Образовательная программа: 8D02308 Русская филология

 

Название ОП

8D02308 Русская филология

Область образования

8D02 Искусство и гуманитарные науки

 

Направление подготовки

8D023 - Языки и литература

 

Группа образовательных программ

D060 Филология

Цель

Программа направлена на формирование личности специалиста, обладающего критическим мышлением; способного проводить научные исследования в области современного русского языкознания и литературоведения; собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию; осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного объекту исследования материала, выбирать методологию с проекцией на развитие новых перспективных направлений филологической науки; аргументированно представлять и отстаивать собственное научное мнение на научных дискуссиях, используя их рабочий язык.

Язык обучения

русский

Объем кредитов

180 академических кредитов

Присуждаемая академическая степень

доктор философии PhD по образовательной программе «Русская филология»                 

Результаты обучения

По завершении данной образовательной программы ожидается, что обучающиеся будут способны:

РО1 Проводить научные исследования и разработки в области русской филологии, основываясь на традиционных и новых научных концепциях, учитывая полипарадигмальность современного языкознания и литературоведения. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания и литературоведения (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики / литературоведения, актуальных филологических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знания.

РО2 Критически оценивать результаты научных исследований в новых областях. Описывать содержание современных теорий, проблем и подходов, новых тенденций в исследовании русского языка и литературы в контексте филологического и гуманитарного знания. Обобщать результаты познания и использовать их как средство получения нового знания.

РО3 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания и литературоведения на основе самостоятельного оригинального подхода, на основе научно-исследовательского проектирования.

РО4 Собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать филологическую и научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного языкознания / литературоведения с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций диссертационного исследования.

РО5 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе решения научно-исследовательских задач.

РО6 Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русской филологии в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях русского языка и литературы.

РО7 Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области русской филологии, осуществлять их критический анализ.

РО8 Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии и смежных гуманитарных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных.

РО9 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс с целью решения научных задач. Планировать и методически обеспечивать проведение всех форм учебных занятий по дисциплинам филологического цикла в учебных заведениях РК.

РО10 Создавать научный труд (научный отчет, реферат, научная статья, филологический комментарий, докторская диссертация, учебно-исследовательский и научный проект и т.д.) в области русской филологии с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национального корпуса русского языка, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности. Участвовать в составлении планов и программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или разделу диссертационного исследования или научного проекта.

РО11 Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки. Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных ThomsРО-Reuters и Scopus, научных журналов, рекомендованных ККСОН.

РО12 Выбирать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных вопросов русской филологии.

Для абитуриентов

https://welcome.kaznu.kz/ru/education_programs/bachelor/speciality/1460

 

Академическая деятельность

Академическая деятельность ОП осуществляется:

- в рамках существующих нормативных документов и методических рекомендаций в сфере высшего образования в области гуманитарных наук,

- в результате реализации нормативных документов, регламентирующих учебно-методический процесс в университете;

- обобщением и распространением новых нормативно-правовых актов, касающихся методической работы;

- текущим и перспективным планированием учебно-методической работы университета; согласованием учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) кафедры на соответствие нормативно-правовым актам, рабочего учебного плана и образовательной программе;

- мониторингом обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, документальным оформлением результатов;

- разработкой учебно-методических материалов; разработкой и реализацией рабочего учебного плана;

 

-академической политики и правил честности университета.

 

Для подготовки квалифицированных специалистов по русскому языку и литературе трудятся 11 докторов наук и 30 кандидатов наук.

Научная деятельность

В целях развития обучающихся на кафедре функционируют клубы и кружки. Клуб «Аккайын» и Этноклуб «Русский мир». С 2008 года на кафедре действуют 5 совместных программ по двойному диплому (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) по направлениям: «Русская филология», «Русский язык и литература». Подготовка кадров осуществляется совместно с Российским университетом дружбы народов (Россия, г. Москва).

 

Научные школы, научные направления, научные проекты кафедры: диссертационные исследования докторантов осуществляются под руководством ведущих ученых факультета филологии и мировых языков в рамках реализации совместных международных научно-исследовательских проектов по грантам международных организаций, в рамках реализации государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, финансируемых МОиН РК, в частности: «Когнитивный образ мира: национальные коды на казахском языке», «Теоретические концепции и современные технологии анализа художественного текста: мировой и казахстанский контекст».Результаты исследований докторанты могут публиковать в научных журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК, а также в высокорейтинговых журналах, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science, Thomson Reuters.

 

На кафедре работают 4 интернет-портала: «Атлантида», «Бакалавр», «Руслит.кз», «Методист».

 

Международная деятельность

образовательной программой предусмотрена возможность обучения в течение учебного года по программе академической мобильности в РУДН им. П. Лумумбы (Москва, РСФСР). В рамках ОП предусмотрена научная стажировка (после первого года обучения) под руководством зарубежных научных руководителей за счет бюджетных средств.

 

Обеспечение качества (Аккредитация, рейтинг, работа с работодателями)

Международная аккредитация, национальная аккредитация

По итогам рейтинга образовательных программ среди вузов РК с 2017 года образовательные программы нашей кафедры «Филология» (Магистратура и Докторантура) и «Русский язык и литература» (Бакалавриат, Магистратура и Докторантура) занимают 1 места по рейтингу Независимого агенства аккредитации и рейтинга (НААР). Независимое агентство по обеспечению качества в образовании (НАОКО) присудила специальности "Русский язык и литература" 1 место по Магистратуре и 2 место по Бакалавриату.

 

Базы практик: Институт литературы и искусств им. М. Ауэзова (РК); Институт языкознания им. А. Байтурсынова (РК); высшие учебные заведения РК; научно-исследовательские институты и центры при факультете филологии и мировых языков КазНУ им. аль-Фараби: многопрофильный инновационный центр «Глосса», научно-исследовательский центр «Компьютерная лингвистика», исследовательский и учебно-методический центр «Триада».

 

Подготовка кадров планируется в следующие области профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская деятельность;

- образовательная деятельность;

- управленческая деятельность;

- социально-гуманитарная деятельность.

 

В подготовку кадров в области профессиональной деятельности входят следующие виды деятельности, профессии, квалификационные уровни:

- научно-исследовательская деятельность (старший научный сотрудник НИИ);

- экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук (научный сотрудник);

- преподавательская деятельность (преподаватель в вузе, в системе высшего образования);

- прочие виды образования, не включенные в другие категории (преподаватель русского языка и литературы);

- вспомогательные образовательные услуги (специалист в области общего среднего, среднего специального, высшего образования, консультант по вопросам образовательных услуг).

 

Для будущего трудоустройства выпускников программы ключевыми работодателями являются:

1. научно-исследовательские институты;

2. организации сферы науки и научного обслуживания;

3. высшие учебные заведения;

4. организации сферы народного образования;

5. правительственные учреждения, акиматы, министерства;

6. организации сферы культуры и искусства.

7. сфера управления.

Образовательная программа является актуальной для следующих сфер занятости:

72.20 Исследования и экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук;

72.202 Прикладные исследования в области общественных и гуманитарных наук, направленные на развитие индустрии;

74.903 Деятельность ведомственных служб, занимающихся инновационными технологиями (медицинские, образовательные, консультационные и др.);

74.909 Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность, не включенная в другие категории;

85.41 Послесреднее образование;

85.42 Высшее образование;

85.59 Прочие виды образования, не включенные в другие категории;

85.60 Вспомогательные образовательные услуги.