Паспорт образовательной программы
1. Общая характеристика образовательной программы |
|
Регистрационный номер |
|
Код и классификация области образования |
7M04 Бизнес, управление и право
|
Код и классификация направлений подготовки |
7М042 Право
|
Наименование образовательной программы |
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
|
Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров |
№ АБ 0137355 |
1.1 Цель ОП |
Целью образовательной программы «ОП- Криминалистическая экспертиза» является подготовка квалифицированных специалистов для осуществления криминалистической деятельности в системе правоохранительных органов. Образовательная программа направлена на формирование когнитивных, функциональных, системных и социально-коммуникативных компетенций обучающегося в соответствии с содержанием криминалистической деятельности по противодействию правонарушениям. Подготовка предполагает обучению всем направлениям криминалистической деятельности: проведение следственных действий с помощью криминалистических средств; ведение, использование криминалистических учетов, уголовной регистрации; проведение криминалистических экспертиз (трасологической, судебной баллистической экспертизы или технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы и т.д.), уметь интегрировать достижения естественно-технических наук в практику криминалистической деятельности ( в том числе в экспертную практику), самостоятельно осуществлять научные исследования теоретического и прикладного характера для развития данной области; выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности. |
1.2 Основные показатели ОП |
Тип ОП: магистратура Сроки ОП: 2 года Формы обучения: очная Трудоемкость: академических кредитов 120 Присуждаемая степень: магистр по образовательной программе 7М04220 - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ |
Вид ОП: Новая ОП |
|
1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг |
Образовательная программа внесена в реестр образовательных программ Республики Казахстан. Для реализации образовательной программы на факультете имеются следующие лаборатории и научные центры: 1. Центр проблем борьбы с преступностью 2. Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. |
Кадровый потенциал: Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС известные ученые д.ю.н., профессора – 20 человек; к.ю.н., ассоциированные профессора – 48 человек; доктора PhD по специальности «Юриспруденция» - 14 человек. Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик. Активное участие в подготовке магистрантов принимают представители работодателей: МВД РК; ЦСЭ МЮ РК. Магистранты принимают активное участие в выполнении НИР, финансируемых МОиН Республики Казахстан, по следующим направлениям: проблемы уголовного права и криминалистики; процессуальное право, прокурорский надзор, адвокатура. Также магистранты принимают участие в выполнении научных проектов, финансируемых из иных источников, в организации научно-практических конференций и теоретических семинаров, подготовке и опубликовании монографий, научных статей и докладов. В ходе подготовки диссертационных исследований магистранты выезжают за рубеж для работы в научных библиотеках ведущих зарубежных научных центров и вузов. |
|
Базами практик образовательной программы по специальности «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ» являются: - Центр судебной экспертизы МЮ РК, ее филиалы; -Криминалистические лаборатории правоохранительных органов Республики Казахстан; - Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. |
|
Академическая мобильность. Ежегодно обучающиеся магистранты по специальности 7M04 Бизнес, управление и право 7М042 Право, «7М04220- Криминалистические экспертизы» имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира и по программе «Болашак». Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке магистрантов с университетами Великобритании, Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Польши. Научными консультантами докторантов являются ведущие ученые РК и стран дальнего зарубежья. Зарубежные научные консультанты приезжают в КазНУ им. аль-Фараби на консультацию и ведение учебных занятий в течение семестра. |
|
2. Квалификационные требования в формате результатов обучения |
|
2.1 Ожидаемые результаты обучения ОП |
|
|
1.понимать связь философской мысли с интеллектуальными и нравственно-эмоциональными качествами личности для самосовершенствования, понимания высокой социальной значимости профессии специалиста-криминалиста, использование знаний английского языка для повышения профессиональной и научной квалификации в криминалистической деятельности, для понимания и сравнения уровня отечественного и зарубежного опыта борьбы с правонарушениями; |
|
2.применять знания по психологии, а также педагогических приемов для реализации коммуникативной стратегии в профессиональной деятельности и необходимых метакомпетенций – целеустремленности, креативности, добросовестности, ответственности, вырабатывание волевых качеств, преодоление конфликтов и др. качеств при совместной работе со следователем и другими участниками процессуальных правоотношений; |
|
3.интерпретировать состав правонарушений в соответствии с УК РК, разъяснить задачи квалификации уголовного правонарушения, показать роль криминалистической науки для правильной квалификации; по выбору - разъяснить проблемы с криминализацией общественного-опасных деяний в РК, раскрыть современные и традиционные приемы криминалистической деятельности, достижения науки, техники, используемых правоохранительными органами для выявления и розыска правонарушителя, по установлению его виновности; |
|
4.понимать теоретические и процессуальные аспекты доказывания при квалификации деяния; разъяснять пределы доказывания, классификацию доказательств, применять предусмотренные УПК РК средства доказывания и демонстрировать процессуальные правила их применения, показать отличительные черты каждой процессуальной формы применения специальных знаний в досудебном производстве: участие специалиста в следственных действиях, назначение и проведение ревизии, аудита, назначение криминалистической экспертизы специалисту, назначение судебной экспертизы и т.д.; |
|
5.демонстрировать совокупность научно-технических средств, применяемых при проведении следственных действий, негласных следственных действий и криминалистических экспертиз, показать навыки по применению средств следственного чемодана - освещения, поиска, фиксации, упаковки, владеть традиционными и современными приемами обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов, проводить криминалистическую регистрацию, учет и т.д. |
|
6.понимать задачи каждого этапа проведения следственного действия и роль специалиста-криминалиста на этих этапах, владеть приемами криминалистической фотографии, видеозаписи, оказывать содействие следователю (дознавателю) в выдвижении версий в ходе осмотра места происшествия, обыска и др.; |
|
