Программа воспитательной работы в КазНУ имени аль-Фараби

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АЛЬ-ФАРАБИ

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В КАЗНУ имени АЛЬ-ФАРАБИ

Алматы 2009

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

3. ЗАДАЧИ

4. МОДЕЛЬ СТУДЕНТА КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА имени АЛЬ-ФАРАБИ

5. СОДЕРЖАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНУ имени АЛЬ-ФАРАБИ

6. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАЗНУ имени АЛЬ-ФАРАБИ

7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1 Система студенческого самоуправления

7.2 Система поощрения студентов за активную общественную деятельность

7.3 Усиление внеаудиторной языковой подготовки студентов.

7.4 Организация досуга студентов посредством Студенческого офиса.

7.5 Активизация научно-исследовательской деятельности студентов.

7.6 Правовое воспитание студентов.

7.7 Формирование волонтерского движения.

7.8 Участие эдвайзеров в воспитательной работе

7.9 Изучение интересов, потребностей и ожиданий всего контингента студентов

8. ПОВЫШЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ДУХА СОТРУДНИКОВ И СТУДЕНТОВ КАЗНУ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

9. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ


ВВЕДЕНИЕ

Стратегия воспитательной работы в Казахском национальном университете имени аль-Фараби ориентирована на активное участие вуза в процессе становления личности студента. Воспитание должно стоять не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а необходимой органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Основными факторами воспитания в вузе должны стать, во-первых, организация самой вузовской среды и, во-вторых, стимулирование самоуправления студентов как в сфере учебы и научной деятельности, так и в организации досуга.

Задачи университета заключаются в целевой направленности на обеспечение высокого качества гуманитарно-профессиональной составляющей в содержании образования, речь идет о формировании личности специалиста, обладающего высокой общей и профессиональной культурой. В этом смысле назначение КазНУ им. аль-Фараби - воспитание высокоразвитых личностей, способных войти в казахстанскую элиту, являющихся одновременно конкурентоспособными специалистами в определенно профессиональной отрасли.

В Программе раскрываются проблемы комплексного подхода к воспитательной работе со студентами, определяются основные цели и задачи их воспитания, пути совершенствования этой работы и основные мероприятия по осуществлению воспитательного процесса на весь период обучения студентов.

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • Гражданско-патриотическое: привитие общественно-политической грамотности предотвращение распространения в молодежной среде деструктивных политических идей, толерантного, уважительного и бережного отношения к традициям и культуре, искусству и религии народов, проживающих в многонациональном Казахстане; обеспечение поддержки государственной политики;
  • Нравственное и духовное: воспитание у студентов иммунитета к деструктивной религиозной идеологии, понимания места и роли религии в обществе;
  • Правовое: профилактика правонарушений и преступности в молодежной среде;
  • Физическое воспитание: развитие массового спорта, участие в любительских спортивных соревнованиях, организация спортивного досуга студентов;
  • Культурно-массовое и творческое: участие в художественных кружках, формирование эстетического вкуса, развитие студенческой художественной самодеятельности,
  • Социальное: разъяснение принципов социального партнерства, формирование и развитие волонтерского студенческого движения;

II. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

В университете осуществляется комплексная воспитательная работа, ее генеральная цель - активизация студенчества.

Для достижения этой главной цели воспитательной работы обозначены следующие основные приоритетные направления:

  • 1. Усиление воспитательных функций учебного процесса
  • 2. Расширение деятельности студенческого самоуправления
  • 3. Усиление внеаудиторной языковой подготовки студентов
  • 4. Организация досуга студентов посредством Студенческого Офиса
  • 5. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов.
  • 6. Правовое воспитание студентов
  • 7. Формирование волонтерского движения
  • 8. Формирование корпоративного духа среди студентов и позитивного имиджа университета.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Целью воспитательной работы является формирование у студентов социально значимых и профессионально важных ка­честв, позволяющих занимать ведущее место в культурном аван­гарде общества.

