Докторантура PhD
Шифр:
8D02308
Название:
Русская филология
Факультет:
Филологический
Квалификация:
- Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)
- Модель выпускника
- Обязательные дисциплины
- Элективные дисциплины
- Практики
РО1 Проводить научные исследования и разработки в области русской филологии, основываясь на традиционных и новых научных концепциях, учитывая полипарадигмальность современного языкознания и литературоведения.
РО2 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания и литературоведения на основе самостоятельного оригинального подхода, на основе научно-исследовательского проектирования.
РО3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе решения научно-исследовательских задач.
РО4 Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русской филологии в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях русского языка и литературы.
РО5 Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии и смежных гуманитарных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных.
РО6 Планировать и методически обеспечивать проведение всех форм учебных занятий по дисциплинам филологического цикла в учебных заведениях РК.
РО7 Создавать научный труд в области русской филологии с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национального корпуса русского языка, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности. Участвовать в составлении планов и программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или разделу диссертационного исследования или научного проекта.
РО8 Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки. Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных Thomson-Reuters и Scopus, научных журналов.
РО2 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания и литературоведения на основе самостоятельного оригинального подхода, на основе научно-исследовательского проектирования.
РО3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе решения научно-исследовательских задач.
РО4 Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русской филологии в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях русского языка и литературы.
РО5 Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии и смежных гуманитарных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных.
РО6 Планировать и методически обеспечивать проведение всех форм учебных занятий по дисциплинам филологического цикла в учебных заведениях РК.
РО7 Создавать научный труд в области русской филологии с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национального корпуса русского языка, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности. Участвовать в составлении планов и программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или разделу диссертационного исследования или научного проекта.
РО8 Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки. Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных Thomson-Reuters и Scopus, научных журналов.
-
Написание и защита докторской диссертации
- Количество кредитов: 12
- Тип контроля: Докторская диссертация
- Описание: Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.
-
Методология подготовки научной статьи
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать способность подготовить к публикации результаты научного исследования, овладеть техникой создания законченного и логически цельного произведения в рамках конкретной научной парадигмы. Учебный курс формирует основу понимания методологического замысла исследования, организации деятельности в систематизации и освещении вопросов, связанных с темой исследования. Дисциплина направлена на изучение этапов и норм публикационного процесса. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Описывать содержание современных теорий, проблем и подходов, новых тенденций в исследовании русского языка и литературы в контексте филологического и гуманитарного знания. 2 Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современной филологии. 3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе написания научной статьи. 4 Планировать и реализовывать процесс создания научной статьи по актуальным вопросам русской филологии. 5 Формулировать цели и задачи научного исследования, находить их решение и отражать в научной публикации 6 Собирать, обрабатывать, анализировать фактический материал, обобщать филологическую и научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений. В процессе создания научной статьи. 7 Создавать оригинальный научный труд в области русской филологии — научную статью. 8 Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных Thomson-Reuters и Scopus, научных жкрналов, рекомендованных ККСОН. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: техника создания научной статьи. Методологический замысел исследования. Выбор темы исследования. Организации деятельности по систематизации фактического материала. Научная гипотеза. Структура-композиционное членение текста статьи. Этапы публикационного процесса. Нормы публикационного процесса. Этические нормы. Технические требования к оформлению статьи. Подбор научного журнала. Работа с базами данных по подбору научного журнала.
-
Академическое письмо
- Количество кредитов: 2
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.
-
Методы научных исследований
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.
-
Научные доминанты русской филологии второй половины XX века – начала XXI века
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать системное видение доминирующих теорий в русской филологии ХХ – ХХI веков; критически оценивать их полипарадигмальную сущность, чтобы выбрать оптимальные научно-методические основы диссертационного исследования, чтобы решать актуальные проблемы филологии, реализовывать междисциплинарные проекты. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций современного полипарадигмального русского языкознания и литературоведения. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Выделять и объяснять суть традиционных и новых доминантных научных концепций. 2 Обобщать результаты познания и использовать их как средство получения нового знания. 3 Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области русской филологии, осуществлять их критический анализ. 4 Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии. 5 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русской филологии. 7 Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской деятельности научному сообществу. 8 Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем русской филологии. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: лингвоцентрический и антропоцентрический подходы к языку. Картина мира как общенаучная категория/ Внешняя и внутренняя лингвистика/ Доминантные направления современного полипарадигмального филологического знания: когнитивная лингвистика, гендерная лингвистика и гендерное литературоведение, юрислингвистика, коммуникативная лингвистика, прагмалингвистика, лингвистическая имиджелогия, политическая лингвистика, интернет-лингвистика. Неомифологическое сознание в русской прозе и поэзии конца Х1Х-начала ХХ веков. Сравнительное изучение литератур в свете концепции диалогичности искусства. Семиотика как сфера научных исследований литературоведения.
