоотягощенной наследственностью, имеющих опыт общения с
наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными элементами, допускающих
лояльные высказывания по отношению к наркоманам;
- военнослужащих, проявляющих страсть к азартным играм;
- воинов с симптомами пониженной адаптации к воинской службе;
- лиц, перенесших ранее тяжелые и продолжительные заболевания;
- военнослужащих, у которых были обнаружены различные снадобья, таблетки,
смеси, медицинская техника.
По отношению к перечисленным категориям военнослужащих проводятся
следующие мероприятия:
1)
индивидуальные
диагностические беседы на предмет выявления отношения к
наркотикам;
2)
медицинское
обследование;
3)
поддерживание
тесных связей с их родственниками в интересах получения соответствующей
информации;
4)
посылка запросов
в военкоматы и отделения милиции по месту жительства военнослужащего до
армии;
5)
усиление
контроля над их поведением.
Однако профилактическая работа не ограничивается исключительно первичной
диагностикой молодого пополнения. Соционом, командиры подразделений осуществляют
систематические действия по выявлению военнослужащих, употребляющих наркотики, и
фактов их употребления: медосмотры, осмотры личного состава при помывке в бане,
утренние осмотры, диагностические беседы, наблюдение, регулярные опросы
военнослужащих.
В процессе
осуществления названных мероприятий особое внимание уделяется выявлению
следующих признаков употребления наркотиков и других психоактивных
веществ:
-
заметное
покраснение или бледность кожного покрова лица;
-
постоянное
облизывание губ;
-
тремор
конечностей, мышечные подрагивания;
-
краснота, блеск
глаз, чрезмерное расширение или сужение зрачков;
-
наличие в
выдыхаемом воздухе устойчивого запаха химических веществ; испарение аналогичного
запаха от одежды;
-
наличие на руках
и ногах вдоль вен следов уколов и кровяных капель на нижнем
белье.
Особое диагностическое значение имеют татуировки. Они могут «рассказать»
соционому о степени приобщения человека к наркотикам, о его роли в вовлечении
других лиц в процесс наркоманизации, о статусе наркомана в среде себе подобных,
о наличии в его биографии фактов нарушения закона.
О факте употребления наркосодержащих веществ могут свидетельствовать и
симптомы, проявляющиеся в поведении военнослужащих. Специалисты обращают особое
внимание на такие симптомы, как:
-
неадекватная
ситуации жестикуляция; сонливость в дневное время;
-
неуверенная
походка, нарушенная координация движений;
-
признаки
простуды (озноб, насморк);
-
громкая речь,
утрированная мимика и пантомимика;
-
немотивированное
почесывание тела;
-
резкие колебания
аппетита;
-
широкая
амплитуда и интенсивность изменения настроения;
-
характерное
курение в группах (длинные затяжки, держание папиросы между ладонями —
«цыганочка»).
Важнейшим сигналом о возможном употреблении военнослужащим наркотических
веществ является употребление им жаргонных выражений из языка наркоманов.
Как показывает практика, наиболее часто наркоманами употребляются слова:
винт, айс (первитин); гера (героин); глюки, мультики (видения в состоянии
наркотического транса); джеф, марцефаль, мулька, мурцовка (эфедрон); дима
(димедрол); дунуть (покурить анашу); дурь (гашиш); волокуша; кайф, таска,
тащить, торчать (эйфория); кинуться (ввести наркотик внутривенно); кода
(кодеин); кокнар (препарат из мака); колеса (препараты в виде таблеток); костыль
(пластинка гашиша); косяк (сигарета с гашишем); ломка (наркотическое похмелье);
кролик (втягиваемый в процесс наркоманизации); Мария, Марьянка, ханка (опий);
марафет, кока, кокс (кокаин); Марфа (морфин); машина (шприц); париться (вдыхать
пары ингалянтов); опилки, зимник, план, пластилин, чернушка (гашиш); пяточка
(окурок папиросы с наркотиком); сенцо (маковая соломка); сонники
(транквилизаторы); стекло (препараты в ампулах); травка, план, клевер, божья
травка, Мэри Джейн, нот, грас, хей (марихуана); учитель (опытный наркоман);
химия (препараты из мака, нашатырного спирта и ацетона); чифир (крепко
заваренный чай); чухаться (чесаться вследствие сильного зуда, появляющегося
после внутривенного введения наркотика); ширево (вводимые внутривенно опиаты);
яма (источник получения наркотиков).