Воспитательная работа в КазНУ имени

аль-Фараби

Профессиональное воспитание

Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание

Физическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни

Экологическое воспитание

Отдел по научно-исследовательской работе студентов

Гуманитарные кафедры,

кружки художественной самодеятельности

Гуманитарные и военная кафедры, профсоюз студентов, студенческое самоуправление

Кафедра физкультуры, спортивные секции

Кафедра ОБЖ, студенческое самоуправление

Проректор по воспитательной работе,

департамент по воспитательной работе и развитию языков

Рисунок 1 - Схема осуществления воспитательного процесса

III. ЗАДАЧИ

- повысить корпоративный дух студентов КазНУ;

- стимулировать студентов к активной общественной деятельности;

- сформировать у студентов негативное отношение к коррупции;

- привлекать к общественной деятельности весь контингент студентов КазНУ;

- пропагандировать идею получения качественного образования, с целью отвлечения студентов от участия в религиозных и политических объединениях;

-формировать личную ответственность за судьбу Казахстана, активную гражданскую позицию;

-развивать мобильность, конкурентоспособность, позитивные ценностные ориентации, творческую активность;

-развивать организаторские способности посредством ориентации на участие в самоуправлении;

- формировать научные представления о здоровом образе жизни, прививать умения и навыки духовного и физического самосовершенствования;

- формировать опыт межнационального и межсоциального общения, предупреждать конфликты;

- формировать чувство корпоративной общности, гордости за принадлежность к студенческому сообществу КазНУ им. аль-Фараби.

IV. МОДЕЛЬ СТУДЕНТА КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА имени АЛЬ-ФАРАБИ

Студенчество - мобильная социальная группа, отличающаяся по своему социальному и национальному составу, возрасту и в то же время обладающая специфическими особенностями. Эти особенности связаны с формированием у студентов в процессе совместной учебной деятельности и общения специфического студенческого статуса, который носит временный характер. Специфичность студенческого образа жизни создает благоприятные условия для активного общения, для интенсивного личностного развития. Среди социальных ориентиров формирования студенчества на первый план выходит проблема ценностных ориентации.

Социальная адаптация студентов требует следующих условий:

1) креативной, развивающей среды, обеспечиваемой развитием научного поиска студентов не только в рамках учебного процесса, но и в работе кафедральных клубов, научных кружков; свободой творчества, разнообразием форм и направлений социально-культурной деятельности;

2) открытости вуза обществу - то есть, связей между вузами страны, проведения совместных мероприятий, участия в республиканских молодежных организациях;

3) вовлечения студентов в социально-культурную деятельность с момента их поступления с тем, чтобы их восприятие университета сразу включало его разнообразие и сформировало представление о необходимости реализации своих способностей в социокультурной сфере.

Модель выпускника КазНУ им. аль-Фараби в контексте воспитательной работы

(основные параметры)

Глубокие знания и навыки по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам

Мировоззренческая позиция, нравственные идеалы, гуманистические ценности, общечеловеческие нормы гуманистической морали

Уважение к Конституции, государственной символике и законам, социальная ответственность гражданское мужество, внутренняя свобода и чувство собственного достоинства, способность к объективной самооценке

Умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, ориентироваться в социально-политической обстановке

Высокая социальная активность во всех сферах жизнедеятельности, конкурентоспособность в социально-экономической деятельности, профессиональная и социальная мобильность

Модель выпускника КазНУ имени аль-Фараби подразумевает формирование личности: социально-мобильной; имеющей высокий культурный уровень, аналитически мыслящей, творческой, саморазвивающейся; усвоившей этические нормы, граждански активной.

V. СОДЕРЖАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНУ имени АЛЬ-ФАРАБИ

Воспитательная работа не должна ограничиваться только внеаудиторной деятельностью. Необходимо включить в тематику дисциплин социо-гуманитарного цикла темы, посвященные патриотическому воспитанию, повышению гражданской культуры студентов.

