Положение о кураторе-эдвайзере
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРАТОРЕ-ЭДВАЙЗЕРЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 В соответствии с п.7 Закона РК от 7 июня 1999 года № 389-1 «Об образовании» деятельность куратора-эдвайзера следует рассматривать как, составляющую профессиональной деятельности преподавателя. Индивидуальный трудовой договор, заключенный между администрацией КазНУ им. аль-Фараби и преподавателем предусматривает выполнение учебной, методической и воспитательной работы (пункт 3);
1.2 Кураторы-эдвайзеры назначаются Распоряжением декана факультета в начале учебного года на год.
1.3 Работа куратора-эдвайзера является важнейшим показателем профессиональной деятельности преподавателя университета и учитывается при его ежегодной аттестации и заключении индивидуального трудового договора на следующий год.
1.4 Воспитательная работа куратора-эдвайзера отражается в рейтинге кураторов-эдвайзеров КазНУ им. аль-Фараби наряду с учебно-методической, научной работами.
1.5 Освобождение от выполнения обязанностей куратора-эдвайзера производится распоряжением декана факультета. Кураторы-эдвайзеры подчинены и подотчетны старшему куратору-эдвайзеру кафедры, который регулирует их деятельность, доводит до их сведения распоряжения по факультету. В свою очередь, старший куратор-эдвайзер кафедры подотчетен старшему куратору-эдвайзеру факультета, а тот - заместителю декана факультета по воспитательной работе. Заведующий кафедрой совместно со старшим куратором-эдвайзером кафедры дает рекомендации о назначении кураторов-эдвайзеров академических групп, осуществляет контроль и организует помощь кураторам-эдвайзерам в решении текущих вопросов.
1.6 Деканаты координируют и контролируют деятельность кураторов-эдвайзеров совместно с Советом кураторов-эдвайзеров университета. Они оказывают методическую и организационную помощь старшим кураторам-эдвайзерам факультетов, а так же кураторам-эдвайзерам академических групп.
1.7 Общественные организации университета через Департамент по воспитательной работе и развитию языков, Совет кураторов-эдвайзеров поддерживают тесную связь с кураторами-эдвайзерами академических групп, информируют их о мероприятиях, проводимых в университете, городе.
2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ)
КУРАТОРОВ - ЭДВАЙЗЕРОВ
2.1 Цели и задачи наставников-эдвайзеров
2.1.1 Основной целью кураторов-эдвайзеров является формирование гармонично развитой личности молодежи, воспитание гражданской зрелости (позиции) студентов.
2.1.2 Основной задачей кураторов-эдвайзеров является организация воспитательной работы в учебной группе, формирование самоуправления и постепенное вовлечение студентов в общественную и творческую жизнь университета, содействие профессиональному самоопределению и профессиональной адаптации студентов на заключительном этапе их обучения в университете.
2.2 Общие функции (функциональные обязанности) кураторов-эдвайзеров
Куратор-эдвайзер, осуществляя воспитательную работу, выполняют следующие функции:
2.2.1 Совместно с активом группы определяют цели и задачи, стоящие перед академической группой на учебный год. Разрабатывают совместно с активом группы план работы на год, соблюдая целенаправленность, непрерывность и преемственность воспитательного процесса в соответствии с перспективным планом учебно-воспитательной работы университета.
2.2.2 Осуществляют контроль за выполнением планов работы группы, координируют деятельность актива группы и являются основным связующим звеном между академической группой и администрацией факультета и университета. Они поддерживает постоянную связь с общественными организациями: Комитетом молодежных организаций, органами студенческого самоуправления, Сенатом студентов, профсоюзом студентов «Сункар», Высшим студенческим Советом общежитий и т.д. для активизации участия студентов в общественной жизни факультета, университета.
2.2.3 Информируют студентов группы о приказах и распоряжениях ректора, декана, относящихся к учебно-воспитательному процессу. Знакомят студентов с правилами внутреннего распорядка, Уставом и организационной структурой университета. Доводят до сведения содержание положений о конкурсах, конференциях, соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях, проводимых на факультете и в университете. Пропагандируют опыт работы лучших студентов и групп факультета и университета.
