Концепция языковой подготовки специалистов

УТВЕРЖДЕНО

решением Ученого совета

КазНУ им. аль-Фараби

Протокол № 1 от 23 сентября 2008 г.

Ректор, академик ________________

Б.Т. Жумагулов


КОНЦЕПЦИЯ

ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В

КАЗНУ имени АЛЬ-ФАРАБИ

Алматы, 2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Цель, предмет и объект политики развития языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби

Задачи политики развития языков в КазНУ им. аль-Фараби

I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ имени АЛЬ-ФАРАБИ

II. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ имени АЛЬ-ФАРАБИ

2.1 Основные характеристики развития языкового образования в КазНУ

им. аль-Фараби

2.2 Основные направления и мероприятия по развитию языков в КазНУ им. аль-Фараби

2.2.1 Разработка и внедрение языкового стандарта казахского языка

2.2.2 Рекомендуемые мероприятия по развитию государственного языка в университете

2.2.3 Анализ качества преподавания иностранных языков в КазНУ им. аль-Фараби

2.2.4 Рекомендуемые направления повышения качества преподавания иностранных языков

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Концепция разработана с целью:

- реализации поручения Президента РК Н.А. Назарбаева о развитии триединства языков,

- развития научного творчества, педагогической практики и делопроизводства на государственном языке,

- обеспечения качества преподавания языков в университете,

- повышения результативности деятельности языковых кафедр университета,

- повышения конкурентоспособности выпускников КазНУ им. аль-Фараби.

Концепция основывается на признании профессорско-преподавательским составом и студентами важности овладения государственным, русским и иностранными языками.

Концепция направлена на определение целей, формирование эффективных механизмов лингвистического образования в Казахском национальном университете имени аль-Фараби, а также на разработку комплекса мероприятий, координирующих деятельность языковых кафедр, подразделений университета, ответственных за обеспечение качества преподавания языков в КазНУ им. аль-Фараби.

Цель, предмет и объект политики развития языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби

Цель политики развития языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби – внедрение языкового стандарта казахского языка, повышение качества преподавания языков, и, в конечном итоге, формирование конкурентоспособного специалиста.

Предметная область политики развития языкового образования – учебный процесс и внеаудиторная работа КазНУ им. аль-Фараби.

Объект реализации политики развития языкового образования – студенты, профессорско-преподавательский состав и административные структуры университета.

Задачи политики развития языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби

1. Внедрение языкового стандарта казахского языка.

2. Расширение и укрепление социально-коммуникативной функции государственного языка.

3. Разработка системы показателей качества преподавания языков в КазНУ им. аль-Фараби.

4. Создание специализаций с углубленным изучением иностранного языка на всех факультетах КазНУ им. аль-Фараби.

5. Подготовка высококвалифицированных специалистов со знанием трех языков (казахский, русский, иностранный языки).

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ имени АЛЬ-ФАРАБИ

Стратегия развития языков в университете осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом РК «О языках», Указом Президента РК «О государственной программе функционирования и развития языков», Постановлением Правительства РК № 769 от 14 августа 1998 г.

В КазНУ им. аль-Фараби действует 12 языковых кафедр, среди которых есть кафедры, обслуживающие весь университет, а также специальные кафедры. Профессорско-преподавательский состав кафедр отличается высоким профессионализмом и постоянно повышает свою квалификацию. Университет представляет собой уникальное учебное заведение, в котором идет подготовка специалистов по более чем десяти языковым направлениям.

Общий уровень развития языков в КазНУ на сегодняшний день представляется недостаточно высоким и не в полной мере соответствует мировым стандартам. Обучение государственному, русскому и иностранным языкам осуществляется в течение двух-трех семестров. После 2 курса студенты могут продолжить самостоятельное изучение.

Качество преподавания языков в университете должно соответствовать мировым стандартам и главным критерием эффективности языковой подготовки должно выступать прохождение студентами общепризнанных тестов на знание языка.

