Магистратура
Название:
Детская психология
Факультет:
Философии и политологии
Квалификация:
- Научно-педагогическое направление - магистр социальных наук
- Модель выпускника
-
Обязательные
дисциплины
-
Элективные
дисциплины
- Практики
1. Демонстрировать системное видение исторических аспектов и концептуальных основ теоретико-методологических, прикладных, отраслевых подходов общественно-гуманитарных наук и основ экспериментальной работы в психологии.
2. Пользуясь понятием, типологией и причинами дизонтогенеза, анализировать причины и характеристики нарушений психического развития, диагностировать дефицитарное и искаженное психическое развитие, проводить патопсихологическое исследование.
3. Оперировать понятиями детской нейропсихологии и психосоматики в области особенностей развития высших психических функций у детей, сенсорных и гностических нарушений, психосоматических расстройств детского и подросткового возраста.
4. Владеть системой научных категорий и понятий, определяющих аномальность, одаренность, талант, гениальность; природу и структуру данных феноменов, особенностей их возрастного становления, принципов и методов выявления; их психологическую коррекцию и поддержку.
5. Применять методы, процедуры, методики и техники психодиагностической, коррекционно- развивающей, консультативной и психотерепевтической деятельности в семейной и индивидуальной практике (в том числе в области детско-родительских отношений).
6. Составлять психодиагностические, медико-психологические заключения и рекомендации по использованию диагностических данных в психологической деятельности с детьми и подростками.
7. Осуществлять психологическую помощь, сопровождение, психокоррекцию и психотерапию на основе применения психотренинга, игровых, арт-терапевтических, телесно-ориентированных и других психотехнологий.
8. Разрабатывать, осуществлять выбор и реализацию адекватных проблемам форм, методов и программ диагностических, коррекционных, психотерапевтических, тренинговых и профилактических мероприятий на основе методологии моделирования для решения теоретических и прикладных социально-психологических проблем детства и подросткового возраста.
9. Создавать дизайн и программу психологического исследования и эксперимента в области детской психологии, теоретические модели, позволяющие прогнозировать свойства исследуемых объектов, использовать статистические методы в обработке психологических данных.
10. Применять основные общепедагогические методы, психолого-педагогические технологии обучения и развития, проектировать учебные и тренинговые занятия, прогнозировать и оценивать педагогические воздействия.
11. Критически оценивать и переосмысливать опыт, извлечённый из иноязычной информации; проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по профилю подготовки на основе использования отечественного и зарубежного опыта, с помощью современных исследовательских методов, с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий.
12. Владеть методами управления своей профессиональной деятельностью и работой различных коллективов; применять теоретические подходы и методы к практическим ситуациям создания и реализации управленческих решений в том числе в нестандартных ситуациях.
-
Иностранный язык (профессиональный)
- Количество кредитов: 6
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.
-
Исследование и развитие одаренности и гениальности
- Количество кредитов: 9
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Курс представляет базовые ориентиры в понимании гениальности, таланта, одаренности и посредственности. Его содержание раскрывает современные представления о природе, механизмах, структуре, критериях одаренности и гениальности детей; концепции, модели и технологиями развития этих феноменов, содержание системы психологического сопровождения одаренности и гениальности.
-
История и философия науки
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.
-
Организация и планирование научных исследований
- Количество кредитов: 6
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины сформировать способность интерпретировать и обобщать приемы, методы проведения самостоятельных научных исследований. Учебный курс формирует основу понимания принципа, особенности организации, проведения научно-исследовательских работ. Дисциплина направлена на изучение общенаучных методов исследования, организации, структуры и повышения эффективности научных исследований, вопросов поиска источников информации, требований к содержанию, структуре, оформлению научных статей, проектов.
-
Педагогика высшей школы
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.
-
Психологическое консультирование и психотерапия семьи и ребенка
- Количество кредитов: 6
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: профессиональная подготовка к консультативной и психотерапевтической деятельности.
В курсе систематизированы основные принципы и подходы к консультированию и психотерапии семьи и ребенка, методы и техники консультативной и психотерапевтической деятельности; основные феномены и проблемы рассматриваются в логике развертывания жизненных фаз развития личности и семьи.
