Паспорт образовательной программы

 

 

1. Общая характеристика образовательной программы

Регистрационный номер

 

Код и классификация области образования

7M04 Бизнес, управление и право

 

Код и классификация направлений подготовки

7М042 Право

 

Наименование образовательной программы

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров

№ АБ 0137355

1.1    Цель ОП

Целью образовательной программы «ОП- Криминалистическая экспертиза» является подготовка квалифи­ци­ро­ванных специалистов для осуществления криминалистической деятельности в системе   правоохранительных органов. Образовательная программа направлена на формирование когнитивных, функциональных, системных   и социально-коммуникативных компетенций обучающегося в соответствии с содержанием криминалистической деятельности по противодействию правонарушениям. Подготовка предполагает обучению всем направлениям криминалистической деятельности:   проведение следственных действий с помощью криминалистических средств; ведение, использование криминалистических учетов, уголовной регистрации; проведение криминалистических экспертиз (трасологической, судебной баллистической экспертизы или технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы и т.д.), уметь интегрировать   достижения   естественно-технических наук в практику криминалистической деятельности ( в том числе в экспертную практику), самостоятельно осуществлять научные исследования теоретического и прикладного характера для развития данной области; выстраивать собственную программу           дальнейшего   обучения и научно-исследовательской деятельности.

1.2 Основные показатели ОП

Тип ОП: магистратура

Сроки ОП: 2 года

Формы обучения: очная

Трудоемкость: академических кредитов 120

Присуждаемая степень:   магистр по образовательной программе                                                             7М04220 - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ                   

Вид ОП:

Новая ОП

1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг

Образовательная программа  внесена в реестр образовательных программ Республики Казахстан.

Для реализации образовательной программы на факультете имеются следующие лаборатории и научные центры:

1. Центр проблем борьбы с преступностью

2. Центр судебной экспертизы   при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.

Кадровый потенциал: Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС известные ученые д.ю.н., профессора – 20 человек; к.ю.н., ассоциированные профессора – 48 человек; доктора PhD по специальности «Юриспруденция» - 14 человек.  

Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик.

Активное участие в подготовке магистрантов принимают представители работодателей: МВД РК; ЦСЭ МЮ РК.  

Магистранты принимают активное участие в выполнении НИР, финансируемых МОиН Республики Казахстан, по следующим направлениям: проблемы уголовного права и криминалистики; процессуальное право, прокурорский надзор, адвокатура. Также магистранты принимают участие в выполнении научных проектов, финансируемых из иных источников, в организации научно-практических конференций и теоретических семинаров, подготовке и опубликовании монографий, научных статей и докладов. В ходе подготовки диссертационных исследований магистранты выезжают за рубеж для работы в научных библиотеках ведущих зарубежных научных центров и вузов.

Базами практик образовательной программы по специальности «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ» являются:

- Центр судебной экспертизы МЮ РК, ее филиалы;

-Криминалистические лаборатории правоохранительных органов Республики Казахстан;

- Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.

Академическая мобильность. Ежегодно обучающиеся магистранты по специальности 7M04 Бизнес, управление и право 7М042 Право, «7М04220- Криминалистические экспертизы» имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира и по программе «Болашак». Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке магистрантов с университетами Великобритании, Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Польши. Научными консультантами докторантов являются ведущие ученые РК и стран дальнего зарубежья. Зарубежные научные консультанты приезжают в КазНУ им. аль-Фараби на консультацию и ведение учебных занятий в течение семестра.

