В свете модернизации

18.01.2016

Просмотров: 3388

В КазНУ им. аль-Фараби прошла 46-я научно-методическая конференция и заседание учебно-методического объединения (УМО), где представители региональных ВУЗов в кооперации с экспертами промышленных отраслей обсудили вступившие в силу изменения в Закон РК «Об образовании» в системе подготовки кадров.

На конференции были обсуждены вопросы по модернизации образовательных программ для гарантии качества подготовки кадров; инновационное обучение: технологии и методы. Директор департамента высшего послевузовского образования и международного сотрудничества Серік Өмірбаев, выступая с докладом, акцентировал внимание на некоторые изменения, которые были приняты Министерством образования РК. В частности, учебные вузы сами будут определять учебную программу и делать выбор между дипломной работой и государственными экзаменами. «Таким образом, форму итоговой аттестации будет выбирать вуз самостоятельно», - отметил Серік Өмірбаев. Изменения коснулись и докторантуры. Отныне степень PhD представится возможной в частном порядке, по так называемому корпоративному заказу, который позволит повысить квалификацию за счет работодателя и иных инвестиций. «Образовательная компонента сократится до 20 %, усилится научно-исследовательская подготовка до 80 кредитов», - продолжил эксперт.

В целом формируемая система профстандартов внедрит процесс подтверждения квалификации работников через профессиональный экзамен. Такой механизм обеспечивается выстраиванием сети независимых сертификационных центров. Оценка, получаемая определенным центром, будет служить своеобразным паспортом профессиональной состоятельности претендента на работу. Стоит отметить, что был поднят вопрос о создании республиканской комиссии в качестве регулятора процессов модернизации.

Эксперт от Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Марат Исабеков выступил с докладом об эффективности «профессиональных карточек», предусматривающие согласование профессиональных стандартов между профилирующей отраслью и вузами, выпускающими их. В противовес профессиональным картам, Директор департамента развития человеческого капитала нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy» Ляззат Ахмурзина предложила усилить взаимодействие академического процесса с реальным производством, поддержать актуальность образовательных программ в соответствии с потребностями компаний нефтегазового сектора.

«Если одна и та же профессия применяется в нескольких областях, таких как, например, в бурении и в разведке, тогда данную профессию необходимо отражать только в одном виде деятельности, чтобы искусственно не увеличивать количество профессий. По результатам проведенного анализа классификации специальностей, в итоге экспертами «Kazenergy» было выявлено 45 новых должностей и профессий рабочих», - отметила Ляззат Ахмурзина.

Декан факультета географии и природопользования КазНУ им. аль-Фараби Виталий Сальников отметил крайнюю необходимость доработать авиационно-метеорологический стандарт совместно с Комитетом гражданской авиации ввиду угрозы безопасности воздушных полетов.

Так, на основании рекомендаций конференции для дальнейшей модернизации образовательных программ с целью их аккредитации и формирования гарантии качества подготовки кадров, а также повышения качества образовательных услуг перед КазНУ ставятся следующие задачи:

1 Совместно с профессиональным сообществом определить критерии оценки качества ОП по следующим направлениям: компетенции, ожидаемые результаты обучения, содержание учебных курсов, методы обучения, методы оценки, исследовательская деятельность обучающихся, кадровый состав, возможности для трудоустройства.

2 Разработать механизм сертификации образовательных программ профессиональными сообществами и ассоциациями.

3 Организовать внешнюю экспертизу образовательных программ.

4 Разработать механизм учета замечаний аккредитационных агентств при формировании и мониторинге образовательных программ.

5 Организовать анализ представленности студентоцентрированных методов обучения в образовательном процессе факультета.

6 Организовать обучающие семинары для ППС с привлечением ведущих ППС для обмена опытом и повышения квалификации.

7 Разработать методические рекомендации по созданию форм оценки ожидаемых результатов обучения с учетом специфики специальностей и дисциплины.

8 Выступить инициаторами в разработке профессиональных стандартов по соответствующим специальностям профессиям в сотрудничестве ассоциациями предприятий и НПП РК «Атамекен».

Принятые по итогам заседания решения будут способствовать достижению стратегических целей развития образования и науки.

В обсуждении актуальных вопросов приняли участие: более 500 представителей профессорско-преподавательского состава, МОН РК, «Ғылым Ордасы», а также Национальная палата предпринимателей.

Пресс-служба КазНУ

8 (727) 377-31-48