6B03205 Библиотечные информационные системы

Название ОП

6B03205 Библиотечные информационные системы

Область образования

6B03 Социальные науки, журналистика и информация

Направление подготовки

6B032 Журналистика и информация

Группа образовательных программ

B043 Библиотечное дело, обработка информации и архивное дело

Цель ОП

Программа направлена на формирование личности специалиста, обладающего критическим мышлением, способного работать с данными из разных источников информации, анализировать и давать им информативную оценку; способного вступать в полемику и аргументированно представлять своё мнение по проблемам современности данного направления; работать в команде.

Язык обучения

русский, казахский, английский

Объем кредитов

240

Присуждаемая академическая степень

Бакалавр

Результат обучения

ON1- Алгоритмизировать использование научных методов и приемов исследования учебной дисциплины и в процедурах взаимодействия дисциплин модуля; объяснять природу ситуаций и идей научных сфер; анализировать роль   социальных, политических, культурных, психологических институтов в модернизации казахстанского общества; анализировать различные ситуации с позиций соотнесенности с системой ценностей, общественными, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества;

ON2- Анализировать и обосновать основные тенденции развития информационных технологий для использования их в библиотечном деле; эффективно пользоваться электронными каталогами; использовать современные системы информационного и технического обеспечения информацией и управления библиотечного дела, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач и создании электронных библиотек; объяснять методы сбора, хранения и обработки информации создании электронных библиотек.

ON3- Применить общие закономерности и требования свойственные для обслуживания читателей и пользователей библиотек; анализировать методы пропаганды поступившей литературы по разным областям науки и техники, для их разностороннего использования; применять эффективные методы поиска и выполнения запросов пользователей с помощью электронных поисковых систем; продемонстрировать знания по использованию информационных технологии для решения задач.

ON4- Применять на практике теоретические знания по формированию документных фондов библиотек и информационных служб; использовать методы сбора, анализа и обобщения теоретической и эмпирической базы в области формирования и использования библиотечного фонда; анализировать основные зарубежные рекомендательные списки литературы, подготавливать и проводит устные обзоры литературы для пополнения информационного потока в фонды библиотек.

ON5- Использовать теоретические и практические знания для подготовки библиографических пособий, и методических материалов; Анализировать проблемы изучения синтеза библиографического, информационного подходов; применять свои знания для анализа и сбора данных для составления библиографических указателей по определенным направлениям, темам; организовать дни информации и библиографических обзоров

ON6- Использовать материалы библиотечного фонда библиотек для подготовки и проведения воспитательно-образовательной работы; проводить читательские конференции, круглые столы, выставки и презентации книг, организация встреч с деятелями культуры и науки; организация выставок для детей, подростков;

пользоваться источнико-ориентированными и проблемно-ориентированнными базами данных; проектировать модели создания эффективных фондов библиотек отвечающим современным требованиям и запросам общества.

ON7- Выявить общие и особенные приемы и анализа по обеспечению сохранности фондов библиотек; анализировать компьютерные программы для обработки библиотечных данных; критически оценивать возможности обеспечения сохранности библиотечных материалов на различных носителях информации; применять на практике теоретические знания по обеспечению сохранности документов редких фондов;;

ON8- Применять системы знаний и навыки для использования информационных технологий в процессе поиска и обработки профессиональной информации при удовлетворении разнообразных профессиональных информационных потребностей субъектов информационного рынка; анализировать информационные данные для составления качественных каталогов на различных носителях информации

ON9- Владеть культурой мышления и публичного выступления, правильно и логично сформировать свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях; обоснованно представлять информацию о различных этапах развития казахского общества, политических программ, культуры, языка, социальных и межличностных отношений; различать стратегии разных типов исследований общества и обосновывать выбор методологии для анализа проблем.

ON10- Анализировать социологические, психологические, педагогические и маркетинговые исследования в области библиотечного дела; Использовать современные методы в процессе комплектования фондов документами в полиграфическом и электронном исполнении, вести техническую обработку документов, поступающих в фонд; их учёт, размещение и расстановку, оптимально структурировать фонд; Анализировать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей для улучшения работы библиотек.

