Магистратура
Квалификация:
- Научно-педагогическое направление - магистр социальных наук
- Модель выпускника
-
Обязательные
дисциплины
-
Элективные
дисциплины
- Практики
По завершении данной образовательной программы ожидается, что магистранты будут способны:
1. Анализировать актуальные проблемы и перспективы развития журналистики как области знаний, ее междисциплинарные связи; применять синтез и трансформацию журналистского и междисциплинарного знания для решения учебно-образовательных, исследовательских задач.
2. Анализировать разнообразные феномены СМИ, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, сюжеты, произведения, ситуации, процессы и т.п.).
3. Интерпретировать и оценивать журналистские тексты различной стилевой и жанровой принадлежности.
4. Вычленять, формулировать журналистскую проблему, решать ее на основе научных методов исследования и медиатехнологий.
5. Проектировать сценарии реализации исследовательских проектов на основе информации и методологий ее изучения.
6. Применять теорию журналистики в прикладных областях; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам политики государства; выдвигать, аргументировать и решать научные проблемы с использованием достижений современной информационной культуры, современных методов и средств научного познания в области журналистики;
7. Применять профессионально-практические умения и навыки обучения масс-медиа в учебных заведениях с использованием современных компьютерных технологий, интерактивных методов обучения; использовать учебные материалы с опорой на различные источники информации в области медиа;
8. Определять актуальность магистерского исследования; исследовательские цели и задачи; выбирать и обосновать соответствующую методологию исследования; оценивать и интерпретировать полученные результаты.
9. Создавать учебные и исследовательские междисциплинарные проекты: разрабатывать сценарии выполнения, аргументированно прогнозировать результаты и выводы.
10. Системно представлять программы планирования, организации и практической реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по журналистике в организациях высшего образования; демонстрировать традиционные и инновационные образовательные методики и технологии преподавания журналистских дисциплин.
11. Порождать инновационные идеи, выдвигать самостоятельные гипотезы; выстраивать траектории профессиональных совершенствований.
12. Разрабатывать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций; составлять основные результаты и выводы по исследовательскому проекту, презентовать итоги работы (в виде отчетов, статей, с привлечением современных средств печати и редактирования); соотносить собственные интересы с общественными и этическими ценностями, а также с интересами команды; свободно владеть языковыми параметрами профессиональной компетенции.
-
Актуальные концепции масс-медиа
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать углубленные представления о мировых и отечественных инновационных подходах к рассмотрению масс-медиа. Предмет нацелен на актуальные проблемы функционирования казахстанских СМИ (политических, экономических, этико-правовых, организационно-управленческих, технологических, профессионально-творческих, кадровых и др.), умение базироваться на этих знаниях.
-
Иностранный язык (профессиональный)
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.
-
История и философия науки
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.
-
Конвергентная журналистика
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать теоретические знания о концепции развития конвергентной журналистики. Будут изучены современные методы исследования, специфика работы в конвергентных редакциях. Предмет дает представление о новых условиях работы мультимедийных журналистов в современных условиях глобализации, дигитализации и конвергенции.
-
Организация и планирование научных исследований (англ.)
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать у магистрантов навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования. Учебный курс позволяет интерпретировать и критически оценивать медийный опыт в рамках различных парадигм медиаисследований, использовать методы сбора данных в эмпирическом исследовании.
-
Педагогика высшей школы
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.
-
Редакционный менеджмент
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать способность принять управленческие решения при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д. в ходе курса будут изучены принципы управления медиаорганизациями и специфика управления такими структурами, управление контентом на уровне его создания, бизнес-модели в медиаиндустрии и т.д.
-
Современный медиатекст
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать у обучающихся систему представлений о структуре, семантике, прагматике, стилистике и риторике медиатекста. Курс нацелен на изучение роли СМИ в динамике языковых процессов. Также рассматриваются функционально-стилистический статус медиаречи; определение медиатекста как базовой категории языка СМИ; лингвоформатные признаки основных типов медиатекстов; модальность медиатекста; риторика и семиотика стратегий медиадискурса.
-
Психология управления
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Формирование знаний об основных понятиях психологии управления для практического применения наиболее важных аспектов управления в профессиональном взаимодействии. Основные принципы психологии управления, личность в управленческом взаимодействии, управление поведением личности, современные идеи, психология управления групповыми явлениями, мотивация и практическая рефлексия.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Аксиология журналистики
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать представления об аксиологии журналистики как теоретической и эмпирической дисциплине. Курс содержит ознакомление с основными формами существования аксиологии, направлениями и методами изучения журналистской деятельности; формирование личной и глобальной аксиологической модели как важной составляющей профессиональной культуры журналиста; уход от «плоской» аксиологии СМИ к полноценной национальной картине мира.
