Модель докторанта

 

Компетентностная модель

квалификации выпускника факультета филологии:

область образования 8D01 – Педагогические науки:

направление 8D017 – подготовка учителей по языку и литературе

 

Сфера профессиональной деятельности – сфера образования; научная сфера; сфера государственного управления.

Объекты профессиональной деятельности – организации высшего образования всех типов и видов, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности; научно-исследовательские институты и центры, акиматы, институт государственного управления, издательства.

Виды профессиональной деятельности – учебная, методическая, научная, воспитательная, организационно-управленческая (администрирование) в сфере образования, науки и социокультурной сфере; менеджмент в сфере образования, науки, культуры и издательской деятельности.

 

 

 

Квалификации

 

Тип и содержание компетенции

 

 

Список ОП факультета

Когнитивная (знаниевые)

Инструментальные (использовать знания в контексте профессиональной деятельности)

Системная (самостоятельно решать профессиональные задачи и создавать новую продукцию)

Личностная

(этическая, социально-коммуникативная, техническая, организационная)

Преподаватель иностранного языка

(английского-немецкого, английского-французского, английского-китайского, французского, английского, немецкого-английского)

- демонстрировать системные и глубокие знания современных концепций и теорий полиязычного образования для решения проблем языков и литературы;

- формулировать гипотезы, проблемы, цели и задачи научного исследования, использовать метаязык выбранной области с учетом меняющихся научных тенденций,

- выявлять и систематизировать психологические закономерности, возникающие в процессе научно-педагогической деятельности.

- синтезировать новые и сложные идеи относительно стратегий и методологий исследования и преподавания языка и литературы;

- критически анализировать профессиональные ситуации на основе видения взаимосвязи между поведением и результатами деятельности личности и коллектива, ресурсов и возможностей развития;

- организовывать менеджерскую работу, осуществлять контроль, надзор за деятельностью учебных заведений на основе знаний координации работы управления образования;

- вносить предложения в вышестоящие органы образования, решать различные ситуации, научно-образовательные задачи в работе казахстанских и международных исследовательских коллективов.

- вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в развитие отечественного и мирового образования;

- экспертировать и оценивать государственные программы в контексте языковой политики в Казахстане;

- разрабатывать различные научные проекты и внедрять их результаты в образовательную деятельность;

- создавать новые технологии обучения и вырабатывать новые концепции и стандарты образования;

- разрабатывать государственные документы в области языковой и культурной политики.

 

- критически анализировать жизненные и профессиональные ситуации на основе видения взаимосвязи между поведением и результатами деятельности личности и коллектива;

-        применять психологические знания для принятия эффективных решений,

формировать профессиональные отношения с коллегами и руководством;

-разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские проекты;

- саморазвиваться как личности, самостоятельно обучаться, повышать профессиональный уровень;

- реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности.

Иностранный язык: два иностранных языка

 

 


 

  1. Матрица компетенций

 

Компетенция

Связанные результаты обучения

Модуль (дисциплина)

1

Научно-исследовательская компетенция

1.1

По успешному завершению данного модуля докторанты должны быть способны:

1.Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области иноязычного образования, методики преподавания иностранных языков и литературы в вузе в рамках современных научных парадигм знания;

2. Разрабатывать учебные программы, авторские курсы, учебники, учебно-методические пособия, методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе по иноязычному обучению, развивающих различный оценочный инструментарий;

3. Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области преподавания иностранных языков на основе самостоятельного оригинального подхода;

4. Применять теоретико-методологические положения новых филологических учений при анализе аутентичных текстов;

5. Оценить методику и методологию, применяемых в научных исследованиях и преподавании иностранных языков;

6. Аргументировать и точно формулировать теоретические положения исследования и давать соответствующие рекомендации по развитию иноязычного образования в современном социуме.

7. Разрабатывать прикладные аспекты преподавания иностранных языков на основе критического анализа подходов в иноязычном образовании (межкультурная коммуникация, сопоставительная типология, контактология, языковая вариативность и т.д.);

8. Проводить лекционные и практические занятия по теоретическим и специализированным дисциплинам с учетом современных направлений иноязычного образования (первый и второй иностранные языки) с использованием цифровых технологий и инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных методов обучения с целью развития у обучающихся креативности, критического мышления и познавательной активности.  

