Докторантура PhD
Название:
Казахский язык и литература
Квалификация:
- Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)
- Модель выпускника
-
Обязательные
дисциплины
-
Элективные
дисциплины
- Практики
1. Демонстрирует литературно-лингвистическую экспертизу современных теорий, концепций, литературных текстов, лингвистической методологии, системного понимания методов обучения, освоения новых технологий художественного творчества, литературных произведений.
Понимание закономерностей развития современных исторических, культурных и литературных процессов, влияние научно-технического прогресса на художественное творчество и методологии исследования и оценки литературного наследия писателей.
2. Разработка собственной стратегии изучения, интерпретации и анализа казахского языка и литературы в контексте современных тенденций развития исторических, культурных и экономических процессов.
3. Изучать методы, методики преподавания языка и литературы, анализировать, изучать новые, цифровые и интернет-технологии и свободно работать с ними.
4. Критический анализ, оценка и обобщение подходов к реализации новых идей, методов и подходов в преподавании казахского языка и литературы на отечественном и мировом рынках.
5. Разработка и внедрение патентного поиска, координация и управление научными исследованиями в области теоретической и прикладной литературы и лингвистики, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ. Разработка научных и творческих проектов по коммерциализации казахского языка и литературы.
6. Разработка новых методологических подходов к преподаванию литературы и лингвистики в высших учебных заведениях, их критический анализ и создание новых гипотез...
7. Самореализация и решение актуальных научных, практических вопросов по изучению казахского языка и литературы в парадигме достижений отечественных и мировых социально-гуманитарных наук.
8. Систематизация, анализ и обобщение теоретических знаний в области культурологии, психологии, экономики, права, литературоведения в процессе преподавания казахского языка и литературы.
9. Использование концептуально-методологического аппарата теории литературы и лингвистики для выполнения нестандартных работ различной степени сложности.
10. Разработка методов педагогического исследования, анализа и продвижения в области литературоведения и лингвистики.
11. Представление результатов исследований в виде докладов, статей, монографий, лекций, учебников и учебных пособий с использованием современных средств массовой информации, редактирования и информационных ресурсов.
12.Персонифицировать себя как конкурентоспособную личность с высокой степенью социальной и профессиональной адаптации, способной к саморегуляции, гибкому изменению вида и характера профессиональной деятельности; быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, анализу ситуации.
Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки и культурного наследия.
Определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития, настаивать на своей точке зрения, принимать решение, убеждать оппонентов
-
Академическое письмо
- Количество кредитов: 2
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.
-
Методы научных исследований
- Количество кредитов: 3
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.
-
Философия и методология педагогики
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: формирование научного представления о философии и методологии педагогики, методике педагогического исследования, развитие исследовательской культуры, навыков реализации методологического потенциала в выполнении докторской диссертации.
В рамках дисциплины исследуются философские школы и концепции, изучаются вопросы целей и задач образования, роли обучающегося и педагогического процесса в формировании личности, основы этики и морали в педагогике.
-
Филологические основы и методика анализа текста
- Количество кредитов: 5
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: языкознание и литературоведение с учетом результатов исследования и анализа основных единиц и категорий текста.
В ходе курса докторант приобретает следующие знания:
- определить актуальность и целостность текста для создания;
- работа с методами обработки текста;
- разработка теоретических основ и методик обработки текста;
- исследует технологию перевода текста и ее лексико-грамматические проблемы преподавания, перевода.
При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Для создания текста узнает его связь и целостность. Рассматривается методы обработки текста. Изучает теоретические основы и профессиональные методы обработки текста, переводить тексты. Обеспечивает лексические и грамматические проблемы перевода.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Исследовательские проблемы сетевой литературы
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: изучить сетевую литературу как существенное культурное явление, формировать способность использовать интернет-технологии.
В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности:
- изучение сетевой литературы как серьезного культурного явления;
- методически грамотно применять интернет-технологии, повышать творческую активность;
- систематический анализ истории сетевого литературного процесса;
- обеспечение доступа читателей к литературным произведениям;
- формирование навыков расширения горизонтов казахской сетевой литературы.
При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Понятие сетевой литературы. Факторы формирования сетевой литературы. Влияние сетевой литературы на современный литературный процесс. Методы исследования сетевой литературы. Закономерности развития сетевой литературы.
-
Казахское языкознание ХХ века: тенденции и методические основы
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: выявление экстралингвистических факторов, влияющих на основные тенденции современного казахского языка и на рубеже веков.