При условии внимательного и целенаправленного наблюдения социальный
работник может обнаружить признаки кустарного производства наркотиков
в воинской части. Это наличие: в подразделении — книг и библиотечных заказов на
медицинскую литературу; кофемолок, мясорубок, дуршлагов, другой посуды, белья,
бинтов, тампонов, пропитанных бурым веществом, с характерным запахом,
растительными частицами; устойчивых специфических растительных и химических
запахов от людей; темных налетов растительного происхождения у них под ногтями;
в расположениях личного состава, в подвалах, на чердаках, в котельных и других
местах — медицинских инструментов и препаратов, полиэтиленовых пакетов, бутылок,
сохраняющих специфический запах, упаковок от средств бытовой и промышленной
химии.
Предупреждение наркомании включает комплекс
воспитательно-разъяснительных, социально-коррекционных, организационных и
медико-санитарных мероприятий.
Опыт показывает, что как бы ни совершенствовались технологические схемы
социальной работы, важнейшим их компонентом всегда будет разъяснение.
В профилактике наркомании в воинских частях большое значение имеет
деятельность социальных работников, командиров, воспитательных структур по
разъяснению военнослужащим и членам их семей механизма действия наркотических
средств, наличия фактора привыкания, психологических, социальных и медицинских
последствий наркомании.
Целью разъяснительной работы является формирование в воинских коллективах
и семьях военнослужащих активного отрицательного отношения к наркотикам и
наркоманам. Для этого практикуются лекции, доклады, беседы медицинских
работников, психологов, социономов, лиц, имевших негативный опыт употребления
психоактивных препаратов, демонстрация кино- и видеофильмов по
антинаркоманической тематике и т. п. При
проведении разъяснительных мероприятий социальный работник должен помнить о
следующем: ни в коем случае нельзя вести речь обо всем многообразии доступных
дурманящих средств, способах их добычи и производства.
Не меньшее значение в профилактике наркомании среди военнослужащих
имеется планомерное и целенаправленное осуществление
специальных организационных предупредительных мер. К ним относятся:
- постоянный контроль за имеющимися в воинской части наркосодержащими и
дурманящими веществами; тщательный подбор лиц для работы на медицинских складах,
складах ГСМ, в химчистках;
- проведение систематических проверок мест возможного кустарного
производства и хранения наркосодержащих средств (подвалы, чердаки, котельные,
столовые, подсобные хозяйства);
- осуществление в приемлемых формах плановых и внезапных проверок личного
состава, особенно в выходные и праздничные дни;
- тщательное проведение утренних осмотров личного состава и осмотров при
помывке военнослужащих;
- налаживание надежной системы информации о негативных явлениях в
подразделениях;
- своевременное применение мер принуждения к лицам с симптомами
наркоманического поведения, установление контроля за почтовыми отправлениями,
приходящими в их адрес.
Нередко существенный результат в профилактике наркомании дают
такие социально-коррекционные меры, как перевод военнослужащих,
испытывающих тягу к дурманящим веществам, в разные воинские подразделения;
выдвижение и поддержка лидеров коллективов, негативно относящихся к наркомании;
искусственное снижение статуса негативных лидеров коллективов, способствующих
наркоманизации военнослужащих. Роль социального работника как специалиста в
области социальной коррекции особенно велика. Она проявляется в
социально-диагностической, социально-профилактической и социально-коррекционной
деятельности.
Медико-санитарные мероприятия по профилактике и преодолению
наркомании и токсикомании среди военнослужащих должны быть направлены на раннее
выявление, постановку точного медицинского диагноза, лечение, медицинскую
реабилитацию и осуществление непрерывного медицинского контроля лиц с симптомами
наркомании.