Название модуля: 

Инструменты научных исследований

2

Профессионально-педагогическая компетенция

2.1

По успешному завершению данного модуля докторанты способны:

  1. Проводить лекционные и практические занятия по теоретическим и специализированным дисциплинам с учетом современных направлений иноязычного образования с использованием цифровых технологий и инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных методов обучения с целью развития у обучающихся креативности, критического мышления и познавательной активности;
  2. Проводить методические, дидактические эксперименты в методике преподавания иностранных языков, анализировать и интерпретировать результаты экспериментов для улучшения преподавания иностранных языков, аргументированно и точно формулировать теоретические положения исследования и давать соответствующие рекомендации по развитию иноязычного образования в современном социуме;
  3. Разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по дисциплинам специальности Иностранный язык: два иностранных языка в организациях высшего образования с применением образовательных технологий и методик обучения на основе их критического осмысления;
  4. Планировать и проводить качественные занятия в организациях высшего образования с использованием традиционных, инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных технологий и методов обучения;
  5. Проектировать педагогические технологии проведения всех форм учебно-воспитательного процесса в ВУЗе (лекция, семинар и др.);
  6. Критически анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач в области иноязычного образования;
  7. Анализировать и оценивать передовой педагогический опыт, используя полученные знания в профессиональной деятельности;

Рассматривать педагогические пути взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях социокультурного пространства высшей   школы личностно-профессиональным саморазвитием в качестве исследователя и преподавателя высшей школы.

Педагогическая практика

3

Профессионально-языковая компетенция

3.1

По успешному завершению данного модуля докторанты должны быть способны:

  1. Обосновать теоретические принципы общей классификации вариантов языка, проанализировать степень влияния заимствованных номинативных единиц на процесс варьирования и выявить основные сферы проявления номинативного своеобразия вариантов языка;
  2. Использовать современные методики анализа языка и речи (семантического шкалирования, дополнения языкового знака) в практической деятельности;
  3. Выбирать необходимые методы и подходы для определения семантики различных лингвистических единиц в прагматике используемых в конкретной речи;
  4. Продемонстрировать практическое применение методов анализа языков и коммуникации;
  5. Описывать основные теории и концепции коммуникативного взаимодействия, основ речевого общения;
  6. Классифицировать основные принципы и методы организации речевых коммуникаций; проводить различия между основными формами речевого общения, нормами разговора, нормами общения, вербальных коммуникаций;
  7. Осуществлять коммуникацию с представителями различных культур в сферах культуры, политики, экономике;

Сопоставлять языковые ососбенности представителей разных культур.

Методология иноязычного образования

 

Исследовательская компетенция

4.1

По успешному завершению данного модуля докторанты должны быть способны:

  1. Организовывать научно-исследовательскую, проектную и учебно-профессиональную деятельность обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по специальности «Иностранный язык: два иностранных языка»;
  2. Создать исследовательский процесс по теме диссертации; аргументированно и обоснованно представлять научные результаты для обсуждения в научных дискуссиях и публикациях в рейтинговых журналах международных базах данных Thomson-Reuters или Scopus, а так же в национальных и международных рецензируемых изданиях;
  3. Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, учитывая собственные научные интересы общества;

4. Презентовать результаты учебной и научно-исследовательской деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки;

  1. Критически оценивать результаты научных исследований, современные теории, проблемы и подходы, новые тенденции в исследовании иностранных языков;

6. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по преподавании иностранных языков с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.

7. Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты;

8. Синтезировать и трансформировать полученные знания в процессе решения учебно-образовательных, учебно-исследовательских задач.

Исследовательская практика

 

 

  1. Необходимое обеспечение для формирования требуемых компетенций

 

 1.1.            Планируемая область профессиональной деятельности выпускника

Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности:

  • Ø  образовательная;
  • Ø  научная;
  • Ø  искусство;
  • Ø  культура;
  • Ø  органы госуправления;
  • Ø  системы массовых коммуникаций, промышленность.

 

1.2.         Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП

Доктор философии PhD по направлению подготовки «8D01705 – Иностранный язык: два иностранных языка» готовится к профессиональной деятельности в различных сферах:

  • Ø система высшего, послевузовского образования и научно-исследовательский сектор;
  • Ø издательская сфера;
  • Ø государственная и негосударственная институциональная сфера;
  • Ø сфера статистического управления;
  • Ø сфера копирайтинговых и рерайтинговых услуг;
  • Ø сфера управленческого аппарата,
  • Ø сфера международного делового сотрудничества;
  • Ø сфера СМИ и информационных услуг;
  • Ø сфера библиотечного дела и архивоведения, сфера переводческих услуг и т.д.

 

1.3.            Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП

Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями являются:

1. высшие учебные заведения;

2. научно-исследовательские институты;

3. издательства;

4. рекламные агентства;

5. акиматы, министерства,

6. службы теле-, радио, информационных услуг;

7. библиотеи, архивы;

8. центры, бюро переводов

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости:

  1. система высшего, послевузовского образования и научно-исследовательский сектор;
  2. государственная и негосударственная институциональная сфера;
  3. сфера СМИ и информационных услуг;
  4. сфера управленческого аппарата.