Паспорт образовательной программы
1. Общая характеристика образовательной программы |
|
Регистрационный номер |
|
Код и классификация области образования |
7M04 Бизнес, управление и право
|
Код и классификация направлений подготовки |
7М042 Право
|
Наименование образовательной программы |
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
|
Наличие приложения к лицензии на направление подготовки кадров |
№ АБ 0137355 |
1.1 Цель ОП |
Подготовка квалифицированных кадров для судебно-экспертной деятельности РК. Образовательная программа cоставлена в соответствии с квалификационными требованиями по криминалистическим экспертизам «Судебная трасологическая экспертиза»; «Судебная баллистическая экспертиза» или «Техническая экспертиза документов», «Почерковедческая экспертиза»; Программа направлена на формирование профессиограммы специалиста, способного: - проводить самостоятельно судебно-экспертное исследование по видам экспертиз «Судебная трасологическая экспертиза»; «Судебная баллистическая экспертиза» - давать оценку результатам своих собственных исследований и определять значимость их в системе доказательственных материалов; - интегрировать достижения естественно-технических наук в методики экспертных исследований, проходить апробации и внедрять в экспертную практику; - самостоятельно осуществлять научные исследования теоретического и прикладного характера для развития данной области экспертологии; - выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности |
1.2 Основные показатели ОП |
Тип ОП: магистратура Сроки ОП: 2 года Формы обучения: очная Трудоемкость: академических кредитов 120 Присуждаемая степень: магистр по образовательной программе 7М042 _ _ - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ |
Вид ОП: Новая ОП |
|
1.3 Описание преимуществ и отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг |
Образовательная программа по специальности СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ не имеет аналогов, впервые вносится в реестр образовательных программ Республики Казахстан. Для реализации образовательной программы на факультете имеются следующие лаборатории и научные центры: 1. Центр проблем борьбы с преступностью 2. Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. |
Кадровый потенциал: Профессорско-преподавательский состав в количестве 90 человек сосредоточен на четырех кафедрах. В составе ППС академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сартаев С.С., известные ученые д.ю.н., профессора – 20 человек; к.ю.н., ассоциированные профессора – 48 человек; доктора PhD по специальности «Юриспруденция» - 14 человек. Процесс обучения осуществляется на трех языках, с применением новейших методик. Активное участие в подготовке магистрантов принимают представители работодателей: ЦСЭ МЮ РК, МВД. Магистранты принимают активное участие в выполнении НИР, финансируемых МОиН Республики Казахстан, по следующим направлениям: проблемы , уголовное право и криминалистика; предпринимательское право и интеллектуальное право; гражданское право, процессуальное право, адвокатура и нотариат. Также магистранты принимают участие в выполнении научных проектов, финансируемых из иных источников, в организации научно-практических конференций и теоретических семинаров, подготовке и опубликовании монографий, научных статей и докладов. В ходе подготовки диссертационных исследований магистранты выезжают за рубеж для работы в научных библиотеках ведущих зарубежных научных центров и вузов. |
|
Базами практик образовательной программы по специальности «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ» являются: - Центр судебной экспертизы МЮ РК, ее филиалы; - Криминалистические лаборатории правоохранительных органов Республики Казахстан; - Центр судебной экспертизы при кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. |
|
Академическая мобильность Ежегодно обучающиеся магистранты по специальности 7M04 Бизнес, управление и право 7М042 Право, «7М042 _ _ - Криминалистические экспертизы» имеют возможность выезжать на научные стажировки в ведущие вузы мира в течение трех месяцев. Имеются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке магистрантов с университетами Российской Федерации, Китая, Южной Кореи, США, Франции, Германии, Великобритании, Польши. Научными консультантами докторантов являются ведущие ученые РК и стран дальнего зарубежья. Зарубежные научные консультанты приезжают в КазНУ им. аль-Фараби на консультацию и ведение учебных занятий в течение семестра. |
|
2. Квалификационные требования в формате результатов обучения |
|
2.1 Ожидаемые результаты обучения ОП
|
описать систему нормативно-правовых актов, регулирующих экспертную деятельность в РК; разъяснить сущность и задачи экспертной деятельности в РК, его функции, принципы, организацию системы экспертных учреждений, института частных экспертов; обосновать отличительные черты судебной криминалистической экспертизы как одну из форм применения специальных знаний и как источник доказательств; объяснить основания назначения и проведения судебной криминалистической экспертизы, обосновать права и обязанности судебного эксперта при проведении судебной экспертизы; обосновать структуру экспертного заключения и его доказательственное значение; |
|
