6В04103-Экономика

Название ОП

6В04103 Экономика

Область образования

6В04 Бизнес, управление и право

Направление подготовки

6В041 Бизнес и управление

Группа образовательных программ

В044 Менеджмент и управление

Цель

Целью образовательной программы является качественная подготовка специалистов, способных профессионально работать в реальном секторе экономики. Реализация образовательной программы направлена на формирование личности специалиста, способного:

- планировать, создавать и вести бизнес и предпринимательскую деятельность в различных областях, в том числе в виртуальной среде, экономики;

- эффективно управлять бизнес-процессами предприятия и предпринимательскими рисками на основе применения ИКТ;

- оценить экономическую эффективность используемых ресурсов, финансовую устойчивость и конкурентоспособность предприятия и экономики, в целом;

- проводить качественный анализ экономической деятельности субъектов экономики, на основе которого обосновать рациональность принимаемых решений в области экономической политики государства;

- использовать экономико-математическое моделирование и эконометрический анализ для оценки изменений в экономических процессах на микро- и макроуровне;

- оценивать окружающую действительность на основе мировоззренческих, нравственных и гражданских позиций и предлагать новые решения современных проблем экономики, демонстрировать на профессиональном уровне владение иностранными языками

Язык обучения

казахский / русский / английский

Объем кредитов

240

Присуждаемая академическая степень

Бакалавр бизнеса и управления по образовательной программе «6В04103 Экономика»

Результаты обучения

По завершении данной образовательной программы ожидается, что студенты будут способны:

  1. 1.    профессионально оперировать экономическими категориями на практике; различать этапы экономического цикла и интерпретировать поведение субъектов экономики в них; иллюстрировать графически действия рыночных законов в экономических моделях и теориях;
  2. 2.    рассчитать основные показатели функционирования экономики, интерпретировать их роль в системе национальных счетов страны; классифицировать базы данных и модели для анализа экономических процессов на макро-, мезо- и микроуровнях; обосновать возможности применения продвинутых моделей роста экономики для Казахстана;
  3. 3.    сформулировать алгоритм поведения экономических агентов на различных рынках; классифицировать риски и изменения в их деятельности и обосновать методики для их оценки; интерпретировать основные показатели деятельности предприятия в отрасли и  регионах Казахстана; обосновать инструменты экономической политики в моделях экономического роста;
  4. 4.    аргументировать применение количественных и качественных методов для решения сложных экономических задач; практиковать математические и эконометрические модели в профессиональной деятельности; интегрировать  эффективные программные обеспечения в деятельность субъектов рынка; обосновать применение новых технологий, позволяющих повысить эффективность бизнес-процессов на предприятии;
  5. 5.    формировать статистическую базу данных  для анализа экономических процессов на предприятиях; практиковать применение  EViews, Stata, MS Excel для  анализа данных и на основе полученных выводов и  результатов оценивать основные тренды в развитии отраслей, регионов и экономики, в целом;
  6. 6.    формировать исходные данные для экономических планов предприятий; рекомендовать основные способы получения, хранения и  переработки информации для обеспечения экономической безопасности предприятий; разрабатывать модели рациональных решений для предприятия на основе различных методов управления проектами (PMI, IPMA и PRINCE2);
  7. 7.    анализировать причины и последствия мировых экономических циклов;  сравнивать эффективность инструментов стабилизационной политики для оценки экономических шоков; применять модели AD-AS и IS-LM для анализа макроэкономических процессов в стране; обосновать политику Национального банка и правительства республики при решении макроэкономических проблем;
  8. 8.    анализировать структуру основных и оборотных активов предприятия; рассчитать нормы расхода материалов, оценить потребность предприятия в них; различать показатели эффективности труда и производственных фондов; выбирать  стратегии ценообразования и инвестирования на рынке для предприятия, оценить их результативность;
  9. 9.    составлять производственную программу предприятия, рассчитать ее смету; анализировать информацию в отчетности предприятия, практиковать навыки финансово-экономических расчетов в Excel; использовать полученные в ходе анализа и оценки результаты для принятия эффективных решений;  оценивать факторы конкурентоспособности предприятия и экономики, в целом;

10. оценить существующие бизнес-процессы, предлагать модели их трансформации в новые для повышения эффективности предприятия; спрогнозировать новые решения о распределении ресурсов, процессов и рисков на предприятии; анализировать реальные проблемы бизнеса и экономической политики, опираясь на навыки работы с программами EViews и Stata;

11. обосновать нормативно-правовую базу, регулирующую  деятельность субъектов экономики; практиковать типовые методики, стандарты и нормы законодательства при анализе их деятельности; анализировать правовые и экономические аспекты создания собственного предприятия; оценить предпринимательские риски и финансовую устойчивость предприятия;

12. профессионально осуществлять свою деятельность, оценивать эффективные сферы применения своих знаний, информационно-коммуникативных способностей;  самостоятельно собрать информацию из различных источников; организовать работу в команде, учитывать социокультурные различия между людьми в профессиональной деятельности; быстро адаптироваться в нестандартных ситуациях, связанных с работой

Для абитуриентов

Welcome.kaznu.kz https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/bachelor/speciality/1514

- Академическая деятельность

Академическая деятельность по образовательной программе регламентируется Академической политикой КазНУ имени аль-Фараби и реализуется в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования РК.

