Международные проекты кафедры ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации

01.03.2023

Просмотров: 933

Кафедра ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации Казахского национального университета им. аль-Фараби является признанным центром изучения проблем журналистики, распространения и взаимообмена актуальной информацией в системе ОРБИКОМ и имеет многолетний опыт проведения международных мероприятий, в числе которых успешно реализованные в октябре 2018 года проект семинара-тренинга «Усиление учебной программы по гендерной журналистике», в сентябре 2019 года «Проект по повышению потенциала в освещении гендерно-связанных ЦУР» и др. По итогам проектов в вузах РК были внедрены предметы с учетом проблематики гендера.

Кафедра ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации работает в научном, методическом, учебном и воспитательном направлений в тесном сотрудничестве с Национальной Комиссией по делам ЮНЕСКО И ИСЕСКО в Республике Казахстан, с Кластерным бюро ЮНЕСКО в Алматы, с международными организациями, государственными, общественными и бизнес-структурами.

Кафедра активно работает по 3, 4, 5, 8, 11, 15, 16, 17 Целям, приоритетным для кафедры. В русле этой работы ежегодно проводятся сезонные Школы (Осенняя, Весенняя, Летняя), медиашколы, круглые столы.

Многие мероприятия кафедры проводятся при поддержке Кластерного бюро ЮНЕСКО. ЮНЕСКО прилагает все свои усилия для поддержки и развития качественного профессионального журналистского образования. Кафедра ЮНЕСКО также работает в этом направлении. Например, в 2018 году кафедра инициировала реализацию проекта МПРК «Усиление учебной программы по гендерной журналистике в Казахстане» и внедрение в учебный процесс курсов гендера и СМИ в нескольких республиканских вузах. В 2019 году провела семинары-тренинги для журналистов региона по гендерному устойчивому развитию. В результате журналисты поняли, как нужно грамотно поднимать гендерную тему, и на эту тему было опубликовано много материалов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ:

 

  1.  ООН-Женщины, Региональная программа Луч света, МИД РК.

Международный проект СЕРИЯ ТРЕНИНГОВ ПО УСИЛЕНИЮ ПОТЕНЦИАЛА И ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА, ИСКОРЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ДЕВОЧЕК, РАСШИРЕНИЯ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, 30 марта - 15 июня 2022 года.

Руководитель д.филол.н. Шынгысова Н.Т.

Участники проекта: Рожков А.В., Дудинова Е.И., Вескина Е.А.

Исполнитель: Кафедра ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации факультета журналистики КазНУ имени аль-Фараби.

География участников - Пять государств Центральной Азии – Казахстан, Кыргызстан

Целевая аудитория:

Представители госструктур и исполнительной власти

Поставщики услуг для лиц, переживших насилие

Представители НПО

Представители бизнеса

Цель проекта – повышение осведомленности, компетенций и практических знаний представителей государственных и негосударственных органов, субъектов профилактики насилия в отношении женщин и девочек, а также поставщиков услуг, в области гендерного равенства, искоренения насилия в отношении женщин и девочек, расширения прав и возможностей женщин в Центральной Азии. 

 

Ключевые результаты:

  • ·         514 человек (426 - женщин, 88 - мужчин) представителей государственных и негосударственных органов, субъектов профилактики насилия в отношении женщин и девочек, а также поставщиков услуг улучшили знание и укрепили свой потенциал в области продвижения гендерного равенства и искоренения насилия в отношении женщин и девочек. 
  • ·         Количество участников превысило в 2,1 раза запланированное количество 278 человек;
  • ·         Разработана концепция, проведено картирование 11 ресурсов и подготовлены 17 методических инструментов и свыше 60 материалов для тренингов; 
  • ·         С 24 по 30 мая проведены пять тренингов для 514 участников из пяти стран ЦА: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.  
  • ·         Установлено в опросниках и тестах 12% рост знаний и компетенций по документам ООН в сфере гендерного равенства и противодействия насилию против женщин и девочек;
  • ·         Несмотря на профильную ориентацию тренингов по должностным и профессиональным обязанностям, более 30 участников из Туркменистана и Таджикистана сочли необходимым посетить все пять дней тренингов; 
  • ·        
  • ·         Посредством знакомства с позицией, закрепленной в общепризнанных международных актах и совместном разборе кейсов по конкретным ситуациям, 100% участников тренингов пришли к однозначной позиции, что в насилии всегда виноват насильник.
  • ·         Получен и удовлетворен запрос от участников на доступ к материалам тренинга, учебным пособиям и документам ООН по ликвидации гендерного неравенства и противодействию насилию против женщин и девочек. 
  • ·         Вовлечение в состав активных участников представителей государственных структур, реализующих национальную семейную и гендерную политику и региональное исполнение, сотрудников правоохранительных органов, частного сектора, собственников бизнеса, поставщиков услуг, представителей НПО, волонтерских и молодежных организаций Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.
  • ·        
  • ·         Разъяснены миссия, направления действий и возможности регионального представительства международной инициативы «Луч света».
  • ·         Получен положительный отклик по контенту тренингов, уровню доступности материала и формам его подачи от участников посредством отзывов в чате платформы Zoom, через мессенджер WatsUp, по электронной почте, на сайте университета КазНУ имени аль-Фараби. 
  • ·         Определены приоритеты, которые нуждаются в дальнейшей дискуссии и выработке позиции среди ключевых групп, влияющих на ситуацию с достижением гендерных прав и нулевой терпимости насилия: соотнесенность позиции по насилию в семье с обычаями и традициями; постепенный отказ от маскулинных моделей поведения в Центральной Азии; недопущения развития насилия с применением новых цифровых технологий.

 Миссия – способствовать конкретным действиям по снижению сексуального и гендерного насилия, в том числе бытового, в пяти государствах Центральной Азии среди субъектов профилактики и реагирования на СГН, а также поставщиков услуг.

Цель тренинга – повышение практических компетенций, необходимых для успешной реализации концепции гендерного равенства в контексте профессиональной деятельности различных структурных подразделений государственных и общественных организаций, и укрепление регионального сотрудничества в сфере гендерных инициатив в Центральной Азии.

Долгосрочная перспектива: усиление потенциала в сфере противодействия насилию в отношении женщин и девочек, расширения прав и возможностей женщин в Центральной Азии за счет выстраивания комплексного взаимодействия всех участников системного решения проблемы гендерного равенства в Центральной Азии через адаптацию опыта каждого государства, в целом соблюдения прав человека.

 

Процесс проведения  

В апреле 2022 года были разработаны программы семинаров-тренингов для каждой группы, сформирован раздаточный материал и памятки для участников, презентационный, видео- и контрольный материал тренеров. Семинары-тренинги прошли по графику с 24 мая по 30 мая 2022 года.  

Все участники заранее получили программы и ссылки на подключение к сессиям, работа тренингов начиналась по графику с приветствия Советника по согласованности региональной программы инициативы “Луч света” С.О. Мустафиной, презентации проекта его руководителя профессора Н.Т. Шынгысовой, в которых спикеры обращали внимание на важность системных изменений действий в отношении женщин и девочек, подчеркивали роль международных стандартов, а также предлагали активно обмениваться опытом участникам из всех государств Центральной Азии. Тренеры проекта в стандартизированном модуле представляли концепцию гендерного равенства и способы расширения прав и возможностей женщин, международный и национальный опыт противодействия насилию в отношении женщин и девочек, методы вовлечения ключевых стейкхолдеров и широких слоев населения в продвижение идей и действий против насилия для концентрации на гендерных аспектах в глобальной Повестке устойчивого развития до 2030 г.

Предметный учебный модуль был спланирован с учетом как конкретной целевой аудитории: госструктур и исполнительной власти, поставщиков услуг, НПО, бизнеса, правоохранительных структур, так и разнообразного представительства участников из всех пяти государств ЦА, где наблюдается, согласно итогам анкетирования, неоднородный подход и ситуация в сфере гендерного равенства и уровня распространенности насилия в отношении женщин и девочек. Поэтому основные аспекты повышения квалификации были сконцентрированы на наращивании профессионального потенциала сотрудников в каждой из пяти конкретных сфер, развитии у специалистов эмпатии, обмене опытом в ходе деловых игр, решения кейсов, дискуссий и закрепления материала.

С 1 по 10 июня 2022 года проведены заключительная оценка организации семинаров-тренингов, мониторинг откликов участников.

 

Выполнение плана 

План реализации проекта по проведению тренингов по усилению потенциала и знаний в области гендерного равенства, искоренения насилия в отношении женщин и девочек, расширения прав и возможностей женщин в Центральной Азии выполнен по всем пунктам и в срок. 

