Массовые открытые онлайн курсы

Казахский национальный университет им. аль-Фараби является лидером среди казахстанских университетов по внедрению MOOC на открытой платформе OpenEdx. 

С 2014-2015 учебного года Центр дистанционного образования КазНУ им.аль-Фараби совместно с профессорско-преподавательским составом начал работу по созданию МООК, и в данный момент по интернет адресу http://open.kaznu.kz функционирует собственная МООК платформа на основе системы Open edX. 

          1 октября 2015 года были запущены первые открытые курсы от ведущих преподавателей КазНУ имени аль-Фараби – «Теория вероятностей» и «Физические задачи с доцентом В. Кашкаровым», куда записались около 250 и 500 слушателей из разных регионов Казахстана, соответственно. В этих курсах в основном обучались учащиеся 1-2 курса КазНУ им.аль-Фараби, старших классов Назарбаев интеллектуальных школ, специализированных физико-математических и средних школ. Анализ данных показал большой интерес к этим курсам, что дает стимул преподавательскому составу и сотрудникам университета продолжать работу в данном направлении. На конец июня 2016 года в системе было зарегистрировано более двух тысяч слушателей.

          При активном содействии со стороны КазНУ им.аль-Фараби была запущена Национальная платформа открытого образования Казахстана (далее – НПООК). 

В рамках реализации комплекса мероприятий по развитию e-learning и организации работы НПООК для подготовки кадров на базе дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и усилению работы Центра дистанционного образования (ЦДО), с целью повышения мобильности оказания образовательных услуг университета по новым образовательным программам руководство вуза приняло решение (Приказ ректора № 45 от 29.01.2016) о преобразовании структурного подразделения «Центр дистанционного образования» в «Институт дистанционного образования» (ИДО), в составе которого был создан Центр массовых открытых онлайн курсов (ЦМООК) в статусе проектного офиса национальной платформы. Разработано и утверждено проректором по учебной работе Ахмед-Заки Д.Ж. (от 14 марта 2016 г.) Положение центра МООК, а также должностные инструкции начальника, ведущего специалиста и специалиста центра ЦМООК. (от 10 января 2019 г.).  

В феврале 2016 года Институт дистанционного образования был преобразован в Институт новых образовательных технологий, в составе которого продолжает работу ЦМООК. 

С 2016 по 2020 учебный год:

  • было разработано 60 массовых открытых онлайн курса (Таблица 1);
  • в 2019-2020 учебном году из 60 МООК запущены в осеннем и весеннем семестрах – 47 курса;
  • в 2019-2020 учебном году были запущены 10 новых онлайн курса.

По состоянию на июль 2020 года в разработке 17 полномасштабных МООК по дисциплинам цикла обязательных и элективных дисциплин и 20 онлайн курсов победетилей конкурса по отбору педагогических сценариев онлайн курса, которые будут запущены в 2020-2021 учебном году: ведется разработка сценариев, видео съемка, монтаж, на платформу загружаются готовые видео лекции, задания для закрепления изученного учебного материала и контроля успеваемости, определяются сроки запуска онлайн курсов.

Анализ показал, что темп прироста онлайн курсов составил 30%. Небольшой процент объясняется тем, что работа направлена на создание качественных онлайн курсов, а не на наращивание их количества. В связи с этим остро стоит вопрос обучения самих преподавателей процессу разработки и запуска МООК. Для решения проблемы систематически проводятся курсы повышения квалификации «Массовые открытые онлайн курсы: разработка, продвижение и применение» для ППС КазНУ им.аль-Фараби и внешних слушателей.

 

Таблица 1 – Список массовых открытых онлайн курсов, запущенных на open.kaznu.kz по состоянию на июль 2020 года.

 №

Название курса

Автор(-ы)

 1.

Financial management of Corporations

 

Assel Nurgazina

 2.

Information and Communication Technologies

 

Sevryugin Ilya Valeryevich

Nesterenkov Petr Alexandrovich

 3.

Management

 

Aida Zakirova, Sagyndyk Rizabek

 4.

Marketing

 

Kozhakhmetova Assel Kosherbaevna

 5.

Organizational Behavior and Human Resources Management

 

Khudaibergenova Saltanat Saparbayevna

 6.

Python бағдарламалау тілі

Балакаева Гульнар Тултаевна

Омарова Перизат Танирбердиевна

Спашев Нуркен

 7.

Адам және жануарлар физиологиясы

 

Торманов Нұртай

 8.

Аналитикалық химия

 

Минажева Гүлшарат Салауатқызы

 9.

Ақша-несие cаясаты

Асилова Айжан Сарсеновна

Нургазина Асель Муратовна

Дарибаева Меруерт Жумабаевна

 10.

Бейорганикалық химияның таңдамалы мәселелері

Бекішев Құрманғали

 11.

