Юриспруденция
1. Общая характеристика образовательной программы |
|
Регистрационный номер |
|
Код и классификация области образования |
8D04 Бизнес, управление и право |
Код и классификация направлений подготовки |
8D042 Право |
Наименование образовательной программ |
8D042_ _ - Юриспруденция |
Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров |
№ |
1.1 Цель ОП |
Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных определять новые направления развития конституционного и административного права; генерировать новые правовые идеи в области теории права и защиты прав человека; использовать современные технологии изучения правовой системы в целом; разрабатывать научные рекомендации для совершенствования законодательства и правовой практики в области защиты прав человека; уметь принимать решения и брать на себя ответственность в разрешении конфликтных ситуациях на основе идей и положений права с использованием института медиации |
1.2 Основные показатели ОП |
Тип ОП: докторантура Сроки ОП: 3 года Формы обучения: очная Трудоемкость: 180 академических кредитов Присуждаемая степень: доктор PhD 8D042 Право, 8D042_ _ -Юриспруденция Вид ОП: Действующая ОП; |
1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг |
Материально-техническая база ОП:
Кадровый потенциал: Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сартаев С.С. Также занятия проводят известные ученые: 29 докторов юридических наук, 50 кандидатов юридических наук и 15 докторов PhD. В их числе 18 обладателей гранта «Лучший преподаватель вуза», 10 лауреатов государственной научной стипендии для талантливых молодых ученых, 10 обладателей государственных наград. Преподавание осуществляется также зарубежными профессорами и практическими работниками. Активное участие в подготовке докторантов принимают представители работодателей: Парламент, Правительство, Генеральная прокуратура, Верховный Суд, МВД, органы юстиции, органы адвокатуры и нотариата. Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик. Используются лучшие современные образовательные методики, среди которых игровые судебные процессы, деловые игры, тренинги, а также сочетание индивидуальной и командной работы.
Базы практик: - Национальная Академия Наук РК - система центральных и местных органов исполнительной власти всех уровней, - система центральных и местных органов законодательной власти всех уровней, - центральные и местные судебные органы различной компетенции и юрисдикции, - правоохранительные органы Республики Казахстан, - центральные и местные органы прокуратуры, - органы государственной и частной адвокатуры, - органы нотариата; - органы национальной безопасности, - международные судебные органы и институты и правозащитные организации, - комплекс негосударственных организаций и предприятий (фирм, компаний, банковских и прочих учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность и некоммерческую деятельность).
Академическая мобильность Докторанты имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира в течение трех месяцев. Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке докторантов с университетами Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Великобритании, Польши. Научными консультантами докторантов являются ведущие ученые РК и стран дальнего зарубежья. Зарубежные научные консультанты приезжают в КазНУ им. аль-Фараби на консультацию и ведение учебных занятий в течение семестра.
Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты) Существуют научные школы по следующим направлениям: теоретико-правовая (профессор Ибраева А.С.); историко-правовая (профессор Усеинова Г.Р.); уголовно-правовая (профессор Джансараева Р.Р.); уголовно- криминалистическая (профессор Тапалова Р.Б.); гражданско-правовая (профессор Тыныбеков С.Т.); интеллектуально-правовая (профессор Жетписбаев Б.А.); конституционно-правовая (профессор Баймаханова Д.М.); школа государственного управления (профессор Кенжалиев З.Ж); социально-правовая (профессор Абайдельдинов Т.М.); эколого-правовая (профессор Байдельдинов Д.Л.); финансово-правовая (профессор Жатканбаева А.Е.); таможенно-правовая (профессор С. Алибеков). На юридическом факультете действует семь научных центров. Докторанты принимают активное участие в выполнении НИР, финансируемых МОиН Республики Казахстан, по следующим направлениям: трудовое законодательство и социальное обеспечение лиц с ограниченными возможностями; формирование правовой культуры и правосознания казахстанского общества; уголовное право и криминалистика; предпринимательское право и интеллектуальное право; гражданское право, процессуальное право, адвокатура и нотариат. Также докторанты принимают участие в выполнении научных проектов, финансируемых из иных источников, в организации научно-практических конференций и теоретических семинаров, подготовке и опубликовании монографий, научных статей и докладов. В ходе подготовки диссертационных исследований докторанты выезжают за рубеж для работы в научных библиотеках ведущих зарубежных научных центров и вузов. Сопоставление с аналогичными программами зарубежных вузов Образовательная программа по специальности «8D042_ _ Юриспруденция» соответствует мировым стандартам. Ориентирована на аналогичные программы зарубежных вузов Англии, США, Германии, Франции, России. |
2. Квалификационные требования в формате результатов обучения |
|
2.1 Ожидаемые результаты обучения ОП
|
