Докторантура PhD
Название:
Русский язык и литература
Квалификация:
- Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)
- Модель выпускника
-
Обязательные
дисциплины
-
Элективные
дисциплины
- Практики
1. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания и литературоведения, методики преподавания русского языка и литературы в вузе (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики, литературоведения, актуальных филологических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знаний.
2. Проводить критический анализ, оценку и синтез новых и сложных идей, проблем, подходов и тенденций в области русского языка и литературы; критически оценивать результаты научных исследований, современные теории, проблемы и подходы, новые тенденции в исследовании русского языка и литературы (в контексте филологического и гуманитарного знания).
3. Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языка и литературы методики преподавания на основе самостоятельного оригинального подхода; трактовать основные принципы современного литературоведения, новые литературоведческие парадигмы и в их применять их в анализе классической и современной литературы.
4. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного литературоведения с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций; синтезировать и трансформировать филологическое и междисциплинарное знания в процессе решения учебно-образовательных, учебно-исследовательских задач;
5. Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями производства и общества; разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по литературоведческим и лингвистическим дисциплинам в организациях высшего образования с применением образовательных технологий и методик обучения на основе их критического осмысления;
6. Планировать и проводить качественные занятия в организациях высшего образования с использованием традиционных, инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных технологий и методов обучения; организовывать виды научно-исследовательской, проектной и учебно-профессиональной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры.
7. Применять теоретико-методологические положения новых филологических учений при анализе текстов; проводить самостоятельные исследования научных проблем с проекцией на перспективные новые направления языкознания, литературоведения и методики их преподавания в высшей школе
8. Объяснять языковые факты исторической и современной русистики; аргументировать области применения и интерпретации методов языкознания в научных исследованиях (диссертациях, научных проектах).
9. Презентовать результаты учебной и научно-исследовательской деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки; оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях.
10. Формулировать научные цели и задачи и находить их решение; осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты.
11. Интегрировать междисциплинарные знания с целью описания и анализа современных исследовательских подходов; быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки.
12. Осуществлять подготовку и публикацию результатов научных исследований в рамках международных баз данных Thomson-Reuters или Scopus, в национальных и международных рецензируемых изданиях.
-
Академическое письмо
- Количество кредитов: 2
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.
-
Концепции современной филологической науки (лингвистики/литературоведения)
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – Целью дисциплины является формирование способности описывать и оценивать развитие филологической науки ХХ–ХХI веков; концепции и основные теоретические положения ведущих научных школ в современной филологии для анализа и квалифицированной интерпретации текстов. Дисциплина направлена на изучение современных методов исследования и анализа текстов различных родов.
-
Методика подготовки научных публикаций
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать способность подготовить к публикации результаты научного исследования, овладеть набором принципов, приемов, правил, требований, необходимых в публикационном процессе. Учебный курс формирует творческие навыки создания научных публикаций в рамках конкретной научной парадигмы. Дисциплина направлена на изучение общепринятых норм и этапов построения научной публикации, а также требований научного стиля речи.
-
Методы научных исследований
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.
-
Написание и защита докторской диссертации
- Количество кредитов: 12
- Тип контроля: Докторская диссертация
- Описание: Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации.
В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности:
1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений;
2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности;
3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов;
4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций.
5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)».
При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Инновационные методики преподавания русского языка в высшей школе
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – обосновывать выбор основных методов исследования и методов преподавания русского языка в высшей школе в контексте компетентностного подхода. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания и обоснования закономерностей инновационного процесса для овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение современных подходов к классификации педагогических технологий и исследовании концептуальных основ педагогических технологий.
В результате изучения дисциплины студент будет способен:
1.продемонстрировать системное понимание научной информации в области изучения инновационных методик, а также знание и освоение методов исследования в области методики преподавания русского языка в высшей школе;
2.соотносить историю методической науки с ее современным состоянием;
- давать методическую интерпретацию новым направлениям в лингвистической науке;
-владеть современными методами исследования и методами преподавания в высшей школе, способами реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования Республики Казахстан;
3.понимать и обосновывать закономерности инновационного процесса и выбор основных методов исследования и методов преподавания русского языка в вузе;
4.планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать современные образовательные технологии обучения русскому языку в высшей школе;
5.критически анализировать, оценивать и синтезировать современные подходы к классификации педагогических технологий и к исследованию концептуальных основ педагогических технологий в контексте компетентностного подхода.
Назначение дисциплины.
