6В04109-Цифровая экономика
Название ОП |
6В04109 Цифровая экономика |
Область образования |
6В04 Бизнес, управление и право |
Направление подготовки |
6В041 Бизнес и управление |
Группа образовательных программ |
В046 Финансы, экономика, банковское и страховое дело |
Цель |
Целью образовательной программы является качественная подготовка профессиональных кадров, обладающих установками и ценностями, соответствующими актуальным требованиям локального и глобального рынка труда, имеющих углубленные навыки применения ИТ в сфере экономики, способных решать задачи в области развития цифровой экономики, электронного бизнеса и коммерции с использованием цифровых ресурсов. |
Язык обучения |
казахский / русский / английский |
Объем кредитов |
240 |
Присуждаемая академическая степень |
Бакалавр бизнеса и управления по образовательной программе «6В04109 Цифровая экономика» |
Результаты обучения |
По завершении данной образовательной программы ожидается, что студенты будут способны: 1) организовывать инфраструктуру для цифровой трансформации предприятия (организации) путем встраивания его связей в глобальную сеть цепочек добавленных стоимостей, анализируя и определяя степень их воздействия на макро- и микроэкономические показатели страны, учитывая цикличность, глобализацию и цифровизацию бизнес-процессов; 2) использовать инновационные технологии для стратегического управления бизнес-процессами предприятий (организаций) и построения нового формата их деятельности в сфере цифровой экономики и во внешней торговле, используя формы и системы электронной коммерции, платежных систем и электронных транзакций при ведении международного бизнеса в пространстве ЕАЭС и в мировой экономике; 3) анализировать роль электронного правительства в цифровой экономике, оценивая эффективность информационно-коммуникационных технологий в секторах его взаимодействия с населением и бизнесом: «государство-граждане» (G2C), «государство-бизнес» (G2B), выявляя инновационные решения вопросов улучшения качества жизни граждан и развития бизнеса в стране; 4) моделировать новые задачи по распределению и использованию ресурсов/ процессов и рисков на предприятии (организации), применяя языки и методы программирования, новые виды ИКТ и систем в экономике, анализируя тренды в развитии «сквозных» цифровых технологий (большие данные, блокчейн, искусственный интеллект, квантовые и новые производственные технологии, промышленный Интернет и др.); 5) составлять экономические планы и бюджеты, осуществляя финансовые и экономические расчеты для предприятий (организаций) в виртуальной сфере, оценивая риски и изменения в бизнес-процессах с помощью инструментов бизнес-аналитики на основе данных экономической, финансовой, бухгалтерской отчетности; 6) применять цифровые инструменты в бухучете и аудите, в финансах и маркетинге, технологии блокчейн в логистике и электронной коммерции, оценивая и анализируя их последствия для деятельности предприятия (организации) в реальной и виртуальной среде, определяя новые способы их использования для повышения эффективности и конкурентоспособности бизнес-процессов; 7) делать аналитические обзоры (отчеты) для предприятий (организаций) на основе исследования моделей международного венчурного финансирования и инновационного (R&D) бизнеса, выявляя, анализируя, классифицируя риски и угрозы в цифровой среде и разрабатывая комплекс мероприятий по их минимизации, предлагая новые решения для цифрового инновационного развития отрасли, региона и национальной экономики, в целом; 8) разрабатывать бизнес-планы и смарт-контракты для предприятий (организаций) на основе маркетинговых исследований новых рынков и секторов экономики для развития электронной коммерции, определяя эффективные каналы продаж В2С, создавая электронные магазины с web-сайтами и мобильными приложениями, используя языки программирования HTML/CSS, Javascript, Python и др., оценивая и анализируя их эффективность и конкурентоспособность; 9) Моделировать развитие цифровой экономики, с учетом ее технологических, поведенческих, институционально-правовых особенностей, применяя эконометрические, микро- и макроэкономические модели, составляя аналитические прогнозы перспектив ее развития для экономики Казахстана на основе моделирования; 10) Делать предложения по совершенствованию существующих методик, технологий, каналов продаж и повышения эффективности производства или бизнеса с помощью цифровых инструментов и программных продуктов, работая с большими данными, используя инновационные программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических задач в экономике, 11) разрабатывать новые модели для развития национальной криптовалюты, финансовых и платежных систем, услуг и бизнес-процессов в цифровой среде, анализируя, сравнивая актуальные тренды и особенности развития мирового рынка криптовалют и рынка ICO на основе зарубежного опыта их государственного регулирования; 12) развивать личностные и лидерские навыки, системное прикладное мышление, эффективно работая в команде, решая стандартные задачи профессиональной деятельности на основе деловой коммуникации, информационной культуры, используя различные способы и источники информации и инструменты бизнес-аналитики для решения профессиональных задач; |
Для абитуриентов |
Welcome.kaznu.kz https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/bachelor/speciality/2189 |
- Академическая деятельность
Академическая деятельность по образовательной программе регламентируется Академической политикой КазНУ имени аль-Фараби и реализуется в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования РК.
