Scientific projects and researches

December 3, 2018

The successful launch of the Al-Farabi -2 nanosatellite (CubeSat 1U standard) from the Vandenberg military complex (California) took place. Our Al-Farabi -2 was among 64 satellites, of which 49 were nanosatellites, 15 microsatellites, launched by the Ilon Mask’s company SpaceX. This mission involved 17 countries: USA, Australia, Italy, Netherlands, Finland, South Korea, Switzerland, United Kingdom, Germany, Jordan, Kazakhstan, Thailand, Poland, Canada, Brazil and India. In the photo: the rector of KazNU G. M. Mutanov and the team of our department, who participated in the development of Al-Farabi -2

 

 

The number of fundamental and applied projects is 14

Project name, state registration number, manager

Order

Period

Expected scientific and practical results

 

1

Structure and electronic properties of nanoscale films of metal-modified chalcogenide semiconductors with phase memory in glass-crystal states, # АР05133499. Head: physics doctor, prof. Oleg Yu. Prikhod’ko

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

Will be developed: Technologies for producing nanoscale Ag-impurity-modified Ge2Sb2Te5 films using high-frequency ion-plasma magnetron sputtering and studying their structure in the amorphous and crystalline state during the glass-to-glass phase transition

2

Obtaining nanostructured composite materials based on films of titanium dioxide and metal nanoparticles and the study of their structure and electronic properties, AP05132897. Head: physics doctor, prof. Oleg Yu. Prikhod’ko

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

Will be developed: Technologies for the production of film nanocomposite materials based on films of titanium dioxide and silver nanoparticles (Ag-TiO2) using high-frequency ion-plasma sputtering and the study of their structure

3

Development of plasma-chemical technology for the synthesis of silicon carbide nanostructures, AP05132865. Head: physics doctor, prof. Bakhodyr A. Aliyev                                                                          AP05132865

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

A pilot plant for the production of silicon carbide nanostructures will be assembled, technologies for producing metal clusters and technological regimes will be developed

4

Разработка технологии создания защитных покрытий на основе функционализированных графеновых наноструктур и исследование их свойств, АР05130413. Head: physics doctor, prof. Arkadiï M. Il’in

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

The effect of graphene nanostructures, defective graphene nanostructures, discontinuities in the protective coating on the material protection efficiency will be established, as well as the technology for the production of graphene nanostructures using different methods

5

Creation of new composite materials based on carbon media with platinum group nanoparticles, AP05131495. Head: physics doctor, prof. Alexandr P. Ryaguzov

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

The work on identifying the conditions for the synthesis of palladium-modified DLC and graphite-like films by nanoparticles was carried out for the first time using a direct current magnetron ion-plasma method. The experience gained in the synthesis and the results on the structure and their electronic properties will allow a better understanding of the interaction of the metal nanocluster of the platinum group not the carbide-forming element with the carbon matrix

6

Formation and stabilization of effective thin-layer perovskite solar cells with a heterojunction invert structure, AP05130083. Head: physics doctor, prof. Toktar I. Taurbayev

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

Will be developed: Technologies to manufacture a perovskite solar cell with enhanced thermal stability and a service life, by replacing methyl ammonium iodide with iodide forms and using inorganic materials as hole and electronic layers, as well as using invert structure

7

Information entropy technologies of multichannel telecommunication systems and their applications, AP05132738. Head: physics doctor, prof. Zeinolla Zh. Zhanabayev

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

SNR in telecommunication systems with unknown noise level will be experimentally and theoretically determined; an algorithm for determining the mutual information of one-dimensional and two-dimensional signals will be developed

8

The relationship of nonlinear electrical, optical and fractal-geometric characteristics of nanostructured semiconductors, AP05132854. Head: physics doctor, prof. Zeinolla Zh. Zhanabayev

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

A new theory that allows describing the electrophysical properties of nanocluster films, including the hysteresis character of their current-voltage characteristics will be proposed. The asymmetry of the hysteresis loops in the forward and reverse directions, the presence of oscillations and areas of negative differential resistance, as well as the dependence of the type of curves on the value of the thermogeneration current in the absence of an external applied voltage will be described

9

Development of nanotechnology for the synthesis of functional electroplating coatings for electrical equipment components, AP05130069. Head: physics doctor, prof. Gulmira Sh. Yar-Mukhamedova

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

Analysis and synthesis of existing technologies of the influence of the composition of multicomponent nanomaterials on their functional properties and substantiation of methods for the synthesis of coatings with double and triple alloys and pre-design preparation will be carried out

 

10

The use of an alternative source of energy in the household window system regulating the light, heat and sound flow, self-cleaning and dust collection, Head: associate professor Leonid V. Mikhailov

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

Use solar energy in household window systems also for night and regulated daylight of the premises, for cleaning the city’s air basin from dust and heat, for additional heat and sound insulation. Achieve the goal of a specialized research area to reduce greenhouse gas emissions through the use of alternative sources and solve the problem of their profitable use

11

Development of technologies for nanostructured oxide semiconductors for a wide range of applications.

