Инновационная наука - основа нового Казахстана

12.04.2022

Сегодня  Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев придает особое значение непрерывному развитию науки, поддержке перспективных научных исследований и повышению интеллектуального потенциала нашего народа.

Хочется отметить что в реализации задач по развитию казахстанской науки, поставленных Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым основная роль отводится исследовательским университетам. В Послании народу Казахстана Глава государства отметил: «В целом, перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача – не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды».

В национальной инновационной системе любой страны особую роль играют исследовательские университеты, которые явлются важнейшим элементом наукоемкой экономики. Все известные мировые высокотехнологичные ареалы развиваются на базе исследовательских университетов и успешно выполняют роль драйверов инновационного развития своих стран и регионов.

КазНУ имени Аль-Фараби на практике реализует модель исследовательского университета, основываясь на результатах фундаментальных и прикладных исследований. Формируя механизм модернизации казахстанской экономики, университет выполняет исследования и разработки, полезные для общества и бизнеса. Основным вектором развития научной деятельности КазНУ является сохранение фундаментальных направлений исследований.

Университет уже сегодня является крупной интеллектуальной корпорацией, в которой функционирует уникальная научно-инновационная инфраструктура, не имеющая аналогов в других вузах страны.

Сейчас в унвиерситете 16 факультетов, 18 институтов и центров естественно-научного профиля, том числе Центра физико-химических методов исследований и анализа, Научно-технологического парка, Национальной нанотехнологической лаборатории открытого типа, и 21 научно-исследовательских институтов и центров социально-гуманитарного профиля. На основе этой базы реализуется кластерный подход «от генерирования идеи до их коммерциализации».

С целью конвертации результатов научных работ в наукоемкие технологии и производство в 2021 году в КазНУ создан Центр коммерциализации технологий, который работает в направлении выстраивания содержательной кооперации между университетом и бизнесом с помощью внедрения в производство и последующей коммерцилизации научных разработок, а также создания инновационных производств. Таким образом привлекаются дополнительные инвестиций в науку.

В рамках «10 Национальных проектов» приоритетным направлением Главой государства определено «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация». В КазНУ в 2021 году в целях развития прикладных исследований в области разработки лекарственных препаратов, устройств и способов создан Центр патологии сосудов, а также организовывается малотоннажное производство БАД на основе фитохимии.

В прошлом году учеными университета были выполнены более 330 научно-исследовательских проектов в рамках «10 Национальных проектов», утвержденных Президентом РК К.Токаевым. На данном этапе ученые университета выполняют 14,2% от грантового финансирования научных проектов РК.

Высококачественные научные исследования – первая и важная стадия реализации «инновационного коридора», за которой следуют Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и коммерциализация научно-инновационных результатов.

В КазНУ эффективно действуют инновационные предприятия, старт-ап и спин-офф компании, привлекшие за последние годы порядка 2 млрд тенге в виде грантов по линии Всемирного банка и Фонда науки, запущены мелкосерийные производства по выпуску высокотехнологичной продукции.

Ученые КазНУ уже сегодня смогли заявить о новейших открытиях. Так, биотехнологи вуза с помощью бактерии создали биологический пластик, обладающий такими ценными свойствами, как экологичность, водорастворимость  и биоразлагаемость. Для выпуска биопластика достаточно биореактора, питательной среды и штамма. Сам материал можно производить в промышленных масштабах. Биопластик может заменить пластмассу, полученную из нефти. Таким образом, эпоха пластмассы в  недалеком будущем может кануть в прошлое. В век глобализации для человечества необходимо создавать полезные вещи, которые поддерживали бы экологию и здоровье людей. С этой точки зрения открытие ученых КазНУ может стать величайшим достижением современности.

В рамках внедрения альтернативных источников энергии в университете ведется работа по налаживанию производства энергосберегающих газоразрядных ламп с наночастицами с прогнозируемым объемом не менее 50 000 единиц в год, с последующим наращиванием до 100 000 единиц ламп в год. Выпуск ламп с низкой себестоимостью, интенсивность свечения которых больше в полтора раза по сравнению с аналогичными люминесцентными лампами, может решить проблемы низкого объема отечественного производства и высокой доли импорта на рынке аналогичных продуктов и технологий.

Группа исследователей нашего вуза продолжает проектную работу по разработке эффективных фотокатализаторов на основе гетероструктурных нанокомпозитов, впервые полученных механохимическим способом. Реализация данного проекта увеличит конкурентоспособность науки Казахстана в области исследования возобновляемой энергетики. Как известно, мировые запасы нефти, газа и угля ограничены, и этот факт стимулирует ученых на поиск новых ее источников. Технология, разработанная исследователями КазНУ, является экономически рентабельной и выгодной по сравнению с другими методами получения фотокатализаторов. В результате полученные нанокомпозиты будут иметь низкую себестоимость. Создаваемый учеными водород в будущем станет альтернативным продуктом замены нефти, что поможет решить вопрос не бесконечных природных ресурсов.

В сфере химии и новых материалов коммерческую привлекательность имеет производство органических стимуляторов NANOQUQIRT на основе наносеры. Результаты испытаний на объектах агропромышленного комплекса (ТОО «Амиран АГРО», ТОО «Бахус Глобал» и др.) уже показали эффективность серосодержащих препаратов для стимуляции роста растений и защиты растений от болезней и вредителей. Группой ученых-химиков также ведется работа по созданию натрий-ионных аккумуляторов, производство которых дешевле на 40% по сравнению с аналогами накопителей солнечной энергии, что выгодно для больших станций. При этом, на данный момент в мире нет ни одного крупного производства подобных аккумуляторов.

