6B02305 - Казахская филология

Название ОП

6B02305 - Казахская филология

Область образования

6B02 - Искусство и Гуманитарные науки

Направление подготовки

6B023 Языки и литература

цель

Данная программа в соответствии с актуальными задачами национальной системы образования направлена на формирование специалистов:

- использующих в учебном процессе инновационные технологии обучения (филолог-педагог);

- планирующих непрерывное повышение профессиональной квалификации, проводящего мониторинговые исследования образовательного опыта (филолог-исследователь);

- реализующих инновационные идеи; способных наладить коммуникацию, устанавливая связь с представителями государственных органов (менеджер межкультурной коммуникации);

- устанавливающий контакт с медиаличностями в соответствии с информационными требованиями (PR-менеджер);

- эффективно использующий методы и средства получения, хранения, переработки информации в сфере СМИ; ведущие блоги, соответствующие общественным запросам (блоггер);

- создающих рекламные и презентационные тексты (копирайтер);

- готовящих доклады для личностей, находящихся на высоких государственных должностях, политиков, общественных деятелей или предпринимателей (спичрайтер);

- транслирующих идеи передач масс-медиа (репортер);

- ведущих передачи СМИ (теле- радиоведущий);

- редактирующих материалы (редактор, корректор);

- использующих программные и информационные средства компьютерных программ и сетей, предназначенных для сбора, переработки и хранения данных (организатор документооборота);

- реализующий цифровые технологии для анализа данных и создания средств управления (ІТ-лингвист);

- проводящий проектные профессиональные мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Язык обучения

казахский

Объем кредитов

240 академических кредитов

Присуждаемая академическая степень

Бакалавр

Результаты об

учения

По завершении данной образовательной программы ожидается, что студенты будут способны:

ON1 Анализирует и объясняет научно-теоретические проблемы мирового и казахского языкознания. Используя передовой отечественный и зарубежный опыт, делает научные выводы в области филологии. Формирует самостоятельное мнение   о новых направлениях, новых научных выводах в области языкознания и литературоведения. Внедряет в научный процесс средних и средних специальных профессиональных образовательных организациях инновационные методы, соответствующие актуальным задачам национальной системы образования, анализируя инновационные методы обучения языку и литературе, использует самые приемлемые из них. Способен применять на практике средства проектного обучения.

     ON2 Проводит исследования в научно-исследовательских. академических институтах в области формирования и развития казахского языка, взаимосвязи между группами древних и современных языков, происхождения слов и их эволюции, изменений грамматических и лингвистических объектов. Связывает актуальные проблемы литературоведния с национальным мировоззрением. Определяя объекты и закономерности межлитературного процесса в рамках филологических концепций, овладевает методами и приемами литературной компаративистики. Дифференцирует признаки модернизма и постмодернизма.

   ON3 В средних и специальных профессиональных образовательных организациях в качестве специалиста с высшим образованием анализирует семантическую структуру слова, определяет глубокие внутренние генетико-семантические значения и содержание в процессе употребления. Различает взаимоотношение между звуками и буквами на уровне фонологии. Определяет способности присоединения звуков друг к другу, находит причины несовпадения написания и произношения слов. Анализирует состав слова, особенности словообразования, видоизменение логико-грамматических типов в зависимости от цели высказывания и в соответствии с коммуникативными требованиями. Синтезирует данное на уровне текста высказывание в соответствии с конкретной речевой ситуацией.

      ON4 Проводит научные исследования соответственно научным методам, закрепленным за такими областями, как лингвистика, литератруоведение, фольклористика и текстология. Реализует виды такие виды редакции текста, как структурно-семантический, сравнительный, мифопоэтический, исторический анализ научной литературы, филологический анализ.   Овладевает созданием текста, предпосылками обработки, семантикой основных единиц текста. Определяет всестороннее развитие семантических полей, имеющих концептуальное значение и их взаимодействие. Способен работать с текстами различных функциональных стилей. Сравнивает и оценивает тексты с точки зрения тематико-содержательной композиции. Способен определять функции языковых единиц, типы стилистичсекой коннотации, отклонения от стилистических норм в экспрессивных и содержательных контекстах в соответствии с нормами современного казахского языка.

