Образовательная программа: 7М01702 Русская филология
Название ОП |
7М01702 Русская филология |
Область образования |
7М02 Гуманитарные науки |
Направление подготовки |
7М023 Язык и литература |
Группа образовательных программ |
М060 Филология |
Цель |
Программа направлена на формирование личности специалиста, способного заниматься исследовательской и преподавательской деятельностью: обобщать и интерпретировать современные знания, новейшие теории в области языкознания и литературоведения; самостоятельно осуществлять научные исследования; интегрировать знания смежных научных областей в контекст собственного научного исследования; интерпретировать результаты собственного научного исследования и сообщать их как специалистам, так и неспециалистам; выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности. |
Язык обучения |
русский |
Объем кредитов |
120 академических кредитов |
Присуждаемая академическая степень |
магистр филологических наук по образовательной программе «Русская филология»
|
Результаты обучения |
По завершении данной образовательной программы ожидается, что магистранты будут способны: РО1 Демонстрировать системное понимание основных этапов истории и философии науки в контексте всемирного и евразийского исторического процесса. Объяснять теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат гносеологии, педагогики, психологии в рамках современных научных парадигм. Определять роль философии в общенаучной картине мира. Определять актуальные проблемы системы образования в целом и педагогической науки в частности. Объяснять сущность и особенности деятельности преподавателя вуза. РО2 Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. Критически оценивать методы организации учебно-воспитательного процесса. РО3 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм языкознания. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области языкознания. Исследовать факты языка, учитывая интегративные процессы в системе научного знания, формирующего разные направления внешней лингвистики: когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвистику текста, Интернет-лингвистику, лингвоконфликтологию, гендерную лингвистику, юрислингвистику и др. РО4 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм литературоведения. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области литературоведения. Исследовать факты литературы в контексте ведущих направлений литературоведения: биографического, сравнительного, морфологического, структурно-семантического, гендерного, когнитивного литературоведения, рецептивной критики. РО5 Выстраивать новое знание на основе принципов, законов и категорий философии науки, психологии и педагогики в процессе решения учебно-профессиональных и научно-исследовательских задач. Свободно владеть русским и иностранным языком в качестве средства профессионального общения. РО6 Выстраивать программу собственного научного исследования в области языка и литературы. Планировать комплексное научное исследование. Интерпретировать основные принципы методологии научного исследования, применять их в разработке учебно-исследовательских проектов. Оформлять результаты научного исследования в виде научных отчетов, аналитических обзоров, аннотаций, рефератов-обзоров, научных статей и т.п. РО7 Использовать методологию исследования языкового и речевого материала в контексте различных направлений современной лингвистики. Использовать новейшие методики и приемы анализа языковых фактов в научно-исследовательской деятельности: контент-анализ, логико-смысловое моделирование, трансформационный анализ, статистический анализ, психолингвистические и социолингвистические методы анализа. Использовать экспериментальные методики для анализа языковых процессов в различных сферах социума в рамках того или иного научного направления. Эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии. РО8 Формулировать проблемы и задачи литературоведческого исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты. Критически оценивать существующие методики анализа применительно к исследованию литературных произведений. Использовать новейшие методики и приемы анализа художественного текста: внутритекстовый (имманентный) и контекстуальный анализ; биографический, психологический, психоаналитический, архетипический, феноменологический; формальный, структурный; культурно-исторический, сравнительный, сравнительно-исторический, социологический, мифопоэтический, мотивный, интертекстуальный; герменевтический. РО9 Демонстрировать самостоятельность и оригинальный подход при решении научных проблем, учитывая принципы философии науки. Выстраивать новые научные факты в области педагогики, психологии в контексте гуманитарного знания. РО10 Генерировать новое знание в области языкознания. Находить технологические решения лингвистических проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по лингвистическим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов. РО11 Генерировать новое знание в области литературоведения. Находить технологические решения литературоведческих проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по литературоведческим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов. РО12 Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем языкознания и литературоведения. Корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия. |
Для абитуриентов |
https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/magistracy/speciality/1473
|
Академическая деятельность |
Академическая деятельность ОП осуществляется: - в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области гуманитарных наук, - в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете; - обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы; - текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе; - мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов; - разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана;
-академической политики и правил честности университета.
Для подготовки квалифицированных специалистов по русскому языку и литературе трудятся 11 докторов наук и 30 кандидатов наук. |
Научная деятельность |
В целях развития обучающихся на кафедре функционируют клубы и кружки. Клуб «Аккайын» и Этноклуб «Русский мир». С 2008 года на кафедре действуют 5 совместных программ по двойному диплому (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) по направлениям: «Русская филология», «Русский язык и литература». Подготовка кадров осуществляется совместно с Российским университетом дружбы народов (Россия, г. Москва).
Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты): для реализации образовательной программы на факультете имеются лаборатории: при кафедре успешно функционирует центр ГЛОССА, занимающийся обучением русскому языку иностранных граждан; обучением русскому языку как второму; проведением лингвистической экспертизы, рецензированием научных работ; разработка научно-методической документации сферы науки и образования в условиях формирования исследовательского университета.
На кафедре работают 4 интернет-портала: «Атлантида», «Бакалавр», «Руслит.кз», «Методист».
|
Международная деятельность |
По образовательным программам налажены контакты со следующими вузами: РУДН (Россия), СПбГУ (Россия), Мевлана (Турция), КазНПУ им. Абая.
|
Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями) |
Международная аккредитация, национальная аккредитация По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК с 2017 года образовательные программы нашей кафедры «Филология» (Магистратура и Докторантура) и «Русский язык и литература» (Бакалавриат, Магистратура и Докторантура) занимают 1 места по рейтингу Независимого агенства аккредитации и рейтинга (НААР). Независимое агентство по обеспечению качества в образовании (НАОКО) присудила специальности "Русский язык и литература" 1 место по Магистратуре и 2 место по Бакалавриату.
Магистранты проходят научно-исследовательскую практику при Институте языкознания имени А. Байтурсынова НАН РК (Алматы), Институте литературы и искусства имени М.О. Ауэзова НАН РК (Алматы). Педагогическая практика магистрантов проводится на базе КазНУ им. аль-Фараби.
В подготовку кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни: - научно-исследовательская деятельность (младший научный сотрудник НИИ); - экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук (научный сотрудник); - преподавательская деятельность (преподаватель в вузе, в системе высшего образования); - прочие виды образования, не включенные в другие категории (преподаватель русского языка и литературы в школе, колледже и т.п.); - вспомогательные образовательные услуги (специалист в области общего среднего, среднего специального, высшего образования, консультант по вопросам образовательных услуг). Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями являются: 1. научно-исследовательские институты; 2. организации сферы науки и научного обслуживания; 3. вузы; 4. школы, колледжи, лицеи; 5. организации сферы народного образования; 6. правительственные учреждения, акиматы, министерства; 7. издательства; 8. организации сферы культуры и искусства.
|