По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны: NO 1. Демонстрировать системное понимание главных закономерностей развития и функционирования права и государства; критически анализировать развитие правовой системы Казахстана в целом; NO 2. Обобщать и классифицировать концептуальные положения гражданского права; разрабатывать квалифиированные юридические заключения и проводить консультации по вопросам гражданского законодательства; оценивать процесс унификации гражданского законодательства ЕАЭС; NO 3 основываясь на методике изучения таможенной деятельности и таможенной политики РК системно раскрывать и оценивать основные теоретические и практические проблемы развития процесса унификации законодательства в рамках Евразийского экономического союза; NO 4 создавать, разрабатывать и адаптировать новейшие способы разрешения социальных конфликтов на основе института медиации как системы альтернативного урегулирования споров; NO 5. Анализировать и классифицировать региональную преступность; оценивать, классифицировать и дифференцировать виды латентной преступности; разрабатывать научные проблемы преступности; создавать концепции предупреждения преступности. NO 6. Критически оценивать институт конституционного контроля; разрабатывать теорию конституционного процесса; оценивать реформы в области государственного управления; сравнивать национальное и зарубежное законодательство, касающееся государственного управления. NO 7. Оценивать процессы модернизации законодательства в сфере социального обеспечения; разрабатывать механизм защиты права интеллектуальной собственности; NO 8. Системно понимать и классифицировать криминопенологические параметры наказаний и их типы, криминальные и криминопенальные явления; анализировать процессы реформирования уголовного судопроизводства; NO 9. Выстраивать исследовательский процесс по теме диссертации; аргументированно и обоснованно представлять научные результаты для обсуждения в научных дискуссиях и публикациях, а также в национальных и международных рецензируемых изданиях. NO 10. Разрабатывать учебно-методические материалы для проведения учебных занятий и внеаудиторной работы по юридическим дисциплинам с применением инновационных образовательных технологий и интерактивных методик обучения на основе их критического осмысления. NO 11. Системно анализировать правовые проблемы международного экономического сотрудничества; разрабатывать механизмы развития интеграционных связей в международном праве. NO 12. Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем правовой науки. |
2.2 Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП (в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения). |
|
2.3 Название модуля M-1 Теоретические вопросы права и государства: новые взгляды |
По успешному завершению данного модуля докторанты должны быть способны: 1. Аргументировать и синтезировать новые правовые идеи, основанные на философских категориях; ранжировать научные школы правопонимания; оценивать значение различных концепций правопонимания для правовой практики 2. Анализировать и оценивать с учетом новейших достижений социальных наук сущность, функционирование и дальнейшее развитие государства и права. 3. Критически оценивать и ранжировать виды конфликтных правоотношений, определять роль права в профилактике социальных конфликтов; разрабатывать методику применения правовых согласительных процедур для разрешения социальных конфликтов; 4. Определять роль и значимость института медиации, определять пути совершенствования института медиации; анализировать и оценивать альтернативное разрешение споров, примирительные процедуры 5. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции гражданского процессуального права; критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи относительно искового производства; защиты субъектов предпринимательской деятельности; процессуального соучастия; процессуального правопреемства. 6. На системной основе проводить анализ уголовно-правовых, процессуальных, криминалистических, криминологических, социальных аспектов латентной преступности 7. оценивать и ранжировать причины и условия, способствующие совершению преступлений; с учетом виктимологических параметров создавать, разрабатывать и адаптировать методы изучения латентной преступности; 8. проводить научную дискуссию относительно актуальных проблем законодательства в рамках ЕвраЭС; системно понимать особенности развития таможенного законодательства стран Евразийского экономического содружества - ЕвраЭС;
|
2.4 М-2 Aктуальные проблемы унификации гражданского законодательства
|
По успешному завершению данного модуля докторанты должны быть способны: 1. системно оперировать юридическими понятиями и категориями в области гражданского права; 2. разрабатывать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам гражданского права; 3. анализировать и аргументировать собственные взгляды относительно развития основных концептуальных положений гражданского права; 4. проводить сравнительный анализ гражданского законодательства Республики Казахстан и зарубежных стран; 5. демонстрировать способность критического анализа, оценки и синтеза новых и сложных научных идей по проблемам унификации гражданского законодательства в рамках Евразийского экономического пространства; 6. оценивать уровень соответствия гражданского законодательства Республики Казахстан мировым стандартам; 7. аргументировать и отстаивать свою точку зрения с отражением своих знаний и выводов по проблемам разрешения юридических споров в рамках Евразийского экономического пространства; 8. вести диалог в широких кругах научного сообщества и общества в форме научной дискуссии по проблемам унификации гражданского законодательства в рамках Евразийского экономического пространства.