Содержание изучаемых, прежде всего, гуманитарных предметов формирует общую и профессиональную культуру, научное мировоззрение, вооружает студентов знаниями, помогающими стать всесторонне развитой личностью, способной адекватно включиться в социальную жизнь по окончании университета. Университетское образование должно стремиться к преодолению у студентов утилитарного подхода к культуре, к рассмотрению научного знания в контексте культуры и формированию понимания зависимости успеха деятельности от уровня культуры.

Подготовка студентов к жизни в современном обществе, адаптация к будущей профессии в условиях современного динамично развивающегося Казахстана, формирование патриотических качеств - это задачи, которые должны решаться и в рамках учебного процесса. В первую очередь, это задачи изучения цикла социо-гуманитарных дисциплин (СГД). В рамках СГД выполнение этих функций возлагается на кафедры педагогики, психологии, политологии и исторический факультет.

Кафедра педагогики должна рассмотреть возможность создания специальных курсов, способствующих адаптации студентов в вузовской среде, дающих верные установки в сфере культуры и этики поведения (например, «Студент и современное общество»).

Кафедре психологии следует рассмотреть возможность коррекции методики преподавания общего курса «Психологии», либо разработать специальный тренинг «Личностного роста», который будет направлен на формирование современной, конкурентоспособной модели выпускника элитного вуза.

Кафедра политологии в рамках общего курса «Политология» должна включить в рабочие программы лекции на тему патриотического воспитания, посвященные периоду обретения Казахстаном независимости.

Кафедре казахского языка следует рассмотреть возможность включения в качестве итогового контрольного задания по общему курсу изучения казахского языка написание сочинения «Мен Қазақстан патриотымын». Аналогичный итоговый контроль может быть применен при изучении русского языка.

Кроме того, исторический факультет должен рассмотреть возможность разработки специального курса «История КазНУ имени аль-Фараби: традиции и перспективы». Эти и другие элективные курсы направлены на развитие у студентов таких качеств, как социальная и профессиональная мобильность, толерантность, личная ответственность за жизненную судьбу, за свое профессиональное самоопределение, конкурентоспособность.

Важным средством повышения эффективности воспитательной работы является создание условий для включения студентов в интеллектуальную деятельность развивающую интерес к научным исследованиям, углубляющую профессиональную подготовку студентов.

В целях оптимизации воспитательного аспекта в учебной работе университета необходимо обеспечить следующие условия:

1. Подготовленность и направленность педагогического коллектива к организации и проведению воспитательной работы в учебное время.

2. Интеграция социально-педагогической среды, преодоление разобщенности между студентами и преподавателями.

3. Нормативно-правовое, организационно-методическое обеспечение системы воспитательной работы кафедрой педагогики.

4. Переход от проведения отдельных воспитательных мероприятий к созданию в университете гуманитарной (социокультурной) педагогической среды как системообразующего начала в жизни вуза.

5. Систематическое изучение интересов, запросов, ценностных ориентации студентов и преподавателей как основы планирования воспитательной работы в учебном процессе.

6. Организация учебно-воспитательного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности студентов, расширение возможностей для их участия в научно-исследовательской работе.

7. Использование воспитательного потенциала базовых дисциплин, элективных курсов, разнообразных форм учебной работы для формирования гражданственности, превращения студента в субъект не только учебной, но и социальной деятельности.

8. Создание системы морального и материального стимулирования преподавателей, студентов, активно реализующих воспитательную работу в учебном процессе.

VI. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАЗНУ имени АЛЬ-ФАРАБИ

Основные направления внеучебной воспитательной работы

1. Формирование гражданственности и активной социальной позиции:

- участие в университетских, городских, республиканских мероприятиях, акциях, движениях, имеющих гуманистическую, социальную и морально-психологическую направленность;

- участие в мероприятиях патриотического характера, проводимых Комитетом молодежных организаций;

- проведение мероприятий по сохранению межэтнического и межнационального согласия среди студентов и преподавательского состава;

- проведение конференций, семинаров, тематических вечеров, посвященных памятным событиям страны;

- беседы, диспуты, «круглые столы» по проблеме участия студентов в политике;

- контрольные смотры учебной дисциплины, соблюдения правил общежития.

