1. Общие положения

 

  • 1.1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании»; Государственным образовательным стандартом высшего и послевузовского образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан №604 от 31 октября 2018 года (с изменениями, в редакции приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2020 года № 182); приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» (с изменениями, в редакции Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 августа 2020 года № 374); приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2018 года № 508 «Об утверждении Правил признания результатов обучения, полученных взрослыми через неформальное образование, предоставляемое организациями, внесенными в перечень признанных организаций, предоставляющих неформальное образование»; с приложением к письму входящему № 14-4_829-BH от 24.07.2020 от г.Астана, МОН РК ( проект Чек-листа готовности организаций к осеннему семестру 2020-2021 учебного года (2928179 v1); Академической политикой Казахского национального университета имени аль-Фараби (далее – КазНУ им.аль-Фараби, Университет) и определяют порядок организации учебного процесса в Казахском национальном университете имени аль-Фараби (далее – Университет, КазНУ) с применением дистанционных образовательных технологий и другими нормативными правовыми актами.
  • 1.2. Настоящие правила являются внутренним нормативным документом и определяют обязательные требования и порядок реализации в КазНУ в рамках кредитной технологии образовательных программ высшего и послевузовского образования с применением дистанционных технологий, финансируемых на основании государственного образовательного заказа и на основе договоров возмездного оказания образовательных услуг.
  • 1.3. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) осуществляется для освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с академическим календарем.
  • 1.4. Главными задачами организации учебного процесса с применением ДОТ в Университете являются:
  • 1)   индивидуализация обучения;
  • 2) повышение эффективности (качества) обучения;
  • 3) предоставление образовательных услуг лицам, для которых традиционные формы обучения являются недоступными.
  • 1.5. Субъектами (участниками) дистанционной образовательной технологии являются обучающиеся, педагогические работники, сотрудники КазНУ им.аль-Фараби и иных образовательных организаций.
  • 1.6. Реализация ДОТ осуществляется по телевизионным, сетевым и                     кейс-технологиям.
  • 1.7. Нормы времени по видам учебной работы при планировании и организации учебного процесса с применением ДОТ устанавливаются в соответствии с утвержденными нормативами для расчета педагогической нагрузки.
  • 1.8. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
  • академическая мобильность обучающихся – использование обучающимися или преподавателями-исследователями в течение определенного академического периода (семестра или учебного года) ресурсов и услуг для обучения или проведения исследований с обязательным перезачетом освоенных учебных программ, дисциплин в виде академических кредитов для продолжения учебы на других факультетах своего вуза или в другом ВУЗе (внутри страны или за рубежом);
  • академический календарь - календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, профессиональных практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);
  • Академический комитет Университета – коллегиальный распорядительный и исполнительный орган управления, определяющий правовые и организационные основы образовательной деятельности Университета (в состав входит руководство Департамента по академическим вопросам, деканы факультетов);
  • академический кредит - унифицированная единица измерения объема научной и (или) учебной работы (нагрузки) обучающегося и (или) преподавателя;
  • дистанционное обучение (обучение на расстоянии) – одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств. Предоставляет возможность непрерывного обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени. Дистанционное обучение может быть синхронным и асинхронным:
  • - синхронное обучение (одновременное, в режиме реального времени) – требуется живое общение обучающегося с преподавателем, сокурсниками в запланированное время в режиме онлайн (вебинары, видеоконференции, чаты, посредством обмена сообщениями по сети Интернет);
  • - асинхронное обучение (не одновременное) обучающиеся получают доступ к содержимому курса вне расписания, и по собственному графику могут выполнять задания, общаться через онлайн-беседы с преподавателем и сокурсниками, придерживаясь только установленных преподавателем сроков сдачи заданий. Основное взаимодействие между обучающимся и преподавателем происходит с помощью переписки, выполнения заданий, тестирования (quiz), видео комментариев и форумов (дискуссии);
  • информационно-образовательные системы КазНУ им.аль-Фараби (ИОС) информационная система автоматизации учебного процесса Univer, система дистанционного обучения Moodle.