Вывод по
третьему вопросу:
Таким образом, технология профилактики и пресечения наркомании в войсках
включает комплекс разъяснительно-воспитательных, психологических,
организационных и медико-санитарных мероприятий, направленных на выявление
группы риска, каналов снабжения, фактов производства и употребления
наркосодержащих препаратов, психолого-педагогическую, лечебно-реабилитационную
работу с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Важнейшая роль в
практической реализации этой технологии принадлежит социальному работнику
воинской части, понимающему причины наркоманизации личности, владеющему методами
выявления ее симптомов и эффективного социального
воздействия.
Занятие № 2.
Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению
психологического здоровья военнослужащих
Вопрос № 1. Психологическая
реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических
последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой
деятельности
Психологическая
устойчивость воина – не врожденное качество. Она формируется всей его
доармейской жизнью, но в основном в период воинской службы, в ходе выполнения
учебных, служебных и боевых задач.
Решающая роль в
формировании психологической устойчивости у воинов принадлежит офицеру, который
постоянно оценивает уровень ее развития у каждого подчиненного:
в начале
службы – чтобы
определить задачи по психологической закалке;
в
последующем – для контроля
над ходом ее становления и внесения необходимых поправок в практику
воспитательной работы;
при постановке
боевой задачи – для того, чтобы быть уверенным, что воин
с ней успешно справится.
Чем более
сильный боевой стресс пережил воин, тем выше вероятность возникновения у
него негативных психологических последствий (НПП) после прекращения
воздействия боевых стрессоров.
НПП психотравмирующего
боевого стресса (ПБС) проявляются в разнообразных формах, которые ещё
полностью не изучены. Чаще всего они таковы;
- потеря смыла
жизни;
- ощущение
нереальности своего существования;
- чувство
приближения катастрофы, скорой смерти;
- неадекватное
снижение или завышение самооценки;
- резкое
изменение восприятия самого себя (кризис
самоидентичности);
- ощущение
внутриличностной дезинтеграции;
- переживания
чувства вины за свои действия в пережитой психотравмирующей ситуации боевой
действительности;
- субъективная
переоценка своих возможностей влиять на ход происходящих в жизни
событий;
- ощущения
отчуждения от своих близких родственников;
- навязчивое
стремление мысленно контролировать более оптимальные сценарии произошедших
психотравмирующих событий;
- повышение
эмоциональной чувствительности (слезливая сентиментальность) или, наоборот,
снижение эмоциональной сензитивности;
- повышенная
раздражительность, вспыльчивость, агрессивность;
- суицидальные
мысли и настроениях, и т.д.
На клиническом
уровне НПП ПБС проявляются в следующих формах:
- навязчивые
воспоминания, переживания, образы, ощущения, напоминающие о психотравмирующих
ситуациях, возникающие спонтанно и оказывающие сильное впечатление на воина
своей схожестью с пережитыми реальными событиями;
- неспособность
воспроизвести в ходе беседы с психологом (врачом) психотравмирующую ситуацию в
целом или какие–то важные её обстоятельства;
- трудности
засыпания, расстройства сна, кошмарные сновидения;
- различного
рода страхи (страх темноты, высоты, одиночества);
- резкие
колебания настроения, от повышенно – приподнятого, до подавленно –
тоскливого;
-
неконтролируемые вспышки гнева и злобно – агрессивные
реакции;
- «зависание» на
определённых мыслях, переживаниях, действиях, мелочная придирчивость к
окружающим;
- общая
заторможенность мышления;
- неспособность
сконцентрироваться на решение той или иной задачи;
- трудность
запоминания несложной информации;
- головные боли
и головокружения;
- болевые (или
неприятные ощущения) в области сердца, желудка;
- повышенная
потливость;
- резкое
снижение или повышение аппетита, половой активности;
- постоянное
ощущение усталости, разбитости;
-
неконтролируемое дрожание пальцев, кистей рук, ног, головы, век и других частей
тела и т.п.
Военнослужащих
преследует синдром посттравматического стресса, который динамически проявляется
в типовых реакциях:
-
немотивированная бдительность;
- «взрывная»
реакция;
- притупленность
эмоций;
-
агрессивность;
- нарушение
памяти и концентрация внимания;
-
депрессия;
- общая
тревожность;
- приступы
ярости;
-
злоупотребление наркотическими и лекарственными
веществами;
- непрошенные
(навязчивые) воспоминания;
-
галлюцинаторные переживания;
-
бессонница;
- «вина
выжившего», суицидальные переживания.