2. Квалификационные требования в формате результатов обучения 

2.1     

Ожидаемые результаты обучения ОП

 

 

1.понимать связь философской мысли с интеллектуальными и нравственно-эмоциональными качествами личности для самосовершенствования, понимания высокой социальной значимости профессии специалиста-криминалиста,   использование знаний английского языка для повышения профессиональной и научной квалификации в криминалистической деятельности, для понимания и сравнения уровня отечественного и зарубежного опыта борьбы с правонарушениями;

 

2.применять знания по психологии, а также педагогических приемов для реализации коммуникативной стратегии в   профессиональной деятельности и необходимых метакомпетенций – целеустремленности, креативности, добросовестности, ответственности, вырабатывание волевых качеств, преодоление конфликтов и др. качеств при совместной работе со следователем и другими участниками   процессуальных правоотношений;

 

3.интерпретировать состав правонарушений в соответствии с УК РК, разъяснить задачи квалификации уголовного правонарушения, показать роль криминалистической науки для правильной квалификации;  

по выбору - разъяснить проблемы с криминализацией общественного-опасных деяний в РК, раскрыть современные и традиционные приемы криминалистической деятельности, достижения науки, техники, используемых   правоохранительными органами для выявления и розыска правонарушителя, по установлению его виновности;

 

4.понимать   теоретические и процессуальные аспекты доказывания при квалификации деяния; разъяснять пределы доказывания, классификацию доказательств, применять предусмотренные УПК РК средства доказывания и демонстрировать процессуальные правила их применения, показать отличительные черты каждой процессуальной формы применения специальных знаний в досудебном производстве: участие специалиста в следственных действиях, назначение и проведение ревизии, аудита, назначение криминалистической экспертизы специалисту, назначение судебной экспертизы и т.д.;

 

5.демонстрировать совокупность научно-технических средств, применяемых при проведении следственных действий, негласных следственных действий и криминалистических экспертиз, показать навыки по   применению средств следственного чемодана - освещения, поиска, фиксации, упаковки, владеть традиционными и современными приемами обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов, проводить криминалистическую регистрацию, учет и т.д.

 

6.понимать задачи каждого этапа проведения следственного действия и роль специалиста-криминалиста на этих этапах,   владеть приемами криминалистической фотографии, видеозаписи, оказывать содействие следователю (дознавателю) в выдвижении версий в ходе осмотра места происшествия, обыска и др.;

 

7.обосновать научные положения криминалистической экспертизы, ее виды, дать характеристику взаимосвязи науки криминалистики и экспертизы, разъяснить методологию, основанную на учениях о криминалистической идентификации, диагностике, раскрыть понятия «общие, частные признаки», демонстрировать навыки по применению светового микроскопа, бинокулярного, сравнительного микроскопов, прибора оптического наложения и др. средств при производстве криминалистических экспертиз, показать стадии экспертного исследования;

 

8.основываясь на научные положения трасологической экспертизы ,   применять методы и средства экспертного исследования: следов рук, ног, зубов, иных частей тела, следов обуви человека, орудий взлома и их следов, транспортных средств и их следов, установления   целого по частям, оформлять заключение специалиста и т.д.

по выбору - разъяснить предмет, объекты судебно-почерковедческой экспертизы, задачи, закономерности формирования письменно-двигательных навыков человека, их индивидуальность, понятия общих и частных признаков почерка, применять методики решения диагностических задач по рукописным текстам, подписи, методики идентификации по подписи, рукописи, оформлять заключение специалиста и т.д.

 

9.опираясь на научные положения   оружиеведческой экспертизы,   применять методы и средства экспертного исследования   для решения классификационных, диагностических, идентификационных задач, оформлять заключение специалиста и др.

раскрыть научные положения   портретной идентификации, видеографической экспертизы - предмет, объекты, задачи, оформлять заключение специалиста методы и средства экспертного исследования   для решения классификационных, диагностических, идентификационных задач, оформлять заключение специалиста и др.

по выбору – разъяснить предмет, объекты и задачи судебно-технической экспертизы документов, дать характеристику понятию «документы строгой отчетности»,   используемым материалам и реквизитам документов, применять методики исследования оттисков печати, штампов, бланков документов, выявления изменений в первоначальном содержании документов, оформлять заключение специалиста и др.