-
Психология управления
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Формирование знаний об основных понятиях психологии управления для практического применения наиболее важных аспектов управления в профессиональном взаимодействии. Основные принципы психологии управления, личность в управленческом взаимодействии, управление поведением личности, современные идеи, психология управления групповыми явлениями, мотивация и практическая рефлексия.
-
Детская нейропсихология и психосоматика
- Количество кредитов: 6
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: интеграция знаний и представлений о нейропсихологических и психосоматических расстройствах; формирование практических диагностических компетенций в области нейропсихологического развития и психосоматики детей и подростков. Курс основан на нейропсихологическом подходе к обеспечению психического и психологического здоровья детей, ориентирует на интеграцию знаний и компетенций в основных отраслях детской клинической психологии.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Арт-терапевтические технологии в работе с детьми и подростками
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование базовых навыков и практическое освоение эффективных технологий арт-терапевтической работы в различных сферах деятельности практического психолога.
Курс направлен на овладение методологией и способами осуществления арт-терапии в рамках психодиагностики, консультирования, психокоррекции и др. направлений психологической деятельности, изучение специфики использования технологий и техник арт-терапии в структуре деятельности практического психолога.
-
Когнитивно-бихевиоральные методы в работе с детьми и подростками
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование базовых знаний о теоретических основах когнитивно-бихевиорального подхода и методах практической работы детского психолога в рамках данного направления.
Курс направлен на изучение основ, истоков, истории возникновения, основных положений и понятий, а также технологических аспектов когнитивно-бихевиорального подхода.
-
Телесно-ориентированные практики в работе с детьми и подростками
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование базовых знаний о теоретических телесно-ориентированной психотерапии и методах практической работы психолога в рамках данного направления с детьми и подростками.
Курс ориентирует на практическое освоение техник телесно-ориентированной психотерапии
и процедуры создания и использования ресурсных трансовых состояний.
-
Диагностика и оценка психического развития детей и подростков
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: подготовка к диагностическому направлению работы детского психолога, формирование диагностических и оценочных компетенций. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основных теорий и методов диагностического исследования и оценки детско-подросткового психического развития в современной психологической науке и практике.
-
История, состояние и тенденции развития современной психологии
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование компетенций для освоения теоретических и практических основ развития психологической мысли. Курс позволяет получить целостное представление о психологии с момента её зарождения по сегодняшний день, расширяет общепсихологический кругозор студента, способствует выработке правильного отношения к психологическому наследию, дает правильное представление о процессе развития психологической мысли в теории и практике.
-
Компьютерное моделирование и статистика в психологии
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование профессионального психологического мышления через освоение практических навыков применения методов компьютерного моделирования и статистических методов обработки данных. Курс предусматривает изучение способов повышения «чистоты» эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения ошибок обработки исходных данных.
-
Методология, методы и эксперимент в психологии
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: освоение методологии, теории, организации психологического исследования и в том числе эксперимента, как особой формы исследовательской практики.
Курс направлен на ознакомление с методологическими основами психологической науки, формирование навыков планирования психологических исследований, получения и обработки эмпирических данных; получения, интерпретации и представления экспериментальных данных.
-
Практикум по детской клинической психологии
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: содействие овладению методами углубленной диагностики в работе детского клинического психолога, приемами организации детской психотерапии и психокоррекции при различных отклонениях в психическом развитии.
Курс ориентирует на практическое применение технологий психологического и нейропсихологического обследования, методов исследования познавательной сферы у детей с нарушениями психического развития, процедур психотерапии и психокоррекции.
-
Психология аномального развития детей и подростков
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: формирование у магистрантов системных, целостных и устойчивых представлений о проблемах и специфике аномального психического развития детей и подростков.
Курс даёт современное представление о природе, причинах и механизмах возникновения и развития отклоняющего развития; ориентирует на изучение и возможную психокоррекцию феноменов нарушенного развития, механизмов их формирования и общих закономерностей дизонтогенеза.
-
Психотренинг и игровые технологии в работе детского психолога
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель: формирование профессиональных компетенций осуществления психологического вмешательства и психологической помощи с использованием психотренинга и игровых технологий. Курс интегрирует содержание основных психотехнологий, приемлемых для работы с детьми и подростками. Ориентирует на практическое использование базовых процедур психотренинга, применение основных подходов не директивной игровой терапии и игровых технологий массового применения.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Педагогическая
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.
-
Исследовательская
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.
Приведены данные за 2021-2024 гг.