1. Военная психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности офицера воспитателя
Тема № 1.
Военная психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности офицера
воспитателя
Вопрос № 1.
Сущность, предмет, задачи и принципы общей психологии.
Что же представляет сейчас та система знаний, которые
составляют предмет психологической науки, та совокупность явлений, которые
исследуются в ней. Это психика человека и животных ощущение и восприятие,
внимание и память, воображение и речь, способности, свойства и качества
личности, а так же многое другое.
Любой человек,
основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или
иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и
явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую
речь. Шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других
людей и животных. Машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы
ощущаем аромат цветов и запах бензина
и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемых от сахара и соли.
Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой. Обдумывать
свои действия на завтра, думать при решении задач. Мы можем вызвать в памяти
образ знакомого человека. Вспомнить учебный материал. Мы способны представить
то, что никогда в жизни не воспринимали. Например, тропический лес или давно вымершего
мамонта. И даже вообразить то, что вообще не существует, - сказочный персонаж
или сказочную машину.
Человек не только познает окружающий мир, но имеет свое
собственное отношение к предметам и явлениям этого мира. Например, хорошая книга
доставляем нам наслаждение, недостойное поведение человека вызывает у нас
негодование и возмущение, самоотверженный поступок –
восхищение.
Человек не только воспринимает окружающий мир и как - то
относится к нему по разному. Он действует в этом мире, проявляя свою активность.
Принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в
преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую
деятельность.
Психология – наука о психике и психической деятельности
человека и групп людей, наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения
структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а так же
особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. В переводе с
греческого слово «психология» означает «учение о душе». Термин душа
употребляется в обиходе как равнозначный понятию «психика». Каждый человек
мыслит и переживает, ставит цели, принимает решения и действует, любит или
ненавидит, участвует в совместных групповых переживаниях, действиях. Все эти и
другие подобные им реальные явления в совокупности представляют собой психику
человека и психологию групп.
Объект
психологии – это совокупность
различных носителей психических явлений, основными из которых являются
поведение, деятельность взаимоотношения людей в больших и малых социальных
группах.
Предмет
психологии. Как и всякая наука,
психология имеет свой предмет. Таковыми является психика, сознание индивида,
личности, а так же психология коллектива, группы,
общества.
В психике человека и в психологии группы существуют
конкретные факты. Например, каждый человек обладает определенной скоростью
реакцией, распределяемостью внимания, объемом памяти. Под влиянием группы порой
человек ведет себя иначе, чем наедине с собой.
Подобных фактов психологическая наука накопила
необозримое множество. Однако указанные явления в психике человека и психологии
коллектива не разрознены, они находятся в системе условий и причин. Связи между
психическими явлениями, их взаимообусловленности и их закономерности так же изучает
психология.
Любой факт в психике индивида непосредственно связан с
высшей нервной деятельностью человека, с физиологическими процессами, которые
протекают в головном мозгу, во всей нервной системе. Эти корреляции (связи)
физиологических механизмов, психических явлений и психических фактов входят в
предмет исследования психологии. Все сказанное позволяет делать вывод, что
психология изучает факты закономерности
и механизмы психической деятельности человека и групп
людей.
Значение психологических знаний для обучения и
воспитания военнослужащих основывается на принципах
психологии.
Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под
воздействием внешней среды, прежде всего социальной, сознание человека возникает
только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют
люди.
Принцип
единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и
развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность, благодаря сознанию
человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о
предполагаемом результате, сознание определяет целенаправленность деятельности.
Сознание определяется деятельностью целенаправленно.
Принцип
развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут
остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие
действия.
Личностный
подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам,
темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру по потребностям,
мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного
человека.
Принцип
исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода
человеческого).
Методами
психологии являются
- метод
сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение
документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический
метод).
- метод обработки данных (статистический анализ, другие
математические методы)
- методы психологического воздействия (дискуссия,
тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и
другие).
Военная
психология – это прикладная ветвь
психологической науки, которая изучает различные особенности человеческой
психики в условиях военной деятельности в зависимости от уровня военной техники,
условий военного коллектива, боевой среды и подготовки. Главная задача –
разработка преимущественно совершенных методов боевого командования, укрепления
психологической устойчивости воинов в различных экстремальных ситуациях,
подготовка морально устойчивых солдат. Так же занимается практическими и
теоретическими исследованиями в области парапсихологических особенностей
человеческого мозга с целью внедрения солдат-агентов в войска противника,
изучаются и совершенствуются методы, применяемые партизанскими отрядами в период
войны.
Военная психология развивается в русле военной науки и
современных научных открытий, при этом опирается на достижения других отраслей
психологических знаний, в основном на практическую и экспериментальную
психологию, психологию труда, психофизиологию и
психодиагностику.
Военная психология – отрасль психологии, изучающая
закономерности функционирования и развития психики воина и психологию воинского
коллектива в условиях служебно-боевой деятельности.
В военной психологии предметом является психика воина и
психология воинского коллектива, объектом изучения является личность и воинский
коллектив.
Военная психология развивается по четырем основным
направлениям
-
психология личности воина,
- психология групп и межличностных отношений в
армии,
- психология воинской деятельности в мирное
время,
-
психология боя и воины.
К 90-м годам ХХ века внутри военной психологии как
дисциплины отчетливо выделились основные исследовательские направления и
программы – психология управления боем, психология отношений в воинском
коллективе, психология боевого дежурства, военная психотерапия, психологическая
подготовка к выполнению различных задач, психологическое воздействие на
противника.
Вывод по
первому вопросу:
Психология -
представляет собой систему знаний о человеке и фактах составляющих его
жизнь в современном обществе и на этой основе выработку средств практической
помощи людям в самых разнообразных областях – в организации оптимальных условий
труда, облегчении тягостных личных переживаний.
Вопрос № 2 .