 

10.дать оценку взаимосвязи между процессом собирания доказательств, производством криминалистической экспертизы, научно-исследовательской, научно-методической формами деятельности; показать взаимосвязь и роль интеграции научных знаний из естественно-технических наук и науки криминалистики   в практическую деятельность криминалиста.

2.2 Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП 

(в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения). 

2.2 Название модуля

 

 

М-1 Модуль истории и философии науки

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

1.   исходя из сущности науки, интерпретировать ее, как систему знаний,         как вид деятельности по производству   знаний, как социальный институт, объяснить   значимость научных знаний в условиях глобализации;

2.   реализовать навыки говорения на английском языке, чтения и письма; понимать основные идеи докладов, лекций, сообщений на   англ.языке;   свободно читать научную, деловую и иного характера тексты, грамотно составлять любые письменные документы, писать научные статьи   и т.д.

М-2 Психолого-педагогический модуль 

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. объяснить общую проблематику методологических и теоретических основ педагогики в высшей школы; применять современные технологии преподавания, оформлять учебно-методичекую документацию; понимать роль планирования в организации обучения и воспитания и т.д.
  2. интерпретировать психические процессы, психические свойства, как составляющие психику человека; понимать закономерности возникновения, развития психических свойств, качеств личности; освоить основные психодиагностические методы; применять знания по психологии для реализации успешных коммуникативных стратегий в личной жизни и профессиональной деятельности.

М-3 Современное научно-техническое обеспечение расследования уголовных правонарушений в РК  

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

1.       разъяснить понятие уголовного правонарушения, цели применения уголовного наказания, значение правильной квалификации конкретного общественно опасного деяния, демонстрировать видовые и квалифицирующие признаки того или иного деяния и т.д.;

  1. исходя из закономерностей механизма преступления и возникновения информации о преступлении и его участниках, раскрыть содержание криминалистических технологий, показать современные направления научно-технического обеспечения собирания доказательственного материала для правильной квалификации преступного деяния;

М-3 Правовое регулирование криминальных деяний в РК и применение достижений науки, техники для противодействия  

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. интерпретировать уголовный закон, элементы состава правонарушения, понятие уголовной ответственности за совершаемые деяния, показать проблемные вопросы уголовного законодательства и др.;
  2. разъяснить содержание криминалистической техники, тактики и частных учений криминалистики, показать классификацию методов, приемов обнаружения, фиксации, изъятия следов, классификацию тактических приемов, рекомендации и возможности частных учений криминалистики;

М-4 Научная организация криминалистической деятельности в РК и его процессуальное закрепление  

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. изложить принципы организации научной деятельности и функционирования; владеть методологией научного исследования в сфере криминалистической деятельности;  
  2. понимать цели,   задачи досудебного производства, права и обязанности субъектов процессуальных правоотношений, свободно ориентироваться в процессуальных правилах проведения   следственных действий, исходя из сущности доказательств разъяснять    значение предусмотренных в УПК РК    средств доказывания, их процессуальные и гносеологические аспекты;
  3. раскрыть понятие специальные знания в сфере процессуальных правоотношений, интерпретировать каждую процессуальную форму привлечения специальных знаний:   участие специалиста в следственных действия, назначение ревизии, аудита, назначение судебной экспертизы и иные формы;

М-5 Научно-методическая организация производства криминалистических экспертиз в РК

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. понимать сущность судебной экспертизы, как средства доказывания, привести научную классификацию, разъяснить виды судебных экспертиз по законодательству, знать основные нормативно-правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность порядок назначения и проведения судебной экспертизы, права и обязанности судебного эксперта, владеть общей методологией проведения судебной экспертизы, соблюдать стадии экспертного исследования,   структуру заключения судебного эксперта, обосновывать формы выводов при решении вопросов;    

