Образовательная программа: 7М01702 Русская филология

Название ОП

7М01702 Русская филология

Область образования

7М02 Гуманитарные науки

Направление подготовки

7М023 Язык и литература

Группа образовательных программ

М060 Филология

Цель

Программа направлена на формирование личности специалиста, способного заниматься исследовательской и преподавательской   деятельностью: обобщать и интерпретировать современные знания,   новейшие теории в области языкознания и литературоведения; самостоятельно осуществлять научные исследования; интегрировать знания смежных научных областей в контекст собственного научного исследования; интерпретировать результаты собственного научного исследования и сообщать их как специалистам, так и неспециалистам; выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности.

Язык обучения

русский

Объем кредитов

120 академических кредитов

Присуждаемая академическая степень

магистр        филологических наук по образовательной  программе «Русская филология»

 

Результаты обучения

По завершении данной образовательной программы ожидается, что магистранты будут способны:

РО1 Демонстрировать системное понимание основных этапов истории и философии науки в контексте всемирного и евразийского исторического процесса. Объяснять теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат гносеологии, педагогики, психологии в рамках современных научных парадигм. Определять роль философии в общенаучной картине мира. Определять актуальные проблемы системы образования в целом и педагогической науки в частности. Объяснять сущность и особенности деятельности преподавателя вуза.

РО2 Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. Критически оценивать методы организации учебно-воспитательного процесса.

РО3 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм языкознания. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области языкознания. Исследовать факты языка, учитывая интегративные процессы в системе научного знания, формирующего разные направления внешней лингвистики: когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвистику текста, Интернет-лингвистику, лингвоконфликтологию, гендерную лингвистику, юрислингвистику и др.

РО4 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм литературоведения. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области литературоведения. Исследовать факты литературы в контексте ведущих направлений литературоведения: биографического, сравнительного, морфологического, структурно-семантического, гендерного, когнитивного литературоведения, рецептивной критики.

РО5 Выстраивать новое знание на основе принципов, законов и категорий философии науки, психологии и педагогики в процессе решения учебно-профессиональных и научно-исследовательских задач. Свободно владеть русским и иностранным языком в качестве средства профессионального общения.

РО6 Выстраивать программу собственного научного исследования в области языка и литературы. Планировать комплексное научное исследование. Интерпретировать основные принципы методологии научного исследования, применять их в разработке учебно-исследовательских проектов. Оформлять результаты научного исследования в виде научных отчетов, аналитических обзоров, аннотаций, рефератов-обзоров, научных статей и т.п.

РО7 Использовать методологию исследования языкового и речевого материала в контексте различных направлений современной лингвистики. Использовать новейшие методики и приемы анализа языковых фактов в научно-исследовательской деятельности: контент-анализ, логико-смысловое моделирование, трансформационный анализ, статистический анализ, психолингвистические и социолингвистические методы анализа. Использовать экспериментальные методики для анализа языковых процессов в различных сферах социума в рамках того или иного научного направления. Эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии.

РО8 Формулировать проблемы и задачи литературоведческого исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты. Критически оценивать существующие методики анализа применительно к исследованию литературных произведений.   Использовать новейшие методики и приемы анализа художественного текста: внутритекстовый (имманентный) и контекстуальный анализ; биографический, психологический, психоаналитический, архетипический, феноменологический; формальный, структурный; культурно-исторический, сравнительный, сравнительно-исторический, социологический, мифопоэтический, мотивный, интертекстуальный; герменевтический.

РО9 Демонстрировать самостоятельность и оригинальный подход при решении научных проблем, учитывая принципы философии науки. Выстраивать новые научные факты в области педагогики, психологии в контексте гуманитарного знания.

РО10 Генерировать новое знание в области языкознания. Находить технологические решения лингвистических проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по лингвистическим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.

РО11 Генерировать новое знание в области литературоведения. Находить технологические решения литературоведческих проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по литературоведческим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов. 

РО12 Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем языкознания и литературоведения. Корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия.

Для абитуриентов

https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/magistracy/speciality/1473

 

Академическая деятельность

Академическая деятельность ОП осуществляется:

- в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области гуманитарных наук,

- в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете;

- обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы;

- текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе;

- мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов;

- разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана;

 

-академической политики и правил честности университета.

 

Для подготовки квалифицированных специалистов по русскому языку и литературе трудятся 11 докторов наук и 30 кандидатов наук.

Научная деятельность

В целях развития обучающихся на кафедре функционируют клубы и кружки. Клуб «Аккайын» и Этноклуб «Русский мир». С 2008 года на кафедре действуют 5 совместных программ по двойному диплому (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) по направлениям: «Русская филология», «Русский язык и литература». Подготовка кадров осуществляется совместно с Российским университетом дружбы народов (Россия, г. Москва).

 

Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты): для реализации образовательной программы на факультете имеются лаборатории: при кафедре успешно функционирует центр ГЛОССА, занимающийся обучением русскому языку иностранных граждан; обучением русскому языку как второму; проведением лингвистической экспертизы, рецензированием научных работ; разработка научно-методической документации сферы науки и образования в условиях формирования исследовательского университета.

 

На кафедре работают 4 интернет-портала: «Атлантида», «Бакалавр», «Руслит.кз», «Методист».

 

Международная деятельность

По образовательным программам налажены контакты со следующими вузами: РУДН (Россия), СПбГУ (Россия), Мевлана (Турция), КазНПУ им. Абая.

 

Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

Международная аккредитация, национальная аккредитация

По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК с 2017 года образовательные программы нашей кафедры «Филология» (Магистратура и Докторантура) и «Русский язык и литература» (Бакалавриат, Магистратура и Докторантура) занимают 1 места по рейтингу Независимого агенства аккредитации и рейтинга (НААР). Независимое агентство по обеспечению качества в образовании (НАОКО) присудила специальности "Русский язык и литература" 1 место по Магистратуре и 2 место по Бакалавриату.

 

Магистранты проходят научно-исследовательскую практику при Институте языкознания имени А. Байтурсынова НАН РК (Алматы), Институте литературы и искусства имени М.О. Ауэзова НАН РК (Алматы). Педагогическая практика магистрантов проводится на базе КазНУ им. аль-Фараби.

 

В подготовку кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни:

- научно-исследовательская деятельность (младший научный сотрудник НИИ);

- экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук (научный сотрудник);

- преподавательская деятельность (преподаватель в вузе, в системе высшего образования);

- прочие виды образования, не включенные в другие категории (преподаватель русского языка и литературы в школе, колледже и т.п.);

- вспомогательные образовательные услуги (специалист в области общего среднего, среднего специального, высшего образования, консультант по вопросам образовательных услуг).

Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями являются:

1. научно-исследовательские институты;

2. организации сферы науки и научного обслуживания;

3. вузы;

4. школы, колледжи, лицеи;

5. организации сферы народного образования;

6. правительственные учреждения, акиматы, министерства;

7. издательства;

8. организации сферы культуры и искусства.