Образовательная программа: 8D02308 Русская филология
Название ОП |
8D02308 Русская филология |
Область образования |
8D02 Искусство и гуманитарные науки
|
Направление подготовки |
8D023 - Языки и литература
|
Группа образовательных программ |
D060 Филология |
Цель |
Программа направлена на формирование личности специалиста, обладающего критическим мышлением; способного проводить научные исследования в области современного русского языкознания и литературоведения; собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию; осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного объекту исследования материала, выбирать методологию с проекцией на развитие новых перспективных направлений филологической науки; аргументированно представлять и отстаивать собственное научное мнение на научных дискуссиях, используя их рабочий язык. |
Язык обучения |
русский |
Объем кредитов |
180 академических кредитов |
Присуждаемая академическая степень |
доктор философии PhD по образовательной программе «Русская филология» |
Результаты обучения |
По завершении данной образовательной программы ожидается, что обучающиеся будут способны: РО1 Проводить научные исследования и разработки в области русской филологии, основываясь на традиционных и новых научных концепциях, учитывая полипарадигмальность современного языкознания и литературоведения. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания и литературоведения (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики / литературоведения, актуальных филологических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знания. РО2 Критически оценивать результаты научных исследований в новых областях. Описывать содержание современных теорий, проблем и подходов, новых тенденций в исследовании русского языка и литературы в контексте филологического и гуманитарного знания. Обобщать результаты познания и использовать их как средство получения нового знания. РО3 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания и литературоведения на основе самостоятельного оригинального подхода, на основе научно-исследовательского проектирования. РО4 Собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать филологическую и научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного языкознания / литературоведения с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций диссертационного исследования. РО5 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе решения научно-исследовательских задач. РО6 Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русской филологии в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях русского языка и литературы. РО7 Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области русской филологии, осуществлять их критический анализ. РО8 Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии и смежных гуманитарных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных. РО9 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс с целью решения научных задач. Планировать и методически обеспечивать проведение всех форм учебных занятий по дисциплинам филологического цикла в учебных заведениях РК. РО10 Создавать научный труд (научный отчет, реферат, научная статья, филологический комментарий, докторская диссертация, учебно-исследовательский и научный проект и т.д.) в области русской филологии с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национального корпуса русского языка, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности. Участвовать в составлении планов и программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или разделу диссертационного исследования или научного проекта. РО11 Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки. Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных ThomsРО-Reuters и Scopus, научных журналов, рекомендованных ККСОН. РО12 Выбирать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных вопросов русской филологии. |
Для абитуриентов |
https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/bachelor/speciality/1460
|
Академическая деятельность |
Академическая деятельность ОП осуществляется: - в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области гуманитарных наук, - в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете; - обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы; - текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе; - мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов; - разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана;
-академической политики и правил честности университета.
Для подготовки квалифицированных специалистов по русскому языку и литературе трудятся 11 докторов наук и 30 кандидатов наук. |
Научная деятельность |
В целях развития обучающихся на кафедре функционируют клубы и кружки. Клуб «Аккайын» и Этноклуб «Русский мир». С 2008 года на кафедре действуют 5 совместных программ по двойному диплому (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) по направлениям: «Русская филология», «Русский язык и литература». Подготовка кадров осуществляется совместно с Российским университетом дружбы народов (Россия, г. Москва).
Научные школы, научные направления, научные проекты кафедры: диссертационные исследования докторантов осуществляются под руководством ведущих ученых факультета филологии и мировых языков в рамках реализации совместных международных научно-исследовательских проектов по грантам международных организаций, в рамках реализации государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, финансируемых МОиН РК, в частности: «Когнитивный образ мира: национальные коды на казахском языке», «Теоретические концепции и современные технологии анализа художественного текста: мировой и казахстанский контекст».Результаты исследований докторанты могут публиковать в научных журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК, а также в высокорейтинговых журналах, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science, Thomson Reuters.
На кафедре работают 4 интернет-портала: «Атлантида», «Бакалавр», «Руслит.кз», «Методист».
|
Международная деятельность |
образовательной программой предусмотрена возможность обучения в течение учебного года по программе академической мобильности в РУДН им. П. Лумумбы (Москва, РСФСР). В рамках ОП предусмотрена научная стажировка (после первого года обучения) под руководством зарубежных научных руководителей за счет бюджетных средств.
|
Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями) |
Международная аккредитация, национальная аккредитация По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК с 2017 года образовательные программы нашей кафедры «Филология» (Магистратура и Докторантура) и «Русский язык и литература» (Бакалавриат, Магистратура и Докторантура) занимают 1 места по рейтингу Независимого агенства аккредитации и рейтинга (НААР). Независимое агентство по обеспечению качества в образовании (НАОКО) присудила специальности "Русский язык и литература" 1 место по Магистратуре и 2 место по Бакалавриату.
Базы практик: Институт литературы и искусств им. М. Ауэзова (РК); Институт языкознания им. А. Байтурсынова (РК); высшие учебные заведения РК; научно-исследовательские институты и центры при факультете филологии и мировых языков КазНУ им. аль-Фараби: многопрофильный инновационный центр «Глосса», научно-исследовательский центр «Компьютерная лингвистика», исследовательский и учебно-методический центр «Триада».
Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности: - научно-исследовательская деятельность; - образовательная деятельность; - управленческая деятельность; - социально-гуманитарная деятельность.
В подготовку кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни: - научно-исследовательская деятельность (старший научный сотрудник НИИ); - экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук (научный сотрудник); - преподавательская деятельность (преподаватель в вузе, в системе высшего образования); - прочие виды образования, не включенные в другие категории (преподаватель русского языка и литературы); - вспомогательные образовательные услуги (специалист в области общего среднего, среднего специального, высшего образования, консультант по вопросам образовательных услуг).
Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями являются: 1. научно-исследовательские институты; 2. организации сферы науки и научного обслуживания; 3. высшие учебные заведения; 4. организации сферы народного образования; 5. правительственные учреждения, акиматы, министерства; 6. организации сферы культуры и искусства. 7. сфера управления. Образовательная программа является актуальной для следующих сфер занятости: 72.20 Исследования и экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук; 72.202 Прикладные исследования в области общественных и гуманитарных наук, направленные на развитие индустрии; 74.903 Деятельность ведомственных служб, занимающихся инновационными технологиями (медицинские, образовательные, консультационные и др.); 74.909 Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность, не включенная в другие категории; 85.41 Послесреднее образование; 85.42 Высшее образование; 85.59 Прочие виды образования, не включенные в другие категории; 85.60 Вспомогательные образовательные услуги.
|