Биотехнология негіздері: жоғарғы және төменгі сатыдағы өсімдіктер биотехнологиясы

 

Ерназарова Гулзира Измухановна

Тұрашева Светлана Казбековна

 12.

Биофизика

 

Төлеуханов Сұлтан Төлеуханұлы

 13.

Брендинг

 

Бейжанова Анар Тұрсыналықызы

Турлыбекова Надира Максутовна

 14.

Введение в литературоведение

 

Темірболат Алуа Берікбайқызы

 15.

Давайте говорить по-японски

 

Бахаутдинова Гузеля Нураждиновна

Бекебасова Асель Нурболатовна

Рыспекова Назира Сарсамбаевна

 16.

Денежно-кредитная политика

 

Тулегенова Мадина Сакеновна

Нургазина Асель Муратовна

 17.

Дүниежүзі тарихы

 

Көкебаева Гүлжаухар Кәкенқызы

 

 18.

История казахской журналистики

 

Мусинова Асель Ахметовна

 19.

Конституционное право Республики Казахстан

 

Баймаханова Дина Муратовна

 20.

Конфликтология

 

Кылышбаева Бибигуль Наурызовна

 21.

Математикалық талдау 1

 

Қойлышов Үмбетқұл Құрманқұлұлы

 22.

Математический анализ 1

 

Джаикбаев Абай Мадбекович

 23.

Менеджмент

 

Джумамбаев Сейсембай Каримович

Тажиева Самал Кожахметовна

 24.

Механика

 

Кашкаров Владимир Васильевич

 25.

Обзорный курс по 1С: Бухгалтерия для начинающих

Алимбекова Гаухар Акылбековна

 26.

Омыртқасыздар зоологиясы

 

Дәуітбаева Күләш Әділбайқызы

 27.

Организация научных исследований

 

Мямешева Галия Хамзеевна

 28.

Педагогика высшей школы

 

Оналбеков Ернар Сейткеримович

 29.

Правоохранительные органы Республики Казахстан

 

Шарипова Асель Бостановна

 30.

Радиожурналистика

 

Кабылгазина Клара

 31.

Разговорный корейский

 

Тен Юлия Петровна

Абаған Ақерке Болатбекқызы

Бакибаева Алина Алихановна

 32.

Религиозная философия

 

Рысбекова Шамшия Сайдгалиевна

 33.

Статистика

Асқарова Жанар Аққаловна

 34.

Теоретическая и прикладная политология

 

Ким Людмила Михайловна

Абдигалиева Гульжан Канаевна

 35

Теория вероятностей

 

Ковалева Ирина Михайловна

 36.

Физикалық химия

 

Тусупбекова Алма Сапаровна

 37.

Физические задачи с доцентом В. Кашкаровым

Кашкаров Владимир Васильевич

 38.

Финансы для учеников старших классов средней школы

 

Арзаева Майя Жеткергеновна

Мустафина Акмарал Кажыгалиевна

Садыханова Динара Амангельдиевна

 39.

Этнологиялық зерттеулердiң әдiстерi

 

Мейрманова Гулжан Асанқызы

 40.

Қазақ әдебиеті

 

Дәрібайұлы Самал

 41.

Қазақстан Республикасы әлемдік қауымдастықта

 

Смағұлов Сабырхан Смағұлұлы

 42.

Қазақстан тарихының тарихнамасы

 

Оразгүл Хасенқызы Мұхатова

 43

Қазақстанды отарлау саясатында

жүргізілген ережелер

 

Ибрагимова Меруерт Нуржигитовна

 44.

Қытай тілі

 

Қалиолла Ардақ

 45.

Әл-Фараби және қазіргі заман

 

Мұтанов Ғалымқайыр Мұтанұлы

Нұрышева Гүлжиһан Жұмабайқызы

Сырғақбаева Ақмарал Сәлімжанқызы

 46.

Әлем халықтарының этнографиясы

 

Қалшабаева Бибизия Кенжебекқызы

Бейсегулова Айнур Кыдыргалиевна

 47.

Лекции приглашенных профессоров

 

An Introduction to NanoTechnology

 

Keys to Good Research Dissertation

 

Математические проблемы

Гидродинамики

 

Трансформация глобального

экономического пространства

 

The roots of radicalism

 

The role of Islam in contemporary world

 

Religion, Mysticism&Art

 

Передовые оптические методы

в биологии и медицине

Yitzhak Mastai,

Факультет химии и

химической технологии

 

Jacek Koziel,

Механико-математический факультет

 

Антонцев С. Н.,

Механико-математический факультет

 

Родионова И.А.,

Факультет географии и

Природопользования

 

Fadi Abdullah Farasin,

Факультет философии и политологии

 

Sanaullah Bhutto,

Факультет философии и политологии

 

Asuncion Lopez Varela,

Факультет философии и политологии

 

Асылхан Рахымжан,

Факультет биологии и биотехнологии

 48.