-
Антропология и проектирование коммуникативного познания
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать профессиональные компетенции в области обеспечения эффективности культурной коммуникации в журналистике. Будут изучены особенности процессов динамики культуры с освоением понятий "культурные феномены", "коммуникативное поле культуры в журналистике";- овладение студентами умениями отличать символическую организацию культуры и проявлений в журналистской культуре с анализом культурных моделей, представленных в системе деятельности средств массовой информации.
-
Компьютерная лингвистика и текстовый анализ
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать навыки и умения работать методами компьютерной лингвистики, применяемые при обработке текстов в предметно-ориентированных информационных системах. Будут изучены виды используемых лингвистических ресурсов и методы их разработки, рассмотрены задачи автоматического аннотирования тестов, рубрикации и кластеризации текстов, извлечения информации из текстов; методы извлечения устойчивых словосочетаний и терминов из текстов.
-
Концепции медийной и информационной грамотности
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать углубленные знания по медийной и информационной грамотности, выработки общих подходов и создания целостной и многоуровневой концепции. Будут изучены такие основные понятия, как свобода самовыражения, доступ к информации и фундаментальные права; взаимосвязь медийной и информационной грамотности, гражданской позиции и демократии; понятие редакционной независимости.
-
Медиакритика
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать практические навыки корректного критического анализа медийных текстов всех видов СМИ. Будут изучены медиакритика как новое направление в журналистике; критика как род деятельности; медиакритика как самостоятельная область искусствоведения; становление медиакритики в Казахстане: предпосылки возникновения, предмет и задачи, основные медийные рубрики, творчество медиа обозревателей ведущих СМИ.
-
Методика преподавания журналистских дисциплин
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать основы методической подготовки обучающихся к будущей педагогической деятельности. Курс нацелен на изучение проблем журналистского образования в условиях цифровой революции и перехода на новые образовательные стандарты с учетом современных требований медиасреды; компетентностный подход в образовании; научно-методическое обеспечение инновационных процессов в современном журналистском образовании; методические аспекты преподавания профессиональных учебных дисциплин в системе журналистского образования.
-
Методология и методы медиаисследований
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать базу, необходимую для проведения обучающимися собственных исследований в ходе подготовки магистерских диссертаций, а в дальнейшем – для реализации профессиональных задач в сфере исследовательской и журналистской деятельности. Предмет содержит концепции и методы изучения различных аспектов функционирования современных медиаинститутов, с методологией, программой и организацией научных и научно-прикладных исследований в данной области.
-
Научно-популярная журналистика
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать представление о специфике научной журналистики, о достижениях современной науки в различных областях знания. Будут изучены основные тенденции развития научной журналистики, научные издания Казахстана; техника создания научно-познавательного журналистского материала и методы его обработки (коррекции); аналитические навыки работы с материалом; этапы развития образовательного телевидения; уровни научной популяризации.
-
Предпринимательство в эпоху цифровых технологий
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать навыки разработки алгоритмов и развернутых проектов решения практических проблем взаимодействия бизнеса и цифровых медиа. Курс изучает бизнес-модели, ставшие возможными благодаря цифровой сфере, чтобы понять потенциал, предлагаемый цифровыми технологиями для предпринимателей, которые хотят запустить стартап или продолжить более традиционную карьеру, где цифровой компонент жизненно важен для успеха.
-
Современные медиа технологии
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать теоретические и практические основы современных медиа технологий. Предмет обеспечивает владение системой углубленных знаний в области теории и технологии современной журналистики; умением работать с базами данных, в том числе в глобальных компьютерных сетях, использовать новейшие технологии; концептуальной основой разработки современных медиа технологий.
-
Управление медиапроектами
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать навыки эффективного планирования и разработки нового или усовершенствования существующего медиапроекта; изучение базовых ценностей и принципов современных систем управления медиапроектами, основанных на методах agile; а также освоение навыков руководства творческими коллективами средств массовой коммуникации. Будут изучены стандарты в управлении проектами; способы монетизации проекта; управление рисками проекта.
-
Управление технологиями цифровых медиа
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать способность применять современные модели, методы и инструменты (программные средства), позволяющие целостно решить задачи журналистики с использованием цифровых медиа. Будут изучены мультимедийные инструментальные средства; анимации графических объектов в специализированном программном обеспечении; программные обеспечения для сбора, обработки, хранения и демонстрации динамического содержимого программных продуктов.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Педагогическая
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.
-
Исследовательская
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.
Приведены данные за 2021-2024 гг.