Мероприятие на тему: «Применение ферментов в медицине и клинической биохимии» в рамках ЦУР 3. «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте».

11 декабря 2023 года в 12.00 часов в 309 аудитории  ГУК-6 д.х.н., профессор Шоинбекова С.А. провела со студентами 4 курса специальности «06В05103 – Биотехнология» в траектории изучения дисциплины «Энзимология» лекционное занятие – мероприятие на тему: «ПРИМЕНЕНИЕ ФЕРМЕНТОВ В МЕДИЦИНЕ И КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ»  В РАМКАХ реализации ЦУР 3. «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОДЕЙСТВИЕ БЛАГОПОЛУЧИЮ ДЛЯ ВСЕХ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ».

 

С вступительным словом выступила д.х.н., профессор Шоинбекова С.А. Она рассказала предисторию появления этой Программы и объяснила ее сущность Программы «Цели устойчивого развития». Шоинбекова С.А.: «Генеральная Ассамблея ООН в 2000 году приняла Программу, которая изначально называлась  «Цели развития тысячелетия (ЦРТ)», которая должна была запущена в 2015 году.  Главной целью этой Программы было – избавить человечество от нищеты и «исцелить» планетуна период до 2030 года. В 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию страны – члены ООН приняли решение о создании рабочей группы для разработки комплекса целей устойчивого развития, которая через год представила рекомендации для определения 17 целей в области устойчивого развития. 

Цели в области устойчивого развития (ЦУР) (англ. Sustainable Development Goals (SDGs)) — представляют собой 17 взаимосвязанных целей в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех».

Концепция устойчивого развития объединяет три основных направления: экономическое, социальное и экологическое, а это: оптимальное использование ограниченных ресурсов и экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, сохранение стабильности социальных и культурных систем,  обеспечение целостности биологических и физических природных систем.

25 сентября 2015 года 193 страны приняли следующие 17 глобальных целей:

  1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах
  2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства
  3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте
  4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех
  5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
  6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех
  7. Обеспечение доступа к недорогостоящим, надёжным, устойчивым и современным источникам энергии для всех
  8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех
  9. Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций
  10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними
  11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населённых пунктов
  12. Обеспечение рациональных моделей потребления и производства
  13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями
  14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития
  15. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия
  16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчётных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях
  17. Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнёрства в интересах устойчивого развития. 

         Реализация Программы ЦУР сыграет достаточно большую роль в решении глобальных проблем. Официально заявлено, что за последние почти два десятилетия удалось почти вдвое сократить процент людей, живущих за чертой бедности, почти вполовину уменьшить детскую и материнскую смертность, значительно продвинуться в деле борьбы с такими болезнями, как ВИЧ и малярия, а также более, чем в два раза увеличить объём помощи, предоставляемой развитыми странами в целях развития».


          Далее были заслушаны доклады студентов:

  1. «Применение ферментных препаратов в пищевой промышленности».  
  2. «Энзимодиагностика и энзимотерапия».  
  3. «Применение ферментов в генной инженерии». 

       Студенты с большим интересом обсуждали и дискутировали проблемы здоровья населения, нутрициологии, голода, о расширении ореола современных вредных привычек, о важности правильного питания на здоровье человека, обсуждали вопросы поиска  решений этих проблем, создание сбалансированных продуктов питания, применение ГМО,  обсуждались пути ликвидации голода, привлечение людей разного возраста к здоровому образу жизни, спорту, вклад биотехнологии и энзимологии в решении проблем здоровья населения.

      Было отмечено, что эта цель устойчивого развития требует достаточно больших затрат (финансирование на создание пищевых продуктов и обеспечение каждого человека на планете полноценным питанием, на охрану здоровья людей (решение проблем диагностики и лечения разных эпидемий, обеспечение населения современными качественными и эффективными вакцинами и лекарствами, медицинскими учреждениями и т.д.). Но эта программа будет успешна и  будет решена, если каждый человек начнет с малого – себя: будет вести здоровый образ жизни, следить за здоровьем своим и близких ему людей, стремиться поднять социальный уровень жизни. 

Кроме того, студенты отметили, что надо бережно и рационально относиться к воде, окружающей среде, пищевым продуктам, правильно утилизировать  пищевые отходы. К проведению данного мероприятия студенты отнеслись очень ответственно: были грамотно подготовлены доклады и презентации, активно поработали с литературой, сделали плакаты, что является хорошим показателем их профессионального уровня, проявили личностные качества и патриотизм.