Массовые открытые онлайн курсы

Казахский национальный университет им. аль-Фараби является лидером среди казахстанских университетов по внедрению MOOC на открытой платформе OpenEdx. 

С 2014-2015 учебного года Центр дистанционного образования КазНУ им.аль-Фараби совместно с профессорско-преподавательским составом начал работу по созданию МООК, и в данный момент по интернет адресу http://open.kaznu.kz функционирует собственная МООК платформа на основе системы Open edX. 

1 октября 2015 года были запущены первые открытые курсы от ведущих преподавателей КазНУ имени аль-Фараби – «Теория вероятностей» и «Физические задачи с доцентом В. Кашкаровым», куда записались около 250 и 500 слушателей из разных регионов Казахстана, соответственно. В этих курсах в основном обучались учащиеся 1-2 курса КазНУ им.аль-Фараби, старших классов Назарбаев интеллектуальных школ, специализированных физико-математических и средних школ. Анализ данных показал большой интерес к этим курсам, что дает стимул преподавательскому составу и сотрудникам университета продолжать работу в данном направлении. На конец июня 2016 года в системе было зарегистрировано более двух тысяч слушателей.

При активном содействии со стороны КазНУ им.аль-Фараби была запущена Национальная платформа открытого образования Казахстана (далее – НПООК). 

В рамках реализации комплекса мероприятий по развитию e-learning и организации работы НПООК для подготовки кадров на базе дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и усилению работы Центра дистанционного образования (ЦДО), с целью повышения мобильности оказания образовательных услуг университета по новым образовательным программам руководство вуза приняло решение (Приказ ректора № 45 от 29.01.2016) о преобразовании структурного подразделения «Центр дистанционного образования» в «Институт дистанционного образования» (ИДО), в составе которого был создан Центр массовых открытых онлайн курсов (ЦМООК) в статусе проектного офиса национальной платформы. Разработано и утверждено проректором по учебной работе Ахмед-Заки Д.Ж. (от 14 марта 2016 г.) Положение центра МООК, а также должностные инструкции начальника, ведущего специалиста и специалиста центра ЦМООК. (от 10 января 2019 г.).  

В феврале 2016 года Институт дистанционного образования был преобразован в Институт новых образовательных технологий, в составе которого продолжает работу ЦМООК. 

С 2016 по 2019 учебный год:

  • было разработано 54 массовых открытых онлайн курса (Таблица 1);
  • из них 47 онлайн курсов были запущены;
  • в 2018-2019 учебном году были запущены 4 новых онлайн курса;
  • в 2018-2019 учебном году перезапущены дважды: в осеннем и весеннем семестрах – 24 курса.

По состоянию на апрель 2019 года в разработке семь полномасштабных МООК по дисциплинам цикла обязательных и элективных дисциплин, которые будут запущены в 2019-2020 учебном году: ведется разработка сценариев, видео съемка, монтаж, на платформу загружаются готовые видео лекции, задания для закрепления изученного учебного материала и контроля успеваемости, определяются сроки запуска онлайн курсов.

Анализ показал, что темп прироста онлайн курсов составил 20%. Небольшой процент объясняется тем, что работа направлена на создание качественных онлайн курсов, а не на наращивание их количества. В связи с этим остро стоит вопрос обучения самих преподавателей процессу разработки и запуска МООК. Для решения проблемы систематически проводятся курсы повышения квалификации «Массовые открытые онлайн курсы: разработка, продвижение и применение» для ППС КазНУ им.аль-Фараби и внешних слушателей.

 

Таблица 1. Список массовых открытых онлайн курсов запущенных на open.kaznu.kz  

По состоянию на апрель 2019 года.

 

Название курса

Автор(-ы)

1.

Financial management of Corporations

 

Assel Nurgazina

2.

Information and Communication Technologies

 

Sevryugin Ilya Valeryevich

Nesterenkov Petr Alexandrovich

3.

Management

 

Aida Zakirova, Sagyndyk Rizabek

4.

Marketing

 

Kozhakhmetova Assel Kosherbaevna

5.

Organizational Behavior and Human Resources Management

 

Khudaibergenova Saltanat Saparbayevna

6.

Python бағдарламалау тілі

Балакаева Гульнар Тултаевна

Омарова Перизат Танирбердиевна

Спашев Нуркен

7.

Адам және жануарлар физиологиясы

 

Торманов Нұртай

8.

Аналитикалық химия

 

Минажева Гүлшарат Салауатқызы

9.

Ақша-несие cаясаты

Асилова Айжан Сарсеновна

Нургазина Асель Муратовна

Дарибаева Меруерт Жумабаевна

10.   

Бейорганикалық химияның таңдамалы мәселелері

Бекішев Құрманғали

11.   

Биотехнология негіздері: жоғарғы және төменгі сатыдағы өсімдіктер биотехнологиясы

 

Ерназарова Гулзира Измухановна

Тұрашева Светлана Казбековна

12.   

Биофизика

 

Төлеуханов Сұлтан Төлеуханұлы

13.   

Брендинг

 

Бейжанова Анар Тұрсыналықызы

Турлыбекова Надира Максутовна

14.   

