KazNU is exempt from corruption

Call-center: +7 (727) 377-33-33

 

 

Цель проекта «Университет вне коррупции»: недопущение в КазНУ им. Аль-Фараби любых коррупционных явлений путем создания социальной среды, нетерпимой к коррупции и внедрения антикоррупционных технологий

Методологическая основа проекта:

  • принцип социального партнерства, в соответствии с которым распределяются роли между всеми участниками образовательного процесса, студентами, получающими услуги и преподавателями и администрацией вуза, обеспечивающими получение этих услуг.
  • комплексность и системность предпринимаемых анктиоррупционных мер.

1. Первый блок комплекса мер – это внедрение антикоррупционных механизмов в управленческой и организационно-кадровой деятельности.

В КазНУ внедрена система процессного менеджмента, в основе которого лежит управление, ориентированное на результат (УОР). В основе УОР – четкое индикативное планирование и контроль достижения необходимых для повышения мировой конкурентоспособности университета показателей. Внедрена открытая и прозрачная процедура рейтинговой оценки деятельности преподавателей и сотрудников. На ее основе мы перешли к оплате по результатам труда.

Результаты рейтинга ежегодно учитываются конкурсной комиссией при прохождении преподавателями, заведующими кафедрами и деканами конкурса на замещение должностей. Таким образом, система УОР позволила:

  • обеспечить прозрачность и открытость, являющуюся необходимым и важным атрибутом современного менеджмента;
  • повысить ответственность каждого участника за результат;
  • усилить контроль эффективности как целом университета, так и деятельности каждого из подразделений и сотрудника;
  • внедрить ясные и четкие критерии оценки труда и вознаграждение по ее результатам.

Одной из ключевых мер в противодействии коррупции стала разработка и реализация Кодекса корпоративной культуры ППС и сотрудников, Кодекса чести студентов, Положения о преподавателе и Положения о студенте КазНУ. Внедрение важных этических норм, закрепленных в данных документах, нацелено на укрепление в коллективе приверженности высоким профессиональным и моральным нормам, способствует созданию среды нетерпимости к любым социально-порочным практикам.

На всех факультетах действуют Комиссии по этике, которые осуществляют контроль за соблюдением данных кодексов и вырабатывают меры общественного и дисциплинарного воздействия по фактам нарушения корпоративной этики

К важной антикоррупционной мере следует отнести и создание такой отдельной структуры как Центра безопасности и оперативного реагирования, ответственность и функции которой теперь значительно расширены по сравнению с обычной охранной службой. Данный центр реализует целый комплекс мер организационного и оперативного характера, направленных на недопущение и выявление возможных потенциальных угроз и каналов правовых, экономических, социальных и иных нарушений, в том числе коррупционных.

При данном центре функционируют Ситуационный центр, группа оперативного реагирования КазНУ.

2. Для эффективного принятия управленческих решений по противодействию коррупции налажена системная обратная связь посредством блога ректора и регулярных социологических опросов, проводимых Центром социологических исследований и социального инжиниринга КазНУ. Это анкетирование на темы:

  • Преподаватель глазами студентов

  • Куратор-эдвайзер глазами студентов

  • Преподаватель глазами коллег

  • Университет глазами выпускника

  • Чистая сессия

  • Социальное самочувствие студентов

  • Качество образовательного процес

Результаты анкетирования обсуждаются на заседаниях Ученого совета и ректората и учитываются при проведении конкурса на замещение вакантных должностей ППС.

3. Следующий блок проекта «Университет вне коррупции» – это внедрение антикоррупционных технологий в учебном процессе. В соответствии с международными стандартами в КазНУ создана информационно-образовательная интранет-система «УНИВЕР». Вся система предельно прозрачна и открыта в реальном времени для просмотра руководством университета. Здесь размещены электронный журнал посещений, успеваемости, электронные ведомости, который может просмотреть любой из пользователей. Система ограничивает сроки проставления баллов в журнал и оценок в ведомости для преподавателей, создает отчеты по подозрительным проставлениям в журнал посещений/успеваемости, осуществляет генерацию экзаменационных билетов, осуществляет шифрование экзаменационных работ, обеспечивает онлайн-тестирование, пропуск выпускных работ через систему «Антиплагиат».

Внедрен офис регистратора, обеспечивающий разделение функций организации услуг (факультет и кафедра) и контроля результатов.