-
Научно-исследовательское проектирование в литературоведении
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины - сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные литературоведческие проблемы и описывать принципы организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив литературоведения. Дисциплина направлена на изучение современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности в области литературоведения. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. выбирать оптимальные научные методы и концепции для решения профессиональных задач, 2. владеть современными технологиями проектирования собственной научно-исследовательской деятельности; 3. использовать интегративные перспективы современной филологии как основу для генерирования новых идей при исследовании научной темы исследовательского проекта; 4. выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту; 5. ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; 6. логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации и в процессе профессиональной дискуссии; 7. проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности; 8. владеть частно-теоретическими методами и технологиями анализа результатов научно-исследовательского проекта в устной и письменной форме; 9. аргументированно излагать собственную научную позицию при работе в групповых исследовательских коллективах. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: -научные достижения современного литературоведения -интегративные междисциплинарные и трансдисциплинарные перспективы современного литературоведения - инновационные процессы в науке и научных исследованиях -методология научного исследования. Классификация методов научного исследования - проектирование научного исследования - реализация программы научного исследования - рефлексивная фаза научного исследования - презентация программы научного исследования. Научная рефлексия
-
Научно-исследовательское проектирование в языкознании
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать способность к проектной деятельности, обучить технологии научно-исследовательского проектирования, чтобы получить новое знание, решить прикладные задачи языкознания. Учебный курс формирует основу понимания методологии лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение технологий сбора, обработки, анализа и обобщения лингвистической и научно-технической информации, этапов и фаз процесса проектирования в языкознании. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Критически оценивать результаты научных исследований в новых междисциплинарных областях филологического знания. 2 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания на основе самостоятельного оригинального подхода, используя технологии научно-исследовательского проектирования. 3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе научно-исследовательского проектирования. 4 Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. 5 Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русского языкознания. 7 Презентовать результаты научно-исследовательского проекта научной общественности. 8 Выбирать приоритеты проектной деятельности, соотнося собственные научные интересы с потребностями производства и общества. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: технологии научно-исследовательского проектирования в языкознании. Этапы научно-исследовательского проектирования в языкознании. Фазы научно-исследовательского проектирования в языкознании. Требования к презентации научно-исследовательского проекта. Курс завершается презентацией научно-исследовательского проекта, самостоятельно разработанного докторантом.
-
Междисциплинарные исследования в языкознании
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать системный взгляд на решение междисциплинарных вопросов современного языкознания, чтобы выстраивать новое знание в процессе выполнения диссертационного исследования. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение ведущих трендов, теорий и концепций междисциплинарных исследований в языкознании. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания в рамках современных междисциплинарных исследований. 2 Планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русского языкознания 3 Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. 4 Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. 5 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс с целью решения научных задач. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русского языкознания. 7 Презентовать результаты научно-исследовательской деятельности специалистам. 8 Соотносить собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: междисциплинарность современной филологической науки. Социолингвистическое направление в современном зарубежном и русском языкознании. Психолингвистическое направление в изучении языка в современном зарубежном и русском языкознании. Проблемы функциональной грамматики в общем и русском языкознании. Проблемы концептуализациии в современном русском языкознании. Лингвистическая прагматика.
-
Междисциплинарные исследования в литературоведении
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: сформировать у докторантов способность проводить изучение художественного творчества в свете междисциплинарных исследований. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание основных теорий и концепций, методологического аппарата современного литературоведения, его фундаментальных и прикладных проблем; - трактовать основные принципы и подходы социогуманитаных наук к исследованию явлений культуры и литературы; - применять междисциплинарный подход к изучению художественного творчества с учетом достижений современных социогуманитарных и естественных наук; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики исследования творчества писателей, влияния научно-технического прогресса на технику анализа произведений литературы; - выдвигать гипотезы, аргументированно и последовательно представлять собственную точку зрения относительно интеграции наук, развития филологии в условиях глобализации, внедрения цифровых технологий на научных дискуссиях, конференциях. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Тенденции развития современного литературоведения. Проблема интеграции литературоведения с другими науками. Принципы и особенности применения подходов естественных и социогуманитaрных наук к исследованию художественного творчества. Комплексный и междисциплинарный подходы.
-
Исследовательская
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.
-
Педагогическая
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.