2. Нравственное и морально-психологическое воспитание:

- участие в вечерах вопросов и ответов на этические темы;

- слушание лекций об основах профессиональной и служебной этики.

3. Воспитание сознательного отношения к избранной профессии:

- участие в конкурсах, смотрах курсовых работ, студенческих конференциях и семинарах;

- встречи, консультации работников библиотек;

- изготовление простейших дидактических средств, подготовка реферативных обзоров по научным проблемам;

- участие в субботниках по благоустройству университета, прилегающих территорий.

4. Эстетическое воспитание:

- участие в работе клубов эстетической направленности;

- организация вечеров отдыха;

- встречи с писателями, деятелями искусства;

- конкурсы художественной самодеятельности и художественного творчества студентов.

5. Физическое воспитание:

- совершенствование физической подготовки в секциях, участие в соревнованиях;

- участие в работе групп по пропаганде здорового образа жизни;

- организация и проведение коллективных мероприятий физкультурно-спортивного характера.

Направления и участники реализации воспитательного процесса

НАПРАВЛЕНИЯ

СТРУКТУРЫ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ

1. Организационная работа

Департамент по воспитательной работе и развитию языков, Комитет молодежных организаций, зам. деканов по воспитательной работе

2. Информационная работа

Пресс-служба, газета «Қазақ университеті»

3. Методическая работа

Кафедры педагогики и психологии, библиотека.

4. Работа по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию

Департамент по воспитательной работе и развитию языков, кафедры юридического профиля, военная кафедра, зам. деканов по воспитательной работе

5. Работа по формированию здорового образа жизни.

Кафедра физического воспитания, Центр «Безопасность жизнедеятельности», спортивный клуб, зам. деканов по воспитательной работе, кураторы.

6. Работа по формированию духовно-нравственной культуры. Клубная работа. Организация и проведение традиционных мероприятий

Проректор по воспитательной работе факультеты, кураторы, клубы, Комитет молодежных организаций.

7. Работа по формированию психологически комфортной среды

Кафедры, УМО.

На сегодняшний день в процессе воспитательной работе в вузе возникают определенные трудности. На духовно-нравственном облике будущих специалистов нередко отражаются конфликты и противоречия внутри университета. Как показывает опыт, основными источниками этих противоречий выступают иногда сохраняющийся авторитарный стиль руководства и общения, не учитывающий позиции студенчества; недостатки организации труда и учебного процесса; несоответствие форм и методов обучения, учебных планов требованиям времени; неудовлетворительный уровень академической культуры, выражающийся в нечеткости выполнения должностных обязанностей, несоответствии поведения, отдельных, особенно молодых, преподавателей нормам профессиональной этики, в нарушении трудовой дисциплины, снижении требовательности к студентам; в незаинтересованности части студентов в получении образования.

В этой связи основные цели и задачи учебно-воспитательного процесса заключаются в подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Казахстанскому обществу, работодателям сегодня нужны компетентные, нравственные, предприимчивые молодые люди, имеющие активную жизненную позицию, лидерские качества, обладающие гибким мышлением, готовые к международному сотрудничеству.

В социокультурном отношении создание воспитывающей среды начинается с организации повседневного уклада жизни студентов, преподавателей, вспомогательного персонала: это эстетическое оформление интерьера и прилегающей территории, эстетика быта и поведения, высокая культура межличностных отношений, традиций университета. Все то, что формирует неповторимый имидж КазНУ им. аль-Фараби.

Содержание социокультурной деятельности включает в себя: развитие и укрепление духа университетской корпорации, чувства «мы», обеспечивающему каждому социальную поддержку, помощь; организацию и проведение праздников, ритуалов; культивирование символики и атрибутики, поощрение духа элитарности национального университета; проведение мероприятий, способствующих усилению общения студентов разных специальностей, общения между преподавателями и студентами.

VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

•7.1 Система студенческого самоуправления

Казахстан выбрал модель демократического общества. Одним из критериев демократизации является активное участие граждан в решении проблем своей страны. Особенно актуальным этот тезис является для наиболее активной социальной группы - молодежи. Несомненно, что перспективы государства напрямую связаны с воспитанием будущей интеллектуальной и управленческой элиты страны.