    ON5 Проводит исследование функциональных особенностей казахского национального литературного языка, тесно связанных с антропоцентрическими факторами и опирающихся на различные системы. Определяет коммуникативное, прагматическое, когнитивно-ассоциативное и эстетическое богатство национальных языковых функций в мировом культурном пространтве. Овладевая нормами современного делового этикета, использует знания в области делового этикета и протокола, в деловых связях в процессе будущей профессиональной деятельности, протокольных мероприятиях, презентациях.

         ON6 Выдвигая конструктивные предложения, оценивает их и исследует. Оформляет свои выводы в форме критических жанров. Дифференцирует принципы создания лирических, драматических, прозаических художественных текстов, анализирует художественные и литературно-критические произведения. Определяет дискурс на уровне высказывания, реализующего взаимодействие говорящего и слушающего. Оценивает адресанта медиатекста и собственную прагматическую позицию с точки зрения лингвопрагматики. Определяет дискурсивные качества просодических средств в сценической речи. Обсуждает речевую ситуацию в актерской речевой деятельности с позиций интонологии современного казахского языкознания. Характеризуя интонационные особенности с лингвистических позиций, различает интонационные типы, связанные с коммуникативными направлениями, факторами создания интонемы, связанными с уровнями интонации.

       ON7 Создает коммуникацию с целью реализации инновационных идей, устанавливая связи с представителями государственных органов. В области межъязыкового и культурного взаимодействия в центрах развития языков в контексте реализации государственных программ трехъязычия и духовного обновления национального сознания выполняет познавательные и коммуникативные действия на иностранном / русском / казахском языках в области межличностного, социального, профессионального, межкультурного взаимодействия.

       ON8 Осуществляет мониторинг образовательного опыта. В научно-исследовательских, академических институтах и учебных заведениях разрабатывает научные труды, учебники, методические указания, словари по методике обучения языкам и литературе. В качестве специалиста-лингвиста производит анализ терминов, образованных в любой сфере профессиональной деятельности человека. Способен к исследованию терминологии как системы, обсуждению различных проблем, не нашедших научного решения.

     ON9 В научно-исследовательских, академических институах и учебных заведениях редактирует, исправляет отредактированные рукописи в целях обеспечения графического и лексического единообразия различных элементов текста. Работает с орфографическими и пунктуационными ошибками. Исправляет семантические и стилистические недостатки текста. Создает научную, техническую, социально-политическую, экономическую литературу, осуществляет обмен письмами с иностранными учреждениями и предприятиями, редактирует материалы конференций совещаний, семинаров и др. Овладевает навыками сбора, обработки, отбора значимых данных из различных источников, объединения информационных фрагментов в целях соблюдения общих правил или формирования выводов, получения знаний из структурированной инофрмации, формирования идейно-тематической базы для написания сценария, овладения литературным языком, выделения значимых тем в интересах общества и аудитории, использования значимых приемов в своей деятельности, анализа радио- и телевизионных передач.

     ON10 Реализует идеи определенной передачи, осуществляет ведение передачи, способен редактировать материалы. Устанавливает связи с медиаличностями с соблюдением информационных требований. В сфере СМИ эффективно использует методы и средства получения информации, ее хранения, обработки, ведет блог, соответствующий общественным запросам, способен подготавливать доклады для личностей, занимающих высокие государственные должности, политиков, общественных деятелей или предпринимателей. Создает образ предприятий, фирм, компаний, готовит брендовую рекламу. Подготавливая стратегию влияния на мнение клиентов, реализует социально-экономическую политику. Сохраняя орфоэпические, орфографические, пунктуационные, лексические, грамматические, стилистические нормы казахского литературного языка, создает устные, письменные, реламные, презентационные тексты различных стилей и жанров.