 

2. Международный проект «ПЛАТФОРМА ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ» ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИЙ ООН-ЮНЕСКО, март 2022 - ноябрь 2022 гг. Руководитель д.филол.н.Шынгысова Н.Т.

Участники проекта: Дудинова Е.И., Рожков А.В., Скрипникова А.И., Негизбаева М.О.

Созданы МООКи по темам Модели образовательной программы по журналистике ЮНЕСКО: К. Артурс, М. Фолли, М. Абу-Фадиль «Типовой курс по безопасности журналистов», М.К. Лим, М. Ито, Ш.Ш. Нго, Л.К. Ванг, З. Наин, Э. Местон «Освещение темы об изменении климата и устойчивом развитии», Р. Говард «Конфликтно-чувствительная журналистика», А.М. Амп «Освещение в СМИ проблемы насилия против женщин и девочек: руководство для журналистов». Курсы соотнесены с ЦУР: 4 – Качественное образование, 5 – Гендерное равенство, 13 – Срочные меры по борьбе с изменением климата, 16 – Мир, правосудие и эффективные институты. Курсы интегрируют обучение журналистике на основе международных стандартов в рамках формального и неформального образования через сервисы open.kaznu.kz. Новые дисциплины развивают среди преподавателей и студентов гендерно-ориентированные, инклюзивные и цифровые подходы.

Применение образовательной цифровой платформы для применения как в образовательных программах вузов, так и для повышения квалификации сотрудников СМИ, блогеров. В создании в качестве консультантов участвовали представители 19 университетов Центральной Азии и Кавказа, благодаря которым сбалансированы интересы разных регионов.

Студенты и преподаватели вузов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также сотрудники СМИ, блогеры получили бесплатный круглосуточный доступ к открытому ресурсу КазНУ имени аль-Фараби для повышения компетенций в сферах безопасности, конфликтно-чувствительных методах, экологической концепции и насилия в отношении женщин и девочек. Транслируемые международные практикумы адаптированы под региональную специфику и представлены как на русском, так и на семи национальных языках. Дидактика включает видеолекции от 6 до 12 минут, по завершении модулей предусмотрен текущей контроль в виде тестов, а по окончании курса – написание эссе и его взаимопроверку обучаемыми на основе предложенных критериев. Устойчивость первых четырех выпущенных курсов состоит в усиливающейся динамике привлечения к применению в журналистской практике международных стандартов и обеспечения позитивных примеров решения сложных коммуникативных ситуаций. Привлекательность курсов заключается в их верифицированном контенте ЮНЕСКО, Международной федерации журналистов, автоматизированной форме представления материалов и минимальных требованиях для формализации этапов обучения. Структура МООКов платформы ЦУР более гибкая, чем в классических формах обучения.

МООКи показывают наглядный пример методическим объединениям вузов и инициируют к пересмотру тематики и контента журналистских дисциплин для более широкого внедрения международных стандартов. Функционал платформы позволяет оценить разные критерии, в т.ч. индивидуализацию, вовлеченность и конверсию конкретного курса. Заложенные в предметах цифрового обучения принципы позволят применять индикаторы JSIS, IUIs и GSIM.

Результаты анкетирования участников и консультантов проекта. По ЦУР 5 – Гендерное равенство, в публикациях и сюжетах журналисты стали на 70 процентов чаще использовать примеры, чтобы убедительно показывать тезис – жертва никогда не виновата в насилие. По ЦУР 4 – Качественное образование, регистрация на МООКи выросла в 1,8 раза, вузы принимают сертификат курса в зачет дисциплины учебной программы. По ЦУР 13 – Срочные меры по борьбе с изменением климата, количество фактов доказательства загрязнения атмосферы, жестокого обращения с животными выросли в 2 раза. По ЦУР 16 – Мир, правосудие и эффективные институты, журналисты при освещении демонстраций и митингов в 90% стали надевать жилеты и повязки с надписью «Пресса».