М-6 Теоретические основы и методики криминалистических экспертиз  

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. раскрыть предмет, объекты, задачи и научные основы трасологической экспертизы, применять методы и средства экспертного исследования следов рук, ног, зубов человека, следов обуви, орудий взлома, транспортных средств, по установлению индивидуального тождества целого по частям;
  2. раскрыть предмет, объекты и задачи судебно-баллистической экспертизы, экспертизы холодного оружия, применять методы и средства экспертного исследования боеприпасов; холодного оружия

М-6 Теоретические основы и методики криминалистических экспертиз документов  

 

 

По успешному завершению данного модуля должны быть способны:

  1. разъяснить предмет, объекты и задачи судебно-технической экспертизы документов, дать характеристику материалов, используемых для изготовления бланков документов,   реквизитов, применять методики исследования оттисков печати, штампов, бланков документов, выявления изменений содержания документов и т.д.;
  2. разъяснить предмет, объекты и задачи почерковедческой экспертизы,     закономерности формирования письменно-двигательных навыков, ориентироваться в понятиях «общие и частные признаки» почерка, применять методики исследования рукописей, подписей для разрешения диагностических, идентификационных вопросов и т.д.

3. Сферы профессиональной деятельности выпускника

3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника

 

Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности:

в образовательной;

в научной сфере;

в правоприменительной деятельности органов правопорядка.

3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП

Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни

Выпускники по специальности «7М04220 - криминалистические экспертизы»   могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

ü образовательная (педагогическая);

ü научная;

ü правоохранительная;

ü правозащитная;

ü консультационная;

ü экспертная;

ü информационно-аналитическая;

ü организационно-управленческая.


3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП  

Для будущего трудоусторйства выпускников программы ключевыми работодателями по специальности «7М04220 - криминалистические экспертизы»   являются:

 

  1. Органы внутренних дел;
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы национальной безопасности;
  4. Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции;
  5. Комитет государственных доходов Министерства финансов РК и т.д.;
  6. Органы таможенного контроля;
  7. Органы и организации, имеющие лицензию на право производства экспертиз и специализированных исследований
  8. Органы судебной экспертизы МЮ РК.

Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости

  1. Производство криминалистических и судебных экспертиз.
  2. Проведение научных исследований в области криминалистики и судебной экспертизы.
  3. Разработка научно-методических рекомендаций в деятельности специалиста-криминалиста, судебного эксперта.
  4. Производство специализированных исследований;
  5. Преподавательская деятельность.

4. Требования к абитуриенту

 

Правила приема: Профессиональное образование - магистратура осуществляется на базе высшего (бакалавр) образования. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с «Типовыми правилами приема в вузы».

Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в магистратуру вузов РК».

Для обучения по данному виду экспертных специализаций предъявляются следующие требования:

1)       Претенденты на поступление на образовательную программу 7М04220 -Криминалистические экспертизы должны иметь высшее образование по любой специальности.

 

Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы

 

Название модуля

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

М-1 Модуль истории и философии науки

V

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

М-2 Психолого-педагогический модуль 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

V 

 

М-3 Современное научно-техническое обеспечение расследования уголовных правонарушений в РК  

V

V 

 

 

 

 

 

 

 

М-3 Правовое регулирование криминальных деяний в РК и применение достижений науки, техники для противодействия 



V

V

 

 

 

М-4 Научная организация криминалистической деятельности в РК и его процессуальное закрепление 

 




V

V

V

V

 

М-5 Научно-методическая организация производства криминалистических экспертиз в РК

 

 

 

 

 

 

V



V 


М-6 Теоретические основы и методики   криминалистических экспертиз  

 

 

 

 



V

V

V 

 

М-6 Теоретические основы и методики   криминалистических экспертиз документов    

 

 

 

 

 

 

V

V

V

 

М4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА                            

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М6ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М8,9НАУЧНО-ИССЛЕДОВ. ПРАКТИКА

V

 

 

 

 

 

V

V

V

V