Образовательная программа:8D02304 Литературоведение

Название ОП

8D02304 – Литературоведение

Область образования

8D02 – Искусство и гуманитарные науки

Направление подготовки

8D023 – Языки и литература

Группа образовательных программ

D058 – Литература

Цель

Программа направлена на формирование профессиональной личности специалиста, обладающего аналитическим и творческим мышлением, способного критически оценивать методологические принципы исследования художественного творчества, синтезировать новые подходы к изучению литературного наследия, решать широкий комплекс научных проблем литературоведения и фольклористики, представлять свое мнение по актуальным проблемам современной гуманитарной науки; работать в команде.

Язык обучения

Казахский, русский, английский

Объем кредитов

180 академических кредитов

Присуждаемая академическая степень

Доктор философии (PhD) по образовательной программе «8D02304 – Литературоведение»

Результаты обучения

По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны:

1. Демонстрировать системное понимание современных теорий, концепций, методологий литературоведения, фольклористики, освоение новейших технологий исследования художественного творчества, экспертизы произведений литературы.

Понимать закономерности развития современного историко-культурного и литературного процессов, влияние научно-технического прогресса на художественное творчество и методологию исследования и оценки литературного наследия писателей.

2. Разрабатывать собственную стратегию исследования, интерпретации и экспертизы произведений художественного творчества в контексте тенденций развития современного историко-культурного и экономического процессов.

3. Владеть и свободно оперировать новейшими, цифровыми и Интернет технологиями исследования, экспертизы произведений художественного творчества.

4. Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи, подходы к изучению литературного наследия писателей, произведений фольклора и искусства.

Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях литературы и фольклора. Проводить самостоятельные исследования фундаментальных и прикладных проблем литературоведения и фольклористики в контексте достижений современных наук.

5. Разрабатывать и осуществлять патентный поиск, координацию и менеджмент научных исследований в области теоретического и прикладного литературоведения, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ.

Разрабатывать научные и творческие проекты по коммерциализации произведений культуры, литературы и искусства.

6. Разрабатывать новые методологические подходы преподавания литературы в вузе, осуществляя их критический анализ и генерируя новые гипотезы.

Использовать знания основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

7. Самостоятельно выдвигать и решать научные проблемы, актуальные для современного литературоведения и фольклористики в парадигме достижений отечественной и мировой социогуманитарной науки.

Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями общества.

8. Систематизировать, анализировать и синтезировать теоретические знания в области литературоведения и фольклористики, теории коммуникации.

9. Использовать концептуальный и методологический аппарат теории литературы и фольклористики для выполнения нестандартных задач различного уровня сложности.

Применять современные информационные технологии для осуществления исследования и экспертизы художественного творчества.

10. Разрабатывать методику исследования художественных текстов, их оригинальных и переводных вариантов, принципы классификации литературных текстов и дискурсов, их применения в процессе осуществления профессиональной деятельности.

11. Презентовать итоги исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, курсов лекций, учебников и пособий с применением современных средств печати, редактирования и информационных ресурсов.

12. Персонифицировать себя как конкурентоспособную личность с высокой степенью социальной и профессиональной адаптации, способной к саморегуляции, гибкому изменению вида и характера профессиональной деятельности; быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, анализу ситуации.

Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки и культурного наследия.

Определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития, настаивать на своей точке зрения, принимать решение, убеждать оппонентов.

Осуществлять, координацию и менеджмент научных исследований в области теоретического и прикладного литературоведения и фольклористики, образования, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ.

Для абитуриентов

https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/doctorate/speciality/1479

Академическая деятельность

Академическая деятельность ОП осуществляется:

- в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области литературоведение;

- в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете;

- обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы;

- текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе;

- мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов;

- разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана.

Научная деятельность

Для реализации образовательной программы на факультете имеются научные центры:

- НИИ Абай при КазНУ;

- НИЦ «Центр исследования казахского фольклора и литературы имени Жамбыла».

Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты):

Подготовка специалистов по образовательной программе «8D02304 – Литературоведение» в рамках следующих научных направлений и школ:

1) теоретическое и методологическое литературоведение, занимающееся разработкой научных концепций, понятийно-категориального аппарата науки о литературе;

2) литературная компаративистика, основанная на сравнительно-историческом изучении национальных литератур, выявлении закономерностей развития мировой и отечественной литературы;

3) интертекстология и текстология, изучающая особенности функционирования, природу художественных текстов;

4) инновационные и коммуникативные технологии филологии, занимающаяся разработкой и внедрением новых методов и приемов преподавания гуманитарных дисциплин;

5) литературная критика, занимающаяся оценкой значимости художественного наследия прошлого и настоящего, выявлением места и роли писателя в историко-культурном процессе;

6) герменевтика и рецептивная эстетика, изучающая особенности восприятия и толкования смыслов, заложенных в художественном произведении. 

Международная деятельность

Программой предусмотрена научная стажировка обучающихся в ведущих зарубежных вузах под руководством зарубежных ученых, являющихся научными консультантами докторантов.

Преподаватели образовательной программы проходят стажировки, образовательные курсы за рубежом для обмена опытом, получения новых компетенций, улучшения образовательных навыков.

 

Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

Международная аккредитация, национальная аккредитация

Наименование аккредитационного органа: AQA

Срок действия аккредитации: 23.09.2015 – 13.05.2020

 

По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК занимает место:

НААР – 1 место

НКАОКО – 1 место

 

Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями являются:

1. высшие учебные заведения;

2. издательства;

3. информационные агентства;

4. учреждения культуры;

5. СМИ (литературные издания, радио, телевидение);

6. НИИ и НИЦ;

7. библиотеки;

8. музеи;

9. литературные и художественные фонды;

10. рекламные агентства.

 

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости:

1. образование;

2. наука;

3. рекламные услуги;

4. услуги перевода;

5. услуги литературного редактирования и литературной экспетизы.