объяснить методологию исследования объектов трасологии, судебной баллистики (технического исследования документов, почерковедения) как интеграцию знаний из разных областей науки, техники; демонстрировать понимание закономерностей отражения информации о правонарушении в объектах материального мира - в трасологических следах, на компонентах огнестрельного оружия, в реквизитах бланков документов, в рукописных записях, подписях, выполненных в документах-вещественных доказательствах; раскрыть закономерности свойств объектов трасологии, судебной баллистики (технического исследования документов, почерковедения); объяснить особенности методологии решения вопросов об индивидуальном тождестве объектов трасологии, судебной баллистики (технического исследования документов, почерковедения); объяснить возможности инструментальных методов; |
|
демонстрировать научно-методические основы исследования трасологических следов, объектов судебно-баллистической экспертизы; объяснить психо-физиологические основы формирования письменно-двигательных навыков, классификацию признаков почерка, научно-методические основы исследования почерка; демонстрировать технологии изготовления бланков документов и иных реквизитов; демонстрировать методики исследования объектов трасологической экспертизы; демонстрировать методики исследования объектов судебно-баллистической экспертизы; демонстрировать методики исследования объектов судебно-технической экспертизы документов; демонстрировать методики исследования объектов судебно-почерковедческой экспертизы; |
|
систематизировать нормативно-правовые акты в соответствии с принципами организации и функциями, задачами экспертной деятельности в РК; продемонстрировать правовые и процессуальные гарантии достоверности, научной обоснованности и т.д. производства судебных экспертиз; показать классификацию судебных экспертиз и выделить процессуальные особенности комплексных, повторных и иных экспертиз; анализировать постановления, определения и классифицировать фактические, процессуальные основания назначения трасологической экспертизы, судебно- баллистической экспертизы, (технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы); дать оценку правам и обязанностям судебного эксперта при проведении трасологической экспертизы, судебно- баллистической экспертизы, (технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы); написать заключение эксперта при решении задачи идентификации по папиллрным узорам и др. |
|
составить совокупность методов исследования объектов трасологии, судебной баллистики (технического исследования документов, почерковедения); выделить общенаучные методы и показать для решения, каких вопросов они применяются; обобщить методы, заимствованные из естественно-технических наук, и составить перечень необходимых технико-криминалистических средств; сравнить методологию решения идентификационных вопросов с методологией решения неидентификационных вопросов, показать их различие; продемонстрировать применение светового микроскопа, бинокулярного микроскопа, сравнительного микроскопа, прибора оптического наложения; |
|
провести эксперименты по отражению на окружающей обстановке трасологических следов (рук, обуви, зубов, протектора и др.), исследовать и выделить признаки; применить методику идентификации человека по папиллярным узорам пальцев рук, ног, зубов; применить методику определения вида орудия взлома и др.; применить методику идентификации орудий взлома, инструментов по их следам и др.; провести эксперименты по отражению на окружающей обстановке и на компонентах патрона следы при производстве выстрела, исследовать и выделить признаки; применить методики определения исправности огнестрельного оружия, способа изготовления оружия, возможности самопроизвольного выстрела и другие классификационные, диагностические, ситуационные задачи баллистической экспертизы; применить методику идентификации огнестрельного оружия по следам на пулях, гильзах; |
|
применить методику определения способа изготовления бланка, печати, способа изменения записей и решения других задач экспертизы документов; проводить фотографирование в отраженных ультрафиолетовых, инфракрасных лучах, люминесценцию в красной и инфракрасной частях спектра; люминесценцию под воздействием ультрафиолетовых лучей различных документов; применить методику идентификации печати, клише и другие идентификационные вопросы экспертизы документов; применить методики диагностики по почерку установления пола, возраста и решения других задач почерковедческой экспертизы; применить методики идентификации человека по почерку; |
|
участвовать в научно-исследовательской деятельности, в том числе в контексте самостоятельно избранных, теоретически и практически значимых, востребованных судебной и следственной практикой; заниматься инновационной педагогической деятельностью в аспекте необходимой организации и реализации самообучения и обучения; использовать при проведении экспертных исследований, научных изысканий достижений средств компьютерных технологий; разрабатывать, генерировать и внедрять проекты для создания новых знаний в трасологической, судебно-баллистической экспертизах, экспертизе документов; |
|
дать оценку взаимосвязи между производством экспертизы, научно-исследовательской, научно-методической формами деятельности; дать характеристику о взаимосвязи между принципами организации экспертной деятельности и правовыми нормами о присвоении квалификационных свидетельств на право производство судебных экспертиз, периодическом прохождении аттестации судебных экспертов; объяснить взаимосвязь между принципами организации экспертной деятельности и правовыми нормами по апробации методик, валидации методов, методик; показать взаимосвязь и роль интеграции научных знаний из естественно-технических наук, теории криминалистической идентификации при решении вопросов развития криминалистических экспертиз; |