Ақпараттық және коммуникациялық технологиялар

 

Накибаева Мөлдір Тоқтасынқызы

 49.

Ағылшын тілі

Әділбаева Ұлжалғас Бікенқызы

Гайипова Гулипа Абдырайимовна

Уразгалиева Светлана Аманжоловна

Режеп Ақниет Сералықызы

Джанузакова Аян Алмухановна

 50.

Философия

Құдайбергенова Назгүл

 51.

Информационно – коммуникационные технологии

Нестеренков Петр Александрович

 52.

Математический анализ 2

Қойлышов Үмбетқұл Құрманқұлұлы

 53.

Математикалық талдау 2

Биядилов Нури Бопаевич

 54.

Java для целей безопасности

Пыркова Анна Юрьевна

 

55.  

Разработка МООК

Институт новых образовательных технологий

56.  

Қазақстанның қазіргі заман тарихы

Омарбеков Талас

Смагулов Сабырхан

Абикенова Гулжазира Естаевна

Уразбаева Акжамал Машруповна

Джолдыбаева Улжалгас

Ноянов Едил Ноянович

Жұмаділ Арман

Хасанаева Лейла Мараловна

Қозғамбаева Гулнар

Сайлан Болат

57.  

Повторное использование отходов

Жакыпов Алибек Серикулы

Шортанбаева Жанар Каиржановна

Болегенова Сымбат Алихановна

58.  

Обучай дистанционно

Мусинова Асель Ахметовна

Смагулова Шынар Бейсенбекқызы

Атабаева Маржан Қайрғалиқызы

Жабаев Талгат Рыспекович

Акпанов Ербол Жумангалиевич

Манкеева Анель Азатқызы

Хакимов Ринат

Майханова Ақмаржан Қасқырқызы

Михайлова Светлана Леонидовна

Кистаубаева Аида Сериковна

Гончарова Алла Владимировна

Злобина Елена Викторовна

Исатаев Мухтар Советович

 

59.  

Туризмге арналған қытай тілі

Қалиолла Ардақ

60.  

Қашықтықтан оқыту

Мусинова Асель Ахметовна

Смагулова Шынар Бейсенбекқызы

Атабаева Маржан Қайрғалиқызы

Жабаев Талгат Рыспекович

Акпанов Ербол Жумангалиевич

Манкеева Анель Азатқызы

Хакимов Ринат

Майханова Ақмаржан Қасқырқызы

Михайлова Светлана Леонидовна

Кистаубаева Аида Сериковна

Гончарова Алла Владимировна

Злобина Елена Викторовна

Исатаев Мухтар Советович

 В 2020-2021 учебном году планируется вести дальнейшую работу по разработке и внедрению массовых открытых онлайн курсов, включению их в учебный процесс и активному привлечению широкой аудитории слушателей к открытому образованию.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

 Национальная платформа открытого образования Казахстана (НПООК) – современная образовательная платформа, разработанная на основе ОpenЕdХ, учрежденная ведущими вузами Казахстана под эгидой Национальной академии наук высшей школы Казахстана (НАН ВШК), которая предлагает массовые открытые онлайн-курсы (МООК) по базовым дисциплинам бакалавриата, изучаемым в высших учебных заведениях Казахстана.

Предпосылками создания НПООК являются:

−     Государственная программа развития образования РК на 2016-2019 гг.;

−     Внедрение системы электронного обучения (e-learning);

−  План нации 100 конкретных шагов — Шаг 79 «Повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора»;

−     Широкое распространение массовых открытых онлайн-курсов (МООК).

18 августа 2016 года двенадцать высших учебных Республики Казахстан:

−     Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби;

−     Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева;

−     Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати;

−     Атырауский государственный университет им. Х.Досмухамедова;

−     Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова;

−     Карагандинский государственный технический университет;

−     Международный Казахско-Турецкий университет им. Х.А.Ясави;

−     Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д.Серикбаева;

−     Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова;

−     Каспийский государственный университет им. Ш.Есенова;

−     Казахский государственный женский педагогический университет;

−     Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана

подписали «Соглашение об образовании Консорциума по сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн-курсов» и при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан инициировали проект по созданию Национальной платформы открытого образования.

Национальная платформа открытого онлайн-образования была представлена в ноябре 2016 года.

Целью Национальной платформы открытого образования Казахстана является создание и продвижение открытого обучения как нового элемента неформального образования. Онлайн-курсы лучших преподавателей вузов республики доступны с помощью этой платформы каждому, кто открыт к новым знаниям.

Технический оператор Национальной платформы открытого образования Казахстана КазНУ им. аль-Фараби, непосредственно техническое сопровождение Национальной платформы оказывает Институт новых образовательных технологий, в частности Центр массовых открытых онлайн курсов КазНУ имени аль-Фараби.