Введение в литературоведение

 

Темірболат Алуа Берікбайқызы

15.   

Давайте говорить по-японски

 

Бахаутдинова Гузеля Нураждиновна

Бекебасова Асель Нурболатовна

Рыспекова Назира Сарсамбаевна

16.   

Денежно-кредитная политика

 

Тулегенова Мадина Сакеновна

Нургазина Асель Муратовна

17.   

Дүниежүзі тарихы

 

Көкебаева Гүлжаухар Кәкенқызы

 

18.   

История казахской журналистики

 

Мусинова Асель Ахметовна

19.   

Конституционное право Республики Казахстан

 

Баймаханова Дина Муратовна

20.   

Конфликтология

 

Кылышбаева Бибигуль Наурызовна

21.   

Математикалық талдау 1

 

Қойлышов Үмбетқұл Құрманқұлұлы

22.   

Математический анализ 1

 

Джаикбаев Абай Мадбекович

23.   

Менеджмент

 

Джумамбаев Сейсембай Каримович

Тажиева Самал Кожахметовна

24.   

Механика

 

Кашкаров Владимир Васильевич

25.   

Обзорный курс по 1:С Бухгалтерия для начинающих

Алимбекова Гаухар Акылбековна

26.   

Омыртқасыздар зоологиясы

 

Дәуітбаева Күләш Әділбайқызы

27.   

Организация научных исследований

 

Мямешева Галия Хамзеевна

28.   

Педагогика высшей школы

 

Оналбеков Ернар Сейткеримович

29.   

Правоохранительные органы Республики Казахстан

 

Шарипова Асель Бостановна

30.   

Радиожурналистика

 

Кабылгазина Клара

31.   

Разговорный корейский

 

Тен Юлия Петровна

Абаған Ақерке Болатбекқызы

Бакибаева Алина Алихановна

32.   

Религиозная философия

 

Рысбекова Шамшия Сайдгалиевна

33.   

Статистика

АСҚАРОВА ЖАНАР АҚҚАЛОВНА

34.   

Теоретическая и прикладная политология

 

Ким Людмила Михайловна

Абдигалиева Гульжан Канаевна

35.   

Теория вероятностей

 

Ковалева Ирина Михайловна

36.   

Физикалық химия

 

Тусупбекова Алма Сапаровна

37.   

Физические задачи с доцентом В. Кашкаровым

Кашкаров Владимир Васильевич

38.   

Финансы для учеников старших классов средней школы

 

Арзаева Майя Жеткергеновна

Мустафина Акмарал Кажыгалиевна

Садыханова Динара Амангельдиевна

39.   

Этнологиялық зерттеулердiң әдiстерi

 

Мейрманова Гулжан Асанқызы

40.   

Қазақ әдебиеті

 

Дәрібайұлы Самал

41.   

Қазақстан Республикасы әлемдік қауымдастықта

 

Смағұлов Сабырхан Смағұлұлы

42.   

Қазақстан тарихының тарихнамасы

 

Оразгүл Хасенқызы Мұхатова

43.   

Қазақстанды отарлау саясатында

жүргізілген ережелер

 

Ибрагимова Меруерт Нуржигитовна

44.   

Қытай тілі

 

Қалиолла Ардақ

45.   

Әл-Фараби және қазіргі заман

 

Мұтанов Ғалымқайыр Мұтанұлы

Нұрышева Гүлжиһан Жұмабайқызы

Сырғақбаева Ақмарал Сәлімжанқызы

46.   

Әлем халықтарының этнографиясы

 

Қалшабаева Бибизия Кенжебекқызы

Бейсегулова Айнур Кыдыргалиевна

47.   

An Introduction to NanoTechnology

Yitzhak Mastai,

Факультет химии и

химической технологии

48.   

Keys to Good Research Dissertation

Jacek Koziel,

Механико-математический факультет

49.   

Математические проблемы

гидродинамики

Антонцев С. Н.,

Механико-математический факультет

50.   

Трансформация глобального

экономического пространства

Родионова И.А.,

Факультет географии и

природопользования

51.   

The roots of radicalism

Fadi Abdullah Farasin,

Факультет философии и политологии

52.   

The role of Islam in contemporary world

Sanaullah Bhutto,

Факультет философии и политологии

53.   

Religion, Mysticism&Art

Asuncion Lopez Varela,

Факультет философии и политологии

54.   

Передовые оптические методы

в биологии и медицине

Асылхан Рахымжан,

Факультет биологии и биотехнологии

В 2019-2020 учебном году планируется вести дальнейшую работу по разработке и внедрению массовых открытых онлайн курсов, включению их в учебный процесс и активному привлечению широкой аудитории слушателей к открытому образованию.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

КазНУ имени аль-Фараби является техническим оператором Национальной платформы открытого образования Казахстана, непосредственно техническое сопровождение Национальной платформы оказывает Институт новых образовательных технологий, в частности Центр массовых открытых онлайн курсов КазНУ имени аль-Фараби.

18 августа 2016 года двенадцать высших учебных Республики Казахстан подписали «Соглашение об образовании Консорциума по сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн курсов».