Самоуправление

Реализуется в работе Комитета молодежных организаций (КМО), созданного в целях создания условий для участия студенческого актива в решении общих проблем студенческой жизни. КМО способствует развитию инициативы и самодеятельности, организаторских умений. Занимается решением вопросов, связанных с учебной, социокультурной и научной деятельностью, включением студентов в общественно полезный труд

Партнерское соучастие

Студенческий актив рассматривается руководством ВУЗа в качестве партнера. Принцип партнерского соучастия реализуется посредством деятельности Совета по делам молодежи при Ректоре КазНУ им. аль-Фараби, который является консультативно-совещательным органом. Руководство Советом осуществляет Ректор КазНУ им. аль-Фараби, заместителем председателя является председатель КМО, а также в Совет входят представители всех факультетов из числа студенческого актива.

Расширение деятельности студенческого самоуправления

Система студенческого самоуправления претерпела существенные изменения.

1. Разработать новую структуру молодежных организаций КазНУ.

2. В составе Сената сформировать комиссии: по учебной работе, по социально-бытовым вопросам, по научной работе студентов, по культурно-массовой работе. Главная идея оптимизации деятельности студенческого самоуправления заключается в том, чтобы максимально расширить их полномочия. Комиссии призваны осуществлять контрольные функции студенческого самоуправления.

3. Силами Студенческого Сената необходимо организовать работу бесплатных языковых курсов по русскому, казахскому и китайскому языку.

•7.2 Система поощрения студентов за активную общественную деятельность

На сегодняшний день в КазНУ им. аль-Фараби активно действуют организации студенческого самоуправления. Актив Комитета молодежных организаций является главным инициатором и организатором многочисленных общественно значимых мероприятий на факультетах и в общежитиях университета. Кроме того, в университете обучаются студенты, которые являются именитыми спортсменами, представляющими Казахстан на международном уровне. Активная гражданская позиция и участие в общественной жизни университета требует морального и материального поощрения, в этой связи необходимо:

  • 1. разработать гибкую систему скидок за обучение для наиболее активных студентов (например, за призовые места в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах республиканского и областного значения);
  • 2. учредить стипендию Ректора КазНУ им. аль-Фараби для одаренных студентов, достигнувших успехов в научной деятельности;
  • 3. пропагандировать достижения лучших студентов в студенческой среде.

•7.3 Усиление внеаудиторной языковой подготовки студентов

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда как никогда актуализируется вопрос о качестве подготовки специалистов. Наш университет имеет все возможности для подготовки выпускника элитного вуза со знанием трех языков: казахский, русский, иностранный языки.

По плану реализации Программы языковой подготовки специалистов созданы Английский, Французский, Немецкий, Русский, Казахский языковые клубы. Главная задача этих клубов - обеспечение языковой практики и языковой подготовки. Главным инициатором и организатором языковых клубов является отдел развития языков, однако, эта задача в равной степени ложится и на все языковые кафедры университета. Заседания языковых клубов проходят не менее трех раз в месяц.

•7.4 Организация досуга студентов посредством Студенческого Офиса

Студенческий офис - обеспечивает деятельность системы студенческого самоуправления и выполняет функции организации спортивного и культурного досуга, социально-психологической и технической поддержки студентов.

Силами Студенческого Офиса организуются и проводятся Студенческие спартакиады на кубок Комитета молодежных организаций.

В рамках Студ.офиса работает Социально-психологическая служба. В настоящее время проводятся психологические тренинги для студентов, направленные на личностный рост и развитие лидерских качеств.

Открыт новый дискуссионный клуб «Озат ой». На заседаниях этого клуба ребята разных факультетов обсуждают наиболее актуальные вопросы современности. Задача клуба «Озат ой» заключается в формировании активной гражданской позиции, создании открытой дискуссионной площадки, где могут высказываться различные мнения, точки зрения.

•7.5 Активизация научно-исследовательской деятельности студентов.