В связи с недостаточным материально-техническим обеспечением учебного процесса. Не в полной мере реализуется имеющийся методический, научный потенциал языковых кафедр. Такое положение сказывается на качестве подготовки современных специалистов, снижает их конкурентоспособность на рынке труда.

Работа по развитию языковой подготовки специалистов в КазНУ им. аль-Фараби должна носить системный, плановый, организационно и финансово обоснованный характер. Настоящая Концепция направлена на обеспечение ее реализации.

РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ имени АЛЬ-ФАРАБИ

2.1 Основные характеристики развития языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби

Развитие языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби должно осуществляться в соответствии с объективным научно-методическим потенциалом национального университета, который способен стать базой для повышения качества преподавания языков.

Во-первых, КазНУ им. аль-Фараби обладает уникальным, многолетним опытом образовательной деятельности, квалифицированным научно-педагогическим составом в сфере преподавания языков.

Во-вторых, в КазНУ им. аль-Фараби действует достаточное количество кафедр, способных обеспечить функционирование специальных отделений. Опыт показывает, что выпускники существовавших некогда спецотделений исторического и физического факультетов по сей день являются конкурентоспособными и востребованными специалистами.

В-третьих, следует отметить положительные результаты экспериментального введения в учебные планы элективных спецкурсов на иностранном языке (например, на отделении политологии), в результате чего выпускники получили высокие оценки при поступлении в магистратуру КазНУ и по программе «Болашақ».

В-четвертых, необходимо отметить разработанные преподавателями КазНУ учебники нового поколения, которые широко используются образовательными учреждениями республики.

В этой связи, перспективы развития языков в КазНУ им. аль-Фараби во многом обусловлены введением в число элективных курсов спец.дисциплин на иностранном языке, так как лишь при условии изучения языков на протяжении всего периода обучения в университете возможно достижение высоких результатов. В конечном итоге, будет решена задача формирования и подготовки высококлассных, конкурентоспособных специалистов различных отраслей.

2.2 Основные направления и мероприятия по развитию языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби

Механизм развития языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби

I направление II направление III направление

Внедрение языкового стандарта государственного языка КазНУ им. аль-Фараби

Повышение качества преподавания иностранных языков в КазНУ им. аль-Фараби

Внеаудиторная языковая подготовка студентов

Результат

Выпускник КазНУ им. аль-Фараби со знанием трех языков

I направление -

Ввнедрение языкового стандарта казахского языка

На современном этапе развития государственного языка назрела необходимость разработки и внедрения языкового стандарта по типу мировых TOEFL, IELTS и других стандартизованных тестов на знание языка. Результаты казахстанского теста должны быть приняты на всей территории Республики Казахстан.

КазНУ им. аль-Фараби выступает инициатором создания подобного языкового стандарта казахского языка. Данный критерий оценки владения языком позволит поднять развитие государственного языка на качественно новый уровень, внедрить современные, апробированные методики изучения языка и оценки его знания. Данный тест должен в обязательном порядке сдаваться студентами КазНУ им. аль-Фараби, по его итогам планируется выдача сертификата, подтверждающего знание государственного языка. Результаты теста должны сохраняться в единой базе данных. Апробация языкового стандарта подразумевает проведение анализа и составления плана мероприятий его внедрения.

Рекомендуемые мероприятия по развитию государственного языка в университете:

1.1 Создание комиссии по анализу языковой подготовки.

1.2 Презентация языкового стандарта КазНУ им. аль-Фараби.

1.3 Утверждение сертификата, подтверждающего уровень владения казахским языком.

1.4 Анализ учебных планов по специальностям КазНУ им. аль-Фараби с целью введения элективных курсов по изучению казахского языка.

1.5 Анализ соблюдения норм казахского языка в осуществлении делопроизводства, оформлении наглядных стендов с информацией в университете.

1.6 Повышение числа научных студенческих работ на государственном языке, представляемых на ежегодную научную конференцию.