ON11- Обосновать исторические предпосылки и периоды становления независимого Казахстана; проводить критико-сравнительный анализ явлений и событий на основе современного Казахстана; спрогнозировать преимущества, особенности казахстанской модели развития; оценить знания аналитического анализа при изучении процессов, явлений и роли исторических личностей в истории современного Казахстана; сформировать собственное мнение по модернизации казахстанского общества, приобрести исторические знания.

ON12- Объяснять содержание и тенденции развития информационно-коммуникационных технологий; описывать архитектуру компьютерных систем и сетей; пользоваться информационными Интернет ресурсами; применять программное и аппаратное обеспечение компьютерных систем для сбора, передачи, обработки и хранения данных; анализировать выбор методов и средств защиты информации; с помощью цифровых технологий разрабатывать инструменты; осуществлять проектную деятельность по специальности.

Для абитуриентов

https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/bachelor/speciality/1451

Академическая деятельность

Кадровый потенциал:

Штатный состав ППС – 24

Количество докторов науки профессоров ККСОН (ВАК):-7

Количество докторов наук и доцентов ККСОН (ВАК):-12

Количество докторов PhD: 2

Остепененность ППС: - 87,5 %

Анологичная образовательная программа существует в «University of British Columbia», который занимает 51 место в рейтинге QS.

Базы практик:

1) Библиотека Аль-Фараби

2) Национальная библиотека РК

3)Национальная Государственная Книжная палата Республики Казахстан

4)Государственное учреждение «Республиканская научно-педагогическая библиотека» Министерства образования и науки Республики Казахстан (РНПБ МОН РК).

5) Республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих граждан

6) Центральная научная библиотека МОиН РК Алматы

7) Государственная юношеская библиотека им. Жамбыла Жабаева.

Дуальное образование: На базе Национальной библиотеки РК.

Научная деятельность

Для реализации образовательной программы обучение бакалавров университет имеет лабораторию   по автоматизаций   библиотечно-информационных процессов № 406 ( 34,9 кв.м.), Библиотека Аль-Фараби общей площадью 17856,6 кв.м (более 1339 посадочных мест в 9 читальных залах) занятых под фонд и служебные помещения;

• классический читальный зал площадью 1850 кв.м на 720 посадочных мест

• электронная библиотека площадью на 955, 8 кв.м на 220 посадочных мест

• абонементы гуманитарных наук площадью - 787, 5 кв.м

• абонементы естественных наук площадью - 869, 9 кв.м

• книгохранение основных фондов площадью -1779, 4 кв.м

Количество компьютеров – 314 шт., общий книжный фонд – 2191059 экз.

Международная деятельность

Санкт-Петербургский университет культуры (Россия), Университет Ла Сапиенца (Италия, Рим қ.), Университет имени Адам Мицкевича (Польша, г. Познань).

Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

Образовательная программа по специальности 6В032–Библиотечные информационные системы» прошла международную аккредитацию агентства ACQUIN («Библиотечное дело бакалавр» на 26.09.2014-30.09.2019 гг.).

       По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК занимает место:

НААР - 1 место.

НКАОКА - 1 место.

 

Работодателями являются:

1. Библиотека им Аль-Фараби

2. Национальная библиотека РК

3. Национальная Государственная Книжная палата Республики Казахстан

4. Научная библиотека РГП "Ғылым ордасы"

5. Государственное учреждение «Республиканская научно-педагогическая библиотека» Министерства образования и науки Республики Казахстан (РНПБ МОН РК).

6. Республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих граждан

7.   Центральная научная библиотека МОиН РК Алматы

   8. Государственная юношеская библиотека им. Жамбыла Жабаева.

9. Министерства культуры, информации

10. Редакции СМИ

 

Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности:

образовательная;

научная;

искусство;

культура;

системы массовых коммуникаций.