|
оценивать результаты экспертных исследований и формулировать выводы в соответствии с общей методологией анализа и оценки признаков; аргументировать соотношение между задачами производства экспертизы и компетенцией эксперта; обосновывать причины письменного отказа от производства экспертизы или о ходатайствах эксперта; интерпретировать комплексные экспертизы как интеграцию знаний различных экспертных специальностей; определять обоснованность назначения повторных экспертиз; |
|
излагать результаты поэтапного исследования и примененных методик в заключении; при допросах в ходе следствия, судебных разбирательствах обоснованно аргументировать свои экспертные заключения; |
2.2 Ожидаемые результаты по каждому модулю ОП (в соответствии с Руководством по описанию результатов обучения). |
|
2.2 Название модуля
|
|
М-1 Модуль истории и философии науки |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-2 Психолого-педагогический модуль |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-3 Современные основы уголовного права, судопроизводство и основы сегодняшней криминалистики |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны: 1. дифференцировать уголовное правонарушение от иных, определять состав уголовного проступка, преступления;2. понимать сущность понятия вины, знать ее формы и виды,3. знать виды уголовного наказания, понимать цели ее применения и т.д.;
|
М-3 Современное уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и криминалистические технологии |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-4 Современная судебно-экспертная деятельность и ее традиционная отрасль |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
характеристику ее признакам;
|
М-5 Теория и практика баллистической экспертизы |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-6 Методология следоведческих исследований |
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-7 Проблемы теории и практики экспертизы реквизитов документов
|
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
М-7 Проблемы теории и практики почерковедческой экспертизы
|
По успешному завершению данного модуля должны быть способны:
|
3. Сферы профессиональной деятельности выпускника |
|
3.1 Планируемая область профессиональной деятельности выпускника
|
Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности: образовательная; научная; органы правопорядка; |
3.2 Виды деятельности (профессий), к которым преимущественно готовится выпускник ОП |
Подготовка кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни Выпускники по специальности «» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: ü образовательная (педагогическая); ü научная; ü правоохранительная; ü правозащитная; ü консультационная; ü экспертная; ü информационно-аналитическая; ü организационно-управленческая |
3.3 Анализ и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП |
Для будущего трудоусторйства выпускников программы ключевыми работодателями по специальности «7М042_ _ - криминалистические экспертизы» являются:
Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости по специальности:
Могут вести преподавательскую, научно-исследовательскую деятельность |
Образовательная программа является актуальной для конкретной сферы занятости
|
|
4. Требования к абитуриенту
|
Правила приема: Профессиональное образование - магистратура осуществляется на базе высшего (бакалавр) образования. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с «Типовыми правилами приема в вузы». Условия конкурсного отбора соответствуют «Типовым правилам приема в магистратуру вузов РК». Для обучения по следующим видам экспертных специализаций предъявляются следующие требования: 1) 7М042_ _ -Криминалистические экспертизы - Претенденты на поступление на образовательную программу должны иметь высшее образование по любой специальности. |
Матрица формирования компетенций по модулям образовательной программы
Название модуля |
Результаты обучения по программе |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
М-1 Модуль истории и философии науки |
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
V |
V |
М-2 Психолого-педагогический модуль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
V |
М-3 Современные основы уголовного права, судопроизводство и основы сегодняшней криминалистики |
V |
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
V |
V |
|
М-3 Современное уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и криминалистические технологии |
V |
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
V |
V |
|
М-4 Современная судебно-экспертная деятельность ее традицилнная отрасль |
|
V |
V |
V |
V |
V |
V |
|
|
|
|
|
М-5 Теория и практика баллистической экспертизы |
|
V |
|
|
V |
V |
V |
V |
V |
|
|
|
М-6 Методология следоведческих исследований |
|
|
|
|
V |
V |
V |
V |
V |
|
|
|
М-7 Проблемы теории и практики экспертизы реквизитов документов |
V |
V |
V |
|
|
|
|
|
|
V |
V |
|
М-7 Проблемы теории и практики почерковедческой экспертизы |
V |
V |
V |
|
|
|
|
|
|
V |
V |
|
М4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА |
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
М6ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА |
V |
|
|
|
V |
V |
V |
V |
V |
|
V |
|
М8,9НАУЧНО-ИССЛЕДОВ. ПРАКТИКА |
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
V |
|