В учебный процесс внедрены новые методы и технологии оценки достижений обучающихся, основанные на компетентностно-критериальном подходе. Нужно отметить, что они реализуются еще на стадии разработки учебного плана, учебно-методического комплекса дисциплины. Освоение компетенций требует соответствующей организации образовательного процесса, текущего и итогового контроля. Поэтому в КазНУ им. аль-Фараби организация экзаменационной сессии реализована в новом формате, обеспечивающем объективную и прозрачную оценку уровня освоения результатов обучения.

Создан Штаб по организации и проведению акции “Чистая сессия” с участием ректора, проректоров по учебной работе и социальному развитию, молодежных организации университета.

Экзамены проводятся в письменной или тестовой комбинированной формах, а для студентов-заочников используются дистанционные технологии обучения. В целях объективной проверки экзаменационных работ введена практика создания независимых комиссий из числа ведущих профессоров, без привлечения преподавателей проводивших занятия. Проверка экзаменационных работ обучающихся проводится после их шифрования независимой комиссией, без привлечения преподавателей, которые проводили занятия по данной дисциплине.

Для контроля экзаменационного процесса во время каждой сессии используется технология видеофиксации и мониторинга, что позволяет в онлайн-режиме выявлять нарушения правил сдачи экзаменов (использование шпаргалок, сотовых телефонов и т.д.). Использование так называемых несанкционированных вспомогательных средств, включая не только изготовленные вручную шпаргалки, но и новейшие электронные устройства, расценивается как нарушение, имеющее своим следствием аннулирование экзаменационной работы с выставлением неудовлетворительной отметки.

Активную разъяснительную работу в этой связи организовывают члены Студенческого бюро Болонского процесса и представители молодежных организаций университета. Комитет молодежных организаций определяет студентов, которые вошли в состав специальных комиссий и тем самым, получили возможность выступить в роли проверяющих процесса сдачи экзаменов и изучить данные процессы изнутри. Студенты, пойманные со шпаргалками, удаляются с экзаменов и отправлены на повторное обучение и пересдачу. Все вышеуказанные меры позволили исключить субъективный фактор в оценке знаний студентов.

4. Важным условием эффективности антикоррупционных технологий является создание здоровой социальной среды. Только в результате ее формирования возникает атмосфера недопустимости не только таких явлений как взятки, вымогательство, давление, растраты, но и плагиат, списывание и т.п

И здесь огромное значение имеет непрерывность социального воспитания, в рамках которого студент нами позиционируется не только в качестве объекта воспитательного воздействия, но и как равноправного субъекта всего образовательного процесса.

В этой связи мы большое значение придаем институту кураторов-эдвайзеров, функция которого – обеспечение социально-педагогической поддержки студентов и эффективных социальных взаимодействий с ними. Перед каждым куратором стоит задача: дойти до каждого студента, знать его окружение, его проблемы, оказать в нужный момент педагогическую и психологическую помощь. Открытое и доверительное отношение между студентами и кураторами способствует оздоровлению социально-психологического климата, создает атмосферу морально-нравственного комфорта.

В КазНУ разработаны и активно реализуются программы гражданского воспитания, нацеленные на формирование патриотизма в студенческой среде, трудового и правового воспитания, повышения антикоррупционной культуры.

Большое значение мы придаем развитию студенческого самоуправления на основе социального партнерства и вовлечению их в процессы принятия управленческих решений. Значительно расширены полномочия студентов в решении таких важных вопросов, как контроль и оценка качества учебного процесса, участие в процедуре заселения и выселения из общежития, обеспечение правопорядка и др. Такая практика позволяет нашим студентам ощутить чувство сопричастности и разделять чувство ответственности за результаты образовательного процесса наряду с администрацией, ППС и другими сотрудниками вуза.

Постоянное системной воздействие, направленное на формирование здоровой и творческой социальной среды приносит свои плоды. Наши студенты показывают самые высокие результаты в учебной, научно-исследовательской деятельности, занимая первые позиции в престижных олимпиадах, научных конкурсах, спорте. Высоких достижений добивается ежегодно ППС, о чем свидетельствует наше лидерство не только в национальных рейтингах, но и авторитетных международных рейтингах. Так в престижном международном рейтинге QS КазНУ им. Аль-Фараби единственный из вузов Центральной Азии и Казахстана входит в топ-300 лучших вузов мира и занял в этом году высокое 236 место!

Таким образом, в КазНУ им. Аль-Фараби положено начало движения по превращению вузов в университеты вне коррупции, сделан внушительный задел в этом направлении, приобретен положительный и успешный опыт, который может быть распространен среди вузов РК.