2.2.4 Обязаны информировать администрацию факультета, общественные организации об интересах, запросах и настроении студентов группы.
2.2.5 В случае необходимости должны организовать психологическую поддержку и консультативную помощь студентов на основе социально-психологических проблем студенческой молодежи.
2.2.6 Определяют конкретные мероприятия по основным разделам гражданского, нравственного, эстетического, профессионального воспитания и культурной, спортивной, массовой работы.
2.2.7 Способствуют формированию активной гражданской позиции студентов, повышая патриотизм молодежи, обязаны участвовать в формировании гражданского, правового и профессионального мышления будущих специалистов, выбирая адекватные данным целям средства.
2.2.8 Способствуют формированию здорового образа жизни молодежи, организуя мероприятия по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, по внедрению валеологического образования и физического воспитания студентов в рамках программы «Здоровые университеты».
2.2.9 Проводят мероприятия по профилактике правонарушений в студенческой среде.
2.2.10 Обязаны участвовать в заседании комиссии Совета по правовому воспитанию и профилактике правонарушений при рассмотрении вопросов, относящихся к студентам курируемой группы и принимать участие в обсуждении и принятии решения о мерах воздействия к нарушителям.
2.2.11 Проводят мероприятия по сохранению и возрождению культурных ценностей, пропагандируя их среди студенческой молодежи.
2.2.12 Куратор -эдвайзер обязаны вести следующую документацию:
- Дневник куратора-эдвайзера;
- План воспитательной работы;
- Отчеты: текущая информация (ежемесячно), квартальный и годовой.
2.2.13 Регулярно посещать методические семинары и лекции по плану работы Совета кураторов-эдвайзеров, общие собрания факультета, университета, встречи с ректором.
2.3 Специфические функции (функциональные обязанности) кураторов-эдвайзеров
Наряду с общими функциональными обязанностями, куратор-эдвайзер:
2.3.1 Содействует формированию актива группы и установлению порядка взаимо-
отношений между старостой и группой, профоргом и группой, руководителем Комитета молодежных организаций и группой; групповой сплоченности, солидарности; определению прав и обязанностей актива и студентов группы; определению порядка взаимоотношений между группой и администрацией факультета и общественными организациями.
2.3.2 Способствует активизации участия студентов в общественных организациях, конкурсах, олимпиадах, научных семинарах, конференциях.
2.3.3 Содействует работе системы студенческого самоуправления, движения студенческих строительных отрядов, клубов, объединений и других общественных организаций.
2.3.4 Организует информационное обеспечение студенческой молодежи о формах и методах организации досуга.
2.3.5 Создает систему морального и материального поощрения студентов и преподавателей (через рейтинги кураторов-эдвайзеров), активно участвующих в организации внеучебной работы.
2.3.6 Содействует созданию благоприятного социально-психологического климата в группе, привлекая для реализации этой цели практического психолога университета и других сотрудников и должностных лиц.
2.3.7 Стимулирует студентов к здоровому образу жизни, активному участию в общественных мероприятиях кафедры, факультета, университета.
2.3.8 Участвует в организации и проведении тематических мероприятий по профилю кафедры, способствующих становлению у студентов интереса к избранной специальности, а так же мероприятиях по профориентационной работе среди учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев и т.д.
2.3.9 Поддерживать тесную связь с родителями студентов курируемой группы, а также контролировать успеваемость и дисциплину студентов.
2.3.10 Содействовать формированию у студентов профессионально важных качеств личности, профессионального самосознания.
2.3.11 Участвовать в реализации мероприятий, направленных на информирование студентов в области профессиональной ориентации и формировании у них навыков планирования и реализации профессиональной карьеры.
2.3.12 Ознакомить студентов с действующими правовыми нормами распределения и трудоустройства будущих специалистов (лично или с привлечением специалистов).