Психологическая
помощь в преодолении НПП ПБС предполагает проведение психореабилитационных
мероприятий.
Психологическая
реабилитация –
восстановление психической деятельности человека после выполнения задач в
экстремальных условиях деятельности в значительно измененном режиме, имеющих
выраженный стрессовый характер или стрессовое жизненное событие (продолжительные
неблагоприятные обстоятельства).
Система
реабилитации военнослужащих реализуется в общем комплексе мероприятий
восстановления боевой готовности воинской части и боеспособности личного
состава. Она включает в себя три основных
направления:
-
социальная
реабилитация;
-
психологическая
реабилитация;
-
медицинская
реабилитация.
Эти направления
имеют личностную направленность, тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и, в
конечном счете, предполагает восстановление физического, психического, и
социального самочувствия личности.
|
Медицинская |
Психологическая |
Социальная |
|
Цель:
восстановление и улучшение функций органов и систем организма,
обеспечивающих восстановление боевой и профессиональной трудоспособности
военнослужащих. Специфика:
проявления в области медицинской патологии. |
Цель:
восстановление психического равновесия и утраченных
индивидуально-психологических характеристик личности. Специфика: проявления в
состояниях повышенного риска психических расстройств (пограничных
психических состояний). |
Цель:
обеспечение социализации личности и восстановления ее прежнего уровня,
обеспечение социального статуса и социального самочувствия. Специфика: проявления в
социальной сфере. |
|
Задачи:
1.
Диагностика и определение уровня функционального состояния организма.
2.
Лечение соматических заболеваний и последствий травм и ранений.
3.
Оказание помощи при психических расстройствах. 4.
Проведение других восстановительных мероприятий. |
Задачи:
1.
Психодиагностика актуальных психических состояний. 2.Восстановление
психической деятельности. 3.
Восстановление индивидуально-психологических характеристик.
4.
Закрепление психических реакций и психологических характеристик личности в
пределах нормы. |
Задачи:
1.
Обеспечение социальных гарантий. 2
Контроль над реализацией социальных льгот. 3.
Правовая защита. 4.
Формирование позитивного общественного мнения в отношении военнослужащих.
5.
Вовлечение личности в систему социальных отношений (в том числе и вне
военной службы) |
Ресурсы
человеческой психики по обеспечению его адаптации к экстремальным условиям
далеко не бесконечны. Характерными последствиями для психики людей, длительное
время пребывавших в боевой обстановке, являются: повышенная раздражительность,
вспышки агрессивности без видимых причин, трудности в общении, замкнутость,
самоизоляция, нарушение сна (трудности засыпания, навязчивые кошмарные
сновидения и т.п.).
Вопрос № 2.
Основные принципы психо-реабилитационной работы
1. Принцип
своевременности. Психореабилитация должна начинаться сразу же после
окончания выполнения служебно-боевых задач (даже если это временная пауза в
действиях) и проводится в максимально возможном объеме.
2. Принцип организации психореабилитации
непосредственно в районе выполнения служебно-боевых задач или же в
непосредственной близости от этого района. С удалением от места действий
результативность психо-реабилитационной работы значительно
снижается.
3. Принцип приближенности
психо-реабилитационной работы к личности военнослужащего, конкретному
подразделению (должны учитываться индивидуально-личностные особенности
военнослужащих).
4. Принцип сохранения состава подразделения, боевых групп.
Недопустимо выключение из состава подразделения, сложившихся за время выполнения
служебно-боевых задач, отдельных военнослужащих и разрушение сформировавшихся в
нем связей и взаимоотношений.
5. Принцип сохранения всего уклада воинской
деятельности. Этап психореабилитации военнослужащих не означает отказа
от соблюдения всех норм и порядка повседневной воинской деятельности, соблюдения
распорядка дня и т. д.
6. Принцип ориентации в работе с личным
составом на признание высокой значимости выполненных им задач и высокую
оценку качества служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших
боевых качеств. Данный принцип особое значение приобретает в условиях
неадекватного отношения общественного мнения к характеру и значимости
выполняемых войсками задач, искаженной их оценки средствами массовой информации,
что имело место по опыту боевых действий на территории Афганистана и
Чечни.
