Образовательная программа:8D02304 Литературоведение
Название ОП |
8D02304 – Литературоведение |
Область образования |
8D02 – Искусство и гуманитарные науки |
Направление подготовки |
8D023 – Языки и литература |
Группа образовательных программ |
D058 – Литература |
Цель |
Программа направлена на формирование профессиональной личности специалиста, обладающего аналитическим и творческим мышлением, способного критически оценивать методологические принципы исследования художественного творчества, синтезировать новые подходы к изучению литературного наследия, решать широкий комплекс научных проблем литературоведения и фольклористики, представлять свое мнение по актуальным проблемам современной гуманитарной науки; работать в команде. |
Язык обучения |
Казахский, русский, английский |
Объем кредитов |
180 академических кредитов |
Присуждаемая академическая степень |
Доктор философии (PhD) по образовательной программе «8D02304 – Литературоведение» |
Результаты обучения |
По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны: 1. Демонстрировать системное понимание современных теорий, концепций, методологий литературоведения, фольклористики, освоение новейших технологий исследования художественного творчества, экспертизы произведений литературы. Понимать закономерности развития современного историко-культурного и литературного процессов, влияние научно-технического прогресса на художественное творчество и методологию исследования и оценки литературного наследия писателей. 2. Разрабатывать собственную стратегию исследования, интерпретации и экспертизы произведений художественного творчества в контексте тенденций развития современного историко-культурного и экономического процессов. 3. Владеть и свободно оперировать новейшими, цифровыми и Интернет технологиями исследования, экспертизы произведений художественного творчества. 4. Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи, подходы к изучению литературного наследия писателей, произведений фольклора и искусства. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях литературы и фольклора. Проводить самостоятельные исследования фундаментальных и прикладных проблем литературоведения и фольклористики в контексте достижений современных наук. 5. Разрабатывать и осуществлять патентный поиск, координацию и менеджмент научных исследований в области теоретического и прикладного литературоведения, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ. Разрабатывать научные и творческие проекты по коммерциализации произведений культуры, литературы и искусства. 6. Разрабатывать новые методологические подходы преподавания литературы в вузе, осуществляя их критический анализ и генерируя новые гипотезы. Использовать знания основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской и преподавательской деятельности. 7. Самостоятельно выдвигать и решать научные проблемы, актуальные для современного литературоведения и фольклористики в парадигме достижений отечественной и мировой социогуманитарной науки. Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями общества. 8. Систематизировать, анализировать и синтезировать теоретические знания в области литературоведения и фольклористики, теории коммуникации. 9. Использовать концептуальный и методологический аппарат теории литературы и фольклористики для выполнения нестандартных задач различного уровня сложности. Применять современные информационные технологии для осуществления исследования и экспертизы художественного творчества. 10. Разрабатывать методику исследования художественных текстов, их оригинальных и переводных вариантов, принципы классификации литературных текстов и дискурсов, их применения в процессе осуществления профессиональной деятельности. 11. Презентовать итоги исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, курсов лекций, учебников и пособий с применением современных средств печати, редактирования и информационных ресурсов. 12. Персонифицировать себя как конкурентоспособную личность с высокой степенью социальной и профессиональной адаптации, способной к саморегуляции, гибкому изменению вида и характера профессиональной деятельности; быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, анализу ситуации. Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки и культурного наследия. Определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития, настаивать на своей точке зрения, принимать решение, убеждать оппонентов. Осуществлять, координацию и менеджмент научных исследований в области теоретического и прикладного литературоведения и фольклористики, образования, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ. |
Для абитуриентов |
https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/doctorate/speciality/1479 |
Академическая деятельность |
Академическая деятельность ОП осуществляется: - в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области литературоведение; - в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете; - обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы; - текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе; - мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов; - разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана. |
Научная деятельность |
Для реализации образовательной программы на факультете имеются научные центры: - НИИ Абай при КазНУ; - НИЦ «Центр исследования казахского фольклора и литературы имени Жамбыла». Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты): Подготовка специалистов по образовательной программе «8D02304 – Литературоведение» в рамках следующих научных направлений и школ: 1) теоретическое и методологическое литературоведение, занимающееся разработкой научных концепций, понятийно-категориального аппарата науки о литературе; 2) литературная компаративистика, основанная на сравнительно-историческом изучении национальных литератур, выявлении закономерностей развития мировой и отечественной литературы; 3) интертекстология и текстология, изучающая особенности функционирования, природу художественных текстов; 4) инновационные и коммуникативные технологии филологии, занимающаяся разработкой и внедрением новых методов и приемов преподавания гуманитарных дисциплин; 5) литературная критика, занимающаяся оценкой значимости художественного наследия прошлого и настоящего, выявлением места и роли писателя в историко-культурном процессе; 6) герменевтика и рецептивная эстетика, изучающая особенности восприятия и толкования смыслов, заложенных в художественном произведении. |
Международная деятельность |
Программой предусмотрена научная стажировка обучающихся в ведущих зарубежных вузах под руководством зарубежных ученых, являющихся научными консультантами докторантов. Преподаватели образовательной программы проходят стажировки, образовательные курсы за рубежом для обмена опытом, получения новых компетенций, улучшения образовательных навыков.
|
Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями) |
Международная аккредитация, национальная аккредитация Наименование аккредитационного органа: AQA Срок действия аккредитации: 23.09.2015 – 13.05.2020
По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК занимает место: НААР – 1 место НКАОКО – 1 место
Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями являются: 1. высшие учебные заведения; 2. издательства; 3. информационные агентства; 4. учреждения культуры; 5. СМИ (литературные издания, радио, телевидение); 6. НИИ и НИЦ; 7. библиотеки; 8. музеи; 9. литературные и художественные фонды; 10. рекламные агентства.
Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости: 1. образование; 2. наука; 3. рекламные услуги; 4. услуги перевода; 5. услуги литературного редактирования и литературной экспетизы. |