  • индивидуальный учебный план (ИУП) – документ, отражающий образовательную траекторию обучающегося, составляемый обучающимся на каждый учебный год с помощью эдвайзера на основании образовательной программы и каталога элективных дисциплин;
  • итоговая аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин и (или) модулей и иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;
  • итоговый контроль – контроль учебных достижений обучающихся с целью оценки качества освоения ими программы учебной дисциплины, проводимый в период промежуточной аттестации в форме экзамена, если дисциплина изучается на протяжении нескольких академических периодов, то итоговый контроль может проводиться по части дисциплины, изученной в данном академическом периоде;
  • кампусный курс (SPOC, англ. small private online course) вариант МООК. Небольшой закрытый онлайн-курс, который применяется при реализации формального обучения в организации. Ориентирован на малые академические группы. Является реализацией модели “перевернутый класс”. В связи с этим кампусный курс ориентирован на определенные группы обучающихся, которые могут пройти курс и готовы взаимодействовать с друг с другом на протяжении всего процесса обучения;
  • кейсовая технология – технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;
  • координатор образовательной программы с применением ДОТ это преподаватель факультета, как правило не занимающий руководящую должность, осуществляющий организационное, информационное, методическое сопровождение процесса обучения с применением ДОТ на факультете;
  • массовый открытый онлайн курс (далее – MOOК, англ. MOOC - massive open online course) – обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;
  • мультимедиа – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);
  • неформальное образование – образовательные услуги, которые оказываются без учета сроков и формы обучения, и сопровождаются выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
  • образовательный портал – системно-организованная, взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, которая содержит административно-академическую и учебно-методическую информацию, позволяет организовать образовательный процесс по ДОТ;
  • онлайн обучение – одна из форм обучения с помощью интернета в режиме реального времени. Во время онлайн обучения студенты могут находиться как вместе в аудитории с преподавателем, так и в любом месте удаленно, и обучаться, используя цифровые технологии и цифровые формы оценивания;
  • онлайн прокторинг – процедура верификации, анализа и контроля поведения обучающегося во время онлайн-экзамена для подтверждения достоверности результатов, демонстрируемых обучающимися;
  • онлайн-платформа – портал открытого онлайн-образования, предоставляющий возможность обучающемуся изучать онлайн-курсы по выбору вне зависимости от места и времени;
  • ООД цикл общеобразовательных дисциплин, включает дисциплины обязательного компонента, вузовского компонента и(или) компонента по выбору;
  • “перевернутый класс” разновидность смешанной формы обучения, при которой учебные материалы, необходимые для изучения, доставляются обучающимся заранее, а аудиторное время отводится для взаимодействия преподавателя и обучающихся в виде совместной активной деятельности;
  • персональная учебная среда – набор учебных инструментов, социальных сервисов, информационных ресурсов, субъектов учебной деятельности, которые создают комфортные условия студенту для обучения;
  • полусеместровый экзамен (Midterm Examenation) – контроль учебных достижений обучающихся, проводимый на 10-й неделе академического периода;
  • программа DBA – образовательная программа, предназначенная для подготовки управленческих кадров, менеджеров высшего звена, имеющих практический опыт, а также заинтересованных в проведении прикладных исследований для освоения и развития современных концепций и моделей менеджмента с присуждением степени доктора по профилю;
  • программа executive МВА (далее – ЕМВА) – образовательная программа МВА, ориентированная на подготовку топ-менеджеров с учетом специфики целевой аудитории;
  • программа МВА – образовательная программа по подготовке управленческих кадров, владеющих современными знаниями и навыками в области бизнеса, способных управлять процессами и кадровыми активами, формировать стратегию компании, уметь определять стратегические и оперативные задачи и добиваться их достижения с применением научного инструментария;
  • программа двудипломного образования – образовательная программа, основанная на сопоставимости и синхронизации программ между университетами-партнерами с возможностью параллельного обучения по нескольким учебным планам (образовательным программам) с целью получения двух равноценных дипломов (Double Major) или одного основного и второго дополнительного дипломов (Major - Minor);
  • промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая в период экзаменационной сессии с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема учебной дисциплины после завершения ее изучения;
  • результаты обучения – подтвержденный оценкой объем приобретенных знаний, умений, навыков, а также сформированные ценности и установки, которые демонстрируют обучающиеся в результате освоения учебной дисциплины, модуля или образовательной программы;
  • рубежный контроль (РК) контроль учебных достижений обучающихся по завершении раздела (модуля) одной учебной дисциплины согласно академическому календарю;
  • сертификат – документ, подтверждающий оценку результатов обучения студента на онлайн-платформе и количество полученных академических кредитов (часов). Сертификатом может служить справка об обучении, подтвержденный сертификат или другой документ, официально оформленный и подтверждающий факт и результаты обучения на онлайн-платформе. Сертификат выдается слушателю в произвольной форме с указанием наименования Университета, фамилии и инициалов обучившегося лица, наименования курса, фамилии и инициалов автора (-ов) курса и объема кредитов, ссылкой на электронный сертификат, закрепленный подписью и печатью:
  • – оператора онлайн-платформы Национальной платформа открытого образования Казахстана (далее – НПООК), если обучение прошло на НПООК – moooc.kz;
  • – либо проректором по учебной работе КазНУ им.аль-Фараби, если обучение прошло на онлайн-платформе МООК КазНУ им.аль-Фараби – open.kaznu.kz;
  • сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer-to-peer learning) - технология создания совместимой взаимной учебной среды, в которой обучающиеся учат друг друга, оценивают выполненные друг другом задания в обстановке позитивной взаимозависимости и ответственности; способствует мотивации, вовлеченности обучающихся в учебный процесс, развивает коммуникативные навыки;
  • сетевая технология технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формами интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети интернет;
  • смешанное обучение (англ. blended learning) – образовательная концепция, в рамках которой обучающийся изучает дисциплину как самостоятельно онлайн, так и очно с преподавателем. Позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии (пример – технология «перевернутый класс»);
  • текущий контроль систематическая проверка знаний обучающихся в соответствии с учебной программой, проводимая преподавателем на аудиторных и внеаудиторных занятиях в течение академического периода;
  • телевизионная технология – технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и спутниковых систем телевидения;
  • тьютор – преподаватель, который выступает в роли академического консультанта обучающегося по освоению конкретной дисциплины и (или) модуля и технически сопровождает курс;
  • цифровой волонтер обучающийся университета, который выступает в роли помощника для преподавателей / студентов и оказывающий организационное, информационное, методическое сопровождение процесса обучения с применением ДОТ на факультете;
  • цифровой контент – информационное наполнение цифровых учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);
  • цифровой профиль / портфолио – массив данных, содержащих информацию об образовательной, профессиональной или иной деятельности субъектов образовательного процесса, представленных в электронной форме. Цифровой профиль / портфолио может формироваться на основе цифрового следа;
  • цифровой след – уникальный набор регистрируемых данных, полученных в ходе выполнения субъектами образовательного процесса действий в интернете с использовании цифровых устройств;
  • цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) – дидактические материалы, которые обеспечивают изучение дисциплин в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, платформы виртуального взаимодействия, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные цифровые учебные материалы;
  • эдвайзер преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей образовательной программе, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения;
  • электронный учебно-методический комплекс дисциплины (е-УМКД) документ, состоящий из силлабуса, краткого конспекта лекций, заданий для лабораторных, практических и семинарских занятий, заданий для СРС/СРМ/СРД, учебно-практический материал для самостоятельной работы по темам и видам занятий (кейсы, сборники задач, статьи для анализа и т.д.), карты методической обеспеченности дисциплины, блока цифрового контента.