7. Принцип создания атмосферы
заботы, психологической поддержки военнослужащих со стороны командиров
и общественности.
Восстановление психической деятельности военнослужащих и их реадаптация к
обычным условиям службы имеют два направления:
- групповая
реабилитация, то есть работа по восстановлению военнослужащих непосредственно в
составе их боевых групп (отделение, взвод, рота);
- индивидуальная
работа – восстановление военнослужащих с учетом их личностных особенностей, их
индивидуального психического состояния и степени подверженности
психотравмирующему влиянию боевой обстановки.
Основные
составные части групповой психореабилитации.
1. Диагностика
психических состояний военнослужащих и уровня их адаптированности, оценка
степени подверженности их психотравмирующему воздействию условий служебно-боевой
деятельности.
2. Групповые
занятия в составе отделений, взводов по релаксации (мышечному расслаблению) и
психоэмоциональной регуляции, отреагированию эпизодов служебно-боевой
деятельности.
3. Мероприятия
культурно-досугового характера, направленные на чествование отличившихся воинов,
формирование общественной признательности за выполнение воинского долга
(тематические вечера, вечера мужества, вечера чествования героев и т.
п.).
На этапе
психодиагностики используются методы наблюдения командирами, офицерами по
воспитательной и социально-правовой работе психических состояний и поведенческих
реакций подчиненных, а также методы психологического
тестирования.
Этап групповых
занятий проводится параллельно с мероприятиями психодиагностики в
послеобеденные часы и сами занятия могут состоять из двух частей, первой из
которых будет тестирование, а второй – непосредственно сами занятия по мышечной
релаксации и психорегуляции.
Для проведения
групповых занятий по психоэмоциональной регуляции и психофизиологическому
восстановлению необходимо иметь специальное помещение, в котором должно быть
15-20 кресел с подлокотниками, достаточная звуковая изоляция от постороннего
шума, светонепроницаемые шторы на окнах и цветовая гамма интерьера помещения
должна быть выдержана в теплых, спокойных тонах.
Провождение
групповых занятий в период психореабилитации должны предусматриваться
распорядком дня воинской части.
Формирование
групп психоэмоциональной регуляции производится по двум
признакам:
1) по составу
подразделений;
2) по реальным
психическим состояниям, выявленным в результате
тестирования.
Сами занятия
состоят из трех основных этапов:
1) упражнения по
мышечной релаксации;
2) упражнения по
визуализации;
3)
отреагирование психотравмирующих ситуаций.
Второй
этап занятий различен для групп, сформированных по признаку различий
психических состояний.
Индивидуальные
беседы рекомендуется проводить в первую очередь тем офицерам, которые
выполняли служебно-боевые задачи вместе с данными военнослужащими, и
рекомендуется строить по следующему плану:
1) установление
доверительного личного контакта между военнослужащим и
офицером;
2) оказание
помощи, исходя из результатов тестирования, в осознании причин и условий,
вызвавших негативное, дискомфортное состояние, тяжелые внутренние
переживания;
3) разъяснение
закономерного характера подобных состояний после выполнения служебно-боевых
задач в экстремальных условиях;
4) явление и
совместное обсуждение наиболее тяжело субъективно переживаемых факторов
служебно-боевой деятельности, эпизодов боевого прошлого, травмирующих событий и
т. д. На данном этапе необходимо дать возможность военнослужащему выговориться,
отреагировать на все психотравмирующие события;
5) оказание
помощи в создании перспективной жизненной стратегии.
Групповая и
индивидуальная психореабилитация организуется в специально отведенном помещении
– комнате психологической разгрузки.
Требования по
оборудованию комнаты психологической разгрузки таковы.
1. Желательно
иметь три смежные комнаты или помещения внутри основного: основное,
вспомогательное, операторское.
2. Главное
требование - изоляция от источников шума, вибрации, излучения. Темпеpатуpа –
+20-22 С˚. Пpиточно-вытяжная
вентиляция.
3. Полезная
площадь – не менее 27-40 кв. м. при высоте потолков – не менее 2,8-3 м. Не менее
1,5-2 кв.м. на 1 человека (от 12 до 40 кресел).