1.7 Постоянное совершенствование методики преподавания казахского языка, путем внедрения передовых педагогических технологий.

1.8 Расширение контента сайта www.kazsu.kz. на казахском языке, контроль за соблюдением грамматических норм в тексте размещенной информации.

1.9 Разработка системы поощрения студентов и ППС (кроме казахов) за успешное овладение государственным языком.

1.10 Проведение смотров-конкурсов на знание государственного языка среди студентов и ППС.

1.11 Создание рабочей группы по разработке и апробации стандартизованных тестов на казахском языке.

II направление –

Анализ качества преподавания иностранных языков

в КазНУ им. аль-Фараби

Свободное владение иностранным языком является обязательным требованием, предъявляемым к современному специалисту с высшим образованием. В этой связи актуализируется вопрос о повышении качества преподавания языков в Казахском национальном университете имени аль-Фараби.

Уровень качества подготовки специалистов со знанием иностранного языка должен оцениваться по мировым критериям. Например, владение выпускника КазНУ английским языком должно соответствовать уровню международных экзаменов по иностранному языку. Как известно, таких международных экзаменов, как TOEFL, IELTS, DALF и др. основная цель TOEFL, IELTS, DAL - оценить уровень подготовки тех, для кого иностранный язык не является родным. Только при соблюдении подобного требования можно говорить о подготовке специалистов международного уровня.

Рекомендуемые направления развития языкового образования:

2.1 Открытие на каждом факультете специализаций с углубленным изучением иностранного языка.

2.2 Внесение элективных курсов по специальности на английском языке.

2.3 Участие студентов и преподавателей в форумах международного масштаба, олимпиадах, научных конференциях, студенческих спартакиадах по иностранному языку.

2.4 Активизация действующих, либо создание новых специальных программ по обмену студентами с зарубежными вузами.

2.5 Разработка бонусной системы поощрения профессорско-преподавательского состава за владение иностранным языком.

2.6. Повышение квалификации преподавателей иностранных языков.

2.7. Развитие электронных и дистанционных программ обучения иностранному языку.

2.8. Укрепление связей кафедр иностранных языков с иностранными посольствами для разработки совместных проектов в рамках существующих программ.

2.9. Привлечение зарубежных специалистов для проведения занятий на иностранном языке.

III направление-

Внеаудиторная языковая подготовка студентов

3.1 Усиление языковой практики путем открытия в Студенческом офисе «Английского клуба», «Французского клуба» и др., в рамках которых предоставляется возможность общения на изучаемом языке и организации досуга студентов.

3.2. Участие в мероприятиях, проводимых в целях подготовки специалистов на государственном языке «Ана тілі – аруы», «Бөкей оқулары», «Мемлекеттік тіл – менің тілім», «Тіл тағылымы», «Туған тіл – қыдырың, туған ел – тұғырың», «Ана тілім – ардағым» и. т. д.

3.3. Проведение мероприятий, направленных на развитие языков и усиление роли государственного языка, на пропаганду государственного языка среди лиц некоренной национальности. Например, «Менің Қазақстаным», «Мемлекеттік тіл: бүгіні мен болашағы», «Қазақ тілі – ақыл-ойдың қазынасы», «Мемлекеттік тіл – менің тілім», «Языки народов мира», «Анамның тілі – айбыным менің», «Қазақ тілі – мемлекеттік тіл», «Жыр мүшәйрасы» «Праздник языков народов Казахстана» и.т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Позиционирование руководства и профессорско-преподавательского состава университета в качестве ведущих ученых в сфере обучения государственному языку.

Преподавание иностранных языков в КазНУ им. аль-Фараби на уровне мировых требований.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих тремя языками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе существует необходимость целенаправленной политики развития языкового образования в КазНУ им. аль-Фараби, разработки адаптивных к глобальным реалиям механизмов повышения эффективности изучения государственного и иностранных языков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к элитному вузу страны.