Одна из разработок, направленных на развитие STEM технологий в образовательных учреждениях, – инновационные конструкторы малых искусственных спутников Земли «ALFASAT», предназначенные для обучения школьников и студентов основам разработки, проектирования, сборки, испытаний и эксплуатации космического аппарата. При работе с конструктором у учащихся развиваются не только Hard Skills, но и Soft Skills. Благодаря изучению материала в команде, пользователи получают глубокие знания по проектированию настоящего космического аппарата.

Научные проекты в области естественных наук зачастую требуют огромной и дорогостоящей инфраструктуры, которую ни одна страна не может себе позволить в одиночку – не каждое государство может иметь свой собственный большой адронный коллайдер. Поэтому для КазНУ, как и для других участников глобальной научной арены, особо важно сотрудничать с большим числом организаций, создавая условия для того, чтобы каждый коллаборатор был в состоянии позволить себе науку. Такой взаимовыгодный интерес, в свою очередь, приводит к чрезвычайно плодотворному перекрестному опылению идей, что только способствует дальнейшему продвижению научных знаний.

Именно поэтому для нас важную роль в интернационализации научно-исследовательской деятельности играет системное расширение международных научно-образовательных контактов, использование зарубежного опыта, взаимодействие с международными организациями. КазНУ, будучи лучшим университетом Казахстана, активно работает в направлении развития и обмена научными знаниями: совместные исследования выполняются в рамках таких международных программ, как Erasmus+ и OSCE. Более того, в целях стимуляции развития казахстанской науки и усиления влияния отечественных исследователей на международной сцене ученые КазНУ тесно сотрудничают с международными фондами и организациями, такими как: Международное агентство университетов Франкофонии, Американские Советы, Фонд Франции Сефасиль, Rufford Foundation, Фонд им. Розы Люксембург и т.д.

В ведущем вузе страны выстроена эффективная система подготовки научных кадров, что имеет большую актуальность в контексте перехода к диверсифицированной экономике. В данном контексте одним из целевых индикаторов трансформации КазНУ в исследовательский университет является увеличение доли магистрантов и докторантов до 25% к 2025 году, что позволит усилить научный потенциал университета за счет молодых ученых.

КазНУ стал первым национальным университетом, запустившим за счет собственных средств в пилотном режиме программу постдокторантуры. Сегодня в университете работают постдокторанты по таким прио­ритетным научным направлениям, как наноматериалы и нанотехнологии, ядерная физика, биотехнология, материаловедение, интеллектуальные системы, искусственный интеллект, экология, эпидемиология, дистанционное зондирование Земли, астрофизика, нейронаука, политология и другим. Программа доказала свою эффективность – постдокторанты формируют научные группы, активно публикуются в журналах с высоким импакт-фактором.

Научно-исследовательская работа (НИР) студентов в вузе поставлена на качественно новый уровень и в нее вовлечены около 10,5 тыс. студентов, магистрантов и докторантов. Объемы финансирования научно-исследовательских работ, выделяемых на привлечение студентов к исследованиям на платной основе, составляют 10% от общего объема грантового финансирования НИР университета, или около 300 млн. тенге.

В рамках студенческих бизнес инкубаторов в КазНУ реализуется более 70 инновационных проектов по таким направлениям, как: IT-технология, роботехника, альтернативная энергетика, биотехнология и биомедицина, маркетинг, социогуманитарные науки. Сформировав профессиональные компетенции, студенты с вузовской скамьи, учатся создавать рабочие места, старт-апы и собственные предприятия с ноу-хау технологиями.

Ежегодно ученые и ППС университета удостаиваются почетных званий, международных и государственных наград за вклад в развитие науки, награждаются медалями по результатам участия в научно-технических мероприятиях, становятся победителями различных конкурсов, что подтверждает их высокую профессиональную квалификацию.

В феврале текущего года КазНУ им. Аль-Фараби подписал Генеральное соглашение о сотрудничестве с 19 научно-исследовательскими институтами.

Я убежден, что ученые КазНУ могут и должны принимать активное участие в построении будущего нашей республики. Необходимо широкое привлечение ученых к решению социальных и экономических задач, стоящих перед Казахстаном, что, в конечном счете, будет способствовать построению конкурентоспособной экономики страны, основанной на знаниях.  При этом основным вкладом в повышение глобальной конкурентоспособности научно-инновационной деятельности и увеличение ее вклада в социально-экономическое развитие страны являются: укрепление кадрового и научного потенциала ученых, модернизация научной инфраструктуры, коммерциализация результатов НИОКР и координация научно-технологического развития. На уровне министерств проходит экспертизу инвестиционный проект по трансформации КазНУ им. Аль-Фараби в исследовательский университет. Проект направлен на усиление инновационной экосистемы университета за счет открытия Центра «Al-Farabi SciTech Center». Он будет ориентирован, прежде всего, на совместное использование его инфраструктуры учеными из разных областей науки. Все это позволит в свете построения нового Казахстана достичь высоких результатов и обеспечить устойчивое развитие университета путем создания эффективной модели корпоративного управления научно-инновационной деятельностью.

12.04.2022 Казправда.pdf