На данный момент на платформе 51 активных курсов, которые перезапускаются в сроки, согласованные с их авторами.

С НПООК сотрудничают более 30 отечественных и 2 российских вуза (Томский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации), а слушателями курсов являются на данный момент более 1000 человек.

−     Карагандинский университет имени Е.Букетова;

−     Казахский национальный педагогический университет имени Абая;

−     Университет «Нархоз»;

−     Костанайский региональный университет им.А.Байтурсынова;

−     Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова;

−     Академия «Bolashaq» ;

−     Кызылординский университет «Болашақ» ;

−     Казахстанско-Американский свободный университет;

−     Кокшетауский государственный университет им.Ш.Валиханова;

−     Алматинский университет энергетики и связи;

−     Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина;

−     Южно-Казахстанский педагогический университет;

−     Медицинский университет Караганды;

−     Алматинский технологический университет;

−     Таразский инновационно-гуманитарный университет;

−     Южно-Казахстанский университет им.М.Ауэзова;

−     «Баишев» университет;

−     Восточно-Казахстанский государственный технический университет им.Д.Серикбаева;

−     Частный фонд «ДАРА»;

−     Университет международного бизнеса;

−     Карагандинский индустриальный университет;

−     Национальный исследовательский Томский государственный университет;

−     Западно-Казахстанский инновационный университет;

−     Карагандинский экономический университет КАЗПОТРЕБСОЮЗА;

−     Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;

−     Южно-Казахстанская медицинская академия;

−     Таразский Региональный Университет им.М.Х.Дулати;

−     Казахский университет экономики, финансов и международной торговли;

−     Восточно-Казахстанский университет им. С.Аманжолова;

−     Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет;

−     Международная образовательная корпорация;

−     Атырауский университет им.Х.Досмухамедова;

−     Казахская академия спорта и туризма.

 

На НПООК предусмотрена уникальная возможность получения сертификатов. Сертификат по каждому онлайн-курсу является документом о дополнительном образовании и выдается Национальной академией наук Высшей школы Казахстана, Казахским Национальным университетом им.аль-Фараби и вузом-разработчиком курса. Такой сертификат получают обучающиеся, прошедшие онлайн-курс полностью и набравшие пороговый уровень баллов. Сертификат содержит необходимую для перезачета информацию: название организации образования, выдавшей сертификат, ФИО студента, наименование и трудоемкость курса.

Участие в разработке МООК и размещение их на единой НПООК позволит вузам-разработчикам  продвигать свой бренд на отечественном и международном рынке образовательных услуг.

Ожидаемые результаты от развития НПООК :

лучшие профессиональные курсы от лучших преподавателей вузов по разным направлениям;

совершенствование образовательных программ, реализуемых вузами и повышение квалификации ППС;

наполнение национального банка МООК;

снижение издержек вузов на предоставление образовательных услуг;

вовлеченность в процесс непрерывного образования самых широких слоев населения от школьников до пенсионеров.

 

ОТКРЫТЫЕ МАСТЕР КЛАССЫ

 OMC – это имиджевый проект. Его цель просветительская – открыто и щедро дарить знания любому желающему их получить. OMC – это увлекательные и доступные каждому онлайн-курсы известных в Казахстане персон: представителей культуры и науки, бизнеса и мира финансов, политики и новых информационных технологий.

Каждый инструктор – это яркая личность, которая добилась великолепных результатов благодаря тому, что посвятила свою жизнь любимому делу, не перестает удивляться новому и учиться всю жизнь. В своих лекциях они открыто и честно делятся со слушателями знаниями, опытом, мнением.

На данный момент на omc.moocs.kz запущены десять мастер-классов:

−     «Правильное питание: секрет в балансе» доктора медицинских наук, президента Казахской академии питания Торегельды Шарманова,

−     «В бизнесе важны идеи» бизнесмена, основателя Astana Group Нурлана Смагулова,

−     «Кино как философия» философа и кинокритика Олега Борецкого,

−     «Робототехника: оптимизированные алгоритмы» математика-программиста Тимура Рыспекова,

−     «Миссия – помощь людям» ТВ-продюсера, благотворителя Аружан Саин,

−     «Учитесь инвестировать» успешного финансиста Кайрата Турмагамбетова,

−     «Экономическая политика правительств Казахстана» доктора экономических наук Магбата Спанова,

−     «User Experience Design» генерального директора Zero To One Labs Алмаса Туякбаева,

−     «Шахматы: мыслить и побеждать» чемпионки мира по шахматам Жансаи Абдумалик,

−     «Мұратқа жеткен Мұрат» дипломата, культуролога и востоковеда Мурата Ауэзова.

 

С уважением, команда ИНОТ.