Участники Консорциума сетевого взаимодействия по реализации образовательных программ с использованием онлайн курсов:

  1. Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова  
  2. Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова  
  3. Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева  
  4. Казахский государственный женский педагогический университет  
  5. Казахский национальный университет им. аль-Фараби  
  6. Казахский университет международных отношений и мировых языков Абылай хана  
  7. Карагандинский государственный технический университет  
  8. Каспийский государственный университет им. Ш. Есенова  
  9. Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова
  10. Международный Казахско-Турецкий университет им. Х.А. Ясави
  11. Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
  12. Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати

  Нормативная база

  Предпосылки создания национальной платформы Казахстана

-  Государственная программа развития образования РК на 2016-2019 гг.;

-  Внедрение системы электронного обучения (e-learning);

-  План нации 100 конкретных шагов - Шаг 79 «Повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора»;

-  В 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь 2015 г.) качественное образование было определено как 4-я цель программы Устойчивого Развития Программа по развитию сферы услуг в РК до 2020 года (пункты 57-59);

-  Организация массовых онлайн-курсов (МООК).

В ноябре 2016 года Казахский национальный университет им. аль-Фараби и Национальная академия наук высшей школы Казахстана при поддержке Министерства образования и науки представили Национальную платформу открытого онлайн-образования (НПООК).

По состоянию на декабрь 2018 года НПООК объединяет двенадцать вузов-участников Консорциума сетевого взаимодействия по реализации образовательных программ с использованием онлайн курсов и вузов-партнеров:

  1. Алматинский университет энергетики и связи
  2. Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина.
  3. Южно-Казахстанский государственный педагогический институт.
  4. Алматинский технологический университет.
  5. Карагандинский государственный университет имени Е.Букетова.
  6. Казахский национальный педагогический университет имени Абая.
  7. NARXOZ.
  8. Костанайский государственный педагогический университет.
  9. Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова.
  10.  Академия «Болашак».
  11.  Кызылординский университет «Болашак».
  12. Частный фонд «Дара».
  13. Казахстанско-Американский свободный университет.

На данный момент на платформе 51 активных курсов, которые перезапускаются в сроки, согласованные с их авторами.

Цель становление Национальной платформы открытого образования через системное развитие качественных образовательных программ с максимальным включением дистанционного образования и использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Перспективы для вузов Республики Казахстан:

-   один ресурс для размещения МООК;

-   каждый вуз разрабатывает и размещает свои МООК курсы;

-   координационно-экспертный совет утверждает список курсов, рекомендуемых к публикации;

-   курсы могут быть: лицензированные за оплату выдается сертификат;

-   аккредитованные возможности усваивать кредиты;

-   профессиональная платная регистрация;

-   для самостоятельного усвоения без строго фиксированного времени;

-   для школьной программы;

-   продвигать свой бренд на отечественном и международном рынке предоставления образовательных услуг.

Ожидаемые результаты:

Лучшие профессиональные курсы от лучших преподавателей вузов по разным направлениям;

Совершенствование образовательных программ, реализуемых вузами и повышение квалификации ППС;

Наполнение национального банка МООК;

Снижение издержек университета на предоставление образовательных услуг;

Мы готовы к сотрудничеству разных форм партнерства:

- совместное создание МООК;

- соучастие в развитие технологий и платформы;

- исследования в области онлайн обучения и т.д.

ОТКРЫТЫЕ МАСТЕР КЛАССЫ

OMC – это имиджевый проект. Его цель просветительская – открыто и щедро дарить знания любому желающему их получить. OMC – это увлекательные и доступные каждому онлайн-курсы известных в Казахстане персон: представителей культуры и науки, бизнеса и мира финансов, политики и новых информационных технологий.

Каждый инструктор – это яркая личность, которая добилась великолепных результатов благодаря тому, что посвятила свою жизнь любимому делу, не перестает удивляться новому и учиться всю жизнь. В своих лекциях они открыто и честно делятся со слушателями знаниями, опытом, мнением.

На данный момент на omc.moocs.kz запущены десять мастер-классов:

-   «Правильное питание: секрет в балансе» доктора медицинских наук, президента Казахской академии питания Торегельды Шарманова,

-   «В бизнесе важны идеи» бизнесмена, основателя Astana Group Нурлана Смагулова,

-   «Кино как философия» философа и кинокритика Олега Борецкого,

-    «Робототехника: оптимизированные алгоритмы» математика-программиста Тимура Рыспекова,

-    «Миссия – помощь людям» ТВ-продюсера, благотворителя Аружан Саин,

-    «Учитесь инвестировать» успешного финансиста Кайрата Турмагамбетова,

-    «Экономическая политика правительств Казахстана» доктора экономических наук Магбата Спанова,

-    «User Experience Design» генерального директора Zero To One Labs Алмаса Туякбаева,

-    «Шахматы: мыслить и побеждать» чемпионки мира по шахматам Жансаи Абдумалик,

-    «Мұратқа жеткен Мұрат» дипломата, культуролога и востоковеда Мурата Ауэзова.

 

С уважением, команда ИНОТ.