При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты:
- научные основы метаязыка науки и дисциплины;
-современные образовательные парадигмы и концепции обучения русскому языку и стандарты в высшей школе;
-компетентностные организационные формы активного и интерактивного обучения русскому языку;
-современные педагогические и информационные технологии и методики обучения русскому языку;
- формы и методы проведения различных видов занятий по основным образовательным программам высшего образования;
-современные средства контроля и оценивания результатов обучения.
-
Инновационные методики преподавания русской литературы в высшей школе
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – обосновывать выбор основных методов исследования и методов преподавания русской литературы в высшей школе в контексте компетентностного подхода. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания и обоснования закономерностей инновационного процесса для овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение современных подходов к классификации педагогических технологий и исследовании концептуальных основ педагогических технологий.
В результате изучения дисциплины студент будет способен:
1.продемонстрировать системное понимание научной информации в области изучения инновационных методик, а также знание и освоение методов исследования в области методики преподавания русской литературы в высшей школе;
2.соотносить историю методической науки с ее современным состоянием;
- давать методическую интерпретацию новым направлениям в лингвистической науке;
-владеть современными методами исследования и методами преподавания в высшей школе, способами реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования Республики Казахстан;
3.понимать и обосновывать закономерности инновационного процесса и выбор основных методов исследования и методов преподавания русской литературы в вузе;
4.планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать современные образовательные технологии обучения русской литературе в высшей школе;
5.критически анализировать, оценивать и синтезировать современные подходы к классификации педагогических технологий и к исследованию концептуальных основ педагогических технологий в контексте компетентностного подхода.
Назначение дисциплины.
При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты:
- научные основы метаязыка науки и дисциплины;
-современные образовательные парадигмы и концепции обучения русской литературе и стандарты в высшей школе;
-компетентностные организационные формы активного и интерактивного обучения русской литературе;
-современные педагогические и информационные технологии и методики обучения русской литературе;
- формы и методы проведения различных видов занятий по основным образовательным программам высшего образования;
-современные средства контроля и оценивания результатов обучения.
-
Научно-исследовательское проектирование в лингвистике
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – - сформировать способность в рамках научно-исследовательской деятельности определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы, имеющие теоретическую и практическую значимость, и применять современные научные лингвистические методы для их решения..
В результате изучения дисциплины студент будет способен:
1. Использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, лингводидактики для решения профессиональных задач;
2. Обладать способностью творческого использования понятийного аппараталингвистики и развития в ходе решения профессиональных задач;
3. Анализировать и давать критическую оценку научным фактам в областики научной лингвистики и лингводидактики;
4. Выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту;
5. Ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных;
6. Логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации;
7. Проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности;
8. Объяснять методологические принципы и методические приемы научной деятельности.
Назначение дисциплины.
При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты:
-Системная лингвистическая методология
- Науковедение и наука как составные части и источники лингвистической методологии.
- Логика, психология, аксиология, этика, системология, семиотика составные части и источники лингвистической методологии
- Метод как ядро системной лингвистической методологии
- Методы гибридных методологических уровней.
-Общенаучные методы и приемы исследования.
-Частнонаучные методы в социально-гуманитарном познании.
-Дисциплинарные методы и методики системной лингвистической методологии
-Технология лингвистической методологии
-
Научно-исследовательское проектирование в литературоведении
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины - сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные литературоведческие проблемы и описывать принципы организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив литературоведения. Дисциплина направлена на изучение современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности в области литературоведения.
В результате изучения дисциплины студент будет способен:
1. выбирать оптимальные научные методы и концепции для решения профессиональных задач,
2. владеть современными технологиями проектирования собственной научно-исследовательской деятельности;
3. использовать интегративные перспективы современной филологии как основу для генерирования новых идей при исследовании научной темы исследовательского проекта;
4. выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту;
5. ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных;
6. логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации и в процессе профессиональной дискуссии;
7. проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности;
8. владеть частно-теоретическими методами и технологиями анализа результатов научно-исследовательского проекта в устной и письменной форме;
9. аргументированно излагать собственную научную позицию при работе в групповых исследовательских коллективах.
Назначение дисциплины.
При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты:
-научные достижения современного литературоведения
-интегративные междисциплинарные и трансдисциплинарные перспективы современного литературоведения
- инновационные процессы в науке и научных исследованиях
-методология научного исследования. Классификация методов научного исследования
- проектирование научного исследования
- реализация программы научного исследования
- рефлексивная фаза научного исследования
- презентация программы научного исследования. Научная рефлексия
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Педагогическая
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.
-
Исследовательская
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.
Приведены данные за 2021-2024 гг.