       ON11 Используя информационно-коммуникационные технологии, реализует проектные мероприятия по специальности. Овладевает способами реализации цифровой технологии для анализ фактов, подготовки создания средств управления. Во всех областях общественной жизни, в государственных учреждениях и организациях создает научные труды путем использования современных компьютерных технологий, создает рефераты, статьи, филологические комментарии, аналитические эссе, рефераты-обзоры, научные отчеты, учебно-исследовательские проекты, научные доклады, тезисы статей, филологические отзывы. Готовит научные документы.

     ON12 В различных социальных,  деловых, культурных, правовых, этических ситуациях, дает анализ системе ценностей казахстанского общества, их взаимодействия. В ответственных ситуациях использует средства создания ключевых взаимоотношений, ведения конструктивного диалога. Устанавливая профессиональные взимоотношения в команде, оценивает социокультурные различия людей в деятельности. Демонстрирует способность к научной дискуссии, определяет свою позицию по отношению к социально-политическим фактам развития казахского общества в различные периоды, к политическим программам, культуре, языку, социальным и межличностным отношениям.

Для абитуриентов

https://welcome.kaznu.kz/ru/

 

Академическая деятельность

Академическая деятельность ОП осуществляется:

- в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области гуманитарных наук,

- в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете;

- обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы;

- текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе;

- мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов;

- разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана;

-академической политики и правил честности университета.

 

Для подготовки квалифицированных специалистов по казахской филологии трудятся 9 докторов филологических наук, 1 - PhD, 22 кандидатов филологических наук, 10 магистров.

Научная деятельность

Имеются синхронные кабинеты, проекторы, компьютеры, компьютерные кластеры, постоянный доступ к фонду научной библиотеки КазНУ им.аль-Фараби. Для осуществления учебной деятельности в распоряжении студентов имеется электронная библиотека, что позволяет с легкостью и в кратчайшие сроки найти необходимую информацию и изучить ее.

 

Научное направление кафедры казахского языкознания – комплексное исследование казахского языка в структурном, когнитологическом, функционально-семантическом аспектах в диахронном и синхронном направлении.

Международная деятельность

По образовательным программам налажены контакты со следующими вузами: Университет Гумбольдта (Германия); Университет Вашингтона в Сиэтле (США); Университет Адама Мицкевича (Польша); Университет иностранных языков имени Ханкука (Южная Корея); Пекинский университет Мин-Цзу (Китай); Университет Стамбула (Турция); Университет Гази (Турция); Университет иностранных языков (Пекин) и др. 

Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

Международная аккредитация

Наименование органа по аккредитации: ACQUIN

Срок действия аккредитации: 27.09.2016-30.09.2022

https://www.kaznu.kz/content/files/pages/folder23408/Kazakh%20Philology%20BA.pdf

Национальная аккредитация

Полученное место по итогам рейтинга образовательных программ среди ВУЗов Казахстана: 1 место

НААР-1 место

НКАКО-1 место

Основные виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники ОПО:

- Издательское дело

- научные исследования и разработки;

- научные исследования и экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук;

- деятельность рекламных агентств;

- информационно-справочные службы;

- среднее образование (второй и третий этапы);

- Основное и общее среднее образование;

- техническое и профессиональное среднее образование;

- другие виды образования, не включенные в другие категории;

- дополнительные образовательные услуги;

- деятельность библиотек, музеев, архивов и других культурных служб;

- деятельность других общественных организаций, не включенных в вышеуказанные группы.

Основными работодателями для будущего трудоустройства выпускников являются:

-высшие и средние специальные учебные заведения;

-Институт лингвистики им. А. Байтурсынова; ;

-Управление государственными и коммерческими организациями;

- Центр языкового развития;