|
2.5 М-3. Проблемы cовершенствования законодательства конституционного контроля / Модернизация социально-обеспечительного законодательства / Проблемы правового регулирования международного сотрудничества Казахстана/ Проблемы криминопенологии
|
По успешному завершению данной модули обучающиеся должны быть способны:
6. Системно понимать основные направления совершенствования правового механизма охраны окружающей среды и на этой основе оценивать уровень развития природоохранной деятельности в РК; вести диалог по оценке научных концепций по проблемам правового регулирования природоохранной деятельности; с учетом международных стандартов определить тенденцию развития правового механизма охраны окружающей среды Республики Казахстан. 7. Системно понимать современные проблемы криминопенологии и пенального преступного поведения; критически анализировать основные учения о наказательной преступности; ранжировать виды пенального преступного поведения; ранжировать криминопенологические параметры наказаний и их типы; системно классифицировать криминальные и криминопенальные явления; 8. Аргументировать и оценить правовую природу уголовного правосудия и на этой основе обосновать особенности уголовного правосудия; генерировать новые идеи относительно нормативного содержания международно-правовых стандартов уголовного правосудия
|
3. Сферы профессиональной деятельности выпускника |
|
3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника
|
Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности: образовательная; - образовательная (педагогическая); - научная; - правоохранительная; - правозащитная; - консультационная; - экспертная; - информационно-аналитическая; - проектная; - организационно-управленческая |
3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП |
Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни: - Преподаватель вуза; - научный сотрудник НИИ - Судья; - Прокурор; - адвокат; - юрист-консультант - сотрудники правоохранительных органов Смежными видами профессиональной деятельности по специальности являются: - политолог; - информационно-аналитический специалист; - правозащитник
|
3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП |
Профессия юриста имеет стратегическое значение. Каждый второй вуз готовит юристов. Всего же на начало 2018/2019 учебного года в Казахстане действуют 128 вузов, с учетом филиалов. Государственными по форме собственности являются 45 вузов, частными - 79 и с иностранной формой собственности - 4 вуза. Обучением юристов занимаются: бакалавриат – 61 учебное заведение, магистратура – 38, докторантура – 7. Треть квалифицированных преподавателей трудятся в нескольких вузах одновременно. Качество образования и наличие знаний отходит на второй план. На первом месте для вузов находится коммерческий интерес [1]. 1Кравченко А. В Казахстане дефицит настоящих юристов // Республиканская коллегия адвокатов // http://advokatura.kz/v-kazahstane-defitsit-nastoyashhih-yuristov/ По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, численность штатного профессорско-преподавательского состава в Казахстане составляет 38 275 человек, в том числе по совместительству работает 5 630 преподавателей. Ученую степень доктора наук имеют 8,4% сотрудников из общего профессорско-преподавательского состава, кандидата наук – 33,7%, звание профессора – 6% и доцента – 14,8%. Число преподавателей, имеющих академическую степень магистра, составляет 12 337 человек, или 32,2%, доктора философии (PhD) и доктора по профилю – 2 379 человек, или 6,2%. [2]. 2 Почти 54% студентов казахстанских вузов – девушки // https://forbes.kz/news/2019/02/03/newsid_192104 Эти данные показывают, что имеется потребность в подготовке докторов PhD по направлению «8D042_ _ Юриспруденция». Без квалифицированных педагогов и научных специалистов невозможно подготовка юристов высокого уровня. Региональные вузы испытывают острый дефицит высокопрофессиональных кадров – докторов PhD по направлению «8D042_ _ Юриспруденция». |
4. Требования к абитуриенту
|
Профессиональное образование - докторантура осуществляется на базе высшего послевузовского (магистратура) образования. Прием в докторантуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с “Типовыми правилами приема в вузы”. Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в докторантуру вузов РК» |
Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы
(Приложение 2.1)