Основные задачи социально-психологической работы.
Психология, как наука обладает особыми качествами,
которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний
психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается,
решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений
психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных
ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли,
воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и
косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился
впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась
изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких,
которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате
самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов
значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы
(бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за
рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В
этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный,
достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным,
непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания.
Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее
прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и
экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде
всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные
явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и
память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто
называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с
людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют
психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности,
мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания
и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их
зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и
развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих
познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с
целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает
определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки,
мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и
свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть
осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни
человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом
(деятельность и общение). Общение и деятельность также, поэтому составляют
предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его
общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в
действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое,
называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их
объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его
индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по
которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость
психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от
существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания,
конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от
той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в
которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг
явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных
человеческих объединениях — больших и малых группах,
коллективах.
Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии,
нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как
индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По
этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов
повторяются.
Общая
психология — отрасль психологической
науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, развития и
проявления психики человека.
Общая психология исследует человека в совокупности всех
проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и
культурного развития.
Психика
— это свойство головного мозга,
обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и
явлений реального мира.
Психика многообразна в своих формах и проявлениях.
Психика
человека — это его чувства, мысли,
переживания, намерения, т. е. все то, что составляет его субъективный внутренний
мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими
людьми.
Сознание
человека — высший этап развития психики
и продукт общественно-исторического развития, результат
труда.
Кроме того, психология изучает такие явления, как
бессознательное, личность, деятельность и поведение.
Бессознательное — это форма отражения действительности, в ходе которого
человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с
переживаниями.
Личность –
это (в пер. лучина, свет,
персона) человек с присущими ему
индивидуальными и социально-психологическими
особенностями.
Индивид – это
(в пер. единое) биологическое существо с присущими ему особенностями
Индивидуальность – это психофизиологические особенности
личности.
Деятельность –
это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его
потребностей и интересов.
Поведение
– внешние проявления психической
деятельности, поступки и действия человека.
Основной задачей психологии как науки является изучение
объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и
процессов как результата отражения воздействий объективной
действительности.
При этом
психология ставит перед собой и ряд других задач.
1.
Изучать качественные (структурные) особенности психических
явлений
и процессов, что имеет не только теоретическое, но и
большое практическое значение.
2.
Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в
связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности
людей.
3.
Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических
явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими
средствами их формирования и развития.
4.
Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в
практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания,
рационализации процесса труда в различных сферах
деятельности).
Мир
психических явлений – это совокупность
всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека
в деятельности и которые изучает психология как специфическая отрасль
знаний.
Психические
процессы – это психические явления,
обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей
действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и
ярко выраженный конец.
Психические процессы делятся на: познавательные
(ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление,
речь), эмоциональные и волевые.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и
постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный
качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для
данного человека.
К психическим свойствам относятся направленность,
темперамент, характер и способности.
Психические
состояния – это определенный уровень
работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для
него в каждый данный момент времени.
К психическим состояниям относятся активность,
пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.
Психические
образования – это психические явления,
формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального
опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и
умений.
Социально-психологические явления и
процессы – это психологические
феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на
друга и их принадлежностью к определенным социальным
общностям.
В настоящее время психология представляет собой весьма
разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих
собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных
исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее
время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5
лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об
одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических
наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и
прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли
психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии
и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью
занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого
интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания
иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых
используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково
важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные —
выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной
или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие
и специальные отрасли психологии, связанные с
образованием.
Общая психология исследует индивида, выделяя в нем
познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения,
восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих
процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют
в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые
определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции,
установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Специальные отрасли психологии тесно связанные с теорией
и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию,
психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную
психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию,
юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы
психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология
выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс
формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по
возрастам, отрасль психологии
изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.
Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются
научной основой для понимания законов психического развития
ребенка.
Социальная психология изучает человеческие
взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей
друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом
и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы, для психологически
правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию,
связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на
обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного
возраста.
Три следующие отрасли психологии – медицинская и
патопсихология, а также психотерапия – имеют дело с отклонениями от нормы в
психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки –
объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их
предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с
так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или
людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология
рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна
для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки
уровня развития детей и их дифференциации.
Вывод по 2
вопросу:
Изучение психологических наук начинается с общей
психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в
курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который
содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в
лекционном материале, раскрыты задачи современной военной психологии, которые
изучают объективные закономерности функционирования и проявления психических
явлений и процессов как результата отражения воздействия объективной
действительности.
Вывод по
теме
Психология – наука о психике и психической деятельности
и групп людей, наука, которая изучает
структуры и процессы, задачи современной военной психологии, методы исследования
в военной психологии, и очень
велико значение для обучения и воспитания военнослужащих психологические
знания для офицера психолога,
который будет диагностировать, и корректировать поведение своих подчиненных.
Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений,
поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами
их формирования и развития.
психология - это система изучающая психику человека, закономерности и механизмы ее проявления и развития
психология - это предмет изучающая психику человека, закономерности и механизмы ее проявления и развития
психология - это наука, изучающая психологию человека
систематическую, познавательную, теоретическую
познавательную, теоретическую, практическую
планомерную, познавательную, теоретическую
принцип детерминизма, принцип единства психики, принцип развития психики, личностный подход в изучении психики человека, принцип исторического подхода
принцип детерминизма и резонанса, принцип единства психики, принцип развития психики
принцип развития психики, личностный подход в изучении психики человека, принцип исторического подхода
военная психология – раздел психологии, изучающая закономерности развития психики воина и психологию коллектива
военная психология – отрасль психологии, изучающая психологию воинского коллектива
военная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности служебно-боевой деятельности в армии