Одним из механизмов активизации научно-исследовательской деятельности студентов должна стать разъяснительная деятельность по предоставлению научных грантов студентам, магистрантам и докторантам. Фактически в основной своей массе студенты не знают каким образом, они могут войти в научный проект, какие существуют механизмы получения научного гранта.

•7.6 Правовое воспитание студентов

Студент КазНУ должен быть грамотным с правовой точки зрения. В этой связи на базе юридического факультета открыт Студенческий правовой центр, который призван восполнить существующий пробел в правовых знаниях студентов. Именно здесь начинающие юристы - студенты могут начать свою практику, а студенты получить исчерпывающие консультации.

•7.7 Формирование волонтерского движения

Студент КазНУ должен быть активным не только в рамках своего университета, необходимо воспитывать в студентах понимание необходимости социального партнерства. В рамках социального партнерства Комитетом молодежных организаций создана группа студентов - волонтеров. Проведение благотворительных акций волонтерской группой должны носить постоянный характер. Подобная деятельность активно поощряется и развивается.

7.8 Участие эдвайзеров в воспитательной работе

Эдвайзер является одной из ключевых фигур учебного процесса, которая призвана реализовывать воспитательные функции в рамках своих должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. Эдвайзер в ходе выполнения своих непосредственных функций должен быть направлен на решение одной из важнейших задач высшей школы - способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. В этой связи, необходимо:

1. учесть роль эдвайзеров в адаптации студентов первого курса в вузе и приобщении первокурсников к корпоративной культуре университета;

2. рассмотреть возможность включения в функциональные обязанности эдвайзера воспитательных функций.

7.9 Изучение интересов, потребностей и ожиданий всего контингента студентов

Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и длительнее проходит процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. Таким образом, одним из важнейших направлений воспитательной работы является решение проблемы социализации и адаптации студентов. В этой связи:

1. создана Студенческая социально-психологическая служба по изучению социально-психологической атмосферы в вузе, которая проводит регулярный мониторинг атмосферы среди студентов, выявляет и предупреждает проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности студентов;

2. необходимо разработать комплекс мероприятий по адаптации студентов первого курса в вузе;

3. выработать меры, способствующие социализации студентов старших курсов, готовящихся вступить в конкурентную среду на рынке труда;

4. возобновить проведение анкетирования среди студентов «Преподаватель глазами студентов», с целью определения соответствия ожиданий, потребностей и запросов студентов реальной практике.

•VIII. ПОВЫШЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ДУХА СОТРУДНИКОВ И СТУДЕНТОВ КАЗНУ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

Сегодня важно ставить задачу формирования корпоративной культуры студентов и преподавателей, которая является важнейшим критерием качества воспитательной работы в вузе.

Корпоративная культура университета - это характерная для вуза система ценностей, идеалов, норм, установок, взглядов, убеждений, стандартов работы, стилей поведения, традиций, обычаев, ритуалов, мероприятий, символов, морально-психологического климата.

Смысл воспитания в вузе - приобщение к нормам и ценностям корпоративной культуры, приобщение студентов к нормам вузовской жизни, к традициям университета, к особенностям сложившихся взаимоотношений. Корпоративная культура, корпоративная идеология не могут быть навязаны свыше - они формируются на основе культурно-образовательных потребностей, интересов, ценностей. Корпоративная идеология как часть корпоративной культуры должны отличаться некоторой амбициозностью, установкой на высокую конкурентоспособность, на высокие достижения, любовь и интерес к своему делу.

То есть необходимо создание воспитывающей среды в вузе, позволяющей личности студента развиваться в гармонии с собой и социальным окружением.

Особо важную роль в осуществлении имиджевой политики университета играет воспитательная работа с молодежью. Корпоративный дух и корпоративная культура закладывает основы для воспитания патриотизма. Воспитать чувство гордости и ответственности за родной университет, осознать свою причастность к студенческой элите, безусловно, помогают те сюжеты и материалы в СМИ, которые подчеркивают уникальность и престиж КазНУ. Наиболее яркое воздействие оказывают такие мероприятия как: Дни КазНУ в ЕНУ, открытие социального студенческого кинотеатра, праздник Посвящение в студенты и многие другие.