4. Пропускная
способность – при ежедневном проведении сеансов по 15 минут – не менее 100
человек.
5. Желательно
иметь комнатный бассейн (300-500л) с декоративным фонтанчиком или установка
аквариумов.
6. Окраска стен
должна быть светло-голубых или светло-зеленых тонов Пол – мягкий, гаpмониpующий
с окраской стен (может быть на полу линолеум на мягкой
основе).
7. Интеpъеp
комнаты должен радикально отличаться от казарменных, учебных и служебных
помещений.
8. Hе следует
насыщать комнату мелкими деталями и предметами, мешающими настроиться на
расслабление. Должна обеспечиваться иллюзия большого, открытого пpостpанства
(шиpокофоpматные фотообои, зеркала, большие окна).
9. Мягкие
(полумягкие) кресла с подлокотниками. Они должны перемещаться (военнослужащие не
должны находиться лицом друг к другу, под углом и т.п., чтобы лица нельзя было
видеть).
10. Техническое
оборудование – магнитофон с набоpом кассет функциональной – pелаксиpующей и
стимулирующей музыкой и стеpеоколонками; диапpоектоp, кинопpоектоp с экраном –
лучше вогнутой формы – для создания объема при демонстрации слайдов или фильмов;
телевизор с видеомагнитофоном; аэpоионизатоp воздуха; кондиционер; подсветка по
пеpиметpу комнаты.
При этом должны применяться приемы релаксации, визуализации и должны
проводиться мероприятия по отреагированию на психотравмирующие
ситуации.
Вывод по
вопросу:
Истинное
физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то
стандартам, «быть как все», а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и
реальными фактами своей жизни. Военнослужащий, переживший в ходе служебно-боевой
деятельности воздействие стресс-факторов боя, не может вычеркнуть из жизни эту
часть своего опыта. Он не может за короткий промежуток времени перестать
действовать, думать и чувствовать по-новому, исходя из полученного боевого
опыта. Поэтому важно, чтобы военнослужащий с самого начала признал существование
в себе особых чувств. Попытки посоветовать военнослужащему, чтобы он отвлекся,
перестал думать о прошедших боевых действиях, могут натолкнуться на усиление
чувства неполноценности и «ненормальности». Боевой опыт уникален, и тот, кто его
имеет, безусловно, отличается в своем мироощущении от не воевавших сослуживцев.
Этот опыт должен быть поднят из глубин памяти и осознан, что должно явиться
первым реальным шагом на пути к устойчивой реадаптации в мирных условиях
службы.
Вывод по
теме:
Казахстанская Армия должна оставаться школой воспитания мужества, гражданского долга, патриотизма. Гласность в отношении самых острых проблем, в том числе связанных с распространением наркомании, научный подход к их решению – залог успешного выполнения армией своей высокой миссии.
совокупность возможностей военнослужащего, позволяющих исполнять обязанности
совокупность возможностей организма, позволяющих успешно выполнять военно-профессиональную деятельность
способности, позволяющие выполнять военно-профессиональную деятельность
Инфантильные воины; Изоляционисты; Конфликтники;
Больные, Инфантильные воины; Пессимисты; Конфликтники; Больные
Инфантильные воины; Изоляционисты; Оптимисты
знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости может быть неадекватным
временное, полное или частичное освобождение от несения службы; разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, (проводит лично психолог)
ограничение физической нагрузки; временное, полное или частичное освобождение от несения службы; разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, (проводит лично психолог); знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости может быть неадекватным
собеседование; психотренинг; аутотренинг; поддержка, подбадривание; режим труда; профессиональная ориентация и рациональное распределение; отдых; психологическая реабилитация; индивидуальный подход; эмоциональная разрядка; психологическая релаксация; медицинская помощь; административные меры; постоянный контроль; периодическое тестирование
собеседование; психотренинг; аутотренинг; поддержка, подбадривание; эмоциональная разрядка; психологическая релаксация; медицинская помощь; административные меры
собеседование; психотренинг; аутотренинг; поддержка, подбадривание; режим труда; профессиональная ориентация и рациональное распределение; отдых; психологическая реабилитация; индивидуальный подход