«Педагогическая концепция Аль-Фараби»

1 мая, 2020 года доктор педагогических наук, профессор Ш. Таубаевна выступала на онлайн-вебинаре на тему «Педагогическая концепция Аль-Фараби» в рамках серии онлайн-вебинаров «Второй учитель».

Во время вебинара Шаркуль Таубаевна сосредоточилась на педагогических концепциях в трудах великого мыслителя на оснве осмысления произведений Аль-Фараби, ставшего вторым учителем в мире. В начале она рассказывала о педагогичской концепции мыслителя с помощью логико-структурной схемы, где были продемонстрированы все составные части данной концепции. Был сделан краткий анализ трудов ученых, которые исследовали наследие Аль-Фараби как представителей различных наук.

Педагогическая концепция аль-Фараби включает его идеи относительно методологии педагогики, дидактики, теорий воспитания, управления с позиции фундаментальных основ философии науки и образования. Аль-Фараби заложил основы современных отраслей педагогики таких как аксиология, андрагогика, инноватика. Он также проиллюстрировал образцы логического использования  гуманистического, системного, антропологического, ценностного, деятельностного, исторического, личностного, психологического, социологического, герменевтического, экономического подходов в исследовании. Таким образом, он внес неоценимый вклад в развитие   философии и методологии педагогики.

Далее профессор Ш.Т. Таубаева охарактеризовала педагогические идеи Второго учителя на примере его трудов по созданию счастливого общества посредством воспитания жителей добродетельного города и наглядно объяснила путь к счастью с помощью логико-структурных схем. Определила идеи, необходимые для современной педагогики, и описала их так, чтобы это было понятно слушателю.

               Еще во время вебинара Ш. Таубаевна представила дидактику Аль-Фараби. Цель обучения – формирование знаний, интеллекта и мудрости в ученике посредством образования и обучения исследованию, и подчеркнула, что конечной целью обучения является - приносить счастье людям. Была предложена формула счастья для молодежи «знание – ум - разум - счастье» для размышления.

Второй учитель мира владел 70 языками, написал более 200 трудов. Всегда связывал цель образования с общечеловеческими ценностями. Он считал эти ценности инструментом для достижения счастья. Он никогда не ставил человеческие ценности ниже материальных и не жертвовал ими ради славы. Он всегда был тверд в своих принципах, скормным, равнодушным к богатству.

Невозможно сказать, сколько контента было на вебинаре. Не могу скрыть тот факт, что методологические навыки Ш. Таубаевны помогли донести произведения и идеи аль-Фараби до современного слушателя таким новым, актуальным и понятным способом, что все с таким восторгом слушали и у всех появились разные мысли и идеии.

2020 год полон значительных и знаменательных праздников. Одним из них является то, что в этом году мы празднуем 1150-летие нашего предка Аль-Фараби. Многие конференции и собрания проводятся в канун юбилея. В одном из них Шаркуль Таубаевна шутя сказала: «Все претендует на хорошее знание наследия аль-Фараби». Как ученый, Шаркуль Таубаевна стремилась донести педагогические идеи аль-Фараби, которые еще не достигли уровня мирового признания, и теперь привлекают большое количество слушателей и молодых ученых из разных областей науки.

В заключение, будучи студентом Ш. Таубаевны и молодым педагогом, я хотела бы представить свое понимание энциклопедиста Аль-Фараби как педагога.

Люди отличаются от других живых существ тем, что переходят от низшей потребности «есть и пить» к высшей необходимости «видеть» и «знать». На пути развития жизни каждый проходит хотя бы одного учителя. Великая сила в руках учителя. Позиция учителя формирует общество. Возможно, именно поэтому говорят, что у человека с хорошим учителем хорошие принципы. Учитель - создатель мира. Намерение учителя определяет путь развития общества, характер и цель жизни людей в нем. Определяет направление следующего шага. И в этот же момент хочу припомнить каждая работа Второго учителя Аль-Фараби богата образовательным содержанием. Только учитель может быть разносторонним, потому что он готовит личность к жизни. И личность не ограничивается только материальной потребностью. Поэтому со стороны педагогов мы также хотим «поспорить», и с большой уверенностью назвать его ВЕЛИКИМ ПЕДАГОГОМ.

В заключение я хотела поблагодарить Шаркул Таубаевну за мотивацию и новые идеи, которые она дала нам с помощью вебинара, посвещенного Второму учителю мира Абу Насра аль-Фараби, который преодолел все трудности и препятствия в жизни посредством удовольствия от постоянного поиска.

 

P.S. Серия вебинаров «Второй учитель» организована Центром Аль-Фараби, КазНУ им. Аль-Фараби.

 

Дата публикации:  12.05.2020