2.5 Специфические функции (функциональные обязанности) куратора-эдвайзера
1 курса
Куратор-эдвайзер первого курса обязан:
2.5.1 Ознакомить студентов в течение первого месяца занятий с Уставом и структурой университета, факультета, правилами внутреннего распорядка и документально оформить выполнение данных обязательств студентом.
2.5.2 Раскрыть особенности организации учебного процесса в вузе, ознакомить студентов с особенностями кредитной технологии обучения в КазНУ им. аль-Фараби, получением рейтингов и итогового экзаменационного балла (особенно при компьютерном тестировании студентов).
2.5.3 Рассказать о предстоящем промежуточном государственном контроле, проходящим на втором курсе, ознакомить с его содержанием и проведением.
2.5.4 Ознакомить студентов с приемами интеллектуального труда, режимом труда и отдыха, выполнения и организации самостоятельных работ (лично или с привлечением специалистов).
2.5.5 Ознакомить студентов с деятельностью молодежных общественных организаций университета и их ролью в формировании общественной активности и социальной защищенности студентов (лично или с приглашением представителей этих организаций).
2.5.6 Ознакомить с историей создания факультета, университета, выпускающей кафедры, с задачами и перспективами развития факультета, кафедр, ведущими преподавателями, лучшими студентами.
2.5.7 Оказать помощь студентам в адаптации к условиям вуза, жизни университета, вовлечению в общественную деятельность.
3 ПРАВА КУРАТОРА - ЭДВАЙЗЕРА
Куратор - эдвайзер имеет право:
3.1 Самостоятельно выбирать формы, методы и средства реализации целей и задач воспитательной работы в учебной группе, учитывая планы воспитательной работы факультетов и университета, интересы и пожелания студентов.
3.2 Обратиться с предложениями по улучшению учебной, научно-исследовательской, воспитательной работы, культурно-бытовых условий жизни студентов во все административные и общественные организации факультетов и университета.
3.3 По предварительному согласованию с преподавателями, присутствовать на лекциях, семинарах, практических и других занятиях, проходящих в группе.
3.4 Использовать возможность для установления контакта с родителями или родственниками студентов группы.
3.5 Участвовать в разработке и принятии решений администрации или общественных организаций по персональным делам студентов группы (назначение стипендии, наложение различных видов административного и общественного взыскания, исключения из университета).
3.6 Принимать участие в работе органов студенческого самоуправления, вносить предложения по улучшению их деятельности, привлекать студентов группы к выполнению оперативных заданий в работе этих органов, выдвигать кандидатуры студентов для избрания в органы самоуправления.
4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КУРАТОРОВ - ЭДВАЙЗЕРОВ
Куратор - эдвайзер несет ответственность за выполнение программы воспитательной работы в учебной группе, согласованной с заместителем декана факультета по воспитательной работе, утвержденной деканом факультета.
5 СОВЕТ КУРАТОРОВ - ЭДВАЙЗЕРОВ УНИВЕРСИТЕТА
5.1 Совет кураторов-эдвайзеров университета координирует работу старших кураторов-эдвазеров факультетов и обеспечивает методическую и организационную поддержку воспитательной работы.
5.2 В состав Совета кураторов-эдвазеров университета входят заместители деканов по воспитательной работе, старшие кураторы-эдвайзеры факультетов, сотрудники университета, выполняющие определенные функции в составе Совета.
5.3 Заседание Совета созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в семестр.
5.4 Совет кураторов-эдвайзеров осуществляет следующие функции:
5.4.1 координирует и контролирует работу кураторов-эдвайзеров ;
5.4.2 изучает, обобщает и распространяет опыт работы кураторов-эдвайзеров кафедр по
воспитанию студентов;
5.4.3 организует семинары кураторов -эдвайзеров по обмену опытом, использованию новых форм и методов воспитательной работы;
5.4.4 разрабатывает рекомендации по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы университета.