В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности:
-определение экстралингвистических факторов, влияющих на основные направления импульса в условиях современного казахского языка и на рубеже веков;
- отдельные причины изменений в современном казахском языке;
- проанализировать результаты изменений в современном казахском языке;
- проанализировать синхронный и диахронный анализ языковых явлений на основе конкретных примеров и рассмотреть его методологический характер.
При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: причины изменений в современном казахском языке, результаты изменений в современном казахском языке, языковые явления, синхронный и диахронный анализ и его преподавание.
-
Лингвистическая аксиология: языковая личность и ценности
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: комплексный анализ языка, хранящегося в языке, выявление системы ценностей, которая пронизывает национальную идентичность языковой личности, генезис слова «ценность», типология изменения и ценность нации.
В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности:
- проявление национальных ценностей в процессе глобализации;
- роль языковой личности и языкового потенциала в системе национальных ценностей,
- ценности, которые составляют основу национальной целостности, национальной идентичности, национальной независимости в системе национальных ценностей,
- языковая и речевая деятельность направлена на дифференциацию языковых структур и систем посредством лингвистического анализа.
При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Проявление национальных ценностей в процессе глобализации; роль языковой идентичности и языкового потенциала в системе национальных ценностей, языка и речи, направленных на дифференциацию языковых структур и систем посредством лингвистического анализа, основанного на национальной целостности, национальной идентичности, национальном суверенитете, роли языка.
-
Литературоведение и фольклористика в контексте педагогического образования
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: формировать специалиста, способного внедрять научные достижения в литературоведении и фольклоре в контексте современного педагогического образования на основе новых технологий в сфере образования.
В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности:
- демонстрировать системные представления в области науки литературоведения и фольклористики;
- планировать научных исследований на основе научных концепций и соображений в области исследования;
- организовывать обучения достижений науки в литературоведении и фольклоре с использованием педагогических методов и приемов в организациях образования;
- реализовать индивидуальных научных проектов на основе педагогических исследований;
- внести поправок в самостоятельные научные концепции с освоением новых педагогических технологий.
При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Литературоведение в контексте педагогического образования. Педагогика и фольклористика. Философские ориентиры педагогики и литературоведения. Особенности преподавания литературоведения и фольклористики. Образовательный процесс в высших учебных заведениях и литературоведение и фольклористика.
-
Поиски в творческой лаборатории писателя и журналиста
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: изучить понятие творческой лаборатории писателя и журналиста, особенности, закономерности их творческой деятельности.
В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности:
- ориентировать в журналистике нового века, понимание основных политико-исторических процессов, планирование комплексных исследований;
- овладение практическими сторонами журналистики, ее методами и приемами, самостоятельные исследования о бытии творческой личности;
- осуществление комплексной исследовательской работы в сравнении с творческими процессами писателя и журналиста;
- создание собственных выводов, основанных на видах следов в творческой лаборатории;
- исследование влияния творческих работ писателей и журналистов на жизнь общества, решение социальных проблем, анализ результатов, критическая оценка.
При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Поисковая сфера творчества писателя и журналиста. Тема вдохновения в творчестве. Литературно-критические статьи в газетах-журналах. Творческий портрет писателя в критических трудах.
-
Теоретические проблемы сравнительного исследования литературы тюркских народов
- Тип контроля: [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
- Описание: Цель дисциплины: формирование способности систематически демонстрировать знания и навыки в области сравнительного изучения литературы тюркских народов.
В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности:
- систематически демонстрировать знания и навыки в области сравнительного изучения литературы;
- развитие результатов исследования литературы тюркских народов в зависимости от характера времени, национальных и художественных особенностей;
- последовательно систематизировать литературные связи тюркских народов, демонстрировать полученные знания в своей сфере и общественной среде;
- умеет формулировать и интерпретировать методы сравнительного исследования литературы, литературных произведений;;
- в совершенстве овладеть принципами сравнительного исследования, выносить выводы в научную среду, защищать их.
При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Принципы сравнительного изучения литературы. Связь литературы тюркских народов. Литература тюркских народов в контексте сравнительного литературоведения. Литература тюркских народов в восприятии других народов.
Приведены данные за 2021-2024 гг.
-
Исследовательская
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.
-
Педагогическая
- Тип контроля: Защита практики
- Описание: Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.
Приведены данные за 2021-2024 гг.