ИРН №AP05130100.

№ 0118РК00202

Head: physics doctor, prof. Kh. A. Abdullin

 

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

Experimental techniques for the synthesis of nanoparticles and thin layers will be created. The method of pyrolysis of precursors in the liquid, gas phase and aerosol particles, the hydrothermal method for the synthesis of nanoparticles and arrays of nanorods, the method of forming electrodes using synthesized materials, as well as methods for optimizing the properties of nanoparticles for catalytic decomposition and oxidation reactions will be developed

12

Development of methods for the synthesis of nanostructured materials with luminescent properties. ИРН № AP05130243

№ госрег. 0118РК00202

Head: physics doctor, prof. Kh. A. Abdullin

 

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

Experimental methods for the synthesis of nanostructured luminescent materials will be developed. The properties of samples of zinc oxide nanorods (NR-ZnO) arrays depending on the modes of sample synthesis, the properties of the samples obtained depending on the heat treatment regimes at different temperatures and gas atmospheres will be investigated, low-cost methods of synthesis of new nanostructured oxide matrix materials with luminescent properties will be developed

13

Development of an intelligent autonomous system of wireless control and monitoring of street lighting, AP05132464. Head: PhD Erkebulan D. Nalibayev

Grant funding for research Г 2018

2018-2020

Development of a street lighting system based on solar energy using uniaxial trackers and prototyping, as well as software for monitoring and controlling this autonomous system

14

Organization of production of carbon nanostructured materials for a wide range of applications, Head: PhD Daniyar V. Ismailov

Project of the Joint Stock Company "Science Foundation"

2017-2020

Production of carbon nanostructured materials for a wide range of applications will be organized

TOTAL amount of funding 151 181,182 tenges

Научные проекты и исследования

03.12.18 Состоялся успешный запуск наноспутника Al-Farabi -2 (стандарта CubeSat 1U) с военно-воздушного комплекса Ванденберга (Калифорния). Наш Al-Farabi -2 был в числе 64 спутников, из них 49 наноспутников, 15 микроспутников, запуском которых занималась компания Илона Маска SpaceX. В данной миссии участвовали 17 стран: США, Австралия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Южная Корея, Швейцария, Великобритания, Германия, Иордания, Казахстан, Таиланд, Польша, Канада, Бразилия и Индия. На снимке: ректор КазНУ Мутанов Г. М. и команда нашей кафедры, принимавшая участие в разработке Al-Farabi -2

 

 

Количество фундаментальных и прикладных проектов – 14

Название проекта, № госрегистрации,

руководителя

Основание к выполнению

Сроки выполнения

 

Ожидаемые научные и практические результаты

 

1

Структура и электронные свойства наноразмерных пленок модифицированных металлом халькогенидных полупроводников с фазовой памятью в состояниях стекло-кристалл, АР05133499. Руководитель д.ф.-м.н., профессор Приходько О.Ю.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будут отработаны технологии получения наноразмерных модифицированных примесью Ag пленок Ge2Sb2Te5 методом ионно-плазменного магнетронного высокочастотного сораспыления и изучение их структуры в аморфном и кристаллическом состоянии при фазовом переходе «стекло-кристалл»

2

Получение наноструктурированных композиционных материалов на основе пленок диоксида титана и наночастиц металла и изучение их структуры и электронных свойств, AP05132897. Руководитель д.ф.-м.н., профессор Приходько О.Ю.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будут разработаны технологии получения пленочных нанокомпозитных материалов на основе пленок диоксида титана и наночастиц серебра (Ag-TiO2) методом ионно-плазменного высокочастотного распыления и изучении их структуры.

3

Разработка плазмохимической технологии синтеза наноструктур карбида кремния, AP05132865. Руководитель д.ф.-м.н., профессор Алиев Б.А.                                                                        

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будет собрана опытная установка по получению наноструктур карбида кремния, будут отработаны технологии получения кластеров металлов и технологические режимы

4

Разработка технологии создания защитных покрытий на основе функционализированных графеновых наноструктур и исследование их свойств, АР05130413. Руководитель д.ф.-м.н., профессор Ильин А.М.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будет установлено влияние графеновых наноструктур, дефектных графеновых наноструктур, несплошностей в защитном покрытии на эффективность защиты материала, а также отработать технологию получения графеновых наноструктур разными методами