С принятием новой Стратегии развития КазНУ им. аль-Фараби на 2009-2011 годы кардинально пересмотрена деятельность пресс-службы университета.

Впервые разработан пресс-службой и утвержден ректором комплексный годовой медиа план, который включает освещение в СМИ мероприятий, рекомендованных учеными советами факультетов, и организацию отдельных имиджевых выступлений руководства университета, деканов факультетов, руководителей подразделений, ученых и студентов.

С внедрением нового топ-менеджмента возросла и динамика новостных поводов, создаваемых университетом и освещаемых в СМИ. Присутствие университета в информационном поле Казахстана должно быть укреплено. Формирование позитивного информационного фона вокруг КазНУ оказывает реальное воспитательное воздействие на студентов университета.

В этой связи:

1. Создана наряду с «Қазақ Университеті» отдельной студенческая газета «Өркен», которая выпускается исключительно студентами и распространяется бесплатно.

2. Особое внимание следует уделить студентам первого курса, которых важно знакомить с историей, традициями, перспективами развития КазНУ им. аль-Фараби, с правовым и социальным статусом студента, основами культуры умственного труда, этикета, здорового образа жизни, бережною отношения к университетской собственности.

Принципиальное значение приобретает интенсивная, педагогически осмысленная работа со студентами-первокурсниками в первые дни, недели после их поступления в университет: именно в это время у них наиболее сильно проявляются ожидания положительных установок, целенаправленной мотивации со стороны педагогического коллектива на новый для них, университетский стиль отношений, на высокую культуру учебного труда. Крайне важно общественно значимые мероприятия, направленные на формирование корпоративной культуры, проводить на факультетских и университетском уровнях: Золотая середина, Выпускной Бал.

Студенческая Весна. Конкурс среди творческой молодежи, выявляющий наиболее талантливых студентов для участия на внешних мероприятиях.

Смотр строевой песни. Потенциал военной кафедры позволяет ежегодно 7 мая, в День Защитников Отечества, проводить на стадионе военно-патриотический праздник с проведением соревнования среди факультетских взводов по строевой подготовке под руководством взводных кураторов. Такое мероприятие могло бы стать новой традицией университета.

Развитие спорта. КазНУ является спортивным лидером среди казахстанских вузов нефизкультурного направления, однако необходимо констатировать, что потенциал университета реализован не в полной мере. Необходимо обеспечить более адекватное финансирование развития спорта, существенно обновить материальную базу с целью вовлечения большего числа студентов в деятельность спортивных секций.

Развитие КВН. Клуб веселых и находчивых традиционно является популярной игрой, формирующий дух единства среди студентов. Необходимо активизировать поддержку команды «СКЛ-КазГУград».

Развитие художественной самодеятельности. Данное направление воспитательной работы является не менее важным, поскольку нацелено на формирование развитой личности с высоким эстетическим вкусом. В этой связи необходимо сохранить традиционно сильное положение КазНУ в ряде конкурсов и соревнований, обеспечить достойное поощрение деятельности студентов и сотрудников, способствующей культурному и эстетическому воспитанию студентов КазНУ.

IX. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОГРАММЫ

Организация и контроль выполнения положений Программы воспитательной деятельности КазНУ им. аль-Фараби возложены на проректора по языкам и воспитательной работе, департамент по воспитательной работе и развитию языков, Комитет молодежных организаций, кафедру педагогики, кафедру общей психологии, кафедру физического воспитания посредством:

- анализа хода выполнения плана действий по реализации Программы и внесения предложения по его коррекции;

- осуществления информационного и методического обеспечения реализации Концепции;

- координации взаимодействия исполнителей Программы;

- ежегодной аналитической информации о ходе выполнения Программы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом развития гуманитарной воспитательной среды является становление всесторонне развитой личности, патриота Казахстана и конкурентоспособного выпускника Казахского национального университета имени аль-Фараби.