Конституция – закон прямого действия

04.09.2009

Просмотров: 5383

27 августа в канун Дня Конституции РК в стенах Казахского национального университета прошел «круглый стол» на тему «Конституция - основа устойчивого и безопасного развития Республики Казахстан как суверенного государства» с участием преподавателей и ученых вузов г. Алматы.

«Круглый стол» начался с обсуждения исторической миссии главного Закона страны, обеспечившего становление молодого независимого государства Казахстан. Как отметил декан юридического факультета КазНУ Д.Л. Байдельдинов, открывая «круглый стол», очень символично, что здесь присутствуют известные профессоры КазНУ - академик Султан Сартаев.и академик Салахиден Сабикенов, которые под руководством нашего президента Н.А. Назабаева писали, творили нашу Конституцию, заложившую основы государственности Казахстана.

Участники «круглого стола» обсудили роль и политико-правовое значение Основного закона страны в процессе демократизации политической системы Республики Казахстан, а также проблемы становления конституционных институтов и перспективы совершенствования гражданского законодательства Казахстана. Ученые-юристы обменялись мнениями по историко-правовым и теоретико-правовым аспектам конституционного развития суверенного и независимого государства Казахстан.

«Мы живем в конституционном пространстве. Опорой нашей страны является нынешняя Конституция. За эти 14 лет лишь дважды в Конституцию были внесены изменения, и этот факт свидетельствует о том, что основной закон нашего государства был правильным, грамотным, действующим»,- сказал академик Султан Сартаев.

По мнению академика Салахидена Сабикенова, конституционные нормы - это не застывшие явления, они должны обладать двумя качественными измерениями: быть динамичными и стабильными. Только учет этих факторов дает возможность постоянно думать об обновлении конституционных норм, чтобы они не отставали от изменившихся условий жизни общества, государства и людей. Но при этом речь не должна идти о процессе создания новой конституции. Это не замена конституции, не подмена, а уяснение ее смысла, адаптация к новым реалиям общественного и государственного развития.

Также подробно были рассмотрены перспективы модернизации национального законодательства республики, основные тенденции развития уголовно-правового и процессуального законодательства в процессе демократизации казахстанского общества. Говоря об актуальности и необходимости перехода Казахстана к устойчивому развитию, заведующая кафедрой природоресурсового и экологического права КазНУ Ляззат Еркинбаева сказала, что по индексу экологической устойчивости Казахстан занимает 70-е место в мире. Поскольку Конституция страны является законом прямого действия, Казахстану необходимо шире использовать ресурсы основного документа для совершенствования национального законодательства.

Участники «круглого стола» выработали конкретные рекомендации, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование основного Закона страны.

Пресс-служба КазНУ

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

«круглого стола» на тему:
"КОНСТИТУЦИЯ РК - ОСНОВА УСТОЧИВОГО И БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ
КАЗАХСТАНА КАК СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА"

27 августа 2009 г.

  1. В целях создания условий для повышения эффективности реализации норм такого важного социально-правового института, как участие граждан в обеспечении безопасности, целесообразно закрепить на конституционном уровне положения, касающиеся права граждан в обеспечении общественной безопасности в Казахстане.
  2. Конституцию РК необходимо рассматривать в неразрывном единстве с основополагающими политико-правовыми актами республики, в особенности с Законом Казахской ССР "Об учреждении поста Президента Казахской Советской Социалистической Республики", Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР, Конституционным Законом "О государственной независимости Республики Казахстан". Идеи о безопасном и устойчивом развитии, заложенные в этих правовых актах, получили свое развитие в Конституции РК 1995 г.
  3. Для безопасного и устойчивого развития Казахстана как суверенного государства стратегическое значение имеет обеспечение эффективности, прозрачности и открытости в деятельности государственных органов. Приоритетом должна стать реализация административной реформы, направленной на совершенствование системы управления в стране и увеличение количества выборных институтов, совершенствование выборного законодательства. Для проведения политической реформы необходимо концептуально определиться по модели политической системы страны, выработать системную и осмысленную программу реформирования, в которой будет изложена эта модель.
  4. Необходимо укрепление системы сдержек и противовесов, направленной на обеспечение баланса между ветвями государственной власти. Речь идет, прежде всего, об усилении роли Парламента и обеспечении большей независимости судебной системы.
  5. Необходимо широко и систематически пропагандировать идеи Конституции РК как важнейшего правового и политико-идеологического документа суверенного Казахстана; раскрывать общенародную сущность, юридические свойства и созидательный характер Конституции.
  6. В связи с большой значимостью вопросов внешней политики полагаем необходимым закрепить основные принципы внешней политики Казахстана в Конституции РК путем принятия специального раздела. Данный раздел должен содержать нормы, регулирующие основы внешней политики Казахстана, ее взаимоотношений с ближним и дальним окружением.
  7. Разработать и принять государственную Программу информационно-пропагандистской деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания граждан, а также разработать методические рекомендации по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, с помощью которых население обучалось бы основам безопасности жизнедеятельности, нормам общественной безопасности и правопорядка и др.