Среди консультантов проекта были преподаватели, журналисты, блогеры, представители НПО Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Грузии, которые, согласно Всемирного индексу свободы прессы, составляемому «Репортерами без границ», имеют разницу в показателях. Наглядное сравнение инициатив, а также внедрение практических методов позволяет улучшить положение СМИ в этих государствах с аккумулирующим воздействием передовых взглядов и миссий

Агентство «Avrupa times» отметило, что «создатели проекта показали разницу между массовыми онлайн-курсами и классическими курсами: емкость, визуализация и интерактивность. Пожелания углубления сотрудничества при запуске платформы были высказаны партнерами из стран Центральной Азии и Кавказа. Важная деталь: резюме курсов переведены на восемь языков, что является их специфичным отличием».

https://www.avrupatimes.com/world/mediasdg-platform-was-launched-at-the-meeting-of-the-unesco-cluster-office-h11564.html

Для преподавателей, сотрудников редакций, студентов в сфере журналистиие использовался гендерно-ориентированный тезаурус, подбирались специальные примеры, в частности, об одежде, о нагрузках, о тоне общения, которые напрямую были адресованы женщинам, с учетом международных рекомендаций.

Проект «Платформа МедиаЦУР для журналистского образования и тренингов» рассматривал вопросы долгосрочных командировок женщин, вопросы гигиены, методы защиты от насилия в разных условиях в сфере коммуникации.

В рамках реализации проекта было создано консультационное партнерство с университетами: Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, Казахстан: Атырауский государственный университет, Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, Кыргызско-российский славянский университет, Международный Кувейтский университет., Таджикский национальный университет, Российско-таджикский славянский университет, Институт международных отношений Министерства иностранных дел, Международный университет гуманитарных наук и развития, Университет журналистики и массовой коммуникации Узбекистана, Ташкентский государственный университет востоковедения, Бакинский государственный университет, Бакинский славянский университет, Ереванский государственный лингвистический университет имени В. Брюсова, Российско-армянский университет, Тбилисский государственный университет имени И. Джавакишвили, Грузинский национальный университет.

Рабочая группа также осуществлена творческую коллаборация

В ходе реализации проекта шли постоянное информирование и коммуникации с партнерами и потенциальными пользователями через электронные сервисы и лично

Привлечение как можно большего числа рекомендаций ООН, ЮНЕСКО, международной федерации журналистов, проведение картирования имеющихся практик, апробация для потенциальных аудиториях, регулярные консультации и воркшопы с коллегами.

На всех материалах – видео, презентациях, публикациях размещен утвержденный логотип ЮНЕСКО и МПРК, а также партнерам постоянно разъяснялись цели МПРК. Вузам Центральной Азии презентованы возможности участия в проектах МПРК, на основе опыта кафедры ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации КазНУ имени аль-Фараби.

Курсы реализованы и размещены на защищенных сервисах университета. Оформлена сопроводительная документация. Проведена промоушн-кампания. В течение пяти лет МООКи будут обновляться и усиливаться. Разработаны требования по получению сертификатов курса и их признанию. Проект может был дополнен и усилен новыми курсами.

При разработке проекта были подготовлены графики реализации проекта, процедуры оценки качества и соответствия, меры по улучшению, которые использовались в полной мере в рамках выполнения всех запланированных активностей.

В МООКах использованы более 100 документах ЮНЕСКО и МПРК, 80 процентов имелись на русском языке и размещались в открытом депозитории unesdoc.unesco.org.

Данный проект позволит усилить кадровый потенциал журналистики Казахстана, стран Центральной Азии и Кавказа, адаптирует гендерно-ориентированные подходы, продемонстрирует принципы инклюзивности, а также поможет улучшить ситуацию с положением СМИ, улучшит образовательные программы подготовки журналистов.

Кафедры ЮНЕСКО в Казахстане, кафедры по журналистике являются заинтересованными партнерами в улучшении ситуации в сфере медиа и подготовке кадров для отрасли.

Данный проект может получить продолжение за счет разработки новых курсов из Модели образовательный программы по журналистике ЮНЕСКО в Центральной Азии и на Кавказе. 

 

3. Международный проект UNWKAZRFP 2020-003 структуры «ООН-женщины»

«МЕДИА И ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»: ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МЕСТНЫХ СМИ В ОСВЕЩЕНИИ ГЕНДЕРНО-СВЯЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ЦУР), 2020 г. 

Руководитель проекта: д.филол.н. Шынгысова Н.Т. Участники проекта: Дудинова Е.И., Рожков А.В., Вескина Е.И.

 

В городе Костанай

 

По гранту структуры «ООН-женщины» проектная группа кафедры ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе факультета журналистики реализовала семинары-тренинги по повышению потенциала местных СМИ и пресс-служб местных исполнительных органов в освещении гендерно-связанных Целей устойчивого развития (ЦУР) «Медиа и Цели устойчивого развития».