7.обосновать научные положения криминалистической экспертизы, ее виды, дать характеристику взаимосвязи науки криминалистики и экспертизы, разъяснить методологию, основанную на учениях о криминалистической идентификации, диагностике, раскрыть понятия «общие, частные признаки», демонстрировать навыки по применению светового микроскопа, бинокулярного, сравнительного микроскопов, прибора оптического наложения и др. средств при производстве криминалистических экспертиз, показать стадии экспертного исследования; |
|
8.основываясь на научные положения трасологической экспертизы , применять методы и средства экспертного исследования: следов рук, ног, зубов, иных частей тела, следов обуви человека, орудий взлома и их следов, транспортных средств и их следов, установления целого по частям, оформлять заключение специалиста и т.д. по выбору - разъяснить предмет, объекты судебно-почерковедческой экспертизы, задачи, закономерности формирования письменно-двигательных навыков человека, их индивидуальность, понятия общих и частных признаков почерка, применять методики решения диагностических задач по рукописным текстам, подписи, методики идентификации по подписи, рукописи, оформлять заключение специалиста и т.д. |
|
9.опираясь на научные положения оружиеведческой экспертизы, применять методы и средства экспертного исследования для решения классификационных, диагностических, идентификационных задач, оформлять заключение специалиста и др. раскрыть научные положения портретной идентификации, видеографической экспертизы - предмет, объекты, задачи, оформлять заключение специалиста методы и средства экспертного исследования для решения классификационных, диагностических, идентификационных задач, оформлять заключение специалиста и др. по выбору – разъяснить предмет, объекты и задачи судебно-технической экспертизы документов, дать характеристику понятию «документы строгой отчетности», используемым материалам и реквизитам документов, применять методики исследования оттисков печати, штампов, бланков документов, выявления изменений в первоначальном содержании документов, оформлять заключение специалиста и др. |
|
10.дать оценку взаимосвязи между процессом собирания доказательств, производством криминалистической экспертизы, научно-исследовательской, научно-методической формами деятельности; показать взаимосвязь и роль интеграции научных знаний из естественно-технических наук и науки криминалистики в практическую деятельность криминалиста. |
2.2 Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП (в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения). |
|
2.2 Название модуля
|
|
М-1 Модуль истории и философии науки |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны: 1. исходя из сущности науки, интерпретировать ее, как систему знаний, как вид деятельности по производству знаний, как социальный институт, объяснить значимость научных знаний в условиях глобализации; 2. реализовать навыки говорения на английском языке, чтения и письма; понимать основные идеи докладов, лекций, сообщений на англ.языке; свободно читать научную, деловую и иного характера тексты, грамотно составлять любые письменные документы, писать научные статьи и т.д. |
М-2 Психолого-педагогический модуль |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-3 Современное научно-техническое обеспечение расследования уголовных правонарушений в РК |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны: 1. разъяснить понятие уголовного правонарушения, цели применения уголовного наказания, значение правильной квалификации конкретного общественно опасного деяния, демонстрировать видовые и квалифицирующие признаки того или иного деяния и т.д.;
|
М-3 Правовое регулирование криминальных деяний в РК и применение достижений науки, техники для противодействия |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-4 Научная организация криминалистической деятельности в РК и его процессуальное закрепление |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-5 Научно-методическая организация производства криминалистических экспертиз в РК |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-6 Теоретические основы и методики криминалистических экспертиз |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-6 Теоретические основы и методики криминалистических экспертиз документов
|
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
3. Сферы профессиональной деятельности выпускника |
|
3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника
|
Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности: в образовательной; в научной сфере; в правоприменительной деятельности органов правопорядка. |
3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП |
Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни Выпускники по специальности «7М04220 - криминалистические экспертизы» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: ü образовательная (педагогическая); ü научная; ü правоохранительная; ü правозащитная; ü консультационная; ü экспертная; ü информационно-аналитическая; ü организационно-управленческая. |
3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП |
Для будущего трудоусторйства выпускников программы ключевыми работодателями по специальности «7М04220 - криминалистические экспертизы» являются:
|
Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости
|
|
4. Требования к абитуриенту
|
Правила приема: Профессиональное образование - магистратура осуществляется на базе высшего (бакалавр) образования. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с «Типовыми правилами приема в вузы». Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в магистратуру вузов РК». Для обучения по данному виду экспертных специализаций предъявляются следующие требования: 1) Претенденты на поступление на образовательную программу 7М04220 -Криминалистические экспертизы должны иметь высшее образование по любой специальности. |
Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы
Название модуля |
|
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
М-1 Модуль истории и философии науки |
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
М-2 Психолого-педагогический модуль |
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
М-3 Современное научно-техническое обеспечение расследования уголовных правонарушений в РК |
|
|
V |
V |
|
|
|
|
|
|
|
М-3 Правовое регулирование криминальных деяний в РК и применение достижений науки, техники для противодействия |
V |
V |
|
|
|
|
|
|
|
||
М-4 Научная организация криминалистической деятельности в РК и его процессуальное закрепление |
|
V |
V |
V |
|
|
V |
|
|||
М-5 Научно-методическая организация производства криминалистических экспертиз в РК |
|
|
|
|
|
|
V |
V |
|||
М-6 Теоретические основы и методики криминалистических экспертиз |
|
|
|
|
|
V |
V |
V |
|
||
М-6 Теоретические основы и методики криминалистических экспертиз документов |
|
|
|
|
|
|
|
V |
V |
V |
|
М4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА |
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М6ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА |
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М8,9НАУЧНО-ИССЛЕДОВ. ПРАКТИКА |
V |
|
|
|
|
|
V |
V |
V |
V |
|