Юриспруденция

1. Общая характеристика образовательной программы

Регистрационный номер

 

Код и классификация области образования

8D04 Бизнес, управление и право

Код и классификация направлений подготовки

8D042 Право

Наименование образовательной программ

8D042_ _ - Юриспруденция

Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров

1.1 Цель ОП

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных   определять новые направления развития конституционного и административного права; генерировать новые правовые идеи в области теории права и защиты прав человека; использовать современные технологии   изучения правовой системы в целом; разрабатывать научные рекомендации для совершенствования законодательства и правовой практики в области защиты прав человека; уметь принимать решения и брать на себя ответственность в разрешении конфликтных ситуациях на основе идей и положений права с использованием института медиации

1.2 Основные показатели ОП

Тип ОП: докторантура

Сроки ОП: 3 года

Формы обучения: очная

Трудоемкость: 180 академических кредитов

Присуждаемая степень:   доктор PhD      

8D042 Право, 8D042­_ _ -Юриспруденция                    

Вид ОП:

Действующая ОП;

1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг

Материально-техническая база ОП:

  1. Для реализации образовательной программы на факультете имеются лаборатории:
  2. Центр проблем борьбы с преступностью
  3. Научно-исследовательский Центр «Правовая поддержка инновационного развития Казахстана»
  4. Центр правового воспитания
  5. Центр экологической безопасности и права природопользования
  6. Центр исследования проблем развития местного самоуправления»
  7. НИИ антикоррупционных технологий
  8. Центр медиации

Кадровый потенциал:

Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек   сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сартаев С.С. Также занятия   проводят известные ученые: 29 докторов юридических наук, 50 кандидатов юридических наук и 15 докторов PhD. В их числе 18 обладателей гранта «Лучший преподаватель вуза», 10 лауреатов государственной научной стипендии для талантливых молодых ученых, 10 обладателей государственных наград. Преподавание осуществляется также зарубежными профессорами и практическими работниками. Активное участие в подготовке докторантов принимают представители работодателей: Парламент, Правительство, Генеральная прокуратура, Верховный Суд, МВД, органы юстиции, органы адвокатуры и нотариата.    

       Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик.   Используются лучшие современные образовательные методики, среди которых игровые судебные процессы, деловые игры, тренинги, а также сочетание индивидуальной и командной работы.

 

Базы практик:  

-  Национальная Академия Наук РК

-  система центральных и местных органов исполнительной власти всех уровней,

-  система центральных и местных органов законодательной власти всех уровней,

-  центральные и местные судебные органы различной компетенции и юрисдикции,

-  правоохранительные органы Республики Казахстан,

-  центральные и местные органы прокуратуры,

-  органы государственной и частной адвокатуры,

-  органы нотариата;

-  органы национальной безопасности,

-  международные судебные органы и институты и правозащитные организации,

-  комплекс негосударственных организаций и предприятий (фирм, компаний, банковских и прочих учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность и некоммерческую деятельность).

 

Академическая мобильность

Докторанты имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира в течение трех месяцев. Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке докторантов с университетами Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Великобритании, Польши. Научными консультантами докторантов являются ведущие ученые РК и стран дальнего зарубежья. Зарубежные научные консультанты приезжают в КазНУ им. аль-Фараби на консультацию и ведение учебных занятий в течение семестра.

 

Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты)

     Существуют научные школы по следующим направлениям: теоретико-правовая (профессор Ибраева А.С.); историко-правовая (профессор Усеинова Г.Р.); уголовно-правовая (профессор Джансараева Р.Р.); уголовно- криминалистическая (профессор Тапалова Р.Б.); гражданско-правовая (профессор Тыныбеков С.Т.); интеллектуально-правовая (профессор Жетписбаев Б.А.); конституционно-правовая (профессор Баймаханова Д.М.); школа государственного управления (профессор Кенжалиев З.Ж); социально-правовая (профессор Абайдельдинов Т.М.); эколого-правовая (профессор Байдельдинов Д.Л.); финансово-правовая (профессор Жатканбаева А.Е.); таможенно-правовая (профессор С. Алибеков).   На юридическом факультете действует семь научных центров.

         Докторанты принимают активное участие в выполнении НИР, финансируемых МОиН Республики Казахстан, по следующим направлениям: трудовое законодательство и социальное обеспечение лиц с ограниченными возможностями; формирование правовой культуры и правосознания казахстанского общества; уголовное право и криминалистика; предпринимательское право и интеллектуальное право; гражданское право, процессуальное право, адвокатура и нотариат.     Также докторанты принимают участие в выполнении научных проектов, финансируемых из иных источников, в организации научно-практических конференций и теоретических семинаров, подготовке и опубликовании   монографий, научных статей и докладов. В ходе подготовки диссертационных исследований докторанты выезжают за рубеж для работы в научных библиотеках ведущих зарубежных научных центров и вузов.

Сопоставление с аналогичными программами зарубежных вузов

Образовательная программа по специальности «8D042_ _ Юриспруденция» соответствует мировым стандартам. Ориентирована на аналогичные программы зарубежных вузов Англии, США, Германии, Франции, России.