Образовательная программа предполагает обеспечить единство учебного и исследовательского процесса, составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми зарубежными вузами и профессиональными стандартами НПП «Атамекен», построена по модульному принципу на основе компетентностного подхода.

Главная задача программы состоит в выработке у студентов навыков экономического анализа и решения задач в сфере реального сектора экономики.

В течение всего периода обучения студенты изучают комплекс обязательных общеобразовательных и базовых дисциплин, позволяющие сформировать основные когнитивные и функциональные компетенции будущих бакалавров, в то же время цикл профилирующих дисциплин и широкий выбор элективных дисциплин по образовательной программе способствуют формированию глубоких функциональных и системных компетенций.

 

- Научная деятельность

Студенты имеют возможность участвовать в студенческих научных кружках кафедры экономики, таких как «Экономист ХХI века», «Инновационная экономика», а также ежегодно участвовать в международной конференции для студентов и молодых ученых «әл-Фараби әлемі» в рамках международных Фарабиевских чтений. На старших курсах студенты будут участвовать в международном патриотическом форуме «Мен жастарға сенемін!», на котором они могут представить инновационные проекты.

Все эти мероприятия позволяют на ранних курсах начинать научную и исследовательскую деятельность, что дает возможность к выпускному курсу определиться с тематикой дипломных работ, которая разрабатывается с учетом основных научных направлений кафедры экономики.

На сегодняшний день ППС кафедры реализуют следующие научные проекты:

1) проект в рамках грантового финансирования МОН РК «Креативные индустрии: методологические аспекты классификации и количественных измерений в Республике Казахстан» (2020-2023). Научный руководитель: PhD, асс. профессор Жупарова А.С.

2) проект в рамках грантового финансирования Национального банка РК «Независимость центрального банка и достижение цели по инфляции» (2021-2022). Научный руководитель: д.э.н., профессор Мухамедиев Б.М.

3) проект в рамках грантового финансирования Национального банка РК «Рынок частного капитала в Казахстане, перспективы его развития» (2021-2022). Научный руководитель: PhD, ст. преподаватель Рахматуллаева Д.Ж.

Студент имеет возможность предложить свои направления исследования в области фундаментальных и прикладных вопросов экономики.

 

- Международная деятельность

Образовательная программа предоставляет студентам возможности обучения в зарубежных университетах в рамках академической мобильности по программам ERASMUS+ сроком на семестр, а также перспективную возможность обучения по программам двух-дипломного образования и совместным образовательным программам вузов-партнеров при поступлении в магистратуру:

  • РУДН (Россия),
  • University of Padua (Италия), 
  • University of Finance and Administration (Чехия), 
  • Bialystok University of Technology (Польша)

 

- Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

Образовательная программа «Экономика» была аккредитована международной организации FIBAA - Foundation for International Business Administration Accreditation (2015-2020).

В 2021 году образовательная программа успешно прошла аккредитацию KazSEE -  Казахстанского общества инженерного образования (2021-2026).

По итогам рейтинга IAAR - 2021, КазНУ имени аль-Фараби занимает І место в республике по группам ОП направления «6В041 Бизнес и управление», куда входит ОП «6В04103 Экономика».

Кафедра экономики имеет широкую географию баз практик в разрезе городов и регионов Казахстана, а также за рубежом для студентов-иностранцев. Главным образом, это учреждения и организации государственного и квазигосударственного секторов (районные отделения экономики и финансов, департаменты государственных доходов, отделения предпринимательства, управления казначейства и др.), малые и крупные предприятия и фирмы частного сектора, коммерческие банки, совместные предприятия и филиалы иностранных компаний на территории республики.

         Анализ потребности рынка труда показал, что сфера реального сектора переживает хронический дефицит в широкопрофильных специалистах всех уровней и профилей.  Образовательная программа «Экономика» является основой для подготовки подобных специалистов – экономистов широкого профиля. Согласно Атласу новых профессий Казахстана, после 2025 года вырастет спрос на профессию «Специалист экономики по требованию», способного решать непрофильные задачи предприятий, обладающий широкой сферой компетенций в разных отраслях: строительство, законодательство, закупки, инженерия и т.д., владеющий надпрофессиональными навыками (личностные характеристики, языковые навыки, ИКТ, тайм-менеджмент, гибкость и адаптация, лидерство и работа в команде и др.).

         Кроме этого, бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре и докторантуре по данной образовательной программе.