«Подходим ли мы друг к другу в семье и на работе: подтвердит кибернометр»

21 февраля 2023 года кафедра общей и прикладной психологии факультета Философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби провела мероприятие на тему: «Подходим ли мы друг к другу в семье и на работе: подтвердит кибернометр» с международным участием психологов из г. Хельсинки, Финляндия и г. Санкт-Петербург, Россия, в онлайн формате на платформе ZOOM.

Спикерами вебинара выступили: 1) Нещерет Татьяна Валентиновна, PhD Social Acmeology, канд. психол. наук, доцент Центра управленческих компетенций г. Санкт-Петербург; 2) Белолы Василий Саввович, психолог-преподаватель, консультант, независимый исследователь, эксперт в области кибертренинговых технологий и 3) Белолы Надежда Александровна - независимый исследователь, руководитель кибертренингов, мастер-классов по творчеству, организатор художественных выставок (Финляндия, г. Хельсинки).

В числе участников вебинара были преподаватели, студенты, магистранты, докторанты КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КарУ им. академика Е.А. Букетова, вузов г. Костанай и г. Семей.

Организатором и модератором вебинара выступила профессор кафедры общей и прикладной психологии Кабакова М.П.

В числе организаторов также были преподаватели кафедры общей и прикладной психологии – профессор Бердибаева С.К., доцент Садвакасова З.М., ст. преп. Муса К.М.

В своем выступлении В.С. Белолы особо отметил заслугу в исследовании совместной деятельности и общения, межличностного взаимодействия и отношений, совместимости и сработанности, а также в развитии аппаратурно-технического моделирования данных социально-психологических процессов – советского и российского ученого, психолога Николая Николаевича Обозова, ученика академика Б.Г. Ананьева, основоположника Ленинградской-Петербургской психологической школы. Следует также заметить, что Н.Н. Обозов изучил и «развёл» явления совместимости и сработанности в социальной психологии, ввёл понятие «сработанности».

Наш спикер из России Т.В. Нещерет рассказала и показала своеобразный прибор, получивший название кибернометр, который дает уникальную возможность изучить процесс совместной деятельности. В России он известен уже 50 лет, его появление связано с именами трех человек: француза Ломберже и двух россиян – Н.Н. Обозова и В.С. Белолы. Прибор дает возможность исследования, с одной стороны, и аппаратурно-технического моделирования совместной деятельности и общения, с другой. Его использование описано в работе N. Obozov “The Role of Cybertraning in Teaching Practical Management”.

Прибор прост в конструкции и в использовании. Прибор состоит из рабочей поверхности, на которой обозначен лабиринт. В наличие имеется стержень с ручками управления, наверху стержня расположена сигнальная лампочка. Также к поверхности прикреплены пульт питания, и табло для контроля времени работы и количества ошибок. «Игроки» совместными усилиями передвигают стержень по лабиринту. Задача состоит в том, чтобы провести стержень исключительно с помощью ручек управления, не разрывая контакта с поверхностью и не задевая границы дорожек лабиринта.

В работе на кибернометре предполагается выполнение ряда обязательных условий, которые описаны в инструкции к прибору.

По мнению всех спикеров опыт использования кибернометра ориентирован на обучение разным сторонам совместной деятельности (совместная эффективность, индивидуальный вклад и ответственность за результат, командная работа, влияние, умение делегировать, лидерство, применение взаимной власти и др.). Соответственно, кибернометр можно использовать при исследовании, изучении и моделировании совместной деятельности и общения во многих сферах (семья, трудовой/учебный коллектив, группа друзей) и в разных ситуациях.

Кибернометр позволяет проводить тренинги командообразования в игровой форме и при любых условиях. Кибернометр позволяет исследовать психологию командообразования. Он моделирует наглядный процесс создания команды, формирования команды, взаимодействия в команде, измеряет время и точность совместной работы, определяет совместимость людей в группе. Кибернометр показывает результативность взаимной деятельности команды, степень её сплочённости, сработанности и успешности, и её существующую иерархичность (если она есть). Полученные результаты наглядны и выражены в реальных численных данных.  

Главный плюс прибора в том, что он очень мобилен и прост в использовании. Габариты устройства не превышают размеров обычного ноутбука. 

В настоящее время существует несколько моделей кибернометров.

Обучать детей на кибернометре можно начинать с 4-5 лет. Количество участников кибертренингов от 2 до 9 человек.  

Таким образом, кибернометр позволяет не просто измерить состояние группы и пронаблюдать формирование команды, но также в процессе игры происходит обучение лучшему взаимодействию членов команды. 

Надо признать, что в Казахстане только единицы, кто знаком с данным прибором. В частности, это Гитихмаева Людмила – психолог, выпускница КазНУ, ныне докторант ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, которая поделилась своим опытом работы на кибернометре. Хочется верить, что данный метод исследования и обучения найдет своих пользователей.

В целом, несмотря на технические погрешности, вебинар прошел динамично, содержательно, интересно. 1-я встреча, знакомство с продолжателями идей выдающегося российского психолога Н.Н. Обозова состоялась.

Кафедра общей и прикладной психологии КазНУ им. аль-Фараби выражает огромную благодарность спикерам вебинара из разных городов и стран.

 

 

 

 

Дата публикации:  28.02.2023