2. Квалификационные требования в формате результатов обучения

2.1  Ожидаемые результаты обучения ОП

 

По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны:

NO 1. Демонстрировать системное понимание главных закономерностей развития и функционирования права и государства; критически анализировать развитие правовой системы Казахстана в целом;

NO 2. Обобщать и классифицировать концептуальные положения гражданского права;   разрабатывать квалифиированные   юридические заключения и проводить консультации по вопросам гражданского законодательства; оценивать процесс унификации гражданского законодательства ЕАЭС;

NO 3 основываясь на методике изучения таможенной деятельности и таможенной политики РК системно раскрывать и оценивать основные теоретические и практические проблемы развития процесса унификации законодательства в рамках Евразийского экономического союза;

NO 4 создавать, разрабатывать и адаптировать новейшие способы разрешения социальных конфликтов на основе института медиации как системы альтернативного урегулирования споров;

NO 5. Анализировать и классифицировать региональную преступность; оценивать, классифицировать и дифференцировать виды латентной преступности; разрабатывать научные проблемы преступности; создавать концепции предупреждения преступности.

NO 6. Критически оценивать институт конституционного контроля; разрабатывать   теорию конституционного процесса; оценивать реформы в области государственного управления; сравнивать национальное и зарубежное законодательство, касающееся государственного управления.

NO 7. Оценивать процессы   модернизации законодательства в сфере социального обеспечения; разрабатывать механизм защиты права интеллектуальной собственности;

NO 8. Системно понимать и классифицировать криминопенологические параметры наказаний и их типы,   криминальные и криминопенальные явления;   анализировать процессы реформирования уголовного судопроизводства;

NO 9. Выстраивать исследовательский процесс по теме диссертации; аргументированно и обоснованно представлять научные результаты для обсуждения в научных дискуссиях и публикациях, а также в национальных и международных рецензируемых изданиях.

NO 10. Разрабатывать учебно-методические материалы для проведения учебных занятий и внеаудиторной работы по юридическим дисциплинам с применением инновационных образовательных технологий и интерактивных методик обучения на основе их критического осмысления.

NO 11. Системно анализировать правовые проблемы международного экономического сотрудничества; разрабатывать механизмы развития интеграционных связей в международном праве.

NO 12. Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем правовой науки.

2.2              Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП

(в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения).

2.3  Название модуля

M-1 Теоретические вопросы права и государства: новые взгляды

По успешному завершению данного модуля докторанты должны быть способны:

1. Аргументировать и синтезировать новые правовые идеи, основанные на философских категориях; ранжировать научные школы правопонимания; оценивать значение различных концепций правопонимания для правовой практики

2. Анализировать и оценивать с учетом новейших достижений социальных наук сущность, функционирование и дальнейшее развитие государства и права.

3. Критически оценивать и ранжировать виды конфликтных правоотношений, определять роль права в профилактике социальных конфликтов; разрабатывать методику применения правовых согласительных процедур для разрешения социальных конфликтов;

4. Определять роль и значимость института медиации, определять пути совершенствования института медиации; анализировать и оценивать альтернативное разрешение споров, примирительные процедуры

5. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции гражданского процессуального права; критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи относительно искового производства; защиты субъектов предпринимательской деятельности;   процессуального соучастия; процессуального правопреемства.

6. На системной основе проводить анализ уголовно-правовых, процессуальных,   криминалистических, криминологических,   социальных аспектов латентной преступности

7. оценивать и ранжировать причины и условия, способствующие совершению преступлений; с учетом виктимологических параметров создавать, разрабатывать и адаптировать методы изучения латентной преступности;

8. проводить научную дискуссию относительно актуальных проблем законодательства в рамках ЕвраЭС; системно понимать особенности развития таможенного законодательства стран Евразийского экономического содружества - ЕвраЭС;

 

2.4 М-2 Aктуальные проблемы унификации гражданского законодательства

 

 

По успешному завершению данного модуля докторанты должны быть способны:

1. системно оперировать юридическими понятиями и категориями в области гражданского права;

2. разрабатывать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам гражданского права;

3. анализировать и аргументировать собственные взгляды относительно развития основных концептуальных положений гражданского  права;

4. проводить сравнительный анализ гражданского законодательства Республики Казахстан и зарубежных стран;

5. демонстрировать способность критического анализа, оценки и синтеза новых и сложных научных идей по проблемам унификации гражданского законодательства в рамках Евразийского экономического пространства;

6. оценивать уровень соответствия гражданского законодательства Республики Казахстан мировым стандартам;

7. аргументировать и отстаивать свою точку зрения с отражением своих знаний и выводов по проблемам разрешения юридических споров в рамках Евразийского экономического пространства;

8. вести диалог в широких кругах научного сообщества и общества в форме научной дискуссии по проблемам унификации гражданского законодательства в рамках Евразийского экономического пространства.