Образовательная программа предполагает обеспечить единство учебного и исследовательского процесса, составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми зарубежными вузами и профессиональными стандартами НПП «Атамекен», построена по модульному принципу на основе компетентностного подхода.
Главная задача программы состоит в выработке у студентов навыков экономического анализа и решения задач в сфере цифровой экономики.
В течение всего периода обучения студенты изучают комплекс обязательных общеобразовательных и базовых дисциплин, позволяющие сформировать основные когнитивные и функциональные компетенции будущих бакалавров, в то же время цикл профилирующих дисциплин и широкий выбор элективных дисциплин по образовательной программе способствуют формированию глубоких функциональных и системных компетенций.
- Научная деятельность
Студенты имеют возможность участвовать в студенческих научных кружках кафедры экономики, таких как «Экономист ХХI века», «Инновационная экономика», а также ежегодно участвовать в международной конференции для студентов и молодых ученых «әл-Фараби әлемі» в рамках международных Фарабиевских чтений. На старших курсах студенты будут участвовать в международном патриотическом форуме «Мен жастарға сенемін!», на котором они могут представить инновационные проекты.
Все эти мероприятия позволяют на ранних курсах начинать научную и исследовательскую деятельность, что дает возможность к выпускному курсу определиться с тематикой дипломных работ, которая разрабатывается с учетом основных научных направлений кафедры экономики.
На сегодняшний день ППС кафедры реализуют следующие научные проекты:
1) проект в рамках грантового финансирования МОН РК «Креативные индустрии: методологические аспекты классификации и количественных измерений в Республике Казахстан» (2020-2023). Научный руководитель: PhD, асс. профессор Жупарова А.С.
2) проект в рамках грантового финансирования Национального банка РК «Независимость центрального банка и достижение цели по инфляции» (2021-2022). Научный руководитель: д.э.н., профессор Мухамедиев Б.М.
3) проект в рамках грантового финансирования Национального банка РК «Рынок частного капитала в Казахстане, перспективы его развития» (2021-2022). Научный руководитель: PhD, ст. преподаватель Рахматуллаева Д.Ж.
Студент имеет возможность предложить свои направления исследования в области фундаментальных и прикладных вопросов экономики.
- Международная деятельность
Образовательная программа предоставляет студентам возможности обучения в зарубежных университетах в рамках академической мобильности по программам ERASMUS+ сроком на семестр, а также перспективную возможность обучения по программам двух-дипломного образования и совместным образовательным программам вузов-партнеров при поступлении в магистратуру:
- РУДН (Россия),
- University of Padua (Италия),
- University of Finance and Administration (Чехия),
- Bialystok University of Technology (Польша)
- Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)
Новая образовательная программа «Цифровая экономика» введена в 2021 году и еще не участвовала в аккредитации. Предполагается аккредитация образовательной программы после первого выпуска студентов-бакалавров. В рейтингах IAAR и НПП Атамекен образовательная программа планирует участвовать с 2022 года.
Кафедра экономики имеет широкую географию баз практик в разрезе городов и регионов Казахстана, а также за рубежом для студентов-иностранцев. Главным образом, это учреждения и организации государственного и квазигосударственного секторов (районные отделения экономики и финансов, департаменты государственных доходов, отделения предпринимательства, управления казначейства и др.), малые и крупные предприятия и фирмы частного сектора, коммерческие банки, совместные предприятия и филиалы иностранных компаний на территории республики.
На сегодняшний день ведется работа по заключению Меморандума о сотрудничестве между Высшей школой экономики и бизнеса и Управлением цифровизации города Алматы. Меморандум позволит студентам проходить стажировки и профессиональные практики на базе данного учреждения и способствовать трудоустройству будущих выпускников.
«Цифровая экономика» относится к новым специализациям и являются актуальными в свете ускоренной трансформации цифровой экономики в стране и мире. Выпускники будут востребованы на локальном и мировом рынках труда, согласно прогнозам о развитии мировой экономики и глобального рынка труда в ближайшие пять лет. Дипломы о завершении ОП дают преимущество на рынке труда перед теми, кто окончил узкопрофильные специальности. Кроме этого, бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре.