Конференция «Болонский процесс в Казахстане: опыт администрирования образовательных реформ» объеденила более 700 представителей научно-образовательной общественности

23.05.2014

Просмотров: 2363

Международная научно-практическая конференция «Болонский процесс в Казахстане: опыт администрирования образовательных реформ», прошедшая в рамках яркой юбилейной декады нашего университета, оказалась в центре внимания мировой и казахстанской вузовской и научной общественности. В ней приняли участие более 700 человек.


Деловой тон профессиональным дискуссиям задал ректора КазНУ им. аль-Фараби Галым Мутанов, отметив, что именно наш университет, первым в Центральной Азии присоединившийся к Болонской хартии в 2003 году, является настоящим полигоном апробации новейших вузовских технологий. Результатом кропотливой работы по сближению отечественной и европейской систем образования стало создание экспериментальных образовательных программ, использование компетентностного подхода, развитие академической мобильности ППС и обучающихся, привлечение работодателей, создание программ двудипломного образования, контроль качества. Приближение к требованиям мировой образовательной системы позволили получить образовательным программам международную аккредитацию ведущих зарубежных агентств AQUIN и AQA. Но стремительные изменения ХХI века, по мнению ректора, ставят перед высшим образованием новые, более сложные проблемы, которые можно решать только сообща. Поэтому КазНУ им. аль-Фараби стал инициатором создания Консорциума ректоров вузов, объединившим также Назарбаев Университет, ЕНУ им. Л. Гумилева, КИМЭП, МАБ, КБТУ, КазГЮУ, КазНАУ. Предстоит унификация квалификаций и критериев взаимного зачета учебных программ и дисциплин, достижение автономии вузов, стремление к высокой образовательной и культурной миссии вузов.

Координатор программы Эразмус+ в Казахстане Шайзада Тасбулатова продемонстрировала участникам конференции динамику сотрудничества с отечественными вузами, в котором, по числу реализованных совместных и индивидуальных проектов, лидирует КазНУ им. аль-Фараби. Эта авторитетная программа активно способствует развитию человеческих ресурсов и международного потенциала на основе сотрудничества между вузами, исследовательскими центрами, которыми активнее нужно пользоваться казахстанцам.

Начальник управления информационно-аналитического обеспечения Центра Болонского процесса и академической мобильности МОиН РК Кымбат Байсекина напомнила основные вехи, по которым наша страна шла к Болонскому процессу: создание трехуровневой системы высшего образования, подписание в 2010 году Казахстаном Великой хартии университетов, финансирование государством программ академической мобильности. Большим прорывом стало сопредседательствование Казахстана в Болонском процессе – в феврале на базе Назарбаев Университета состоялась международная конференция, собравшая представителей 20 стран, активно действующих по повышению качества высшего образования. В настоящее время ведутся разработки по сближению кредитной системы Казахстана, основанной на американской модели, с европейской системой ESTC. Проректор КазНУ им. аль-Фараби Дархан Ахмед-Заки представил опыт реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ. Обучение в вузе идет с учетом мирового опыта, к формированию учебных программ привлечены работодатели, задавая задел будущей профессиональной деятельности, студентам, магистрантам и докторантам PhD предлагаются индивидуальные образовательные траектории. Сейчас преподавательский состав университета работает над повышением качества учебно-методических комплексов, сочетанием образовательных модулей, совершенствованием итоговых вопросов для оценки качества обучения. Свое видение в использовании преимуществ Болонского процесса продемонстрировала и вице-президент по делам студентов, международному сотрудничеству и связи с государственными органами Назарбаев Университета Лоретта О’Донель. Именно здесь активно используются все академические свободы, мобильно изменяются курсы, идет активное сотрудничество с мировыми образовательными центрами.

Пристальному анализу на прошедшей конференции подверглась ситуация с научными публикациями. В Европе, следовавшей принципу Гумбольдта, образование и наука традиционно объединены. В советской системе они были разделены и только теперь происходит интеграции на баз высших учебных заведений. Потому столь актуальным является вопрос публикаций ученых в авторитетных мировых научных журналах и индекс их цитируемости. В презентации Аздаа Котани, вице-президента издательства Шпрингер по Ближнему Востоку, Турции и Центральной Азии, было показаны важность развития международных связей и повышения конкурентоспособности азиатских университетов благодаря публикациям исследований их ученых в крупных научных журналах. Наибольшое количество статей по различным направлениям науки опубликовали ученые КазНУ им. аль-Фараби, но именно вопрос научных публикаций по-прежнему остро стоит перед вузовскими исследователями Казахстана.

В связи с наставшей цифровой эпохой, обострилась проблема электронных учебников. Новое поколение студентов уже интегрировано в компьютерную среду. В целом о качестве учебной литературы в стране рассказала директор Республиканского научно-практического центра «Учебник» Бейбиткуль Каримова, констатировав, что пока издание учебников для вузов имеет значительно меньшие масштабы, нежели производство литературы для средней школы. Большой интерес вызвало выступление председателя совета директоров АО «Национальный центр информатизации» Гуль Нургалиевой о методологии конструирования электронных учебников. По ее убеждению, назрела необходимость выстроить такую последовательность: в детских садах нужно использовать компьютерные игры, в школах – электронные учебники, а в вузах – электронные научно-исследовательские лаборатории. Но создание таких комплексов требует как больших интеллектуальных, так и финансовых вложений. Зарубежный опыт использования электронного книгоиздания в вузах представил менеджер издательства Эльзивер по Турции и Центральной Азии Айхан Аканай Саракоглу. А уже об активно используемых технологиях в мире и в Казахстане для организации образовательного процесса сообщили Денис Курамшин, менеджер Blackboard по СНГ, Ермек Алимжанов, директор Центра дистанционного образования КазНУ им. аль-Фараби. В целом суть использования таких технологий сводится к постоянному доступу и реальной оценки получаемых знаний, навыков, компетенций обучающихся.

В ходе конференции также были затронуты вопросы реализации компетнтностного подхода, привлечения работодателей к итоговой аттестации выпускников, проблемы внедрения контроля качества, принципы научно-технического сотрудничества и многое другое.

В рамках конференции прошло заседание учебно-методической секции по гуманитарным и естественно-научным специальностям Республиканского учебно-методического совета учебников высшего и послевузовского образования МОиН РК, где были утверждены результаты экспертизы и даны рекомендации по присвоению грифов.

Профессиональную атмосферу конференции скрасило выступление сопредседателя Клуба друзей КазНУ им. аль-Фараби Ханно Шаумбурга, почетного профессора Гамбургского университета технологий. За несколько лет в ряды этого общественного объединения влились боле 80 различных организаций, более 500 ученых, общественных деятелей, которые помогают нашему вузу активно внедряться в орбиты международного образовательного и научного пространства. Он призвал всех желающих вступать в Клуб друзей КазНУ им. аль-Фараби – двери для всех открыты. В связи с торжествами ректор КазНУ им. аль-Фараби Галым Мутанов вручил Ханно Шамбургу за активную подвижническую деятельность в клубе диплом и золотую медаль аль-Фараби.

Все участники конференции поздравили КазНУ с 80-летием, пожелали успехов в нелегком деле реформирования высшего образования, значимых научных открытий. Конференция «Болонский процесс в Казахстане: опыт администрирования образовательных реформ» стала центром обмена опытом и мнениями по проблемам высшего образования, чей прежний облик сейчас активно меняется.