5

Создание новых композитных материалов на основе углеродных сред с наночастицами металлов платиновой группы, AP05131495. Руководитель к.ф.-м.н. Рягузов А.П.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Работа по выявлению условий синтеза модифицированных наночастицами палладия DLC и графитоподобных пленок выполнены впервые с применением магнетронного ионно-плазменного метода на постоянном токе. Полученный опыт синтеза и результаты по структуре и их электронным свойствам позволит лучше понять взаимодействие металлического нанокластера платиновой группы, не карбидообразующего элемента, с углеродной матрицей

6

Формирование и стабилизация эффективных тонкослойных перовскитных солнечных элементов с гетеропереходной инвертной структурой AP05130083. Руководитель д.ф.-м.н., профессор Таурбаев Т.И.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будут разработаны технологии изготовления перовскитного солнечного элемента с повышенной термостабильностью и сроком службы работы, за счет замены йодистого метил-аммония йодистым формамидиумом и использования неорганических материалов в качестве дырочных и электронных слоев, а также применение инвертной структуры

7

Информационно-энтропийные технологии многоканальных телекоммуникационных систем и их применения, AP05132738. Руководитель д.ф.-м.н., профессор Жанабаев З.Ж.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будет экспериментально и теоретически определено SNR в телекоммуникационных системах при неизвестном уровне шума, будет разработан алгоритм определения взаимной информации одномерных и двумерных сигналов

8

Взаимосвязь нелинейных электрических, оптических и фрактально-геометрических характеристик наноструктурированных полупроводников AP05132854. Руководитель д.ф.-м.н., профессор Жанабаев З.Ж.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будет предложена новая теория, позволяющая описать электрофизические свойства нанокластерных пленок, в том числе гистерезисный характер их вольт-амперных характеристик. Будут описаны асимметрия петель гистерезиса в прямом и обратном направлениях, наличие осцилляций и участков отрицательного дифференциального сопротивления, а также зависимость вида кривых от значения термогенерационного тока в отсутствие внешнего приложенного напряжения

9

Разработка нанотехнологии синтеза функциональных гальванических покрытий для комплектующих электрооборудования AP05130069. Руководитель д.ф.-м.н., профессор Яр-Мухамедова Г.Ш.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будет проведен анализ и обобщение существующих технологий влияния состава многокомпонентных наноматериалов на их функциональные свойства и обоснование методов синтеза покрытий двойными и тройными сплавами и предпроектная подготовка

10

Применение альтернативного источника энергии в бытовой оконной системе регулирования светового, теплового и звукового потоков, самоочищения и пылеулавливания, Руководитель к.т.н., доцент Михайлов Л.В.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Использовать солнечную энергию в оконных бытовых системах ещё и для ночного и регулируемого дневного освещения помещений, для очистки воздушного бассейна города от пыли и гари, для дополнительной тепло и звукоизоляции. Достигнуть цели специализированного научного направления по снижению уровня выбросов парниковых газов за счёт использования альтернативных источников и решить проблему их рентабельного использования

11

Разработка технологий получения наноструктурированных оксидных полупроводников для широкого спектра применения. ИРН №AP05130100.

№ госрег. 0118РК00202, Руководитель проекта д.ф.-м.н., профессор Абдуллин Х.А.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будут созданы экспериментальные методики синтеза наночастиц и тонких слоев. Будет развит метод пиролиза прекурсоров в жидкой, газовой фазе и виде аэрозольных частиц, гидротермальный метод для синтеза наночастиц и массивов наностержней, метод формирования электродов с использованием синтезированных материалов, также методы оптимизации свойств наночастиц для проведения каталитических реакций разложения и окисления

12

Разработка методов синтеза наноструктурированных материалов с люминесцентными свойствами

ИРН № AP05130243 № госрег. 0118РК00202

Руководитель проекта д.ф.-м.н., профессор

Абдуллин Х.А.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Будут разработаны экспериментальные методики синтеза наноструктурированных люминесцентных материалов. Будут синтезированы и исследованы свойства образцов массивов наностержней оксида цинка (NR-ZnO) в зависимости от режимов синтеза образцов, будут исследованы свойства полученных образцов в зависимости от режимов термообработок при различных температурах и газовых атмосферах, также будут разработаны низкозатратные методы синтеза новых наноструктурированных материалов с оксидной матрицей, обладающих люминесцентными свойствами

13

Разработка интеллектуальной автономной системы беспроводного контроля и мониторинга уличного освещения AP05132464. Руководитель доктор PhD Налибаев Е.Д.

Грантовое финансирование научных исследований Г 2018

2018-2020

Разработка системы уличного освещения на основе солнечной энергии с использованием одноосных трекеров и изготовление опытного образца, а также программного обеспечения для мониторинга и контроля данной автономной системы

14

Организация производства углеродных наноструктурированных материалов для широкого спектра применения, руководитель Исмаилов Д.В.

проект АО «Фонда науки»

2017-2020

Будет организовано производство углеродных наноструктурированных материалов для широкого спектра применения

ИТОГО объем финансирования 151 181,182 тыс. тенге