Научные школы

ОП «7М01701 – Казахский язык и литература», «8D01701 – Казахский язык и литература»

Обоснование:

Программа обладает аналитическим и креативным мышлением, критически оценивает методологические принципы изучения, модернизации казахского языка и литературы, синтезирует новые методы методологических исследований, эффективно их использует и создает профессиональную личность, способную реализовать их на отечественном и мировом рынках; представить свою точку зрения на актуальные проблемы современного языка и литературы; представлять свое мнение по актуальным проблемам современной гуманитарной науки; работать в команде.

Научные школы ОП. Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты): Подготовка специалистов по образовательной программе «8D01701 – Казахский язык и литература» : 1) теоретическое и методологическое литературоведение, занимающееся разработкой научных концепций, понятийно-категориального аппарата науки о литературе; 2) литературная компаративистика, основанная на сравнительно-историческом изучении национальных литератур, выявлении закономерностей развития мировой и отечественной литературы; 3) интертекстология и текстология, изучающая особенности функционирования, природу художественных текстов; 4) инновационные и коммуникативные технологии филологии, занимающаяся разработкой и внедрением новых методов и приемов преподавания гуманитарных дисциплин; 5) литературная критика, занимающаяся оценкой значимости художественного наследия прошлого и настоящего, выявлением места и роли писателя в историко-культурном процессе; 6) герменевтика и рецептивная эстетика, изучающая особенности восприятия и толкования смыслов, заложенных в художественном произведении; 7) лингвистическая аксиология - которая исследует в языковом проявления идентичность языковой личности и ценностей.

Актуальность ОП. Мир живет в период глобальных вызовов, в период интенсивного развития технологических достижений и инноваций. В условиях нового глобального развития образование и наука должны стоять на передовой позиции изменений. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политика.

По государственной программе развития образования на 2019-2021 годы внедрены новые механизмы профессионального развития педагогических кадров страны. Основным аспектом является исследовательская деятельность педагога.

Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предусматривает возможность приобретения новых профессиональных навыков, развития исследовательских и творческих компетенций педагогических кадров. В этой связи в парадигме достижений отечественной и мировой социально-гуманитарной науки актуальной является подготовка педагогических кадров, способных самостоятельно вести и решать актуальные научные, практические проблемы казахского языка и литературы и его преподавания.

Образовательная программа основана на необходимости подготовки педагогических кадров, имеющих системные знания и критическое отношение к проблемам современного литературоведения, языка, педагогики, способных проводить профессиональный и всесторонний анализ проблем в определенной области, проводить экспертизу научных проектов и исследований.

Потребность рынка. В контексте тенденций развития современных историко-культурных и экономических процессов одним из приоритетных направлений станет разработка собственной стратегии изучения, интерпретации и анализа казахского языка и произведений художественной литературы. В этой связи актуальным является подготовка конкурентоспособной личности, обладающей высокой степенью социальной и профессиональной адаптации, способной критически проанализировать, оценивать, синтезировать подходы к реализации новых идей, методов и подходов в результате обучения казахскому языку и литературе на отечественном и мировом рынках, способной к саморегулированию, гибкому изменению вида и характера профессиональной деятельности.