Данный проект повышает квалификацию журналистов, сотрудников пресс-служб, блогеров и представителей неправительственных организаций согласно международным стандартам гендерного равенства на основе ЦУР, рассматривает отражение гендерного баланса в медиа регионов, осуществляет показ возможностей их использования в СМИ, PR, блогинге.

Семинар-тренинг прошел в городе Уральск на базе Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова. В нем приняли участие программный представитель структуры «ООН-женщины» в Казахстане Г. Смаилова, проректор по науке и интернационализации КГУ им. А. Байтурсынова А. Бекмагамбетов, руководитель проекта зав. кафедрой ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе Н. Шынгысова. Тренинг провели преподаватели кафедры Е. Дудинова, А. Рожков, Е. Вескина. В семинаре-тренинге участвовали главные редакторы, журналисты газет, радиостанций, телеканалов Костанайской области, блогеры, представители неправительственных организаций, преподаватели, студенты и магистранты.

На семинаре-тренинге «Медиа и Цели устойчивого развития» реализованы основные направления проекта: рассмотрены актуальность гендерного фактора в Повестке устойчивого развития до 2030 года, национализация и локализация гендерно-связанных Целей устойчивого развития, восприятие гендерного баланса журналистами и аудиториями, роль женщины в политике, модели модернизации гендерных инфоповодов. Все участники получили укомплектованные папки с материалами по теме проекта для дальнейшего использования и поддержания компетенций.

Семинар-тренинг в рамках проекта прошел с применением документов структуры «ООН-женщины», гендерно-чувствительных индикаторов медиа ЮНЕСКО, подготовленных к печати кафедрой, презентаций тренеров, комнадной работы, разбора кейсов, обсуждении рекомендациий.

В заключительной части семинара участники оценили в листах ожидания организационные и творечески аспекты семинара, а также сделали самооценку полученных знаний и умений, заполнитили итоговые анкеты.

Проект был выполнен по всем заявленным параметрам.

 

В городе Уральск

 

Кафедра ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе факультета журналистики по гранту «ООН-женщины» реализовала проект семинаров-тренингов по повышению потенциала местных СМИ и пресс-служб местных исполнительных органов в освещении гендерно-связанных Целей устойчивого развития (ЦУР) «Медиа и Цели устойчивого развития».

Концепцией проекта предусматривалось знакомство представителей СМИ, пресс-служб, блогерам и неправительственных организаций с международными стандартами гендерного равенства на основе ЦУР, выявление ситуации в отражении гендерного баланса в медиа регионов, показ возможностей их использования в СМИ, PR, блогинге.

Семинар-тренинг прошел в городе Уральск на базе медиахолдига «Орал өңірі». В его работе приняли участие программный представитель структуры «ООН-женщины» в Казахстане Г. Смаилова, гендиректор медиахолдига «Орал өңірі» Р. Сабитулы, руководитель проекта зав. кафедрой ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе Н. Шынгысова. Тренеры – преподаватели кафедры Е. Дудинова, А. Рожков, Е. Вескина. В семинаре-тренинге участвовали главные редакторы, журналисты газет, радиостанций, телеканалов Уральской области, блогеры, представители неправительственных организаций.

Базовые тематические блоки, представленные в ходе семинара-тренинга проекта: актуальность гендерного фактора в Повестке устойчивого развития до 2030 года, национализация и локализация гендерно-связанных Целей устойчивого развития, восприятие гендерного баланса журналистами и аудиториями, роль женщины в политике, модели востребованности гендерных инфоповодов. Все участники получили укомплектованные папки с материалами по теме проекта.

Семинар-тренинг проекта прошел с применением документов структуры «ООН-женщины», гендерно-чувствительных индикаторов медиа ЮНЕСКО, подготовленных к печати кафедрой, использовались тематические сюжеты телевидения и кино, публикации традиционных и новых медиа по гендерной тематике на основе зарубежного и казахстанского контента, участники знакомились с принципами ЦУР в ходе деловых игр, решения кейсов, построения ассоциативныъх моделей.

По результатам итогового анкетирования участники семинара-тренинга положительно оценили уровень организации и проведения семинара, сделали самооценку собственных возможностей данной проблематики, опубликовали посты в социсетях и подготовили материалы для СМИ.

В целом, поставленные в проекте цели были реализованы.