  • 1.9. В КазНУ им. аль-Фараби допускается применение дистанционных образовательных технологий в отношении:
  • 1) обучающихся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего, высшего образования и по программам MBA (EMBA) и DBA (при наличии полнокомплектной учебной группы);
  • 2) для лиц, являющихся лицами с особыми образовательными потребностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалидами детства, инвалидами I и II групп на всех уровнях образования;
  • 3) для обучающихся, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности регулярно посещать организации образования; находящихся на длительном стационарном лечении (более 3 недель);
  • 4) лиц, выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования, за исключением стипендиатов международной программы «Болашак»;
  • 5) обучающихся по образовательным программам высшего образования, находящихся в длительной заграничной командировке (более 2-х месяцев);
  • 6) обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования по программам академической мобильности;
  • 7) обучающихся по совместным образовательным программам с зарубежными вузами-партнерами;
  • 8) обучающихся по образовательным программам высшего или послевузовского образования, включающим смешанное обучение (blended learning, возможно с применением MOOК;
  • 9) внешних слушателей по программам дополнительного образования в формате blended learning (смешанное обучение), возможно с применением MOOК;
  • 10) осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и к наказаниям не связанным с лишением свободы при наличии соответствующих технических условий в учреждении;
  • 11) иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования и находящихся за пределами государства;
  • 12) обучающихся по образовательным программам дополнительного образования, высшего и послевузовского образования в условиях ограничительных мер соответствующих государственных органов, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера на основании рекомендации уполномоченного органа в области образования.
  • 13) обучение с применением ДОТ может применяться также в отношении обучающихся в иных, не перечисленных выше случаях, на основании представления факультета с мотивированным обоснованием и решением Академического комитета Университета когда обучение по очной форме является невозможным.
  • 1.10. ДОТ применяется при всех предусмотренных законодательством Республики Казахстан формах получения образования, в том числе в отношении неформального, дополнительного образований, переподготовки и повышения квалификации, в том числе на иностранных языках.
  • 1.11. Во всех вышеперечисленных случаях учебное взаимодействие обучающихся с преподавателями дисциплин осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий.
  • 1.12. Обучающиеся по программам послевузовского образования с применением дистанционных образовательных технологий осваивают кредиты только образовательных компонентов или учебные дисциплины.
  • 1.13. Изучение в формате массовых открытых онлайн-курсов отдельных дисциплин, включая дисциплины блока ООД, обучающимися очной формы обучения допускается на основании решения Ученого совета факультета и Академического комитета Университета. Перезачет кредитов по дисциплинам, изученным в формате массовых открытых онлайн-курсов, осуществляется выпускающей кафедрой.
  • 1.14. Перезачет кредитов по дисциплинам, изученным в формате массовых открытых онлайн-курсов может быть полным либо частичным. Объем перезачета определяется в соответствии с ожидаемыми результатами обучения.
  • 1.15. Во время обучения с применением дистанционных образовательных технологий, с целью анализа и совершенствования процесса обучения, может происходить фиксация деятельности всех субъектов образовательного процесса, путем сбора цифрового следа и формирования цифрового профиля.
  • 1.16. Источниками данных цифрового следа могут выступать:
  • информация, вводимая самим субъектом о ее/его деятельности, и оценка результативности обучения и проч.; 
  • автоматизированная фиксация и передача данных от цифровых образовательных платформ онлайн-обучения или оценки/диагностики; 
  • автоматизированная фиксация и передача данных, либо ссылок на них при работе обучающихся и накоплении данных в средах разработки/коммуникации; 
  • технологические решения для сбора биометрических данных.
  • 1.17. Если формирование ожидаемых результатов обучения допускает или предполагает использование ДОТ, то в учебном процессе помимо традиционных могут быть реализованы дистанционные методы обучения: педагогические технологии с более гибкими и индивидуализированными стандартами, процедурами диагностики и мониторинга учебных достижений.