 

 

2.5 М-3. Проблемы cовершенствования законодательства конституционного контроля / Модернизация социально-обеспечительного законодательства / Проблемы правового регулирования международного сотрудничества Казахстана/ Проблемы криминопенологии

 

         По успешному завершению данной модули обучающиеся должны быть способны:

  1. Системно понимать сущность и особенности конституционного контроля как комплексного института права; аргументировать значимость системы конституционного контроля для формирования правового государства; оценивать специфику деятельности Конституционного Совета РК и элементы конституционного контроля;  
  2. Вести диалог и аргументировать свою позицию по новейшим положениям теории государственного управления с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом в целом; генерировать новые направления дальнейшего развития системы государственного управления в Республике Казахстан;
  3. Системно понимать проблемы модернизации социально-обеспечительного законодательства; критически оценивать мировые тенденции и динамику развития современных научных школ в сфере права социального обеспечения; объяснять и аргументировать научную позицию относительно правовых способов модернизации социально-обеспечительного законодательства   Республики Казахстан;
  4. Оценивать и критически анализировать механизм защиты права интеллектуальной собственности; вести диалог относительно теоретических и практических проблем защиты права интеллектуальной собственности; прогнозировать дальнейшее развитие правового регулирования   права интеллектуальной собственности.
  5. Анализировать и определять перспективные направления развития правового регулирования экономических отношений Казахстана с зарубежными странами; критически оценивать правовые основы международного экономического сотрудничества РК с зарубежными государствами;

6. Системно понимать основные направления совершенствования правового механизма охраны окружающей среды и на этой основе оценивать уровень развития природоохранной деятельности в РК; вести диалог по оценке научных концепций по проблемам правового регулирования природоохранной деятельности; с учетом международных стандартов определить тенденцию развития правового механизма охраны окружающей среды Республики Казахстан.

7. Системно понимать современные проблемы криминопенологии и пенального преступного поведения; критически анализировать основные учения о наказательной преступности; ранжировать виды пенального преступного поведения; ранжировать криминопенологические параметры наказаний и их типы; системно классифицировать криминальные и криминопенальные явления;

       8. Аргументировать и оценить правовую природу уголовного правосудия и на этой основе обосновать особенности уголовного правосудия; генерировать новые идеи относительно нормативного содержания международно-правовых стандартов уголовного правосудия

 

 

3. Сферы профессиональной деятельности выпускника

3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника

 

 

Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности:

образовательная;

-   образовательная (педагогическая);

-   научная;

-   правоохранительная;

-   правозащитная;

-   консультационная;

-   экспертная;

-   информационно-аналитическая;

-   проектная;

- организационно-управленческая

3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП

Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни:

-   Преподаватель вуза;

-   научный сотрудник НИИ

-   Судья;

-   Прокурор;

- адвокат;

- юрист-консультант

- сотрудники правоохранительных органов

Смежными видами профессиональной деятельности по специальности являются:

- политолог;

- информационно-аналитический специалист;

- правозащитник

 


3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП

Профессия юриста имеет стратегическое значение. Каждый второй вуз готовит юристов. Всего же на начало 2018/2019 учебного года в Казахстане действуют 128 вузов, с учетом филиалов. Государственными по форме собственности являются 45 вузов, частными - 79 и с иностранной формой собственности - 4 вуза. Обучением юристов занимаются: бакалавриат – 61 учебное заведение, магистратура – 38, докторантура – 7.

Треть квалифицированных преподавателей трудятся в нескольких вузах одновременно. Качество образования и наличие знаний отходит на второй план. На первом месте для вузов находится коммерческий интерес [1].

1Кравченко А.   В Казахстане дефицит настоящих юристов // Республиканская коллегия адвокатов // http://advokatura.kz/v-kazahstane-defitsit-nastoyashhih-yuristov/

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, численность штатного профессорско-преподавательского состава в Казахстане составляет 38 275 человек, в том числе по совместительству работает 5 630 преподавателей. Ученую степень доктора наук имеют 8,4% сотрудников из общего профессорско-преподавательского состава, кандидата наук – 33,7%, звание профессора – 6% и доцента – 14,8%. Число преподавателей, имеющих академическую степень магистра, составляет 12 337 человек, или 32,2%, доктора философии (PhD) и доктора по профилю – 2 379 человек, или 6,2%. [2].

2 Почти 54% студентов казахстанских вузов – девушки // https://forbes.kz/news/2019/02/03/newsid_192104

Эти данные показывают, что имеется потребность в подготовке докторов PhD по направлению «8D042_ _ Юриспруденция». Без квалифицированных педагогов и научных специалистов невозможно подготовка юристов высокого уровня. Региональные вузы испытывают острый дефицит высокопрофессиональных кадров – докторов PhD по направлению «8D042_ _ Юриспруденция».

4. Требования к абитуриенту

 

Профессиональное образование - докторантура осуществляется на базе высшего послевузовского (магистратура) образования. Прием в докторантуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с “Типовыми правилами приема в вузы”.

Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в докторантуру вузов РК»

 

 

            Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы

(Приложение 2.1)